Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СОТРУДНИКОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ

Работа №138879

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы172
Год сдачи2016
Стоимость4865 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 9
1.1. Профессиональное благополучие: сущность понятия и проблема его определения в современной психологии 9
1.1.1. Основные подходы к определению понятия «психологическое благополучие» 9
1.1.2. Определение понятия «профессиональное благополучие» 15
1.2. Факторы и критерии оценки профессионального благополучия 20
1.2.1. Классификация факторов профессионального благополучия 21
1.2.2. Проблема выделения критериев профессионального благополучия 28
Резюме 33
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Постановка проблемы: цель, задачи и гипотеза проблемы 35
2.2. Процедура исследования 36
2.3. Описание выборки исследования 38
2.4. Методы и методики исследования 40
2.5. Методы обработки данных 46
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 48
3.1. Структура социальных представлений о профессиональном благополучии сотрудников коммерческих организаций 48
3.2. Разработка первичной версии опросника для оценки профессионального благополучия. 59
3.3. Факторная структура первичной версии методики оценки профессионального благополучия 65
3.4. Проверка психометрических показателей первичной версии методики оценки профессионального благополучия на надежность и валидность 71
ВЫВОДЫ 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Определения понятия благополучия в психологических исследованиях 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Исследование социальных представлений о профессиональном благополучии 101
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Пилотажный вариант методики оценки профессионального благополучия 110
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Элементы структуры бланков опросников 114
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Методика «Профессиональная востребованности личности» Е.В. Харитоновой 116
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Методика «Шкала общей каузальной ориентации» Э. Деси и Р.Райана в адаптации О.Е. Дергачевой 122
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Методика «Профессиональное самоотношение личности» К.В. Карпинского 130
ПРИЛОЖЕНИЕ З. Первичные данные 137
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Пилотажный вариант методики оценки профессионального благополучия: первичная психометрическая проверка 146
ПРИЛОЖЕНИЕ К. Уточненный вариант методики оценки профессионального благополучия: первичная психометрическая проверка и факторизация 151
ПРИЛОЖЕНИЕ Л. Первичная версия методики оценки профессионального благополучия: факторная модель и статистика надежности 158
ПРИЛОЖЕНИЕ М. Психометрическая проверка первичной версии методики оценки профессионального благополучия на валидность 159
ПРИЛОЖЕНИЕ Н. Первичная версия методики оценки профессионального благополучия (бланк опросника, ключи, интерпретация) 162
ПРИЛОЖЕНИЕ О. Примеры интерпретации и рекомендаций 167


Изучение феномена профессионального благополучия, как интегрального личностного критерия здоровья профессионала (Березовская Р.А. 2016), является одним из новых направлений развития современной организационной психологии, обусловленного осознанием значимости изучения феноменов, характеризующих позитивные и ресурсные проявления субъекта деятельности и недостаточной изученностью их природы (Дикая Л.Г., 2013; Братчикова Ю.В., 2013). Кроме того, интерес к изучению психологического благополучия в профессиональной деятельности обусловлен положительным влиянием уровня благополучия на эффективность деятельности человека (Аргайл М., 2003; Бояркин Ю.М. 2007; Горбач Н.А., 2008; Бородкина Е.В., 2012; Зенина С.Р., 2012; Хвостикова В.А., 2012; Зиновьева Д.М., 2015; Петраш М.Д., 2016).
Отметим, что по сравнению с зарубежными публикациями в отечественной психологии это направление относится к числу малоизученных. Западные исследователи достаточно давно проявляют интерес к проблеме профессионального благополучия (Cartwright, 2008). Еще в 1958г. Джордж Гэллап показал, что профессиональное благополучие – один из определяющих факторов, которые помогают дожить человеку до 90 лет (Рад Т., 2011). При этом в зарубежных исследованиях наблюдается разнообразие терминов, описывающих феномен профессионального благополучия: occupational well-being, well-being at work, employee well-being, work-related well-being, well-being at workplace. job-related well-being.
