ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В Г. ГРОЗНОМ
РАЗДЕЛ III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ (НА ПРИМЕРЕ Г. ГРОЗНОГО)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Одним из главных направлений совершенствования системы государственного и муниципального управления в России является повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 г. должен составлять не менее 90%; доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме - не менее 70% .
Государственные и муниципальные услуги являются важнейшей составной частью всей сферы услуг. Организация их предоставления, степень удовлетворенности граждан качеством оказываемых услуг оказывает существенное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране. Только при повсеместном внедрении прогрессивных технологий в различные сферы человеческой деятельности в полной мере может быть реализован потенциал проводимых реформ государственного управления. Использование старых методов и принципов управления, имеющих в своей основе традиционную (бумажную) технологию обработки информации не может обеспечить должного качества управления и обслуживания населения, снижает оперативность принятия управленческих решений, способствует возникновению очередей при обращении граждан в органы власти.
В настоящее время внедряются новые принципы управления - программы электронного правительства, основной целью которых является повышение эффективности взаимодействия правительства с потребителями государственных услуг и повышение качества государственных услуг.
Для обеспечения качества и доступности массовых и общественно значимых государственных услуг гражданам Министерством экономического развития России проводится ежегодный мониторинг качества и доступности государственных услуг, а также исследования степени удовлетворенности граждан качеством деятельности государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению государственных и муниципальных услуг и осуществлению контрольно-надзорных функций.
Тем не менее, в теоретико-методологическом обосновании, разработке и внедрении технологий оценки качества предоставления государственных и муниципальных услуг на муниципальном уровне в настоящее время ощущается определенная недостаточность, что и определяет актуальность дипломной работы.
Анализ степени изученности темы исследования.
Проблемам оценки качества и совершенствования процесса предоставления государственных и муниципальных услуг посвящено значительное число работ, среди которых следует отметить труды А.С. Абубекирова,Т.В. Губаревой, О. Жидких, М.В. Коптева,Ю.В. Рагулиной, Ж.Н. Скаковой, А.М. Степановой, И.М. Шелякова и др.
Различные аспекты, связанные с внедрением электронного правительства и повышением на этой основе качества предоставления государственных и муниципальных услуг, были рассмотрены в работах Е.В. Алдошенко, Е.Г. Дьяковой, Ю. Перевозкина, Е.А. Плюсниной, А.Н. Швецова, И.В. Шкурат и др.
Проблемы внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной и муниципальной власти и повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг отражены в работах Д.Н. Капля, А.Н. Неверова, С.И. Петросяна, Л.Р. Фионовой и др.
Вместе с тем, отдельные аспекты деятельности государственных и муниципальных учреждений по предоставлению государственных и муниципальных услуг, а также по оценке их качества не получили должного освещения в литературе и нуждаются в дополнительной разработке.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг на муниципальном уровне и недостаточным теоретическим и методическим обеспечением данного процесса в Мэрии г. Грозного.
Объектом исследования является предоставление государственных и муниципальных услуг населению.
В качестве предмета исследования выступает совершенствование качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению в г. Грозном.
Цель исследования - разработка рекомендаций по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Грозном.
Для решения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1) изучить теоретические основы качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению;
2) проанализировать практику предоставления и качество государственных и муниципальных услуг населению в г. Грозном;
3) предложить пути совершенствования качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению в г. Грозном.
Теоретико-методологической основой выпускной квалификационной работы послужила концепция управления качеством продукта Э. Деминга и У. Шухарта, а также концепции организации государственного управления посредством электронных технологий (Ф.Р. Азизов).
В качестве методов исследования были использованы: методы логического и сравнительного анализа, обобщения, а также анализ нормативно-правовых актов, отчетной документации МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Грозного», анкетирование для сбора информации в рамках авторского социологического исследования, линейная группировка данных для обработки полученной информации.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составили:
- федеральные нормативно-правовые акты и целевые программы;
- нормативно-правовые акты и целевые программы Чеченской республики;
- отчетная документация МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Грозного», Мэрии г. Грозного ;
- результаты авторского социологического исследования (опрос лиц, получавших недавно государственные и муниципальные услуги в г. Грозном, N=42, время проведения - март 2017 г.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы для совершенствования организации предоставления государственных и муниципальных услуг в различных муниципальных районах Чеченской республики.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три раздела, заключение, список источников и литературы, приложения.
Изучение теоретических основ качества предоставления государственных и муниципальных услуг, анализ качества их предоставления в г. Грозном и разработка направлений совершенствования деятельности органов государственного и муниципального управления, учреждений по оказанию государственных и муниципальных услуг городского округа позволили сделать обобщающие выводы по проведенному исследованию.
