Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление вниманием пользователя в Интернет-СМИ: стратегии и практика

Работа №138973

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы136
Год сдачи2016
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ КАК ПСИХИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА В УСЛОВИЯХ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 10
1.1. Факторы функционирования процесса внимания 10
1.1.1. Внимание как психический феномен группы процессов познания 10
1.1.2. Качественные проявления внимания: первичные и вторичные свойства 15
1.1.3. Виды внимания: факторы функционирования произвольной и непроизвольной форм 19
1.1.4. Детерминанты произвольного, непроизвольного и послепроизвольного видов внимания в рамках визуальной коммуникации 21
1.2. Характеристика и функционирование веб-дизайна Интернет-СМИ в сфере визуальной коммуникации 26
1.2.1. Визуальная коммуникация как метод передачи информации. Понятие визуализации. 26
1.2.2. Специфика медиасообщения как метода отражения и осмысления окружающего мира 32
1.3. Особенности управления вниманием пользователя в пространстве Интернет-СМИ 34
1.3.1. Ключевые характеристики веб-дизайна Интернет-СМИ. Эргономика как основа функционального подхода к веб-дизайну 34
1.3.2. Перцептивные особенности композиции. Проектирование элементов оформления. WYKIWYL-феномен 41
1.3.3. Композиционный дизайн Интернет-СМИ. Типографика в веб-дизайне 45
1.3.4. Стратегия управления вниманием пользователя с использованием совокупности методов графических средств 50
1.3.5. Управление вниманием пользователя на основе стратегии эргономики цвета и контрастности 53
ГЛАВА II. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ИНТЕРНЕТ-СМИ 60
2.1. Обоснование выбора анализируемых источников 60
2.2. Описательные характеристики критериев структурно-функционального анализа 65
2.3. Структурно-функциональный анализ стратегий управления вниманием пользователей на примере Интернет-версий таблоидных изданий Великобритании и Германии 70
2.3.1. Структурно-функциональный анализ Интернет-версии британского таблоидного издания «The Sun» 70
2.3.2. Структурно-функциональный анализ Интернет-версии британского таблоидного издания «Daily Mail» 77
2.3.3. Структурно-функциональный анализ Интернет-версии бри-танского таблоидного издания «The Daily Telegraph» 81
2.3.4. Структурно-функциональный анализ Интернет-версии британского таблоидного издания «TheDailyMirror» 85
2.3.5. Структурно-функциональный анализ Интернет-версии немецкого таблоидного издания «B.Z.» 89
2.3.6. Структурно-функциональный анализ Интернет-версии немецкого таблоидного издания «Hamburger Morgenpost» 93
2.3.7. Структурно-функциональный анализ Интернет-версии немецкого таблоидного издания «Frankfurter Rundschau» 97
2.3.8. Структурно-функциональный анализ Интернет-версии немецкого таблоидного издания «Welt kompakt» 101
2.4. Основные выводы по результатам структурно-функционального анализа стратегий управления вниманием пользователей в Интернет-СМИ на примере британских и немецких таблоидных изданий 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 129
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 134



Развитие цивилизации находится в тесной взаимосвязи с процессом визуализации слова, преобразованием устного языка в основу визуальной коммуникации за счет визуального кодирования речи с целью фиксирования и упрощения передачи накопленной поколениями информации без изменений и потери первоначального смысла .
Российский искусствовед и художник-график Виктор Власов в публикации «Визуальное мышление, визуальные искусства» называет XX век эпохой уникальной «аудиовизуальной культуры», столетием, поглощенным тенденцией к визуализации не только отдельных информационных сообщений, но и непосредственно человеческого мышления. Становление революционно нового метода передачи и получения данных обусловлено стремительным развитием технологий и возникновением средств коммуникации, направленных на детальное и максимально точное отражение объектов и явлений окружающего мира. Однако появление новых методов коммуникации, направленных на визуализацию информации, не исключило прежних способов передачи данных, а модернизировало их в качестве вспомогательных элементов более глубокого осмысления.
Развитие СМК во многом связано с тенденцией визуализации вербальных компонентов, реорганизации слова и художественного конструирования его нового внешнего облика за счет средств медиадизайна. Изменение методов презентации данных поставило вопрос о характере взаимодействия пользователей новых медиа с увеличившимся потоком визуальной информации.
