СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «БИПЛАСТ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ И ООО «БИПЛАСТ» 25
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ И ООО «БИПЛАСТ» 25
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы дипломного исследования.
Внешнеэкономическая деятельность всегда была и остается приоритетным направлением политики любого государства. Современные процессы глобализации и интернационализации хозяйствования качественно изменили условия внешнеэкономической деятельности, перенеся акцент на уровень регионов и муниципальных образований.
Значение регионов как субъектов международной деятельности в последнее время существенно повышается, а органы местного самоуправления все активнее занимаются внешнеэкономической деятельностью, поддерживая иностранный бизнес на своих территориях, помогая предприятиям региона осваивать зарубежные рынки, формируя условия для эффективной внешнеэкономической деятельности.
Изучая влияние внешнеэкономической деятельности на социально-экономическое развитие как страны в целом, так и отдельных ее территорий, следует особо выделить ее роль в качестве структурообразующего и ускоряющего фактора. Именно этим определяется стратегическое значение внешнеэкономической деятельности и ее высокая значимость для развития территории в условиях глобализации мировой экономики.
В Российской Федерации таможенное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой деятельность государственных органов, осуществляющих таможенную политику Таможенного союза (ТС) и таможенную политику государств-членов ТС и соответствующее регулирование общественных отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу ТС товаров и транспортных средств, проведение таможенного контроля, обеспечения выполнения таможенных формальностей и взыскания таможенных платежей при экспортно-импортных операциях, а также соответствующее реагирование при нарушении установленных законодательством правил поведения, регулирующих эти правонарушения.
Международное сотрудничество Российской Федерации происходит в различных областях экономического сотрудничества, но воздействие на таможенное регулирование оказывают те договоры и соглашения, в которых предусматривается применение инструментов таможенного регулирования (таможенных тарифов, нетарифных мер, таможенных процедур и таможенного контроля).
Наиболее значимое влияние на таможенное регулирование оказывает участие Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и ТС ЕАЭС.
ЕАЭС - «международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о ЕАЭС, в которой обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики».
ТС представляет собой форму торгово-экономической интеграции, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны- участники ТС применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.
Все вышеизложенное подчеркивает важность активизации деятельности по организации процесса совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, что и предопределило актуальность темы исследования.
Степень изученности темы дипломного исследования. Проблема взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, является важной и значимой для отечественной науки. Достаточно широко она освещена и в специальной литературе.
Теоретическую основу дипломной работы составили исследования по изучению основ внешнеэкономической деятельности таких отечественных авторов, как: С.А. Денисова, Г.А. Маховиковой, Р.П. Мешечкиной, Л.Е. Стровского, Д.В. Чермянинова и др.
Общими проблемами организации системы таможенных органов, в том числе в организации и осуществления взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, занимались В.В. Макрусев, Г.И. Немирова, В.Г. Пансков, В.В. Покровская, А.Я. Черныш и др.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, и недостаточной разработанностью направлений решения данной проблемы.
Объект исследования - сфера взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Предмет исследования - механизмы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Цель дипломной работы заключается в разработке основных направлений совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Задачи дипломного исследования:
- рассмотреть теоретические основы организации взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности;
— проанализировать практику организации взаимодействия Белгородской таможни и ООО «БИПЛАСТ»;
— определить основные направления совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Теоретико-методологическую основу составляют положения и выводы научных трудов ученых по проблемам организации взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в условиях ЕАЭС и ТС: В.Т. Бутовой, И.А. Гринь, А.В. Губаревой, Е.Д. Карибовой, Р.Ю. Кравченко, Я.М. Пушкиной и др.
При решении поставленных задач были применены методы статистической обработки информации, сравнительного анализа, а также табличные и графические приемы визуализации данных.