Анализ современных психологических исследований показал возрастающий интерес к изучению психологического благополучия в контексте профессиональной деятельности. Это продиктовано интересом к улучшению качества профессиональной жизни человека и повышению эффективности труда. В большинстве отечественных работ феномен рассматривается как удовлетворенность работой, которая принимается в качестве показателя профессионального благополучия (Бояркин М.Ю., 2007; Сокольская М.В., 2009; Хвостикова В.А., 2012; Зенина С.Р., 2012 и др.) или сквозь призму общего психологического благополучия. Изучается структура психологического благополучия представителей разных профессий (Зиновьева Д.М., 2010; Григорьев А.В., 2011; Бородкина Е.В. 2012; Бессонова Ю.В., 2013 и др.). Так, например, Р.М. Шамионов (2010) показывает структурную особенность субъективного благополучия в разных условиях и на разных стадиях профессиональной социализации. В ряде исследований изучаются взаимосвязи компонентов общего психологического благополучия с условиями профессиональной среды, личностными особенностями профессионала, а также предпринимаются попытки выделить факторы профессиональной среды, детерминирующие развитие тех или иных качеств личности, связанных с общим психологическим благополучием (Горбач Н.А., 2008; Панова Н.В., 2011; Минюрова С.А., 2013; Терехина Н.С., 2014; Гаврюченко С.Н., 2014 и др.). В качестве основного результата в перечисленных исследованиях часто можно увидеть вывод об актуальности проблемы психологического благополучия в условиях профессиональной деятельности. При этом для диагностики психологического благополучия в профессиональной деятельности используются общие психологические методики.
Таким образом, актуальность нашей работы обусловлена наличием таких методологических и методических проблем как отсутствие концепций или теорий в отечественной психологии, описывающих конструкт профессионального благополучия, а также отсутствием соответствующего диагностического инструментария. Научная и практическая значимость работы заключаются в возможности расширения теоретических и практических знаний в области позитивной психологии с целью психологического сопровождения профессионала и развития человеческого капитала как ресурсной базы организаций.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в определении, конкретизации и операционализации понятия «профессиональное благополучие» с целью расширения существующих научных знаний в области психологического благополучия.
Создание методики оценки профессионального благополучия имеет большую практическую значимость – использование методики возможно в таких случаях как подбор и оценка персонала, проектирование, создание и изменение организационной культуры, подготовка специалистов в области управления персоналом с целью повышения эффективности деятельности сотрудников и организации в целом; в качестве критерия оценки тренинговых программ психологического обеспечения профессионального здоровья и профилактики психологического неблагополучия в профессиональной среде; в индивидуальной работе (психологическое сопровождение профессионала): консультирование, коучинг, диагностика уровня и структуры психологического благополучия в профессиональной деятельности с целью повышения личной эффективности труда; а также использование методики в дисциплинах, затрагивающих тему развития, самоактуализации, благополучия личности и в научно-исследовательских работах. Таким образом, мы видим практическую значимость нашей работы, как в методологическом аспекте, так и в практических целях: для личности профессионала и для организации в целом.
Гипотеза: профессиональное благополучие является многомерным конструктом, который имеет структуру схожую со структурой психологического благополучия, предложенной в модели К. Рифф, и включает в себя следующие шесть компонентов: автономность в профессиональной деятельности, самопринятие себя как профессионала, позитивные отношения с коллегами, компетентность (владение окружающей средой в профессиональной деятельности), профессиональные цели, профессиональный рост.
Цель – разработать первичную версию методики оценки профессионального благополучия и провести проверку основных психометрических показателей.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научных публикаций по вопросам психологического и профессионального благополучия личности: уточнить определение, выделить критерии и факторы профессионального благополучия.
2. Изучить социальные представления о профессиональном благополучии: операционализировать определение профессионального благополучия и выделить критерии его оценки.
3. Разработать первичную версию опросника для оценки профессионального благополучия и провести проверку его факторной структуры.
4. Провести проверку психометрических показателей первичной версии методики оценки профессионального благополучия на надежность и валидность.
Предмет исследования – психологическое благополучие личности в условиях трудовой деятельности (или профессиональное благополучие личности).
Объект исследования – сотрудники коммерческих организаций – представители разных профессиональных групп.
Методы исследования. В работе используются вербально-коммуникативный метод индивидуального полустандартизированного интервью с применением ассоциативных карт и метод анкетирования для методик: психологическое благополучие К. Рифф в адаптации Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной (2011), «Профессиональная востребованность личности» Е.В. Харитоновой, Б.А. Ясько (2009), «Профессиональное самоотношение личности» К.В. Карпинского (2010), «Шкала общей каузальной ориентации» Э. Деси и Р. Райана в адаптации О.Е. Дергачевой (2007).