Актуальность данной магистерской диссертации продиктована интеграцией визуальных средств коммуникации во все сферы жизни, что способствует необходимости детального изучения особенностей влияния зрительно воспринимаемых элементов в процессе визуальной коммуникации на сознание аудитории. Выявление ключевых методов управления вниманием с целью повышения эффективности источников коммуникации и уровня запоминаемости информации.
Научная новизна заключается в соотнесении понятийного аппарата психического феномена внимания в рамках группы процессов познания со специфическим языком визуальной коммуникации, на котором «говорит» веб-дизайн сетевого издания. Рассматривается сложная совокупность стратегий управления вниманием, представленных в качестве сочетания целостной концепции с ожиданиями и методами практической реализации.
Целью данного исследования является выведение и описание центральных стратегий управления вниманием в рамках специфики визуального языка веб-дизайна с выявлением зон максимальной фиксации взгляда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие научно-практических задачи:
• рассмотреть феномен внимания как свойство психологических процессов человеческой деятельности с трех ключевых сторон: внимание как элемент психической деятельности, внимание как свойство личности, внимание как определенное состояние психики;
• провести анализ качественных проявлений внимания;
• определить факторы функционирования различных видов внимания в рамках специфических особенностей функционирования визуальной коммуникации;
• исследовать детерминанты произвольного, непроизвольного и после произвольного видов внимания в рамках визуальной коммуникации;
• изучить семантику визуальной коммуникации, а именно веб-дизайна в системе методов восприятия окружающей действительности;
• исследовать специфику медиасообщения как метода отражения и осмысления окружающего мира;
• провести анализ ключевых характеристик веб-дизайна Интернет-СМИ;
• дать понятийный аппарат эргономики как основы функционального подхода к веб-дизайну;
• дать понятийный аппарат usability, изучить формы взаимодействия пользователя с Интернет-ресурсами;
• выделить ключевые стратегии управления вниманием;
• составить критерии анализа стратегий веб-дизайна;
• провести анализа таблоидных изданий в соответствии с выведенными критериями;
Объектом исследования в данной магистерской диссертации является веб-дизайн Интернет-версий средств массовой информации, а предметом—применение и уровень работы конкретных стратегий управления вниманием.
Научно-теоретическую основу магистерской диссертации составили труды по основам общей психологии и психологии внимания, материалы о природе селективности и динамике внимания (В.И.Страхова, Ю.Б.Дормашева, В.Я. Романова, Т.К. Комаровой, Ф.Н.Гоноболина, Р.С.Немова, Е.Н. Соколова, Л.Д. Столяренко, Н.Н. Ланге,), работы исследователей в области веб-дизайна, эргономики и юзабилити (Д. Гаррета, В. Головача, А. Калиновского, Д. Кирсанова, Н. Вроблевски, Дж. Кита¸ С. Круга, А. Купера, И. Маркотта, Я. Нильсена, О. Райхенштайна, Д. Раскина, материалы о семиотике и законах визуального восприятия (У. Эко, В.Л. Авербуха, Р. Арнхейма).
Эмпирическую базу исследования составили восемь веб-сайтов, представленных в формате Интернет-версий ведущих таблоидных изданий Гер-мании (B.Z., Frankfurter Rundschau, Hamburger Morgenpost, Weltkompakt) и Великобритании (The Sun, Daily Mail, The Daily Telegraph и The Daily Mirror).
Для проведения исследования использовались общенаучные и статистические методы исследования, а именно методы медиа-анализа в рамках структурно-функционального анализа.
Отдельные положения магистерской диссертации прошли апробацию на 15-той международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» в период с 9 по 11 марта 2016 года и были удостоены диплома за лучший доклад в рамках секции «Типографика: история, теория, практика». В данный момент статья по тематике выступления готовится к публикации в сборник. На основании представленных на конференции материалов была проведена лекция по программе "Веб-дизайн и оформление электронных СМИ" у студентов третьей группы первого курса магистратуры по профилю медиадизайн.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава разделена на три основных параграфа. В первом параграфе рассматриваются факторы функционирования процесса внимания. Во втором параграфе приведено исследование визуальной коммуникации как метода передачи информации, изучено понятие визуализации. В третьем параграфе представлены особенности управления вниманием пользователя в пространстве Интернет-СМИ.
