Введение 3
Глава 1. Ключевые тенденции социального развития Китая с начала XXI в. 10
1.1. Государство всеобщего благосостояния в современных теоретических подходах 10
1.2. Новации в социальной политике Китая с начала 2000-х гг. 17
1.3. Актуальные тенденции в сфере урбанизации, миграционной политики и системе регистрации хукоу 32
Глава 2. Специфика пенсионного страхования в современном Китае (2000-2020-е гг.) 47
2.1. Становление и развитие пенсионной системы КНР 47
2.2. Реализация пенсионных программ в рамках социальной политики современного Китая 63
Заключение 79
Список использованных материалов 84
Предлагаемая выпускная квалификационная работа посвящена анализу пенсионной системы Китая в контексте актуальных тенденций в сферах социальной и миграционной политик, а также урбанизации и системы регистрации хукоу户口 .
Пенсионное обеспечение представляет собой одну из важнейших социальных гарантий, предоставляемую государством. Исправно функционирующая пенсионная система считается основой для стабильности общества, а плохо работающая система способна создать определенную напряженность в нем.
С давних времен существовала необходимость в поддержке нетрудоспособных граждан престарелого возраста. Помимо основных причин, способствующих материальной необеспеченности (потеря трудоспособности по болезни, уход за ребенком, наступление нетрудоспособного возраста и др.), экономический рост тоже способствовал появлению новых(профессиональные заболевания, несчастные случаи на рабочем месте, безработица и т.д.). Помимо этого, не стоит забыть и о том, что данная материальная необеспеченность могла быть также вызвана расходами, направленными на удовлетворение потребностей в медицинских, реабилитационных и рекреационных услугах.
Старение населения является одной из главных проблем в современном мире. Увеличение продолжительности жизни человека и последующее снижение уровня фертильности неизбежно приводят к сдвигу в возрастном составе населения с более молодого возраста на более пожилой. В Китае на данный момент пенсионная проблема считается одной из наиболее острых, во многом из-за процесса старения общества.
Реформирование пенсионной системы является неотъемлемым элементом социально-экономического развития Китая и одним из важных факторов, определяющих уровень благосостояния граждан. Однако в Китае, на реформы в социальной сфере, частью которых являются пенсионные реформы, огромное влияние оказывают специфичная система прописки хукоу, а также миграционная и урбанизационная политики. Вследствие чего, в стране провоцируется социальная напряженность и нарастает структурный и территориальный дисбаланс. Все это, в свою очередь, вызывает диспропорции в социально-экономическом развитии страны.
Для решения данных проблем руководство Китая последние 10 лет активно проводит реформы, направленные на повышение уровня и качества жизни граждан КНР, в том числе, реформы по унификации пенсионной системы, увеличению охвата пенсионным страхованием, предоставлению равных возможностей в сфере пенсионного обеспечения гражданам без городской прописки, особенно трудовым мигрантам в городах и т.д. И большую роль в этом процессе играют реформы в сфере урбанизации, миграции и системы регистрации хукоу.
Таким образом, актуальность выбранной темы состоит в том, что изучение пенсионной системы позволяет лучше понять проблему социальной напряженности в современном Китае, а также углубить наше понимание о его социальной структуре с начала XXIв.
Объектом данного исследования выступает пенсионная система Китая, а предметом - влияние актуальных тенденций современного Китая на реализацию пенсионных реформ.
Целью работы является определить специфику реформирования пенсионной системы в контексте актуальных трендов современного китайского общества.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению государства всеобщего благосостояния
2. Определить специфику системы социального обеспечения Китая с начала 2000-х гг.
3. Проанализировать особенности процесса урбанизации и миграционной политики в период с 2010-х гг., выделив основные тренды, которые могут оказывать влияние на пенсионную систему
4. Исследовать процесс становления и современное состояние пенсионной системы в КНР
5. Рассмотреть влияние тенденций в урбанизации и миграции на реализацию пенсионных реформ в Китае
Хронологические рамки исследования определяются периодом, начиная с начала 2000-х гг. по 2020 гг. Именно в это время началось формирование новой социальной политики (2003 г.), миграционной политики (2011 г.) и был принят «Национальный план урбанизации нового типа» (2014 г.). Далее в работе мы будем называть данный период «современным этапом».