Эмпирической базой исследования послужили: ТК ТС , Решения ЕЭК (Комиссии ТС), федеральные законы , Указы Президента
Российской Федерации, постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации , приказы (распоряжения) ФТС России, Центрального таможенного управления (ЦТУ) и Белгородской таможни.
Научно-практическая значимость. Изложенный материал дипломной работы имеет выраженную практическую направленность, поскольку на основании результатов исследования и анализа имеющейся литературы по таможенному делу удалось разработать практические рекомендации по совершенствованию взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Структура дипломной работы представлена введением, тремя разделами, заключением, списком источников и литературы, приложениями.
Внешнеэкономическая деятельность всегда была и остается приоритетным направлением политики любого государства. Современные процессы глобализации и интернационализации хозяйствования качественно изменили условия внешнеэкономической деятельности, перенеся акцент на уровень регионов и муниципальных образований.
Значение регионов как субъектов международной деятельности в последнее время существенно повышается, а органы местного самоуправления все активнее занимаются внешнеэкономической деятельностью, поддерживая иностранный бизнес на своих территориях, помогая предприятиям региона осваивать зарубежные рынки, формируя условия для эффективной внешнеэкономической деятельности.
Изучая влияние внешнеэкономической деятельности на социально-экономическое развитие как страны в целом, так и отдельных ее территорий, следует особо выделить ее роль в качестве структурообразующего и ускоряющего фактора. Именно этим определяется стратегическое значение внешнеэкономической деятельности и ее высокая значимость для развития территории в условиях глобализации мировой экономики.
В Российской Федерации таможенное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой деятельность государственных органов, осуществляющих таможенную политику Таможенного союза (ТС) и таможенную политику государств-членов ТС и соответствующее регулирование общественных отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу ТС товаров и транспортных средств, проведение таможенного контроля, обеспечения выполнения таможенных формальностей и взыскания таможенных платежей при экспортно-импортных операциях, а также соответствующее реагирование при нарушении установленных законодательством правил поведения, регулирующих эти правонарушения.
Международное сотрудничество Российской Федерации происходит в различных областях экономического сотрудничества, но воздействие на таможенное регулирование оказывают те договоры и соглашения, в которых предусматривается применение инструментов таможенного регулирования (таможенных тарифов, нетарифных мер, таможенных процедур и таможенного контроля).
Наиболее значимое влияние на таможенное регулирование оказывает участие Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и ТС ЕАЭС.
ЕАЭС - «международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о ЕАЭС, в которой обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики».
ТС представляет собой форму торгово-экономической интеграции, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны- участники ТС применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.
Все вышеизложенное подчеркивает важность активизации деятельности по организации процесса совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, что и предопределило актуальность темы исследования.
Степень изученности темы дипломного исследования. Проблема взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, является важной и значимой для отечественной науки. Достаточно широко она освещена и в специальной литературе.
Теоретическую основу дипломной работы составили исследования по изучению основ внешнеэкономической деятельности таких отечественных авторов, как: С.А. Денисова, Г.А. Маховиковой, Р.П. Мешечкиной, Л.Е. Стровского, Д.В. Чермянинова и др.
Общими проблемами организации системы таможенных органов, в том числе в организации и осуществления взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, занимались В.В. Макрусев, Г.И. Немирова, В.Г. Пансков, В.В. Покровская, А.Я. Черныш и др.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, и недостаточной разработанностью направлений решения данной проблемы.
Объект исследования - сфера взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Предмет исследования - механизмы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Цель дипломной работы заключается в разработке основных направлений совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Задачи дипломного исследования:
- рассмотреть теоретические основы организации взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности;
— проанализировать практику организации взаимодействия Белгородской таможни и ООО «БИПЛАСТ»;
— определить основные направления совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Теоретико-методологическую основу составляют положения и выводы научных трудов ученых по проблемам организации взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в условиях ЕАЭС и ТС: В.Т. Бутовой, И.А. Гринь, А.В. Губаревой, Е.Д. Карибовой, Р.Ю. Кравченко, Я.М. Пушкиной и др.