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из актуальных направлений развития современной организационной психологии и психологии менеджмента является изучение психологического благополучия личности в контексте профессиональной деятельности, что обусловлено интересом к методам обеспечения профессионального здоровья и выражается в росте количества публикаций на тему профессионального благополучия в последние годы. Кроме того, тема профессионального благополучия становится востребованной и со стороны практиков (HR-специалистов). При этом ключевую роль в разработке научно-обоснованных программ психологического сопровождения играет качественная диагностика на начальных этапах запуска программ и на заключительных - для оценки эффективности проведенного вмешательства. Анализ современных исследований и консультационных проектов показал, что в большинстве случаев для оценки психологического благополучия в профессиональной деятельности используются общедиагностические методики, т.е. не учитывается специфика деятельности и особенности организационного контекста; в отечественной психологии пока не сформированы теоретико-методологические основы изучения феномена профессионального благополучия и, как следствие, нет методики его оценки.
В ходе диссертационного исследования разработан опросник для оценки профессионального благополучия. Результаты факторизации дают основание говорить о том, что рабочая гипотеза частично подтверждена: выделены 6 компонентов профессионального благополучия, соответствующие модели психологического благополучия К. Рифф и образующие четырехфакторную структуру первичной версии методики оценки профессионального благополучия (МОПБ): 1) «Профессиональное развитие», субшкалы – «Профессиональные цели» и «Профессиональный рост»; 2) «Позитивные отношения с коллегами»; 3) «Профессиональное самопринятие», субшкалы – «Удовлетворенность уровнем компетентности» и «Удовлетворенность профессиональными достижениями»; 4) «Автономность в профессиональной деятельности». Психометрическая проверка на надежность и валидность опросника показала хорошие результаты.
Итогом проведенной работы является первичная версия методики оценки профессионального благополучия, аналогов которой в русскоязычной литературе нет. Методика подлежит использованию в качестве психодиагностического инструмента оценки уровня выраженности профессионального благополучия, как детерминирующего состояния личности. Однако существует ряд вопросов, требующих проведения дополнительных исследований профессионального благополучия на базе различных организаций для подтверждения соответствия МОПБ современным психометрическим требованиям: увеличение объема выборки и проведение процедуры факторизации, в частности конфирматорный факторный анализ; проверка ретестовой надежности, стандартизация и нормирование для различных профессиональных групп.
Отметим, что работа над созданием первичной версии МОПБ проводилась при сотрудничестве с тренинговой компанией «Tailored», а среди участников исследования были представители таких организаций Санкт-Петербурга как сеть отелей «Хилтон», торговый дом «Петрович», телерадиокомпания «Пятый канал», компания «Европапир» (дистрибьютор бумаги), компания «Соликамскбумпром» (производитель газетной бумаги в России). Каждый респондент получил интерпретацию и индивидуальные рекомендации, а также для работодателей были подготовлены отчеты по группе (Приложение О). Таким образом, практическая значимость и актуальность проведенной работы подтверждается интересом различных организаций к проведению исследования с последующим внедрением программ психологического обеспечения профессионального благополучия по итогам полученных отчетов.



1. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 271 с.
2. Бучацкая М.В. Основные факторы, влияющие на психологическое благополучие работающих женщин // Специальная психология. 2006. №4. С. 46-54.
3. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.А. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2013. №4 С.4-14.
4. Березовская Р.А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 26. С. 12. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n26/761-berezovskaya26.html (дата обращения: 12.05.2014).
5. Березовская Р.А. Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 45. С. 2. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n45/1232-berezovskaya45.html (дата обращения: 10.04.2016).
6. Бессонова Ю.В. Психологическое благополучие личности в труде // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Москва. 2012. С. 412-415.
7. Бонивелл И. Ключи к благополучию: что может позитивная психология. М.: Время, 2009. 192 с.
8. Бородкина Е.В. К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 31-34.
9. Бочарова Е. Е. К вопросу о внутренних детерминантах субъективного благополучия личности // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2008. №10. С.226-231.
10. Бочарова Е.Е. Соотношение эмоциональных и когнитивных компонентов субъективного благополучия в разных условиях социализации // Проблемы cоциальной психологии личности. 2008 URL: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30281_full.shtml (дата обращения: 15.12.2013).
11. Бочарова Е.Е. Теоретико-концептуальные основания исследования проблемы субъективного благополучия // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психол. науки. 2012. №2. С. 38-45.
12. Бочарова Е.Е. О некоторых вопросах методологии изучения субъективного благополучия личности // Международная научно-практическая конференция «Комплексные исследования личности: методология, теория, практика» 27-28 сентября, Москва, РУДН. 2012. С.61-66.