Методологической основой данной магистерской диссертации служат следующие методы исследования:
Сравнительно-исторический метод дает возможность проанализировать процесс развития пенсионной системы КНР на разных временных промежутках. Посредством метода анализа и синтеза возможно определить основные тенденции, направленные на повышения уровня благосостояния граждан (с 2000-х гг.). С помощью системного подхода мы анализируем социальную, миграционную и урбанизационную политики КНР на современном этапе, а благодаря методу статистического анализа данных и метода сопоставления и измерения мы можем определить результаты реализации пенсионных реформ в стране.
Помимо этого, в данной работе рассматривались следующие теоретические подходы: функционалистский и институциональный подходы к вопросу становления социального государства. С точки зрения первого, социальное государство является средством для удовлетворения потребностей развивающихся стран на определенном этапе индустриализации, модернизации и капитализма. (Виленский, 1965; О’Коннор, 1973). А с точки зрения институционального подхода, на системы социального обеспечения влияют конкретные политические и культурные особенности (Титмусс, 1987; Эспинг-Андерсен, 1990). Помимо этого, рассматривался подход К. Джонсона, определяющий роль и влияние конфуцианских ценностей на проведение социальной политики в регионе восточной Азии - «конфуцианское государство всеобщего благосостояния» (Джонсон, 1993).
Что касается вопроса взаимосвязи государства всеобщего благосостояния и социального расслоения, то тут мы рассматриваем две точки зрения, которые преобладают на теоретическом уровне: с одной стороны, неомарксисты утверждали, что даже развитое государство всеобщего благосостояния просто воспроизводит существующее классовое общество (О'Коннор, 1973; Пивен и Кловард, 1971). Согласно второй точки зрения, реформы социального обеспечения рассматриваются как важный вклад в уменьшение значимости класса (Липсет, 1960; Крослэнд, 1967; Паркин, 1979). Обе точки зрения сходились в том, что универсализм является отличительной чертой развитого государства всеобщего благосостояния. Однако, в своей работе «Три мира капитализма благоденствия» (1990) Йёста Эспинг-Андерсен выделил три модели или идеальных типа стратификации и солидарности, в зависимости от того, насколько они способствуют или противодействуют влиянию рынка на социальное неравенство, подчеркивая, что государственные институты, структуры и политика являются как причиной, так и следствием социального неравенства.
Важно отметить, что в ходе работы над данной магистерской диссертацией, были широко использованы различные источники: законодательные и нормативные акты, определяющие социальную, миграционную, урбанизационную политики в последние два десятилетия в Китае.
Большая часть документов была взята с сайта Госсовета КНР (www. gov.cn): пятилетние национальные планы социально-экономического развития КНР; решения Госсовета о принятии новых пенсионных реформ и других преобразований в сфере социального обеспечения; некоторые законы; ежегодные доклады об исполнении национального плана социально-экономического развития страны и плана на последующий год. Помимо этого, анализировались также документы узкой направленности, такие как, например, «Национальный план урбанизации нового типа КНР (2014-2020 гг.)», принятый в марте 2014 г., «Предложения Государственного совета КНР о дальнейшей реформе системы прописки» от 24 июля 2014 г., «Доклад о китайских городах 2014/2015», опубликованный в 2014 г., «Временное положение о виде на жительство» от 2016 г. и т.д.
Кроме того, важными источниками стали тексты выступлений китайских лидеров, опубликованные на сайтах официальных китайских СМИ (например, www.xinhuanet.com). Стоит отметить, что правительство Китая активно использует официальные СМИ для пропаганды и интерпретации тех или иных политических решений.
Следующей важной категорией источников, которые использовались при написании данной работы являются статистические данные. Главным ресурсом здесь выступает сайт Национального Бюро Статистики Китая (www.stats.gov.cn), которое отвечает за сбор, исследование и публикацию статистических данных, касающихся национальной экономики, населения и других аспектов жизни общества. В исследовании широко использованы данные из статистических ежегодников Китая и ежегодных статистических коммюнике по социально-экономическому развитию страны и некоторых регионов. Эти данные, в основном, использовались для составления таблиц, которые могут облегчить понимание предложенной в тексте информации.
Помимо источников, для написания магистерской диссертации также применялась различная научная литература. Это, в первую очередь, статьи и монографии европейских и китайских исследователей, посвященные проблеме социальной защиты мигрантов в Китае (В. Ковачева, Д. Фогель, Х. Чжан, Б. Лу, Дж. Пигготт, Ю. Чжу, Л. Линь, К. Фанг, Д. Ян, М. Ван, Ли Бинчин).