Государственные и муниципальные услуги представляют собой деятельность органов государственной и муниципальной власти, которая направлена на удовлетворение потребностей населения и осуществляется в рамках нормативно установленных полномочий органов и учреждений, предоставляющих данные услуги. В зависимости от организационно¬правового статуса поставщика услуг, организационно-правового статуса потребителя, формы предоставления, поддержки процесса оказания и доставки услуги выделяют различные виды государственных и муниципальных услуг.
Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг выступает важным направлением реформирования системы государственного управления в России. Качество рассматривается как набор характеристик, свойств объекта, призванных удовлетворять определенные потребности человека или социальной группы. Оценка качества предоставления государственных и муниципальных услуг невозможна без системы критериев, среди которых выделяют два блока - количественные и качественные критерии.
Качество предоставления государственных и муниципальных услуг представляет собой удовлетворенность их потребителей количественными и качественными параметрами оказания услуг, к которым относятся, прежде всего, время ожидания услуги и время предоставления услуги, комфортность помещения, в котором предоставляются услуги, культура обслуживания, профессионализм персонала, занимающегося оказанием услуг.
Органы государственного и муниципального управления Чеченской республики реализуют мероприятия по повышению качества и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения стандартов комфортности обслуживания населения. В республике функционирует 17 многофункциональных центров, в частности в г. Грозном работает 4 МФЦ. Перечень государственных и муниципальных услуг, административные регламенты, места и способы предоставления; формы документов, используемых органами государственной (муниципальной) власти в процессе оказания государственных услуг представлены в информационной части Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) и Портала государственных и муниципальных услуг Чеченской Республики.
В ГБУ «Республиканский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» разработан и действует Стандарт комфортности обслуживания посетителей, который устанавливает требования к качеству и доступности предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе учреждения. На базе ГБУ «РМФЦ» осуществляется предоставление 148 услуг, из них: 50 - федеральные, 60 - государственные и 38 - муниципальные услуги. В 2016 г. было запланировано оказание 174 000 услуг, по итогам года оказано более 240 125 услуг и 35 141 консультаций. Согласно отчетной документации Мэрии г. Грозного по оказанным муниципальным услугами, в 2015 г. было оказано 66 068 услуг, из них 7201 - через МФЦ, в 2016 г. - 175192, через МФЦ - 36843. Время ожидания в очереди на получении результата услуги по официальным данным составляет 15-20 минут.
По данным авторского социологического исследования, пользователи наиболее удовлетворены такими показателями качества предоставления услуг, как вежливость сотрудников, доступность информации о порядке предоставления услуги, стадии рассмотрения обращения, удобство графика работы. С другой стороны, 52,4% отметили, что столкнулись с определенными трудностями в процессе получения услуг: большие очереди, сложность заполнения официальных бланков, отсутствие возможности получить консультацию или справочную информацию необходимость хождения по многим кабинетам (учреждениям); недостаточно комфортные условия оказания услуги; необходимость привлечения посредников.
Для совершенствования качества предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Грозном предлагается развивать и совершенствовать межведомственное взаимодействие органов власти различного уровня, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, используя при этом различные модели интеграции (объединение независимых учреждений в фактически или юридически новую организацию по совместному предоставлению услуг; сотрудничество в сфере информационного обмена, создание общего интерфейса для работы с клиентами и др.).
Для получения актуальной и объективной информации о качестве и доступности государственных и муниципальных услуг, повышения их качества и доступности; координации деятельности многофункциональных центров и офисов привлекаемых организаций предлагается проект «Внедрение мониторинга оценки качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе МФЦ г. Грозного». В соответствии с методикой проведения социологического мониторинга, в рамках проекта запланированы следующие мероприятия: подготовка к внедрению мониторинга (изучение и обобщение регионального опыта мониторинга и оценки качества и доступности государственных и муниципальных услуг, определение объекта и предмета мониторинга, определение направлений, показателей и индикаторов, выбор методов сбора информации, нормативно-правое обеспечение мониторинга); проведение мониторинга; анализ полученных данных, разработка выводов и рекомендаций.
Реализация предложенного проекта позволит получить следующие качественные результаты: методика организации и проведения мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг; система показателей и критериев оценки эффективности деятельности многофункциональных центров г. Грозного; повышение мотивации работников МФЦ к выполнению своих профессиональных обязанностей; содействие выполнению показателей республиканской целевой программы «Информационное общество Чеченской Республики на 2011-2020 годы». Ожидаемыми количественными результатами является сокращение времени, необходимого на подачу документов и получение результата услуг до 15 минут; повышение степени удовлетворенности пользователей качеством услуг до 90%.
