Введение………………………………………………………………..2
Глава I.Хоррор: особенности жанра…………………………………3
1.1 История возникновения жанра…………………………….3
1.2 Дефиниции жанра хоррор…
1.3 Анализ основных характеристик и формул построения хоррора
1.4 Социально-антропологический подход к изучению хоррора
Глава II.История жанра «хоррор» в СССР …………………………19
2.1 Зарождение и развитие жанра………………………….19
2.2 Причины табуированности фильма ужасов как жанра
Глава III.Выделение и анализ советских фильмов ужасов. Специфика советского хоррора
3.1 Фильмы и жанры, в которых «растворен» фильм ужасов
3.2 Затрагивание табуированных тем с помощью хоррор-элементов
3.3 Особенности советского фильма ужасов, его задачи и характеристики
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность данного исследования напрямую исходит из открытости вопроса кинематографического жанрообразования в целом.
Образование новых жанров, их смешение, влияние на их появление различных факторов, таких как, социальный, временной, культурный контекст и так далее, делает эту проблему актуальной и по сей день, и, возможно, актуализирует ее на долгое время вперед.
Теоретическая разработанность проблематики определения самого жанра хоррор в трудах Дмитрия Комма, Эндрю Тюдора, Ноэля Кэррола и других теоретиков позволили определить объект, предмет, цель и задачи исследования.
Так, объектом исследования является сам жанр хоррора. Предметом исследования выступает советский фильм ужасов.
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить специфические особенности жанра ужасов и применить их для выделения советского хоррора, определения его особенностей и основных характеристик.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить различные методы подхода к исследованию исследованию хоррора как отдельного жанра
2. Выявить основные характеристики и формулы построения жанра хоррор
3. Применить их для выделения фильмов, которые могут быть отнесены к «советскому хоррору»
4. Исследовать фильм ужасов с точки зрения социально-культурного контекста
5. Рассмотреть причины табуированности данного жанра в кинематографе Советского Союза
6. Выделить особенности «советского хоррора»
В ходе данного исследования были найдены некоторые специфические особенности жанра хоррор, и выявлена возможность существования фильмов ужасов в условиях советской действительности.
Несмотря на официальное отсутствие жанра хоррор в репертуаре, его все же можно найти и «конденсировать» среди огромного пласта cоветской кинематографии. Как выясняется, советскому хоррору не чужды элементы любого другого фильма ужасов. Главным образом элементы данного жанра можно усмотреть в экранизациях литературных произведений, а также в фильмах, где мы видим логичное объяснение всему происходящему. Оба этих варианта представляют нам как мистическую разновидность хоррора, так и натуралистическую.
Тем не менее советский фильм ужасов все же отличается от общего современного понимания хоррора. Присутствие на экране напряженной атмосферы, связанной с мистикой и непонятностью происходящего, создание особенного мира на экране, который нельзя назвать ни фантастическим, ни полностью реалистическим – все это дает нам возможность выделить некий пласт фильмов, которые, в силу этих причин, можно отделить от приписываемого им жанра и, в какой-то степени, породнить с фильмами ужасов.
Многие кинокартины, заключающие в себе какие-либо хоррор-элементы, больше подстраивались под научную фантастику, а те немногие хорроры, имеющие более чистый жанровый характер, чаще всего помещались в исторический контекст или являлись экранизаций литературных классических произведений. Именно в этом и заключается особенность бытования жанра советского хоррора, который никогда не назывался этим термином, хотя зачастую и содержал отдельные или многие его черты.
Очевидно, что исследование хоррора в советском кино, как и других неявных жанров, маскирующихся под другие в условиях планового государственного кинопроизводства, подвергающегося жесткой идеологической цензуре, не исчерпывается данной работой и содержащимися в ней примерами, и требует продолжения.
1. Белоусов Ю.А. Проблема взаимоотношений художника и зрителя в советском кинематографе 20-х – 30-х годов. М., 1981.
2. Болтянский Г.М. Ленин и кино. — М.: Л., 1925 — С.19
3. Большая советская энциклопедия. Жанр // Энциклопедии и словари URL: http://enc-dic.com/enc_sovet/Zhanr-16532.html (дата обращения: 30.04.2017).
4. Гращенкова И.Н., Зиборова О.П.,Косинова М.Р., Фомин В.И. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат. - М.: Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова, 2012.
5. Гращенкова И.Н., Зиборова О. П., Косинова М.Р., Фомин В.И. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат : [арх. 2 мая 2014]
6. Громов Е. Жанр и творческое многообразие советского киноискусства // Жанры кино / НИИ теории и истории кино Госкино СССР / В. И. Фомин. — М.: Искусство, 1979. — С. 17,18. — 319 с.
7. Доусон К. Боги революции // СПб., 2002. С. 99.
8. Жижек С. Порнография, ностальгия, монтаж: триада взгляда // С. Жижек, М., 2004. С. 43-66.
9. Жирмунский В. Немецкий романтизм и современная мистика // СПб., 1914.
10. Зенкин С. Эффект фантастики в кино // Фантастическое кино. Эпизод первый: Сборник статей. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 50−66.
11. Известия, 2 сентября 1919 г.; см. также сборник документов: Лебедев Н. (ред.). Ленин, Сталин, партия и кино. М.-Л., 1938. С. 11-12.