Комплексным изучением пенсионной системы в Китае занимались такие европейские специалисты, как Т. Лю, Л. Сунь, Ф. Салдитт. Работы же китайских авторов посвящены вопросу реформирования текущей пенсионной системы в Китае и составления прогнозов на ее будущее. В их статьях рассматриваются такие вопросы, как предоставление равных прав с городскими работниками трудящимся-мигрантам, введение единого пенсионного плана для всех граждан, реформирование системы пенсионных корректировок, решение проблемы распределения рисков и стимулирования и др. (Ван Синьмэй, Ли Цинъи, Фан Ляньцюань, Лань Хун, Чэнь Синьвэй, Цао Синьбан, Чжан Юн, Фань Вэйцян, Лю Цзюнься, Ян Хуалэй, Чэнь Цзиньюн).
Вопросами внутренней миграции и системой прописки хукоу занимались А.В. Островский, Е.С. Баженова, Е.С. Анохина, Е.В. Савкович. Из китайских и европейских авторов следует отметить работы Бань Маошэна, Чжу Чэншэна, Ван Дэ, Е Хуэя, Д. Вана, Д. Давина, и др.
Проблемам урбанизации и перемещению населения из села в город в Китае посвящены работы отечественных авторов: Е.С. Баженовой, Л.Д. Бони, Л.Н. Кондрашовой, Е.Н. Самбуровой, И.Г. Чубарова.
В целом, можно утверждать, что большинство исследований сводится, как правило, к комплексному изучению пенсионных реформ в КНР, проблеме старения населения, прогнозированию будущего пенсионных реформ, либо к сравнению пенсионной системы Китая с другими странами. Однако, должное внимание не уделяется рассмотрению пенсионной системы Китая на современном этапе именно в контексте актуальных тенденций, чем и определяется новизна данной работы.
Исходя из заявленных цели и задач исследования, предлагаемая работа имеет следующую структуру: состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных материалов. В первой главе рассматриваются основы типологического изучения государства всеобщего благосостояния и моделей социальной политики, а также определяются актуальные тренды в сферах социальной, урбанизационной, миграционной политик и системе хукоу в период с начала 2000-х гг. Вторая глава посвящена изучению становления и развития системы пенсионной защиты КНР и анализу влияния выявленных нами актуальных тенденций на реализацию пенсионных программ в Китае.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В результате анализа особенностей процессов урбанизации и миграционной политики с начала 2010-х гг. были определены актуальные тенденции, направленные на повышение благосостояния граждан. К ним относится: проведение дифференцированной миграционной политики для разных городов, в зависимости от количества их населения; постепенные послабления в получении городского хукоу сельскими мигрантами; реализация мер по предоставлению всему населению равного доступа к системам социального обеспечения.
2. Было исследовано, что благодаря реформам в пенсионной системе 2010-2020 гг., значительно увеличился охват пенсионным страхованием по стране, включив в пенсионные программы сельских и частично занятых городских жителей. Помимо этого, включение госслужащих в пенсионной план для городских работников также повлияло на достижение некоторой степени универсализма пенсионной системы Китая.
3. Определено, что, меры, в рамках выделенных тенденций, ограничивают положительное значение пенсионных реформ, и в первую очередь, это связано с сохраняющимся неравным доступом различных категорий населения к пенсионным правам. Несмотря на все усилия государства по улучшению благосостояния граждан, на практике, пенсионная система в Китае все еще испытывает ряд ограничений.
На рубеже XX-XXI вв. в Китае произошла переориентация государства на социально-ориентированную модель стратегии развития, в рамках которой основными стали считаться социальные интересы граждан. Было провозглашено построение гармоничного общества, в котором социальная сфера будет играть одну из главных ролей. Пенсионная система, которая является одной из основ государства всеобщего благосостояния, безусловно, значительно воздействует на уровень бедности и характер социального расслоения.
В Китае на пенсионные реформы влияние могут оказывать система хукоу, а также миграционная и урбанизационная политики. Вследствие чего, в стране возникает социальная напряженность, структурный и территориальный дисбаланс, провоцируя появление диспропорций в социально-экономическом развитии.
В данной работе автором была предпринята попытка определить специфику реформирования пенсионной системы Китая в контекстеактуальных трендов в сфере социальной, урбанизационной, миграционной политик, а также системы хукоу.