13. Бочарова Е.Е. Современные подходы в методологии исследования субъективного благополучия личности // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. №2-1 С.73-78.
14. Бояркин М.Ю., Долгополова О.А. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих: монография. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. 216 с.
15. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: учеб. пособие/ Под ред. Проф. Л. И. Вассермана. СПб.: Речь, 2010. 192 с.
16. Вербина Г.Г., Вербина О.Ю. Эмоциональное благополучие – психическая составляющая психического здоровья // Альманах современной науки и образования. 2011. № 4. С. 120-121.
17. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.СПб.: Питер, 2008. 258 с.
18. Водяха С. А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия. 2012. № 2. C. 132 - 138.
19. Водяха С.А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России. 2013. №1 С.70 -74.
20. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы. Дис. ... канд. психол. наук. Томск. 2002. 220 c.
21. Гаврюченко С.Н. Особенности субъективного благполучия сотрудников полиции в кризисный период профессиональной деятельности // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. №4. С.31-33.
22. Глозман Ж.М., Винникова Л.М. Детско-родительские отношения как фактор личностного и социального благополучия ребенка // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2012. Т. 2. С. 52-57.
23. Голубева, Н. М. К проблеме дифференциации понятий психологического и субъективного благополучия личности // Ученые записки. Педагогический институт саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Серия психология. Педагогика. 2010. № 3. Т3. C. 26 - 30.
24. Горбач Г.А., Панюкова Ю.Г., Панина Е.Н. Проблемы психологического благополучия сотрудников ОВД в условиях профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. №3 С.3-6.
25. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 4(12). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n4-12/343-gordeeva12.html (дата обращения: 12.02.2014).
26. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 2: Вопросы практического применения теории // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 5(13). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n5-13/378-gordeeva13.html (дата обращения: 12.02.2014).
27. Дергачева О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации : теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл. 2002. С. 103–121.
28. Дергачева О.Е., Дорфман Л.Я., Леонтьев Д.А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2008. №3 С.91-106.
29. Дробышева Т.В., Войтенко М.Ю. Социально-психологическое благополучие детей в условиях мегаполиса: методологические основы исследования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. №1 (13) С.21-25.
30. Дубовик Ю.Б. Исследование психологического благополучия в пожилом и старческом возрасте // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 1(15). URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/433-dubovik15 (дата обращения: 28.03.2014).
31. Дука А.И. К вопросу о субъективном благополучии инкассаторов в профессиональной сфере // Вестник ТГПУ. 2013. №5 (133) С.119-121.
32. Егорычева И.Д. Субъективное благополучие: критерий или детерминанта самореализации? // Актуальные проблемы психологического знания. Москва. 2011. С. 3-6.
33. Елисеева О.А. Особенности и проблемы изучения субъективного благополучия в современных психологических исследованиях // Российский психологический журнал. 2011. Т8. №3. URL: http://rpj.sfedu.ru/index.php/rpj/article/view/270 (дата обращения: 08.12.2014).
34. Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога. Автореф. дис…. канд. псих. наук Екатеринбург, 2012. - 24 с.
35. Заусенко И.В. Особенности самоотношения педагогов с разными показателями психологического благополучия // Сибирский педагогический журнал. 2011. №10 С.191-197.
36. Зенина С.Р. Особенности субъективного благополучия педагогических работников в профессиональной сфере // Теория и практика общественного развития. 2012. №5 С.127-129.
37. Зиновьева Д.М. Кризисы психологического и профессионального благополучие государственных служащих среднего возраста // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Политология и социология. 2015. № 1. С. 96-99.
38. Зиновьева Д.М., Юнда, А.В., Долгополова, О.А. Профессиональные детерминанты субъективного благополучия государственных и муниципальных служащих // Социология власти. 2010. - № 7. С. 132 - 140.
39. Идобаева О.А., Резницкая Г.И. Самоактуализация личности как условие психологического благополучия современных студентов // Вестник МГЛУ. 2011. №622 С.29 - 41.
40. Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. №351. С.128 - 134.
41. Ким В.С. Тестирование учебных достижений. Уссурийск. 2007 http://uss.dvfu.ru/static/kim_testing_monograph/src/glava_3_9.html (дата обращения: 12.02.2015).
42. Козырева П.М. Карьера и благополучие в России: особенности и структура взаимосвязи // Россия реформирующаяся. 2011. № 10. С. 44 - 60.