При решении поставленных задач были применены методы статистической обработки информации, сравнительного анализа, а также табличные и графические приемы визуализации данных.
Эмпирической базой исследования послужили: ТК ТС , Решения ЕЭК (Комиссии ТС), федеральные законы , Указы Президента
Российской Федерации, постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации , приказы (распоряжения) ФТС России, Центрального таможенного управления (ЦТУ) и Белгородской таможни.
Научно-практическая значимость. Изложенный материал дипломной работы имеет выраженную практическую направленность, поскольку на основании результатов исследования и анализа имеющейся литературы по таможенному делу удалось разработать практические рекомендации по совершенствованию взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Структура дипломной работы представлена введением, тремя разделами, заключением, списком источников и литературы, приложениями.
Взаимоотношения таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности представляют собой процедуру взаимного согласования действий его участников для повышения эффективности внешней торговли и сокращения издержек как для государства, так и для участников ВЭД.
Таможенная система непосредственно взаимодействует со сферой российской экономики, и прежде всего сферой ВЭД, фундаментальную основу функционирования которой составляют современные рыночные механизмы.
В таких условиях таможенная система должна адекватно идентифицировать рынок, занять свою нишу на таком рынке, понимать, какой «товар» на таком рынке она предлагает, для кого и как наиболее эффективно такой товар можно реализовать.
Следовательно, такая система в целях эффективного таможенного регулирования и контроля должна адекватно воспринимать природу рынка, обладать как свойствами самообучения, адаптации, самоорганизации и саморазвития, так и механизмами их реализации на практике - она должна быть конкурентоспособна на этом рынке.
На протяжении последних лет экономика Белгородской области становится все более открытой, что объясняется, в первую очередь, благоприятным экономико-географическим положением региона, наличием на территории государственной границы. Сотрудничество с зарубежными партнерами имеет для области исключительно актуальное значение. Важнейшим элементом внешнеэкономической деятельности области является внешняя торговля. Белгородская область обладает определенным потенциалом в этой сфере.
Белгородская область как субъект мирового рынка участвует в международном обмене товарами, в том числе с целью удовлетворения спроса потребителей не только на внутреннем, но и на мировом товарном рынках.
Белгородская таможня, образованная в 1992 году, является одной из крупнейших в Центральном регионе России. Протяженность границы с Украиной в зоне деятельности составляет 540,9 км. С украинской стороны на данном промежутке границы функционируют три таможни: Харьковская, Сумская и Луганская.
Внешнеторговый оборот Белгородской таможни за январь-март 2017 года составил 996,275 млн. долларов США. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года объемы внешней торговли выросли на 45,8%. Произошло увеличение как стоимостных объемов экспортных поставок (на 50,98%) так и импортных закупок (на 39,04%).
Являясь участником внешнеэкономической деятельности, российский производитель ООО «Бипласт» более двенадцати лет является крупным и надежным поставщиком полимерных труб и многих других элементов систем водоснабжения и канализации на рынках России и СНГ. Выйти на этот уровень позволила организация собственного производства, а также эффективное сотрудничество с рядом ведущих фирм Европы.
В целом по всем экономическим показателям ООО «Бипласт» наблюдается положительная динамика. Валовая прибыль отчетливо характеризует успешную деятельность ООО «Бипласт» на внешнеэкономическом рынке, так в 2015 году увеличение составило 28344 тыс. руб., рост в процентном соотношении составляет 68,9%, а в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличение произошло более, чем в 4 раза.
Выручка в 2015 году по сравнению с 2014 годом возросла на 122723 тыс. руб. (49,3%), а в 2016 году по сравнению с 2014 годом на 70568тыс. руб., что в относительном выражении составляет 18,9 %.