Также для совершенствования процесса оказания государственных и муниципальных услуг и повышения их качества целесообразно рекомендовать:
1. Мэрии г. Грозного:
- создать в структуре Мэрии общественно-консультационный центр для предоставления гражданам консультаций о работе органов МСУ по предоставлению государственных и муниципальных услуг, преимуществах получения услуг в электронном виде;
- формировать сеть центров общественного доступа в Интернет в местах, удобных для пользователей: в отделениях почтовой связи, в домах культуры, муниципальных библиотеках и других доступных для посещения местах;
- реализовать предложенный проект «Внедрение мониторинга оценки качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе МФЦ г. Грозного».
2. Многофункциональным центрам г. Грозного:
- предоставить гражданам возможность записи он-лайн на прием для подачи документов на получение государственных и муниципальных услуг;
- обеспечить возможность обратной связи с пользователями по вопросу удовлетворенности качеством и доступностью предоставляемых услуг через сервис «Оставьте Ваш отзыв» на сайте многофункционального центра.
1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 15 февраля 2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф.» Разд. «Законодательство».
2. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)» [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р // Российская газета. - 2010. - 16 ноября.
3. О концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 2516-р // Российская газета. - 2013. - 30 декабря.
4. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф.» Разд. «Законодательство».
5. Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей (с изменениями и дополнениями от 6 марта, 23 сентября 2015 г., 12 ноября 2016 г.) [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф.» Разд. «Законодательство».
6. Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376 (с изм. на 9 октября 2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф.» Разд. «Законодательство».
7. О создании государственного бюджетного учреждения Чеченской Республики «Республиканский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» : Распоряжение правительства Чеченской республики от 05 декабря 2013 г. № 387-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Чеченская республика».
8. Об утверждении Перечня государственных услуг и типового перечня муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах Чеченской Республики : Постановление правительства Чеченской республики от 01 октября 2013 г. № 246 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Чеченская республика».
9. Об утверждении республиканской целевой программы «Информационное общество Чеченской Республики на 2011-2020 гг.» [Электронный ресурс] : Постановление правительства Чеченской республики от 29 марта 2011 г. № 37 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Чеченская республика».
10. Стандарт комфортности обслуживания посетителей на базе ГБУ Чеченской республики «Республиканский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] : утвержден Приказом директора ГБУ «РМФЦ» от 14 января 2015 г.
№ 03-П. - Режим доступа: http:ZZrmfc-95.ru/upload/docs/03-p-14-01-15- pdf560ba440981601443603520.pdf.
11. Абубекиров, А.С. Предоставление государственных услуг в электронном виде: реалии современности [Текст] / А.С. Абубекиров, Н.Р. Шевко // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2014. - Т. 218. - № 2. - С. 3-7.
12. Азизов, Ф.Р. Проблема соотношения терминов «электронное правительство» и «электронное государство» в современном информационном праве [Текст] / Ф.Р. Азизов // Вестник Владимирского юридического института. - 2014. - № 4 (33). - С. 135-143.
13. Азизов, Ф.Р. Электронное правительство как элемент электронного государства [Текст] / Ф.Р. Азизов // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2014. - № 4 (35). - С. 22-27.
14. Алдошенко, Е.В. Электронное правительство как этап становления электронной демократии [Текст] / Е.В. Алдошенко // Социум и власть. - 2014. - № 2. - С. 57-61.
15. Арутюнова, Л.Б. Предоставления государственных услуг и исполнение функций в электронном виде [Текст] / Л.Б. Арутюнов // Правовая информация. - 2012. - № 1. - С. 16-21.
16. Блусь, П.И. Информатизация общества как фактор повышения качества жизни населения [Текст] / П.И. Блусь, А.В. Вагина // Ars Administrandi. - 2015. - № 3. - С. 5-18.
17. Всяких, Ю.В. Оценка действующей нормативно-правовой базы, регулирующей порядок предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде [Текст] / Ю.В. Всяких, М.В. Всяких // Вестник Белгородского государственного университета им. В.Г. Шухова. - 2012. - № 1. - С. 99-104.
18. Гаврилова, Л.А. Предоставление государственных и муниципальных услуг в России: современное состояние и основные направления совершенствования / Л.А. Гаврилова // Сервис plus. - 2015. - Т. 9. - № 2. - С. 3-10.