43. Корниенко Д. С. Личностные предикторы психологического благополучия // Фундаментальные исследования. 2014. №11-2 С.429 - 432.
44. Костина Е.Ю. Социальное благополучие и социальная безопасность в условиях глобализации современного общества // Universum: общественные науки. 2015. №6 (16) С.11.
45. Кужильная А.В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. №1 (60) С.83-86.
46. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности //Психология здоровья /под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 405-442.
47. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие для вузов. СПб., Питер; 2004. 464 с.
48. Лепешинский, H.H. Адаптация опросника "Шкалы психологического благополучия" К. Рифф / H.H. Лепешинский // Психологический журнал. 2007. №3(15). С. 24-27.
49. Линч М. Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации // Психологоия. Журнал Высшей школы экономики 2004. Т. 1. № 3. С. 137-142.
50. Личностный потенциал: структура и диагностика/ Под ред. Леонтьева Д.А. М.: Смысл, 2011. 680 с.
51. Личность профессионала в современном мире / Ответственные редакторы Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: ИП РАН, 2013. 942 с.
52. Ложкин Г.В., Волянюк Н.Ю. Профессиональное самочувствие субъекта // горизонты образования. 2012. №2 (35). С. 14-19.
53. Мандрикова Е.Ю., Горбунова А.А. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников // Организационная психология. 2012. №4 С.2-22.
54. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 2011. 496 с.
55. Минюрова С.А., Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. 2013. №1 С.94-101.
56. Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. Эмоциональное благополучие личности: от психологического здоровья к качеству жизни // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2014. Т. 2. № 3 (19). С. 28-32.
57. Наследов А.Д. IBM S P S S Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013.
58. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.
59. Новак, Н.Г. Основные подходы к определению психологического благополучия личности в современной психологии // Психологический журнал. 2008. №2(18). С. 21-25.
60. Осьмук Л.А., Сафронова М.В., Захир Ю.С. Психосоциальное благополучие и профессиональная деятельность российских учителей // Идеи и идеалы. 2013. Т. 1. № 3. С. 91-104.
61. Отчет (информация) рабочей группы Всемирной федерации обществ анестезиологов по профессиональному благополучию. Настало время задуматься о профессиональном здоровье анестезиологов и начать действовать в этом направлении (It Is tIme to reflect on, and do somethIng about, the anesthesIologIst's occupatIonal health Report of the Professional Wellbeing Working Party (PWWP) of the World Federation of Societies of Anesthesiologists (WFSA) // Анестезиология и реаниматология. 2006. № 4. С.76-78.
62. Панкова Н.В. Эмоциональное благополучие и психологическое здоровье подростков из семей группы риска // Ученые записки университета Лесгафта. 2011. №4 С.148-151.
63. Панова Н.В. Роль личностного развития педагога в профессиональном благополучии // МНКО. 2011. №2 С.118-121.
64. Пергаменщик Л.А., Лепешинский Н.Н. Опросник "Шкалы психологического благополучия" К. Рифф: процесс и результаты адаптации // Психологическая диагностика. 2007. №3. C. 73-97.
65. Перова Е.А. Оптимизм как одна из составляющих субъективного благополучия // Вопросы психологии. 2009. №1. С. 51-57.
66. Петраш М.Д. Факторы профессионального развития у взрослых с разным уровнем психологического благополучия // МНИЖ. 2016. №1-3 (43) С.87-92.
67. Петрова И.А., Дёмин А.Н. Влияние организационных изменений на психологическое благополучие и совладающее поведение личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. №2 С.215-219.
68. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - Москва, 2002. - 160 с.
69. Поваренков Ю.П. Психологическая концепция непрерывного педагогического образования // Ярославский пелагогический вестник. 1997. №2. С. 43-48.
70. Полунина О.В. взаимосвязь увлеченности работой и профессионального выгорания (на примере представителей сферы обслуживания). Автореферат диссертации на соискание степени канд. психол. наук. Москва. 2009. 24 с.
71. Практикум по психологии здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2005. 351с.
72. Процукович Е. П. Субъективное благополучие как психическое состояние // МНКО. 2012. №1 С.202-204.
73. Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей /Составитель: Ю. В. Братчикова. Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 2013 - 146 с.
74. Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: Дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2003. URL: http://www.dissercat.com/content/subektivnoe-blagopoluchie-kak-faktor-samoaktualizatsii-lichnosti#ixzz2nl4JNtLd (дата обращения: 14.12.2014).
