Введение 3
Глава 1 Теоретические подходы к разработке проблемы 9
совершенствования воспитательной деятельности классного руководителя в современной школе
1.1 Воспитательная деятельность как научное
понятие 9
1.2 Классный руководитель - субъект воспитательной
деятельности в современной школе 17
1.3 Разработка психолого-педагогических условий по
совершенствованию воспитательной деятельности классного руководителя 25
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по разработке и реализации условий совершенствования воспитательной деятельности классного руководителя 34
2.1 Методика экспериментальной
работы 34
2.2 Реализация психолого-педагогических условий в
деятельности образовательной организации МБУ «Школа № 93» по совершенствованию воспитательной деятельности классного руководителя 44
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно -
экспериментальной работы 58
Заключение 68
Список используемой литературы 71
Современная государственная политика Российской Федерации сегодня делает безусловный акцент на первостепенности воспитания в сфере образования. Воспитание подрастающего поколения стало
общенациональным стратегическим приоритетом, который требует консолидации деятельности школы, гражданского общества,
государственных структур.
В образовательной организации одним из субъектов воспитательной деятельности является классный руководитель. Качественное выполнение должностных обязанностей предполагает наличие у классного руководителя профессионально-педагогических умений и навыков в соответствии с требованиями федеральных документов в сфере образования. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года предполагается обновление содержания воспитания, а также внедрение форм и методов в сфере воспитания, основанные на лучшем педагогическом опыте. Это обусловлено высокой скоростью изменений различных сфер общества.
Планирование воспитательной работы классного руководителя предопределяет достижения системы воспитательной работы в целом. Целенаправленная и четкая организация, прогнозирование и планирование, является помощью педагогам школы для предотвращения отрицательных явлений и ошибок. Систематизированный алгоритм работы, позволят выявить перспективы и пути для решения поставленных воспитательных задач. Школа интегрирует жизни учащихся, поэтому четкая организация деятельности классного руководителя является залогом успеха всего воспитательного процесса в школе, поэтому именно организации необходимо уделить особое внимание.
В последние годы такие ученые, как В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов внесли существенный вклад в разработку многих проблем воспитания. Однако широкий спектр исследований связан либо с системой школьного воспитания, либо с отдельными аспектами работы классных руководителей. Недостаточно изучены условия совершенствования деятельности классного руководителя как воспитателя.
Анализ научной литературы и образовательной практики позволяет сформулировать противоречия между:
• необходимостью повышения эффективности воспитательной работы классными руководителями и недостаточностью разработанности эффективных механизмов, способствующих внедрению новых подходов, педагогических форм и методов;
• потенциальными возможностями воспитательной работы, результативностью данной работы, и отсутствием комплексного методического обеспечения данной работы, реализацией условий в образовательной организации для совершенствования воспитательной деятельности классного руководителя .
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы условия совершенствования воспитательной деятельности классного руководителя в современной школе.
Объект исследования: процесс организации воспитательной деятельности в современной школе
Предмет исследования: психолого-педагогические условия совершенствования воспитательной деятельности классного руководителя в современной школе
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать психолого-педагогические условия совершенствования воспитательной деятельности классного руководителя в современной школе.
...
Воспитание подрастающего поколения стало общенациональным стратегическим приоритетом, который требует консолидации деятельности школы, гражданского общества, государственных структур. Осуществляя процесс воспитательной работы классными руководителями, школа интегрирует жизнь учащихся. Четкая организация деятельности классного руководителя является залогом успеха всего воспитательного процесса в школе, поэтому именно организации необходимо уделить особое внимание.
Цель исследования, направленная на теоретическое обоснование, разработку и апробацию психолого-педагогических условий
совершенствования воспитательной деятельности классного руководителя в современной школе, достигнута.
Задачи исследования решены следующим образом.
В соответствии с первой задачей, проанализирована психологопедагогическая литература и раскрыта сущность понятия «воспитательная деятельность» - это вид педагогической деятельности, реализуемый воспитателем и направленный на формирование личности и отдельных качеств воспитанников, создание благоприятной среды для реализации данного процесса, коррекцию микроклимата в общностях, в которых состоит воспитанник. При этом воспитательная деятельность связана с изменением духовной деятельности личности, организацией условий для взаимодействия с окружающим миром и представляет собой сложную систему, в которой каждый компонент связан с другим.
В соответствии со второй задачей, охарактеризована деятельность классного руководителя как субъекта воспитания в современной школе. Классный руководитель является активным субъектом воспитательной работы в образовательном учреждении. В его задачи входит развитие личности детей, социализация, присвоение базовых ценностей России, исторических и культурных традиций современного общества. Воспитанники должны сформировать социальные компетенции, для наиболее успешной их адаптации в жизни. Эффективность классного руководства в рамках воспитательной деятельности в современной школе можно рассматривать с точки зрения сформированности конечных результатов в области воспитания и социализации обучающихся: знаний, представлений о системе ценностей гражданина России; позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России; опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
В соответствии с третьей задачей, разработаны психологопедагогические условия совершенствования воспитательной деятельности классного руководителя: внутрифирменное обучение классных
руководителей в общеобразовательных организациях; проведение постоянного мониторинга развития мотивационно-потребностной сферы и готовности педагога к воспитательной деятельности; выбор форм и методов обучения, соответствующих индивидуальным особенностям и потребностям классных руководителей.
В соответствии с четвертой задачей, обоснована и экспериментально проверена эффективность условий, направленных на совершенствование воспитательной деятельности классного руководителя в образовательной организации.
Результаты проведения констатирующего эксперимента показывали, что работа необходима по каждому компоненту: преподаватели проявляли интерес, но были недостаточно мотивированы, был недостаточный уровень знаний возрастных особенностей детей, воспитательных форм и методов работы в общеобразовательном учреждении; в рамках воспитательной деятельности были не всегда нацелены на качественный результат.
...
1. Ананьев Б. Г. Структура личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / под. ред. А.В. Куликова. С.-Пб.: Питер, 2000. 501 с.
2. Андреев И. В. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 3е изд. Казань: центр инновационных технологий, 2019. 608 с.
3. Барий М. И., Ортинский В. Л. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. М.: Центр учебной литературы, 2007. 286 с.
4. Барышников Е. Н. Ценностно-смысловое самоопределение воспитательной системы образовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук 13.00.06. СПб., 1999. 154 с.
5. Безрукова B. C. Педагогика: Проективная педагогика: учеб. пособие. Екатеринбург, 1996. 334 с.
6. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность:
монография. М.: Академия Естествознания, 2010. 310 с
7. Бочарова В. Г. Воспитательная микросреда как фактор формирования личности: дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика и история педагогики». М., 1991. 379 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ; Астрель; Люкс, 2005. 671с.
9. Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. Москва-Тула, 2022. С. 154-171.
10. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М.: Просвещение, 2009. 24 с.
11. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя: 5-11
классы. М.: ВАКО, 20с
12. Жуланова И. В., Медведев А. М. Игра и учебная деятельность в контексте проблем мотивации и образовательной инициативы // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. №1. С. 1-16
13. Ипполитова Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education, 2018. № 1. С. 8-14.
14. Караковский В. А. Школьное воспитание как управляемая система. // Мир образования. 1997. №1. С. 79.
15. Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. М., 2000. 176 с.
... всего 36 источников