Введение 3
Глава 1 Общая характеристика, становление и развитие системы государственных закупок в Российской Федерации 8
1.1 Понятие, сущность и основные принципы государственных закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.. 8
1.2 История развития института государственных закупок 17
в Российской Федерации 17
1.3 Субъектный состав правоотношений в контрактной системе 26
Глава 2 Основы правового регулирования заключения, изменения 33
и расторжения государственного контракта 33
2.1 Порядок заключения государственного контракта
государственным заказчиком по результатам проведения электронной процедуры 33
2.2 Содержание государственного контракта и изменение его
условий со стороны государственного заказчика 42
2.3 Порядок и основания расторжения государственного контракта
со стороны государственного заказчика 52
Глава 3 Актуальные проблемы правового регулирования договорных отношений государственного заказчика в контрактной системе 59
3.1 Анализ основных нарушений, допускаемых государственными
заказчиками в сфере закупок 59
3.2 Анализ правоприменительной практики, связанной 66
с договорными отношениями государственного заказчика 66
в контрактной системе 66
Заключение 74
Список используемой литературы и используемых источников 77
Актуальность темы диссертационного исследования состоит в том, что государственные закупки являются важным механизмом государственного регулирования экономики и повышения эффективности использования бюджетных средств. Более того, государственные закупки становятся все более значимым инструментом реализации приоритетных национальных проектов и программ. Данная система требует постоянного развития и актуализации в связи с тем, что экономика не стоит на месте.
Экономическая деятельность по своей сути всегда развивается и изменяется, поэтому существует постоянная необходимость в актуализации и дополнении законодательства в сфере государственных закупок. Система государственных закупок изначально была построена на основе успешной зарубежной практики, путь ее развития был также идентичен [67]. В 2013 году был принят Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, 44-ФЗ), на момент принятия его нормы казались достаточными для надлежащего регулирования отношений в данной сфере [63]. Например, важная его часть заключалась в установлении цикла государственных закупок, суть была в том, что каждая закупка начинается с планирования на основе потребностей и заканчивается непосредственным исполнением условий государственного контракта.
Система государственных закупок в настоящее время есть во многих современных государствах. В Российской Федерации, например, закупки занимают 11-15% от внутреннего валового продукта. Ежегодно из государственного бюджета выделяется и осваивается бюджетными учреждениями примерно шесть с половиной триллионов рублей.
По данным Единой информационной системы существует около 350 тысяч государственных заказчиков, работающих по системе
государственных закупок, они пользуются заказом необходимых для деятельности товаров, а также услуг [72]. Однако со временем, практическое применение 44-ФЗ выявило некоторые недостатки и недочеты, например, при непосредственном осуществлении контракта и прочее. На сегодняшний день, экономика и политическая составляющая в нашей стране находятся на сложном этапе. Именно поэтому проблемы, связанные с регулированием государственных закупок, являются наиболее актуальными, а именно - расходование бюджетного финансирования заказчиком.
Степень научной разработанности темы показывает, что она является хорошо исследованной, в основе лежит обширный перечень научных работ, посвященных данной проблематике. В частности, существует значительное число статей в научных журналах, монографий и учебных пособий, которые посвящены вопросам договорных отношений в государственных закупках. Тем не менее, это не означает, что тема полностью изучена и закрыта для дальнейших исследований. На практике все еще существует много проблем, связанных с заключением договоров в системе государственных закупок и их исполнением. К данной тематике существует значительный интерес со стороны научного сообщества и представителей бизнеса, поскольку возмущения по поводу коррупционных проявлений на государственных закупках в различных странах, в том числе и в России, продолжают оставаться на поверхности общественного сознания и вызывают неоднозначные реакции.
Объектом диссертационного исследования являются договорные правоотношения с участием государственных заказчиков, возникающие в рамках контрактной системы в сфере закупок.
Предметом диссертационного исследования являются нормы права, которые регулирует договорные отношения государственного заказчика в системе государственных закупок.
Цель данного диссертационного исследования заключается в анализе теории и практики применения норм права в сфере договорных 4
правоотношений государственного заказчика, а также изучении механизма обеспечения государственных нужд...
Договорные отношения государственного заказчика в контрактной системе в сфере закупок являются важным аспектом организации государственных закупок. В контрактной системе государственного заказчика устанавливаются цели, задачи и механизмы осуществления государственных закупок, а также организуются и управляются контрагентские отношения между государственным заказчиком и участниками закупочных процедур.
Государственные закупки - это определенные правоотношения между государственным заказчиком и поставщиком, направленные на удовлетворение государственных нужд в виде товаров, услуг и работ за счет эффективного расходования средств государственного бюджета, с соблюдением принципов гласности, справедливости и равноправия. Далее рассмотрим историю развития института государственных закупок в Российской Федерации.