Вторая глава описывает структурно-функциональный анализ стратегий управления вниманием пользователя в Интернет-СМИ на основе описания выбора анализируемых источников и приведения характеристик критериев структурно-функционального анализа. В приложении представлены схемы, иллюстрирующие результаты структурно-функционального анализа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Качество восприятия, усвоения и запоминания визуальных объектов, функционирующих в рамках композиции веб-страницы, напрямую связано с естественным уровнем внимания и полностью зависят от выбранного способа систематизации. Таким образом, проявляется категория избирательности внимания, основанная на выборе центральных и второстепенных эле-ментов за счет дробления информации в соответствии с учетом возможностей психики обрабатывать данные.
2. На устойчивость внимания существенное влияния оказывают специфические особенности самого объекта, среди которых динамичность, изменчивость, уровень сложности и возможность взаимодействия. Однако ключевым параметром наличия устойчивости внимания является интерес человека к предмету, понимание и признание его значимости для дальнейшего развития личности или для достижения поставленных целей. Таким образом, качество воспринимаемой информации зависит не только от организации визуальной композиции с точки зрения расположения информационных блоков, но и от характеристикusability.
3. Средства массовой информации таблоидного типа за счет параметра сенсационности во многом ориентированы на категорию внимания по объекту, а именно на аффективное внимание, в основе которого лежит совокупность чувств и эмоции, представленных в качестве естественной реакции на визуальный объект.
4. Особое значение в условиях проводимого исследования имеет непроизвольное внимание за счет физиологической основы, проявляющейся в возникновении универсальных биологических проявлений, опосредованных ориентировочным рефлексом: ответной реакцией организма на изменения любого порядка, происходящие в окружающем мире. Наибольшее отражение получают раздражители, субъективно воспринимаемые человеком, как наиболее существенные и актуальные в условиях визуальной коммуникации. Исключения составляют социогенные потребности личности: даже малозначительный раздражающий фактор, направленный на принципиальные потребности, может вызвать мощную реакцию.
5. Под визуальной коммуникацией понимается передача некоторого сообщения или информации, воспринимаемой зрительно, посредством раз-личных систем. Когнитивной базой визуальной коммуникации является свойство максимально эффективного донесения актуальной информации и обеспечение ее адекватного понимания и успешного усвоения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таблоидные издания, функционирующие в сети Интернет, в наибольшей степени относительно средств массовой информации иного формата сталкиваются с необходимостью управления вниманием пользователя на основе понимания структуры организации внимания как психического процесса группы процессов познания. В ходе магистерской диссертации были рассмотрены отличительные особенности организации визуального пространства таблоидных изданий Великобритании и Германии, выведены и описаны центральные стратегии управления вниманием в рамках специфики визуального языка веб-дизайна с выявлением зон максимальной фиксации взгляда, за счет чего достигнута цель, поставленная во введении диссертации.
Проведено теоретическое рассмотреть феномена внимания как свойства психологических процессов человеческой деятельности с трех ключевых сторон: внимание как элемент психической деятельности, внимание как свойство личности, внимание как определенное состояние психики. Проанализированы качественные проявления внимания, определены факторы функционирования различных видов внимания в рамках специфических особенностей организации визуальной коммуникации. С целью определения функции внимания в условиях визуальной перцепции проведено исследование детерминанты произвольного, непроизвольного и после произвольного видов внимания, изучена семантика визуальной коммуникации, а именно веб-дизайна в системе методов восприятия окружающей действительности. Выполнено исследование специфики медиасообщения как метода отражения и осмысления окружающего мира с целью выявления особенностей функционирования принципов организации, обработки и визуальной кодировки данных.
В рамках теоретической части диссертации выявлены ключевые характеристики веб-дизайна Интернет-СМИ и дан понятийный аппарат эргономики как основы функционального подхода к веб-дизайну. Рассмотрено понятие usability и изучены формы взаимодействия пользователя с Интернет-ресурсами. На основе исследования близких по тематике научных источников выделены ключевые стратегии управления вниманием.