После проведенного анализа было выявлено следующее:
Во-первых, были проанализированы теоретические подходы к изучению государства всеобщего благосостояния и его взаимосвязи с процессом социального расслоения. Мы выяснили, что изучение данного аспекта началось достаточно поздно, так как долгое время полагалось, что государству всеобщего благосостояния может быть присущ лишь универсализм, а сам вопрос либо игнорировался в научных исследованиях, либо концентрировался лишь на экономических аспектах.
Ключевым стало исследование Йёсты Эспинг-Андерсена, в котором он представил три идеальных модели стратификации, и утверждал, что государственные институты, структуры и политика являются как причиной, так и следствием социального неравенства. Также, он отмечал, что государства по-разному участвуют в процессе социальной стратификации, что обусловлено наличием у каждой страны своих специфических черт, а это приводит к существованию гибридных форм режимов государств всеобщего благосостояния.
Во-вторых, мы определили специфику системы социального обеспечения Китая с начала 2000-х гг. Создавая новую систему социального страхования, правительство Китая активно проводит реформы и издает соответствующие официальные документы, направленные на повышение уровня и качества жизни граждан КНР.
Ввиду того, что в течение долгого времени в Китае политика в области социального страхования была довольно фрагментированной, а в приоритете были городские служащие, возникла линия раскола между городскими работниками и сельскими и городскими жителями. Из-за этого, одной из главных целей социальной политики в Китае на современном этапе стало создание равных условий для всех граждан в предоставлении доступа к программам социального страхования. В итоге, после издания ряда документов и проведения соответствующих реформ, был существенно увеличен охват социальным страхованием, так, что в настоящее время у каждого гражданина в Китае есть возможность подключиться к социальным программам для сельских и городских жителей, а трудовые мигранты могут получить доступ к городским системам социального обеспечения.
Таким образом, подтверждая утверждение Эспинг-Андерсена, система социального обеспечения в Китае была реформирована с учетом местных культурных ценностей и динамичных социальных изменений. Создание современной системы социального обеспечения отображает специфику китайского правительства в борьбе с внутренними социальными проблемами.
В-третьих, после анализа особенностей процесса урбанизации и миграционной политики в период с 2010-х гг., мы обозначили основные тенденции, способные влиять на пенсионную систему.
Решая проблему благосостояния граждан, правительство КНР проводит реформы, с целью предоставления равных прав в сфере социального обеспечения всему населению. В рамках этих реформ сформировались тенденции, которые направлены на повышение уровня жизни в стране.
После проведенного анализа официальных документов, принятых Госсоветом КНР, мы определили основные тренды, которые включают в себя: проведение реформ в рамках дифференцированной политики для разных городов, в зависимости от количества населения. Суть ее заключается в том, что происходит постепенное снятие ограничений на получение прописки в малых и средних городах, при одновременном ужесточении регламента получения хукоу в больших городах и мегаполисах.
Также, к основным трендам относится поэтапное проведение послаблений в системе хукоу в целом, так, чтобы все меньше ощущался разрыв между городскими и сельскими жителями. И наконец, к актуальным тенденциям можно отнести реализацию мер по предоставлению всем слоям населениям равного доступа к системам социального обеспечения. Целью является получение трудовыми мигрантами и работающими неполный рабочий день городскими жителями доступа к программам социального страхования для городских работников. Предполагается, что реформы, в рамках представленных нами трендов, смогут в итоге привести к трансформации миграционных потоков.
В-четвертых, посредством изучения официальных документов Госсовета и данных Национального Бюро Статистики Китая мы проанализировали процесс развития современной пенсионной системы КНР. За последние 30 лет в Китае активно проводились реформы в сфере пенсионного обеспечения, которые касались вопросов унификации пенсионной системы, увеличения охвата пенсионным страхованием, предоставления равных возможностей в сфере пенсионного обеспечения всем гражданам и т.д.
В плане увеличения охвата пенсионным страхованием, за период 2010-2020 гг. к основному пенсионному плану для городских работников был также разработан универсальный пенсионный план, который охватывал экономически-неактивное население в городах и всех сельских жителей. Также, ключевой задачей для правительства стала универсализация принципов предоставления пенсионного страхования. По реформе 2015 г., государственные служащие, ранее охваченные специальным пенсионным планом, были включены в городскую программу пенсионного страхования по старости.