Увеличение чистой прибыли в 2015 году составил 167,5 %, а в 2016 году 4,9%. Являясь основным экономическим показателем деятельности ООО «Бипласт» чистая прибыль имеет устойчивый рост, что говорит об успешной деятельности организации на внешнеэкономическом рынке.
ООО «Бипласт», как участник внешнеэкономической деятельности сотрудничает со многими странами, в частности с Италией, Польшей, Китаем, Сербией, Украиной и другими.
Проанализировав мероприятия по совершенствованию организации взаимодействия Белгородской таможни и ООО «Бипласт» как участника внешнеэкономической деятельности следует выделить несколько проблем, которые требовали решения:
- повышение качества предоставляемых таможенных услуг участникам ВЭД;
- проблема ускорения таможенных процедур, их упрощения, обмена информацией, оптимизации и синхронизации совместной деятельности таможенных органов и участников ВЭД;
- целесообразность совершенствования оценки внешнеэкономической деятельности участников ВЭД на основе экономического анализа, который помогает выявлять резервы данной деятельности и разработать меры, направленные на их мобилизацию в целях наиболее полного выполнения обязательств перед зарубежными партнерами.
Говоря о направлениях совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД можно предложить следующее:
1) Продолжать работу по повышению качества таможенных услуг, что является необходимым элементом формирования основополагающих условий для стабилизации макроэкономики государства, структурной адаптации участников ВЭД и обеспечения устойчивого эффективного экономического роста товарооборота страны.
2) Совершенствовать методику оценки внешнеэкономической деятельности на основе экономического анализа, который помогает выявлять резервы данной деятельности и разработать меры, направленные на их мобилизацию в целях наиболее полного выполнения обязательств перед зарубежными партнерами, экономии ресурсов организаций; повышения эффективность внешнеэкономических операций, отдачи оборотных средств и, в конечном счете, улучшения финансовое положение организации- участников внешнеэкономической деятельности.
3) Использовать логистический подход к управлению внешнеторговыми процессами, который позволяет не только защитить интересы государства в сфере международного товарообмена, но и согласовать их с интересами отдельных участников ВЭД и личными интересами граждан, являющихся потенциальными и/или реальными потребителями импортных и экспортных товаров.
4) Совершенствовать работу по ускорению таможенных процедур, их упрощению, обмену информацией, оптимизации и синхронизации совместной деятельности таможенных органов и участников ВЭД., в том числе усилить проводимые мероприятия по контролю таможенной стоимости товаров и таможенной оценке являются одними из наиболее значимых видов деятельности таможенных органов РФ.
Таможенная система непосредственно взаимодействует со сферой российской экономики, и прежде всего сферой ВЭД, фундаментальную основу функционирования которой составляют современные рыночные механизмы.
В таких условиях таможенная система должна адекватно идентифицировать рынок, занять свою нишу на таком рынке, понимать, какой «товар» на таком рынке она предлагает, для кого и как наиболее эффективно такой товар можно реализовать.
Следовательно, такая система в целях эффективного таможенного регулирования и контроля должна адекватно воспринимать природу рынка, обладать как свойствами самообучения, адаптации, самоорганизации и саморазвития, так и механизмами их реализации на практике - она должна быть конкурентоспособна на этом рынке.
На протяжении последних лет экономика Белгородской области становится все более открытой, что объясняется, в первую очередь, благоприятным экономико-географическим положением региона, наличием на территории государственной границы. Сотрудничество с зарубежными партнерами имеет для области исключительно актуальное значение. Важнейшим элементом внешнеэкономической деятельности области является внешняя торговля. Белгородская область обладает определенным потенциалом в этой сфере.
Белгородская область как субъект мирового рынка участвует в международном обмене товарами, в том числе с целью удовлетворения спроса потребителей не только на внутреннем, но и на мировом товарном рынках.
Белгородская таможня, образованная в 1992 году, является одной из крупнейших в Центральном регионе России. Протяженность границы с Украиной в зоне деятельности составляет 540,9 км. С украинской стороны на данном промежутке границы функционируют три таможни: Харьковская, Сумская и Луганская.
