Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретико-правовые основы антикоррупционной политики в
Российской Федерации 6
1.1 История становления и развития механизмов противодействия
коррупции 6
1.2 Определение коррупции 11
1.3 Классификация антикоррупционных мер, применяемых в
Российской Федерации 17
Глава 2 Государственно-правовые механизмы противодействия коррупции 22
2.1 Государственное управление в сфере противодействия
коррупции 22
2.2 Правовые механизмы в сфере противодействия коррупции 27
2.3 Государственно-правовые механизмы противодействия коррупции
на государственной службе РФ 34
Глава 3 Проблемы и перспективы развития системы противодействия коррупции 39
3.1 Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией 39
3.2 Современное состояние антикоррупционной политики Российской
Федерации и перспективные направления ее развития 53
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 65
На современном этапе развития Российская Федерация представляет собой правовое, социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Однако, зачастую, чтоб реализовать свои блага, человеку приходится прибегать к незаконным методам, а именно к коррупции. И чаще всего это не вина этого человека, а вина того, кто предоставляет то или иное благо.
В данный момент тема является актуальной, так как каждый гражданин в той или иной форме сталкивается с проявлением коррупции. Кто-то, сам того не подозревая, становится частью этой преступной системы. Необходимо это понимать и пресекать всевозможными способами.
Целью является анализ антикоррупционной политики Российской Федерации, формулирование соответствующих предложений, выявление имеющихся в данном отношении проблем и противоречий.
Исходя из цели работы можно поставить следующие задачи:
• анализ теоретико-правовых основ антикоррупционной политики в Российской Федерации, что подразумевает рассмотрение истории становления и развития механизмов противодействия коррупции, формулирование общего определения коррупции и рассмотрение классификации антикоррупционных мер, применяемых в Российской Федерации;
• рассмотрение государственно-правовых механизмов
противодействия коррупции, что включает анализ особенностей государственного управления в сфере противодействия коррупции и соответствующих правовых механизмов, в частности, применительно к государственной службе Российской Федерации;
• рассмотрение проблем и перспектив развития системы противодействия коррупции, в частности, особенностей реализации антикоррупционной политики в рамках международно-правового противодействия данному явлению.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регламентирующие особенности осуществления антикоррупционной политики Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающие в области реализации антикоррупционной политики Российской Федерации.
Теоретической основой послужили учебные материалы и публикации в юридических журналах, в частности таких авторов, как: Астафурова О. А., Голоманчук Э. В., Иванов Л.Л., Омельченко Т. А. и другие.
Нормативной базой исследования являются: федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие механизмы реализации антикоррупционной политики Российской Федерации.
Методологическую основу данного исследования составили современные методы познания и получения научного результата. В процессе исследования применялись общенаучные, частные и специальные методы познания: исторический, сравнительно-правовой и системный. В рамках данного исследования были также использованы диалектические и логические приемы: анализ, синтез и обобщение.
Структура работы включает введение, три главы, в совокупности состоящие из восьми параграфов, заключение, содержащее выводы относительно проведенного исследования, а также список используемой литературы и используемых источников.
Подводя итоги проведенной исследовательской работы, можно сделать следующие основные выводы.
Несмотря на всевозможные попытки государства усовершенствовать антикоррупционное законодательство, усилить контроль за
государственными служащими на данный момент проблема коррупции является одной из ведущих.
И это проблема и вина не только государственных органов и служащих, но и обычных людей, которые потакают прихотям коррупционеров. Хотя есть возможность написать заявление в соответствующие органы, для воздействия на коррупционера. Конечно, никто не гарантирует, что на его место не придёт такой же, но он уже не будет совершать своих действий под страхом наказания, которое настигло его предшественника.
Рассмотрев историю становления и развития механизмов противодействия коррупции в России и в мире можно прийти к выводу, что подобного рода механизмы могут подразумевать совершение разнообразных действий, наличие многочисленных и разнообразных антикоррупционных процедур, направленных на противодействие отдельным проявлениям коррупции. Подобного рода историческая практика приводит к выводу о необходимости системного и многофакторного противодействия данному социальному явлению; никакой отдельный механизм противодействия коррупции не приведет к окончательному успеху в связи с многоликостью и разнообразностью ее проявлений, но, взятые в единстве, меры противодействия коррупции действительно смогут снизить ее проявления до уровня, не угрожающего безопасности государства и общества.