Таким образом, с одной стороны, мы можем говорить, что благодаря этим шагам Китай достиг определенной степени универсализма и интеграции своего пенсионного устройства. Но, с другой стороны, нужно также понимать, что современная система пенсионного страхования представляет собой случай «неполного» универсализма. Ведь все еще существуют два пенсионных плана, и в ближайших целях правительства КНР не прослеживаются намерения к их объединению. Более того, уровень выгод по двум пенсионным планам все еще низок и сильно варьируется в зависимости от уровня экономического развития того или иного региона Китая. В итоге, можно сказать, что в ходе этих реформ расслоение в пенсионном обеспечение между слоями населения хоть и было в некоторой степени сглажено, но все еще далеко от полного исчезновения.
В-пятых, мы выявили, как определенные нами тенденции влияют на реализацию пенсионных реформ в Китае. Нами было выяснено, что несмотря на все усилия по улучшению благосостояния граждан со стороны государства, на практике, пенсионная система в Китае все еще испытывает ряд ограничений.
Хотя в ходе реформ, в рамках определенных нами тенденций, были сделаны значительные шаги по облегчению процесса получения городского хукоу, на практике, в настоящее время городская пенсия перестала быть основным фактором желания городской прописки, ввиду того, что теперь получить ее можно и без городского хукоу. И даже, многие крестьяне начали больше дорожить своей сельской регистрацией, а те, кому удалось сменить ее статус, хотели бы вернуть его обратно. Таким образом, мы видим, что меры в рамках данной тенденции по облегчению получения городского хукоу трудовыми мигрантами уже не играют той роли, что раньше.
Помимо этого, дифференцированная политика по городам в предоставлении хукоу идет в разрез с намерением правительства предоставить равные пенсионные возможности всем слоям населения. Вследствие того, что региональные правительства имеют полномочия самостоятельно устанавливать коэффициенты ставки взносов, это ставит сельских мигрантов в трудное положение, и порождает существование различных пенсионных условий в зависимости от региона. Так, что в настоящее время право на пенсионное страхование, как у городских работников, так и у трудовых сельских мигрантов теперь зависит больше от спецификаций в рабочем контракте, чем от статуса прописки.
Кроме того, сама тенденция на получение всеми гражданами равных социальных прав явно не совпадает с тем явлением, что при смене региона проживания, пенсионные выплаты выплачиваются работнику не в полном размере. Вследствие региональной политики, на счет трудящегося, который поменял регион проживания, переносится лишь часть взносов, вносимых на предыдущем месте работы. Кроме того, хотя пособия по пенсионному страхованию должны оставаться за работниками при переезде, на практике, это положение оказалось очень трудным для реализации из-за сильно локализованного характера системы социального обеспечения в Китае. Обмен информацией в разных юрисдикциях сопряжен с бюрократическими и техническими трудностями, особенно для работников, приезжающих из сельских районов Китая.
В итоге, по мнению автора данной работы, меры, в рамках тенденций, ограничивают положительное значение пенсионной реформы. Принципиальное ограничение связано с сохраняющимся неравенством между различными категориями населения в получении равных пенсионных прав.
1. Доклад Цзян Цзэминя на 16-м Всекитайском съезде КПК // russian.people.com.cn.URL: http://russian.people.com.cn//zhuanti/partycongress/bao2.html (дата обращения: 25.03.2021).
2. Социальное обеспечение в целях социальной справедливости и справедливой глобализации // ilo.org.URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---relconf/documents/meetingdocument/wcms_154242.pdf (дата обращения: 11.03.2021).
На китайском языке
3. 2003 нянь: кэсюэ фачжань гуань [2003 年:科学发展观. 2003 год: концепция научного развития] // gov.cn.URL: http://www.gov.cn/test/2009-10/10/content_1435066.htm(дата обращения:01.04.2021).
4. 2006 нянь Шанхайши гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань тунцзи гунбао [2006年上海市国民经济和社会发展统计公报.Статистическое коммюнике о национальном социально-экономическом развитии Шанхаяза 2006 г.] // tjj.sh.gov.cn. URL: http://tjj.sh.gov.cn/tjgb/20070206/0014-92884.html (дата обращения: 15.04.2021).
5. 2015 нянь гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань тунцзи баогао [2015年国民经济和社会发展统计公报. Статистическое коммюнике о национальном социально-экономическом развитии 2015 г.] // stats.gov.cn. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/201602/t20160229_1323991.html(дата обращения: 16.03.2021).