В рамках практической части описаны и обоснованы критерии и ключевые характеристики стратегий управления вниманием пользователей, проведен структурно-функциональный анализ восьми средств массовой информации Великобритании и Германии таблоидного типа, функционирующих в Интернет-сети. Результаты исследования ориентированы на три центральных направления в соответствии с делением стратегий по принципу визуального управления, а именно по группе визуально-композиционных стратегий, стратегий, в основе которых лежит принцип типографики, и стратегий, ориентированных на выявление особенностей организации визуального пространства на основе эргономики цвета, цветового контраста и контраста света и тени.
Результаты структурно-функционального анализа представлены в заключительной части второй главы, сформулированы в формате выводов и визуализированы в приложениях.



1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 2012.
2. Авербух В. Л. Метафора интерфейса и метафора визуализации // InternationalConference «Graphicon 2006». Новосибирск, 2006.
3. Алексадров Е. В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. М., 2003.
4. Александров Ю. И. Психофизиология. СПб., 2003.
5. Баканов А. С., Обознов А. А. Эргономика пользовательского интерфейса: от проектирования к моделированию человеко-компьютерного взаимо-действия. М., 2011.
6. Барабанщиков В. А. Динамика зрительного восприятия / под редакцией Б. Ф. Ломова. М., 1990.
7. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. М., 2003.
8. Бородаев Д. В. Веб-сайт как объект графического дизайна. Монография. Х., 2006.
9. Веккер Л. М. Психические процессы: Т.3. Л., 1981.
10. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.
11. Вильгельм К. Ю. СМИ в Германии конца ХХ века // Власть. 2008. №4.
12. Власов В. Г. Визуальное мышление, визуальные искусства // Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: Т.1. СПБ., 2000.
13. Водчиц С. С. Эстетика пропорций в дизайне: система книжных пропорций. М., 2005.
14. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005.
15. Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Психология как объективная наука. М., 1998.
16. Гарретт Д. Веб-дизайн: книга ДжессаГарретта. Элементы опыта взаимодействия. М., 2008.
17. Гиппенрейтер Ю. Б. Деятельность и внимание / А.Н.Леонтьев и современная психология. М., 1983.
18. Головач В. В. Дизайн пользовательского интерфейса. Искусство мыть слона. М., 2009.
19. Голомбински К., Хаген Р. Добавь воздуха: основы визуального дизайна для графики, веба и мультимедиа. СПб., 2012.
20. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М., 1972.
21. Гусакова Л. И. Визуальные коммуникации. Элементы информативной экотуристической среды // Гуманитарные научные исследования. 2013. №5.
22. Джеймс У. Научные основы психологии. Мн., 2003.
23. Джейсон Б. Веб-дизайн. Руководство разработчика. СПб., 2012.
24. Дженкинс С. Web-дизайн. М., 2008.
25. Добрынин Н. Ф. О селективности и динамике внимания / Вопросы психологии. 1975. № 2.
26. Домасев М. В., Гнатюк С. П. Цвет, управление цветом, цветовые расчеты и измерения. СПб., 2009.
27. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М., 1995.
28. Ивановский В. Н. К вопросу об апперцепции: (Лейбниц, Кант, Гербарт, Вундт). М., 2001.
29. Измайлов Ч. А., Чудина Ю. А. Конфигурационные и категориальные характеристики зрительного восприятия схематических фигур // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педаго-гика. 2004. № 2. С. 210—228.
30. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.,2005.
31. Киссейн Э. Основы контентной стратегии. М., 2012.
32. Комарова Т. К. Психология внимания. Гродно, 2002.
33. Кричевский В. Г. Типографика в терминах и образах. Т. 1. М., 2000.
34. Круг С. Веб-дизайн: книга Стива Круга, или «Не заставляйте меня думать!» М., 2008.
35. Круг С. Как сделать сайт удобным. Целесообразность по методу Стива Круга. СПб., 2010.
36. Купер А. Об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия. СПб., 2009.
37. Ланге Н. Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. Одесса, 1893.
38. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.
39. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.
40. Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. М., 2005.
41. МакВейд Дж. Before&After - Дизайн страниц. М., 2006.
42. Макнейл П. Веб-дизайн. Идеи, секреты, советы. СПб., 2012.
43. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2008.
44. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. М., 2005.
45. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. М., 2007.