19. Гримашевич, О.Н. Оценка качества предоставления государственных услуг органами власти / О.Н. Гримашевич, И.А. Руденко // Актуальные проблемы управления: теория и практика : материалы международной научно-практической конференции. - Энгельс: ООО «Академия управления», 2014. - С. 34-45.
20. Губарева, Т.В. Предоставление государственных и муниципальных слуг в электронном виде [Текст] / Т.В. Губарева, А.А. Ефимова, А.А. Попова // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2013. - № 1 (11). - С. 19-28.
21. Дьякова, Е.Г. Переход к электронному правительству в международных и российских рейтингах [Текст] / Е.Г. Дьякова // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 8. - С. 10-13.
22. Ермакова, Д.М. Менеджмент качества: история возникновения и развития [Текст] / Д.М. Ермакова, В.П. Часовских, М.П. Воронов // Научное обозрение. Экономические науки. - 2016. - № 4. - С. 19-26.
23. Жидких, О. Этапы предоставления государственных услуг в электронном виде [Текст] / О. Жидких // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2013. - № 1. - С. 230-233.
24. Зотов, А.В. Предоставление государственных услуг в электронном виде (на примере многофункционального центра Алтайского края) [Текст] / А.В. Зотов // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края : сборник статей молодых ученых / под ред. В.В. Мищенко. - Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета,
2013. - С. 112-137.
25. Казюка, А.В. Исследование качества и доступности государственных и муниципальных услуг: результаты и перспективы совершенствования [Текст] / А.В. Казюка, А.И. Галкин // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 7 (48). - С. 190-196.
26. Калинина, А.Э. Организационное, институциональное и информационное обеспечение функционирования многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг [Текст] / А.Э. Калинина, А.Ф. Соколов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2013. - № 2 (23). - С. 37-46.
27. Капля, Д.Н. Информационный мониторинг в процессе стратегического управления социально-экономическим развитием региона [Текст] / Д.Н. Капля, Р.В. Кашпаров // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2013. - № 17. - С. 19-22.
28. Кисилева, Н.В. Оказание государственных и муниципальных услуг в системе государственного управления [Текст] / Н.В. Кисилева // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2015. - № 6-3. - С. 199-202.
29. Ковалев, С.С. Построение моделей процесса предоставления государственных и муниципальных услуг [Текст] / С.С. Ковалев // Математика и междисциплинарные исследования - 2016 : сборник докладов всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием, гл. ред. Ю.А. Шарапов. - Пермь: Изд-во Пермского государственного национального исследовательского университета, 2016. - С. 219-224.
30. Коптев, М.В. Оценка качества предоставления государственных услуг в электронном виде [Текст] / М.В. Коптев // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - № 7 (25). - С. 117-119.
31. Коротов, Д.А. Анализ мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Белгородской области и рекомендации по его совершенствованию [Текст] / Д.А. Коротов // Мировая наука и образование в условиях современного общества: сборник научных трудов. - М.: ООО «АР-Консалт», 2014. - С. 53-54.
32. Красноселова, Т.А. Совершенствование предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета [Текст] / Т.А. Красноселова, К.А. Ельцова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 450.
33. Кучерова, Е.Н. Современные подходы к определению содержания категории «качество» [Электронный ресурс] / Е.Н. Кучерова. - Режим доступа:
http:ZZwww.kycherova.ru/predmet_i _obl/sovremenue podh sodZindex.html.
34. Лавров, В.А. Система предоставления государственных электронных услуг в Российской Федерации в контексте административной реформы [Текст] / В.А. Лавров // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2013. - № 15. - С. 101-104.
35. Лазарева, М.С. Совершенствование государственного управления путем внедрения электронного правительства [Текст] / М.С. Лазарева // Системное управление. - 2015. - № 4 (29). - С. 23.
36. Макаркина, М.А. Возможности совершенствования процесса проведения мониторинга качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации [Текст] / М.А. Макаркина, А.Л. Носов // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях : материалы II Международной научно-практической конференции. - М.: Изд- во Московского университета им. С.Ю. Витте, 2016. - С. 371-377.
37. Макаркина, М.А. Мониторинг качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг: совершенствование обработки информации [Текст] / М.А. Макаркина, Е.В. Караваева // Современные технологии в науке и образовании - 2016 : сборник трудов международной научно-технической и научно-методической конференции. Под общей редакцией О.В. Миловзорова. - Рязань: Изд-во Рязанского государственного технического университета, 2016. - С. 87-90.