6. 2015 нянь Сучжоуши гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань тунцзи гунбао [2015年苏州市国民经济和社会发展统计公报.Статистическое коммюнике о национальном социально-экономическом развитии Сучжоуза 2015 г.] // tjj.suzhou.gov.cn. URL: http://tjj.suzhou.gov.cn/sztjj/tjgb/201702/67c94fa53b7a41f8b219e84bcf3b4c9f.shtml (дата обращения: 15.04.2021).
7. 2015 нянь Шанхайши гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань тунцзи гунбао [2015年上海市国民经济和社会发展统计公报.Статистическое коммюнике о национальном социально-экономическом развитии Шанхаяза 2015 г.] // tjj.sh.gov.cn. URL: http://tjj.sh.gov.cn/tjgb/20160228/0014-287258.html (дата обращения: 15.04.2021).
8. 2015 нянь Шэньчжэньши гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань тунцзи гунбао [2015年深圳市国民经济和社会发展统计公报.Статистическое коммюнике о национальном социально-экономическом развитии Шэньчжэняза 2015 г.] // sz.gov.cn. URL: http://www.sz.gov.cn/zfgb/2016/gb957/content/post_4985606.html (дата обращения: 15.04.2021).
9. 2017 няньдужэньлицзыюаньхэшэхуэйбаочжаншиефачжаньтунцзигунбао[2017 年度人力资源和社会保障事业发展统计公报. Статистическое коммюнике о развитии трудовых ресурсов и социального обеспечения 2017 г.] // mohrss.gov.cn.URL: http://www.mohrss.gov.cn/SYrlzyhshbzb/zwgk/szrs/tjgb/201805/W020180521567611022649.pdf(датаобращения: 11.04.2021).
10. Ван Имин:“Шисыу” цзяндали туйдун туди、хуцзи чжиду гайгэ,нэйлу цзян пэйян гэндо чэншицюнь[王一鸣:“十四五”将大力推动土地、户籍制度改革,内陆将培养更多城市群. Ван Имин: «14-й пятилетний план» будет активно продвигать реформу системы регистрации земли и домохозяйств, а во внутренних районах будет создаваться больше городских агломераций] // chinatimes.net.cn. URL: https://www.chinatimes.net.cn/article/101194.html(дата обращения:13.03.2021).
11. Гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань дишиэргэ унянь гуйхуа ганъяо (цюаньвэнь)[国民经济和社会发展第十二个五年规划纲要(全文).Национальный план социально-экономического развития на 12-ю пятилетку (полный текст)] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/2011lh/content_1825838.htm(дата обращения:20.03.2021).
12. Го’уюань гуаньюй ваньшань цие чжигун цзибэнь янлао баосянь чжидудэ цзюэдин[国务院关于完善企业职工基本养老保险制度的决定.Решение Государственного совета о совершенствовании системы базового пенсионного страхования работников предприятий] // gov.cn.URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2008-03/28/content_7376.htm(дата обращения: 11.11.2020).
13. Го’уюань гуаньюй гунжэнь туйсю、туйчжидэ цзаньсин баньфа [国务院关于工人退休、退职的暂行办法.Временные меры Государственного совета по выходу на пенсию и увольнению работников] // renrendoc.com. URL: https://www.renrendoc.com/paper/104521281.html (дата обращения: 01.04.2021).
14. Го’уюань гуаньюй иньфа ваньшань чэнчжэнь шэхуэй баочжан тиси шидянь фанъаньдэ тунчжи[国务院关于印发完善城镇社会保障体系试点方案的通知.Уведомление Государственного совета о выпуске пилотного плана по совершенствованию городской системы социального обеспечения] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/xxgk/pub/govpublic/mrlm/201011/t20101112_62507.html (дата обращения: 05.04.2021).
15. Го’уюань гуаньюй кайчжань синьсин нунцунь шэхуэй янлао баосянь шидяньдэ чжидао ицзянь [国务院关于开展新型农村社会养老保险试点的指导意见.Руководящие заключения Государственного совета по запуску новой программы сельского пенсионного страхования] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/zwgk/2009-09/04/content_1409216.htm (дата обращения: 02.04.2021).
