Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы становления национальной идентичности и отношения к СВО 8
1.1. Содержание понятия «идентичность» зарубежных и отечественных психологов, виды идентичности 8
1. 2 Определение и содержание национальной идентичности, факторы ее формирования 14
1.3. Специфика формирования идентичности у военнослужащих и гражданских лиц 19
Выводы по Главе 1 31
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ К СВО У ЛИЦ ВОЕННЫХ И ГРАЖДАНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 33
2.1. Организация эмпирического исследования 33
2.2. Методы исследования 33
2.3. Характеристика использованных в работе диагностических методик 34
Заключение 38
Приложения 40
Приложение А 40
Приложение Б 47
Приложение В 49
Изменение геополитической ситуации в мире, вовлеченность России
в процессы глобализации, модификация форм социальной жизни обуславливают потребность в осмыслении феномена национальной идентичности россиян. Особенно важно рассматривать этот вопрос
в контексте трансформации идентичности военнослужащих, которые принимают участие в специальной военной операции (далее – СВО).
В условиях острого геополитического кризиса наша страна, защищая свои национальные интересы, подвергается мощному давлению со стороны западных стран. Против России развязана гибридная война, вводятся санкции. Противостоять этому давлению может только суверенное, сплоченное государство, где каждый гражданин чувствует неразрывную связь со своей родиной и готов вносить вклад в укрепление своей страны. Национальная идентичность объединяет граждан нашей страны в единую политико-территориальную общность, формирует у них ощущение неразрывности общей судьбы и тождественности интересов. Сохранив единство своего народа, можно преодолеть все трудности и решительно ответить на брошенный западными государствами вызов.
В условиях социально-экономических и политических изменениях люди выступают носителями новых ценностей, моделей поведения и культурных образцов, которые будут передаваться последующим поколениям. Глобализация расширяет возможности социального развития людей, а идентичность, как свойство сохранять свою целостность и осознавать принадлежность к общностям, в условиях нестабильности становится одним из важнейших факторов сохранения безопасности государства. Она проявляется в сознании в виде ориентации на определенные образцы поведения, а также определяет уровень интенсивности социальной активности, готовности к выполнению социальных ролей, гражданских обязанностей.
Научная актуальность нашей проблемы заключается не только в исследовании и углублении феномена национальной идентичности, его формировании у военнослужащих и у лиц гражданских специальностей, а также изучение неоднозначного отношения к специальной военной операции у граждан России. Есть представители интеллигенции, которые осуждающе, негативно относятся к военным действиям на территории Украины. Такое разделение привело к необходимости ввести так называемый статус иностранного агента – «иноагента», то есть, это организации, объединения, СМИ или люди, которые работают в интересах другого государства. Их деятельность на территории Российской Федерации не запрещена, но на нее накладывается ряд обязанностей, несоблюдение которых влечет штрафы и блокировку дальнейшей работы. Такой статус могут присвоить гражданам, которые покинули Россию после объявления мобилизации. Есть граждане, которые поддерживают политику государства, принимают участие в боевых действиях. Можно предположить, что в таких условиях одним из компонентов патриотического воспитания может быть эмоциональное сопереживание, через которое можно ощутить сопричастность к событиям страны. В связи с этим важно изучить факторы формирования национальной идентичности и ее составляющие.
Цель исследования – изучение национальной идентичности и отношение к СВО у лиц военных и гражданских специальностей.
Теоретический объект исследования – феномен национальной идентичности.
Предмет исследования – отношение к СВО как структурный компонент национальной идентичности у лиц военных и гражданских специальностей.
Эмпирический объект исследования – военнослужащие, участвующие в СВО, военнослужащие, не принимающие участие в специальной военной операции и лица гражданских специальностей мужского пола.
...
В связи свышеизложенным целесообразно принять во внимание рекомендации по формированию профессиональной идентичности военнослужащего:
1. Укреплять историческую память. Например, проводить систематические информации на патриотическую тему «О великих подвигах».
2. Акцентировать внимание на особой государственной важности воинского труда. Находить в современной жизни ВС примеры героизма и широко пропагандировать их.
3. Чествовать воинские династии.
4. Совершенствовать систему позитивного подкрепления добросовестной и образцовой служебной деятельности.
5. Обеспечивать здоровые межличностные отношения в воинском коллективе. Проводить собрания для обсуждения и решения насущных проблем.
6. Совершенствовать стиль руководства воинским коллективом. Культивировать отношения доверия, взаимовыручки, крепкой дружбы, честности и открытости, неравнодушия, личной ответственности каждого за общее дело и заботы всех о каждом.
7. Проводить тематические дни, посвященные определенной должности (День заместителя по работе с личным составом, День командира роты и др.).
8. Проводить профессиональные праздники (например, День военного психолога, День военного юриста, День пограничника, День специалиста минно-торпедной службы ВМФ РФ, День штурмана и т.п.).
9. Создавать условия для реализации военнослужащими религиозной и этнической идентичности.
10. Развивать систему связей с общественностью (встречи с представителями общественных организаций; дни открытых дверей для родителей и членов семей военнослужащих, для подростков и молодежи и т.п.).
11. Шефство коллектив военнослужащих над учебными заведениями, детскими домами и т.п.
12. Стимулирование всевозможных видов творчества военнослужащих.
13. Приобщение военнослужащих к духовной, исторической и философской литературе.
14. Поощрение участия военнослужащих в деятельности молодежных клубов исторических реконструкций.
15. Укреплять систему социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, тем самым укрепляя у них уверенность в том, что ни при каких обстоятельствах военнослужащий и его семья не окажется без внимания и заботы государства.
16. Устранение возможных барьеров, которые препятствуют становлению и укреплению военно-профессиональной идентичности (например, несправедливости решений командиров, неуставных отношений, неоправданных отвлечений курсантов или военнослужащих хозяйственными работами в ущерб ведущей деятельности - учебе в военном учебном заведении или боевой учебе в частях).