История развития института государственных закупок берет свое начало с развития товарно-денежных отношений, а законодательное закрепление государственные контракты получили еще в XVI веке. Становление и развитие механизма регулирования государственного заказа происходит по сегодняшний день. В Российской Федерации в советское время процедура государственных торгов не развивалась вовсе в связи с особыми экономическими и политическими условия развития государства. Сегодняшние государственные закупки приобрели свое законодательное закрепление лишь в 2014 году с принятием Федерального закона о контрактной системе № 44.
В процедуре государственных закупок участвуют с одной стороны - государственный заказчик (учреждение, предприятие, организация, финансируемая за счет федерального и муниципального бюджета), с другой стороны - любое физическое или юридическое лицо, кроме офшорных организаций.
Государственный заказчик заключает контракты с победителями торгов на выполнение работ, оказание услуг и поставку товаров согласно установленным процедурам. Условия государственного контракта подразделяются на существенные и несущественные. На моменте заключения контракта можно изменять лишь вторые. Но при этапе исполнения стороны могут заключить всевозможные дополнительные соглашения. В целом, государственный контракт содержит множество условий, которые регламентированы законодательством, а это значит, что поставщик и заказчик несут солидарную ответственность, имеют равные права и обязанности.
При заключении контракта государственный заказчик должен учитывать наименование товара, сроки поставки, количество, качество и цены. В государственном контракте также должны быть прописаны гарантии исполнения контракта, ответственность государственного заказчика и его контрагентов за невыполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта, а также порядок разрешения споров и конфликтов.
В контрактной системе в сфере закупок очень важно своевременно анализировать нарушения, с которым сталкиваются как участники закупки, так и государственные заказчики. Это могут быть нарушения, как технического характера, человеческого фактора, так и целая коррупционная система. Для того, чтобы избежать появления все новых проявлений коррупции в сфере государственных закупок, очень важно модернизировать все проводимые процедуры и закреплять на законодательном уровне [12].
В случае нарушения условий контракта государственный заказчик имеет право применять различные меры ответственности: штрафы, неустойки, аннулирование договора и т.д. В то же время, государственный заказчик также несет ответственность за свои действия и может быть привлечен к ответственности в случае неправомерных действий, таких как 75
нарушение законодательства коррупционных преступлений....
1. Андреева Л. В. Государственные закупки инновационной продукции у субъектов малого предпринимательства // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2019. № 1. С. 9-12
2. Антропова Т.Ю. «Подводные камни» госконтракта // Руководитель бюджетной организации. 2014. № 9. С.6
3. Александров Г.А. Вопросы обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) // Прогосзаказ.рф. 2017. № 6. С. 50-67
4. Архипов Ю.Г. Основы правового регулирования в сфере государственных и муниципальных закупок. Учебное пособие. М.: МАРТИТ. 2015. С. 156
5. Байрашев В. Мониторинг закупок: о чем позабыл Минфин России // Прогосзаказ.рф. 2019. № 6. С. 44-48
6. Байрит А.В. История развития государственного заказа в Российской
Федерации / А.В. Байрит. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2020. № 43 (333). С. 154-157. URL: https://moluch.ru/archive/333/74465/ (дата
обращения: 30.04.2023)
7. Баланцев Е.В. Национальный режим при осуществлении закупок // Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. 2017. № 7. С. 22-29
8. Балтутите И.В. Институт государственных закупок: от Русской Правды к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Legal Concept. 2015. № 4 (29). С. 31-36
9. Барыбина Е.Л. Понятие «государственные (муниципальные) нужды» в предмете государственного контракта как средство самоорганизации гражданских правоотношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд // Современное право. 2014. № 10. С. 79-83
10. Белов В.Е. Определение (формирование) цены государственного контракта: к вопросу об экономии бюджетных средств // Право и экономика. 2010. № 4. С. 4-10
11. Беляева О.А. Конфликт интересов в публичных закупках // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2019. № 1. С. 13-18
12. Беляева О.А., Цирин А.М. Направления повышения эффективности противодействия коррупции в сфере корпоративных закупок // Журнал российского права. 2019. № 10. С. 152-162
13. Богачев П.В. Новое в осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд: анализ общих положений нового законодательства // Глобальный научный потенциал. 2013. № 9. С. 92-95
14. Борисова Е.В. Профессионализм заказчика - базовый принцип контрактной системы государственных закупок // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 2(24). С. 24-26
15. Бурлаков Н.А. Совершенствование регионального механизма информационного обеспечения процесса управления государственными закупками // Креативная экономика. 2014. Том 8. № 8...74