38. Матвеев, Д.С. Переход к предоставлению государственных (муниципальных) услуг в электронном виде в сфере образования Псковской области [Текст] / Д.С. Матвеев, А.В. Тупицын // Информатика и образование. - 2012. - № 9. - С. 40-43.
39. Мохнаткина, Л.Б. Оценка доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг [Текст] / Л.Б. Мохнаткина, М.Г. Серяева // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2013. - № 3. - С. 61-66.
40. Неверов, А.Н. Экспериментальное изучение психологической готовности россиян к электронному правительству: экономико¬психологический подход [Текст] / А.Н. Неверов, А.В. Неверова, Г.Г. Губайдуллина // Наука и общество. - 2013. - № 1 (10). - С. 129-136.
41. Неделько, С.И. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации / Учебное пособие [Текст] / С.И. Неделько, А.В. Осташков. - М. : Экслибрис-Пресс, 2008. - 321 с.
42. Петросян, С.И. Политическое управление и информационные технологии в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг [Текст] / С.И. Петросян // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 3-2 (53). - С. 140-144.
43. Плюснина, Е.А. Интерактивное социальное управление как феномен информационного общества [Текст] / Е.А. Плюснина // Наука и общество. - 2012. - № 1. - С. 126-132.
44. Поворина, Е.В. Современные подходы к трактовке доступности услуг (на примере высшего образования) [Текст] / Е.В. Поворина // Социально-политические науки. - 2013. - № 1. - С. 186-191.
45. Рагулина, Ю.В. Предоставление государственных услуг в электронном виде [Текст] / Ю.В. Рагулина, Н.С. Авакян, Ж.Н. Скакова // Вестник Академии. - 2014. - № 2. - С. 89-92.
46. Реброва, Н.П. К вопросу о совершенствовании предоставления государственных и муниципальных услуг / Н.П. Реброва, А.М. Степанова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2014. - № 2 (10). - С. 40-43.
47. Рудакова, С.А. Проблемы перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде в России [Текст] / С.А. Рудакова // Актуальные проблемы модернизации управления и экономики: российский и зарубежный опыт : материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). - Томск: Изд-во Томского университета, 2012. - С. 346-353.
48. Самотой, Н.В. Совершенствование системы мониторинга деятельности многофункциональных центров [Текст] / Н.В. Самотой // Мы продолжаем традиции российской статистики : материалы I Открытого российского статистического конгресса. - Новосибирск: Изд-во «НИНХ», 2016. - С. 361-365.
49. Сергеев, Д.В. Оценка качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг [Текст] / Д.В. Сергеев, Н.В. Сергеева // Вестник Чувашского университета. - 2014. - № 3. - С. 213-217.
50. Скакова, Ж.Н. Предоставление государственных услуг в электронном виде [Текст] / Ж.Н. Скакова // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2014. - № 1-2. - С. 5-6.
51. Скорова, О.А. Формирование теоретической основы управления качеством [Текст] / О.А. Скорова, М.П. Воронов // Научное обозрение. Экономические науки. - 2016. - № 2. - С. 55-63.
52. Старцев, М.В. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде в России: история и современное состояние [Текст] / М.В. Старцев, И.В. Худабердыев // Информационные технологии в экономике, бизнесе и управлении : материалы III международной научно-практической конференции. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», 2016. - С. 248-254.
53. Степанова, А.М. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде: исследование, анализ, направления совершенствования [Текст] / А.М. Степанова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2014. - № 1 (9). - С. 30-33.
54. Фионова, Л.Р. Оценка готовности государственных служащих к работе в электронном правительстве [Текст] / Л.Р. Фионова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 1. - С. 73-77.
55. Цукарь, С.С. Особенности оценки качества предоставления государственных услуг в электронной форме [Текст] / С.С. Цукарь // Управленческие консультирование. - 2014. - № 10 (70). - С. 137-144.
56. Шеляков, И.М. Предоставление государственных услуг в электронном виде в сфере государственного кадастра недвижимости в республике Башкотарстан [Текст] / И.М. Шеляков // Кадастр недвижимости. - 2013. - № 4 (33). - С. 38-41.
57. Шестакова, С.В. О возможных путях решения проблем организации межведомственного взаимодействия в системе предоставления государственных и муниципальных услуг [Текст] / С.В. Шестакова, С.А. Зуденков // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - № 11. - С. 52-56.
58. Шкурат, И.В. Использование показателей индекса развития электронного правительства в государственном управлении: методология расчета и статистический учет [Текст] / И.В. Шкурат, Н.О. Сидоренко // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства.
- 2014. - № 2. - С. 7-19.