Внешнеторговый оборот Белгородской таможни за январь-март 2017 года составил 996,275 млн. долларов США. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года объемы внешней торговли выросли на 45,8%. Произошло увеличение как стоимостных объемов экспортных поставок (на 50,98%) так и импортных закупок (на 39,04%).
Являясь участником внешнеэкономической деятельности, российский производитель ООО «Бипласт» более двенадцати лет является крупным и надежным поставщиком полимерных труб и многих других элементов систем водоснабжения и канализации на рынках России и СНГ. Выйти на этот уровень позволила организация собственного производства, а также эффективное сотрудничество с рядом ведущих фирм Европы.
В целом по всем экономическим показателям ООО «Бипласт» наблюдается положительная динамика. Валовая прибыль отчетливо характеризует успешную деятельность ООО «Бипласт» на внешнеэкономическом рынке, так в 2015 году увеличение составило 28344 тыс. руб., рост в процентном соотношении составляет 68,9%, а в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличение произошло более, чем в 4 раза.
Выручка в 2015 году по сравнению с 2014 годом возросла на 122723 тыс. руб. (49,3%), а в 2016 году по сравнению с 2014 годом на 70568тыс. руб., что в относительном выражении составляет 18,9 %.
Увеличение чистой прибыли в 2015 году составил 167,5 %, а в 2016 году 4,9%. Являясь основным экономическим показателем деятельности ООО «Бипласт» чистая прибыль имеет устойчивый рост, что говорит об успешной деятельности организации на внешнеэкономическом рынке.
ООО «Бипласт», как участник внешнеэкономической деятельности сотрудничает со многими странами, в частности с Италией, Польшей, Китаем, Сербией, Украиной и другими.
Проанализировав мероприятия по совершенствованию организации взаимодействия Белгородской таможни и ООО «Бипласт» как участника внешнеэкономической деятельности следует выделить несколько проблем, которые требовали решения:
- повышение качества предоставляемых таможенных услуг участникам ВЭД;
- проблема ускорения таможенных процедур, их упрощения, обмена информацией, оптимизации и синхронизации совместной деятельности таможенных органов и участников ВЭД;
- целесообразность совершенствования оценки внешнеэкономической деятельности участников ВЭД на основе экономического анализа, который помогает выявлять резервы данной деятельности и разработать меры, направленные на их мобилизацию в целях наиболее полного выполнения обязательств перед зарубежными партнерами.
Говоря о направлениях совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД можно предложить следующее:
1) Продолжать работу по повышению качества таможенных услуг, что является необходимым элементом формирования основополагающих условий для стабилизации макроэкономики государства, структурной адаптации участников ВЭД и обеспечения устойчивого эффективного экономического роста товарооборота страны.
2) Совершенствовать методику оценки внешнеэкономической деятельности на основе экономического анализа, который помогает выявлять резервы данной деятельности и разработать меры, направленные на их мобилизацию в целях наиболее полного выполнения обязательств перед зарубежными партнерами, экономии ресурсов организаций; повышения эффективность внешнеэкономических операций, отдачи оборотных средств и, в конечном счете, улучшения финансовое положение организации- участников внешнеэкономической деятельности.
3) Использовать логистический подход к управлению внешнеторговыми процессами, который позволяет не только защитить интересы государства в сфере международного товарообмена, но и согласовать их с интересами отдельных участников ВЭД и личными интересами граждан, являющихся потенциальными и/или реальными потребителями импортных и экспортных товаров.
4) Совершенствовать работу по ускорению таможенных процедур, их упрощению, обмену информацией, оптимизации и синхронизации совместной деятельности таможенных органов и участников ВЭД., в том числе усилить проводимые мероприятия по контролю таможенной стоимости товаров и таможенной оценке являются одними из наиболее значимых видов деятельности таможенных органов РФ.



