Аннотация 2
Abstract 3
Введение 5
Глава 1 Описание теоретических основ газодинамических процессов 8
1.1 Простейшие задачи на одномерное неустановившееся движение газа ... 8
1.2 Аналитическое решение однородных газодинамических уравнений в
области неустановившегося движения газа 22
1.3 Одномерные ударные волны 29
Глава 2 Описание сжатия воздушной смеси на основе модели гетерогенных сред 40
2.1 Постановка задачи сжатия воздушной смеси 40
Глава 3 Анализ и обсуждение результатов моделирования 45
3.1 Исследование процесса сжатия газовой смеси в ДВС 45
Заключение 47
Список используемой литературы и используемых источников 48
Приложение А Блок расчета зависимости и=иП(ф) 51
Приложение Б Блок подготовки начальных данных и занесение параметров 52
Сегодняшние требования к эффективности, топливной экономичности и экологическим показателям ДВС требуют оптимальной настройки и совершенствования этих двигателей. Это невозможно без более детального понимания процессов, протекающих при их работе, в том числе процесса сжатия.
Экспериментальные исследования сжатия в реальных ДВС сопряжены с большими затратами, сложны и трудоемки. Математическое моделирование позволяет получить ценные сведения о ходе сжатия с меньшими затратами.
Прогресс в области вычислительной техники и математического моделирования позволяет создавать все более сложные и точные модели, учитывающие большее число факторов, влияющих на работу ДВС.
Моделирование процессов в реальных гетерогенных средах, включая течения смеси топлива и воздуха в цилиндре ДВС во время сжатия, позволяет рассматривать протекающие в двигателе процессы с необходимой степенью детализации.
В своей совокупности вышеперечисленное свидетельствует об актуальности и важности темы моделирования процесса сжатия в ДВС на основе модели гетерогенных сред.
При дальнейшем рассмотрении темы планируется более подробно описать модели гетерогенных сред, газодинамические процессы, применяемые к моделированию сжатия в ДВС, а также результаты и выводы, полученные на основе выбранной модели.
Цель исследования: Использование математической модели
гетерогенных сред для описания процесса сжатия газовой смеси в поршневых ДВС.
В заключение исследования, были изучены и учтены теоретические основы газодинамических процессов, связанных с моделированием хода сжатия рабочей смеси в ДВС на основе модели гетерогенных сред. Были рассмотрены простейшие задачи на одномерное неустановившееся движение газа, аналитическое решение однородных газодинамических уравнений в области неустановившегося движения газа, а также одномерные ударные волны.
В рамках исследования было проведено детальное описание процесса сжатия воздушной смеси, основанное на модели гетерогенных сред. Задача о сжатии газовой смеси поршнем в ДВС была поставлена, и для ее решения был выбран метод СЭЛ, который позволяет решать газодинамическую систему уравнений с соответствующими начальными и граничными условиями.
В результате численно была решена газодинамическая задача, и было обнаружено, что численное решение совпадает с аналитическим. Это говорит о достоверности и эффективности выбранного метода и подтверждает его применимость для моделирования сжатия рабочей смеси в ДВС.
Таким образом, данное исследование успешно решает поставленную задачу сжатия поршнем газовой смеси в ДВС и предоставляет ценную информацию, которая может быть использована при проектировании различных типов двигателей внутреннего сгорания. Полученные результаты способствуют более глубокому пониманию процессов, происходящих внутри двигателя, и могут быть использованы для оптимизации его работы с целью повышения эффективности и снижения вредных выбросов.
1. Бочков М.В., Захаров А.Ю., Хвисевич С.Н. Образование NOx при горении метановоздушных смесей в условиях совместного протекания процесс- сов химической кинетики и молекулярной диффузии // Математическое моделирование. - 1997. - T.9, №3. - C. 1328.
2. Варгафтик Н.Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей. - М.: Наука, 1972. - 720 с.
3. Вольнов, А.С. О системном подходе к оценке влияния автотранспортных средств в процессе эксплуатации на экологию городов / А.С. Вольнов, Л.Н. Третьяк // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №1. - С. 161-166.
4. Гришин Ю.А., Каримов А.Н., Кулешов А.С. Доводка элементов газовоздушного тракта двигателей с помощью математической модели пространственного течения газа // Вестник МГТУ. Машиностроение. - 1991. - № 4. - С. 39-43.
5. Ю.Н. Сырямин, А.П. Ткачук. Двигатели внутреннего сгорания. Методические указания к выполнению расчетнографического упражнения./ Новосибирск, 1998. 13 с.
6. Дмитриев, М.Г. О газохроматографическом определении СО в атмосферном воздухе / М.Г. Дмитриев, Г.М. Колесников // Гигиена и санитария. - 1980. - №3. - С. 53-54.
7. Другов, Ю.С. Методы анализа загрязнения воздуха / Ю.С. Другов [и др.]. - М.: Химия, 1984. - 384 с
8. Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания.
- М.: Машиностроение, 1973. - 200 с.
9. Зельдович Я.Б., Райзер Ю.П. Физика ударных волн и высокотемпературных гидродинамических явлений. - М.: Наука, 1966.
- 686 с.
10. Инструкция по эксплуатации двигателя ЯМЗ-238. Ярославль 2006 г,232 с.
11. Лобов Н.В. Улучшение характеристик двухтактных двигателей внутреннего сгорания оптимизацией газовоздушного тракта. 1977г. - 290 с.
12. Мизернюк Г.Н., Кулешов А.С. Методика расчета рабочего процесса КДВС на ЭВМ // Известия ВУЗов. Машиностроение. - 1986. - № 6. - C. 97 - 101.
13. Мундштуков Д.А. О границе применимости квазистационарных методов расчета параметров газа в системах выпуска // Двигатели внутреннего сгорания (Харьков). - 1972. - Вып. 15. - С. 49-58.
14. Образование оксида азота (NO) при распространении ламинарного пламени по гомогенной метановоздушной смеси / М.В. Бочков [и др.] // Физика горения и взрыва. - 1998. - T. 34, № 1. - С. 919.
15. Павличенко А.М., Жуков В.П. Расчетный анализ теплопередающей функции на параметры рабочего цикла ДВС // Труды НКИ (Николаев). - 1975. - Вып. 100. - С. 103-107...26