75. Рат Т., Хартер Д. Пять элементов благополучия. - М.: Альпина Паблишерз, 2011. 146 с.
76. Сафонова И.О. Взаимосвязь профессионально эмоционального выгорания с субъективным благополучием личности медицинских сестер // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2011. №1 С.76-84.
77. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М.: "Манн, Иванов и Фербер", 2013. 440с.
78. Сенгеева О. Л. Современные подходы в изучении психологического благополучия и совладеющего поведения // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 5. C. 28 - 31.
79. Созонтов А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия // Вопросы психологии. 2006. № 4. C. 105 -114 .
80. Сокольская М. В. Личностное здоровье профессионала // Вестник БФУ им. И. Канта. 2009. №5 С.21-29.
81. Тарасова Л.Е. Самоотношение как детерминанта субъективного благополучия личности // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. №3-1 С.86-89.
82. Терехина Н.С., Сергиенко Е.А., Лекалов А.А., Звенигородский П.В. Взаимосвязь контроля поведения и субъективного благополучия людей различных профессий // Экспериментальная психология. 2014. Том 7. № 4. С. 52-65.
83. Толковый словарь русского языка. Том I. Под редакцией Д.Н. Ушакова. URL: http://dazor.narod.ru/slovar-ushakov-online/tolkovij-ushakov-1-tom-0002.htm (дата обращения: 23.05.2014).
84. Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? // Журнал высшей школы экономики. Психология. 2006. № 4. Т.2. C. 132-138.
85. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. Автореферат диссертации на соискание степени канд. психол. наук. М. 2005. 26 с. URL: http://hpsy.ru/authors/x1957.htm (дата обращения: 27.11.2014).
86. Хащенко В.А. Субъективное экономическое благополучие и его измерение: построение опросника и его валидизация // Экспериментальная психология. 2011. Том 4. № 1. С. 106-127.
87. Хащенко В.А. Субъективное экономическое благополучие как предиктор субъективного качества жизни // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 4. С. 13-29.
88. Хвостикова В.А. Удовлетворённость работой и субъективное благополучие сотрудника как фактор эффективности деятельности организации (на примере зарубежных исследований) // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. №2-3. 2012. С. 103 – 124.
89. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия //Вопросы социальной психологии личности. Саратов, 2003. Вып. 4. С. 27-41.
90. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2004. 179 с.
91. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие и ценностно-смысловые образования личности в профессиональной сфере // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2006. №1-2 С.104-109.
92. Шамионов Р.М. Взаимосвязь субъективного благополучия с эмоциональной направленностью и ценностными ориентациями личности в разных условиях профессиональной социализации // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2007. №1 С.55-63.
93. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности : психологическая картина и факторы. Саратов. 2008. 296 с.
94. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности в профессиональной среде. // Проблемы в социальной психологии личности. Саратов. 2008. URL: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30341_full.shtml (дата обращения: 17.01.2015).
95. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: этнопсихологический аспект // Проблемы cоциальной психологии личности. 2008. http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30315_full.shtml (дата обращения: 27.01.2015).
96. Шамионов Р. М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации // Мир психологии. 2010. N 1. С. 237-249.
97. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. №3. C. 95-129.
98. Шевеленкова Т.Д., Фесенко Т.П.. Психологическое благополучие личности. Психологическая диагностика, 2005 г., №3, стр. 95-121.
99. Ширяева О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: Дис. ... канд. психол. наук. Петропавловск-Камчатский, 2008. URL: http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskoe-blagopoluchie-lichnosti-v-ekstremalnykh-usloviyakh-zhiznedeyatelnosti (дата обращения: 11.07.2014).
100. Cartwright S., Cooper C.L. (Eds.). The Oxford Handbook of Organizational Well Being. Oxford: Oxford University Press, 2008.
101. Ryff C. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. № 4. Vol. 69. P. 719 -727.
102. Schultz M. Occupational well-being: the development of a theory and a measure. 2008. URL: http://krex.k-state.edu/dspace/handle/2097/746 (дата обращения: 09.03.2014).
103. Warr P. How to Think About and Measure Psychological Well-being. In: M. Wang, R.R. Sinclair, L.E. Tetrick (Eds.), Research Methods in Occupational Health Psychology: Measurement, Design and Data Analysis. New York: Psychology Press/Routledge, 2013. pp. 76-90.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