12. Коган Л. (ред.). Кино и зритель. Опыт социологического исследования. М., 1968. С.14
13. Комм Д. Формула страха: Введение в историю и теорию фильма ужасов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012
14. Корнев В.Фильмы ужасов // Философские дескрипты: сб. науч. статей. — Вып.6. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. — С. 68-77
15. Крижанская Д., Добротворский С., Шинкарев В. Параллельное кино // Сеанс. - 1992. - №2.
16. Кристева Ю. Силы ужаса. Эссе об отвращении. — Спб, 2003.
17. Лебедев Н. Очерки истории кино СССР. Немое кино. М., 1947. C. 150-151
18. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Таллин: Издательство "ЭэстиРаамат", 1973.
19. Маркулан Я. Киномелодрама. Фильм ужасов. Л., 1978.
20. Медведев М. Позднесоветский «авторский» кинематограф // Киноведческие записки. - 2001. - №53..
21. Михалкович В.И. Фильмы ужасов // Кино: Энциклопедический словарь / С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 640 с.
22. Пису С. Кино и общество в СССР: "Изучение кинозрителя" в Советской кинематографии 20-х годов // программа „MasterandBack”. RegioneAutonomadellaSardegna, 2007.
23. Полн. собр. соч. - 5-е изд. - Т. 44. - С. 579: Беседа В. И. Ленина с А. В. Луначарским
24. Раззаков Ф. Гибель советского кино. Интриги и споры. 1918-1972. - М.: Эксмо, 2008. - С. 46.
25. Ратников Г.В. Жанровая природа фильма. - Минск: Навука i тэхнiка, 1990. - С. 53.
26. Салынский Д. Наброски к проблеме жанров в кино. // Киноведческие записки. - 2004. - №69. - С. 88.
27. Скал Д. Книга ужаса. История хоррора в кино. — М.: Амфора, 2009. — 324 с.
28. Скородумов Л. Зритель и кино // Пролетарское кино. 1932, No 19-20. С. 51.
29. Трояновский А.В., Егиазаров Р.И. Изучение кино-зрителя. М.-Л., 1928. С.31.
30. Устав общества друзей советского кино // Успенский Б. ОДСК. Организация и работа ячеек и кружков.
М., 1926. С. 67-68.
31. Фильмы ужасов // DejaVu URL: http://ec-dejavu.ru/h/Horror_films.html (дата обращения: 25.04.2017).
32. Фрейлих С.И. Проблема жанров в советском киноискусстве. — М.: Знание, 1974.
33. Ханютин Ю. Кинофантастика: возможности жанра и практика кинопроизводства // Жанры кино / НИИ теории и истории кино Госкино СССР / В. И. Фомин. — М.: Искусство, 1979. — С. 201. — 319 с.
34. Юков К. Учитывайте запросы зрителя // Заочные кино-курсы, сценарное отделение. М., 1928. Лекция 2, урок 4. С. 8.
35. Brian De Palma interviews: edited by Laurence F. Knapp // USA. 2003. P. 68.
36. Carroll N. ThePhilosophyofHorrororParadoxesoftheHeart.NewYork: Routledge, 1990.
37. Derry Ch. Dark Dreams: A Psychological History of the Modern Horror Film. A S Barnes&Co, 1977.
38. Hall S. Encoding, decodinginthetelevisiondiscourse. - Hall, S., Hobson, D. &Lowe, P. (eds). Culture, Media, Language изд. - London: Hutchinson, 1980.
39. Hanson Н. Hollywood Heroines. Women in Film Noir and the Female Gothic Film II London, 2007. C. 42.
40. Hunt L. A (Sadistic) Night at the Opera. The Horror Reader edited by Ken Gelder! I London. 2000. P. 333.
41. Hunter J. Eros in Hell. Sex, Blood and Madness in Japanese Cinema // UK. 1998. P. 79
42. Sconce J. Trashing the Academy: Taste, Excess and an Emerging Politics of Cinematic Style // Screen Volume 36. - 1995. - №4.
43. Silver A., Ursini. Mario Bava: The Illusion of Reality. In Horror Film Reader // New York. 2000. P. 96.
44. SovietHorrorNight // PushkinHouse. HometoRussianculture URL: http://www.pushkinhouse.org/events-archive/soviet-horror-movie-night (дата обращения: 29.04.2017).
45. Stam R. Film Theory. - Oxford: Blackwell, 2000. - С. 128-129.
46. The Hunchback of Notre Dame // Moria: Science Fiction, Horror and Fantasy Film Review URL: http://www.moria.co.nz/horror/hunchbackofnotredame1939.htm (дата обращения: 30.04.2017).
47. The True Origin of the Horror Film // Latent Image. A Student Journal of Film Criticism URL: http://pages.emerson.edu/organizations/fas/latent_image/issues/1990-05/horror.htm (дата обращения: 29.04.2017).
48. Tohill С., Tombs P. Immoral Tales. European Sex and Horror Movies 1956–1984. // New York. 1995. P. 22.
49. Tudor A. WhyHorror? ThePeculiarPleasuresof a PopularGenre. - Washington: CulturalStudiesVolume 11, 1997.