В настоящее время в нашем государстве наличествует легальное определение коррупции, которое было сформулировано законодателем в статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции» [68], в соответствии с которой под коррупцией понимается «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение всех перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица».
Можно сократить приведенное выше определение и прийти к нижеуказанному определению коррупции, в соответствии с которым она будет определяться на законодательном уровне, как «незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды».
В данном случае из подобного рода определения вытекают такие признаки коррупции, как ее противоправность, вовлечение в соответствующие действия физического лица, занимающего определенное должностное положение, а также корыстная заинтересованность указанного субъекта.
В плане эффективности реализации отечественной антикоррупционной политики большое значение имеет классификация соответствующих мер противодействия коррупции, которые могут применяться на практике в качестве инструментов ее осуществления. Антикоррупционные меры в данном случае должны носить системный характер, что необходимо осознать, прежде всего, непосредственно правоприменителю. Обсуждая проблему наличия угрозы проявления коррупции в действиях того или иного должностного лица в рамках реализации той или иной его профессиональной функции, планируя соответствующие меры противодействия возможным в данном случае коррупционным проявлениям, законодатель и правоприменитель должны хорошо представлять возможный арсенал существующих в российском государстве антикоррупционных мер, из которых можно выбрать меры и механизмы, в наибольшей степени применимые к данному конкретному случаю. Классификация антикоррупцинных мер, применяемых в Российской Федерации, важна, таким образом, не только с точки зрения правовой доктрины и теории права, но, прежде всего, имеет значение для непосредственных задач практики, является необходимым условием реализации эффективной антикоррупционной политики в российском обществе.
...
1. Агеева А.Н. Противодействие коррупции в системе муниципальных закупок: история и современность // Теория и практика обеспечения законности и правопорядка в современном обществе : материалы Всероссийской студенческой конференции, Воронеж, 01 февраля 2021 года - С. 7-12.
2. Азизова В.Т. К вопросу о законодательном определении коррупции в Российской Федерации // Сборник научных трудов SWorld. - 2014. - Т. 22, № 3. - С. 50-53.
3. Артемьев А.А. К вопросу о необходимости корректировки определения коррупции в современном российском законодательстве // Российская юстиция. - 2019. - № 7. - С. 50-51.
4. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Юриспруденция. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Эксмо, 2011. 800 с.
5. Безрукова И.В. Проблемы терминологического определения современной коррупции // Научная перспектива. - 2011. - № 2. - С. 50-59.
6. Белозерцев С.М. Некоторые аспекты определения понятия коррупции // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. - 2010. - № 1(52). - С. 3-9.
7. Бойко В.Н. Доктринальное определение объема понятия «коррупция» // Деятельность правоохранительных органов по обеспечению законности и правопорядка в Дальневосточном регионе : сборник материалов международной научно-практической конференции, Хабаровск, 29-30 мая 2014 года-С. 66-69.
8. Братановский С.Н. Виды и особенности мер по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 2. - С. 34-39.
9. Буров М.А. История развития современного законодательства в области противодействия коррупции // Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее : Сборник материалов XI Региональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов, Тула, 24-26 февраля 2015 года - С. 34-38.
10. Васильева С.В. Правовое регулирование лоббизма и иные механизмы продвижения частных интересов//Право. 2009. № 2. 15 с.
11. Голоманчук Э.В., Астафурова О. А., Омельченко Т. А. Антикоррупционное обучение государственных и муниципальных служащих как элемент цифровизации государственного управления // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 284-290.
12. Грачев А.В. Классификация инструментов снижения коррупционных рисков в системе государственных закупок в зависимости от их воздействия на факторы коррупции Р. Клитгаарда // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2022. - № 4. - С. 93-102.
13. Дамм И. А. Антикоррупционные меры безопасности в сфере образования: понятие и классификации // Национальная безопасность / nota bene. - 2018. - № 3(56). - С. 11-22.
14. Долбунов Н.Н. Проблемы противодействия коррупции в контексте истории политико-правовой мысли // Проблемы взаимодействия органов государственной власти с гражданским обществом в сфере противодействия коррупции: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 04 апреля 2012 года. -С. 9-13.
15. Дронов Р. В. Теоретические подходы к определению коррупции как особой формы отношений обмена // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2009. - № 4(81). - С. 196-200.
... всего 81 источника