46. Маркотт И. Отзывчивый веб-дизайн. М., 2012.
47. Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. М., 1984.
48. Миронов Д. Ф. Компьютерная графика в дизайне. СПб., 2008.
49. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.
50. Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика. М., 2001.
51. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. Изд. 4-е. М., 2010.
52. Немов Р. С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1995.
53. Нильсен, Я. Веб-дизайн. СПб. 2006.
54. Нильсен Я., Лоранжер Х. Web-дизайн: удобство использования Web-сайтов. М., 2007.
55. Норман Д. Дизайн привычных вещей. М., 2013.
56. Порозов Р. Ю. Антропологический смысл категории «Визуальные коммуникации» // Вестник БГУ. 2011. №14.
57. Почебуг Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб., 2002.
58. Розенсон И. А. Основы теории дизайна. СПб., 2013.
59. РейнхардтР., ДжойЛ. Macromedia Flash MX 2004. Библия пользователя. М., 2003.
60. Рэнд П. Дизайн: форма и хаос. М., 2013.
61. Седерхольм Д. Пуленепробиваемый веб-дизайн. Библиотека специалиста. 3-е изд. СПб., 2012.
62. Сергеев С. Ф. Юзабилити-тестирование интерфейсов информационных систем в гуманитарных науках и искусстве. СПб., 2012.
63. Сергеев Б. Ф. Парадоксы мозга. 2-е изд. М., 2008.
64. Симбирцева Н. А. Бытие литературно-художественного произведения: культурологический аспект // Вестник Челяб. гос. ун-та. 2007. № 14.
65. Соколов Е. Н. Восприятие и условный рефлекс. М., 2003.
66. Смит Н. Современные системы психологии / Под общ. Ред. А. А. Алексеева. СПб., 2003.
67. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов. 2-е изд. Ростов-на-Дону, 2004.
68. Страхов В. И. О психологической структуре внимания // Вопросы психологии. Саратов, 1976.
69. Страхов В. И. Теория и практика проблемы внимания. Саратов, 2010.
70. Фельке-Моррис Т. Большая книга веб-дизайна. М., 2012.
71. Фрейзер Б., Мэрфи К., Бантинг Ф. Реальный мир управления цветом. 2-е изд. М., 2006.
72. Шаев Ю. М. Визуальное восприятие: между присутствием и смыслом // Теория и практика общественного развития. 2012. №12.
73. Энж Э., Спенсер С., Фишкин Р., Стрикчиола Д. SEO - искусство раскрутки сайтов, 2 издание. СПб., 2013.
74. Яцюк О. Г. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий. СПб., 2004.
75. Bailey B. Reading Onscreen: The Effects of Line Length on Performance, 2006.
76. Beaird J., The Principles of Beautiful Web Design, 2nd Edition, 2010.
77. Eco U. Towards a Semiotic Inquiry into Television Message. Warking Papers in Cultural Studies, 1965.
78. Gustafson A. Adaptive Web Design: Crafting Rich Experiences with Progres-sive Enhancement. — Easy Readers, 2011.
79. Kosara R. Visualization Criticism — The Missing Link Between Information Visualization and Art. Proceedings of the 11th International Conference on In-formation Visualisation (IV). 2007. PP.
80. Lengler, R. and Eppler, M. J. Towards a periodical table of visualization me-thods for management // Institute of Corporate Communication University of Lugano. Switzerland., 2014.
81. Langer E.J.Mindfulness.N.Y.: Merloyd Lawrence Book, 1989.
82. Michaud T. Foundations of Web Design: Introduction to HTML & CSS.? NewRiders, 2013.
83. Simmon R. Subtleties of Color: Connecting Color to Meaning, 2013.
84. Steele J., IliinskyN.. Beautiful Visualization: Looking at Data through the Eyes of Experts (Theory in Practice) Looking at Data through the Eyes of Experts, O'Reilly Media; 1 edition, 2010
85. Tufte, E. Visual & Statistical thinking: Displays of evidence for decision mak-ing, Graphics Press USA, New York. 1997
86. Wroblewski L. Site-Seeing: A Visual Approach to Web Usability. Published by Hungry Minds, Inc. NewYork, NY. 2002.
87. Ware C. Visual Thinking for Design. MorganKaufmann, 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