16. Го’уюань гуаньюй кайчжань чэнчжэнь цзюйминь шэхуэй янлао баосянь шидяньдэ чжидао ицзянь [国务院关于开展城镇居民社会养老保险试点的指导意见. Руководящие заключения Государственного совета по запуску пилотной программы пенсионного страхования для городских жителей] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2011-06/13/content_7241.htm (дата обращения: 01.04.2021).
17. Го’уюань гуаньюй фабу гайгэ лаодун чжиду сыгэ гуйдиндэ тунчжи [国务院关于发布改革劳动制度四个规定的通知.Уведомление Государственного совета о принятии четырех положений о реформировании системы труда] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2012-09/21/content_7444.htm. (дата обращения: 01.04.2021).
18. Го’уюань гуаньюй цзигуань цие даньвэй гунцзо жэньюань янлао баосянь чжиду гайгэдэ цзюэдин [国务院关于机关事业单位工作人员养老保险制度改革的决定.Решение Государственного совета о реформе системы пенсионного страхования сотрудников государственных органов и учреждений] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-01/14/content_9394.htm(дата обращения: 11.11.2020).
19. Го’уюань гуаньюй цзиньибу туйцзинь хуцзи чжиду гайгэдэ ицзянь[国务院关于进一步推进户籍制度改革的意见.Предложения Государственного совета КНР о дальнейшей реформе системы прописки] // gov.cn.URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2014-07/30/content_8944.htm(дата обращения: 16.03.2021).
20. Го’уюань гуаньюй цзяньли тунъидэ цие чжигун цзибэнь янлао баосянь чжидудэ цзюэдин[国务院关于建立统一的企业职工基本养老保险制度的决定. Решение Государственного совета о создании единой базовой системы страхования по старости для работников и служащих предприятий] // baike.baidu.URL: https://baike.baidu.com/item/%E5%9B%BD%E5%8A%A1%E9%99%A2%E5%85%B3%E4%BA%8E%E5%BB%BA%E7%AB%8B%E7%BB%9F%E4%B8%80%E7%9A%84%E4%BC%81%E4%B8%9A%E8%81%8C%E5%B7%A5%E5%9F%BA%E6%9C%AC%E5%85%BB%E8%80%81%E4%BF%9D%E9%99%A9%E5%88%B6%E5%BA%A6%E7%9A%84%E5%86%B3%E5%AE%9A/12506343 (дата обращения: 26.11.2020).
21. Го’уюань гуаньюй цзяньли тунъидэ чэнсян цзюйминь цзибэнь янлао баосянь чжидудэ ицзянь [国务院关于建立统一的城乡居民基本养老保险制度的意见.Предложение Государственного совета о создании единой системы базового пенсионного страхования городских и сельских жителей] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2014-02/26/content_8656.htm (дата обращения: 02.03.2021).
22. Го’уюань гуаньюй шэньхуа цие чжигун янлао баосянь чжиду гайгэдэ тунчжи [国务院关于深化企业职工养老保险制度改革的通知. Уведомление Госсовета об углублении реформы системы пенсионного страхования работников предприятий] // baike.baidu.com. URL: https://baike.baidu.com/item/%E5%9B%BD%E5%8A%A1%E9%99%A2%E5%85%B3%E4%BA%8E%E6%B7%B1%E5%8C%96%E4%BC%81%E4%B8%9A%E8%81%8C%E5%B7%A5%E5%85%BB%E8%80%81%E4%BF%9D%E9%99%A9%E5%88%B6%E5%BA%A6%E6%94%B9%E9%9D%A9%E7%9A%84%E9%80%9A%E7%9F%A5/14484534?fr=aladdin. (датаобращения: 15.03.2021).
23. Гоцзя синьсин чэнчжэньхуа гуйхуа(2014-2020 нянь)[国家新型城镇化规划(2014-2020年). Национальный план урбанизации нового типа (2014-2020 гг.)] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2014-03/16/content_2640075.htm(дата обращения: 12.03.2021).
24. Гуаньюй 2016 нянь гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань цзихуа чжисин цинкуан юй 2017 нянь гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань цзихуа цаоаньдэ баогао[关于2016年国民经济和社会发展计划执行情况与2017年国民经济和社会发展计划草案的报告. Доклад о выполнении национального плана социально-экономического развития на 2016 г. и проекта национального плана социально-экономического развития на 2017 г.] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2017-03/17/content_5178353.htm(дата обращения: 19.03.2021).
25. Гуаньюй 2019 нянь гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань цзихуа чжисин цинкуан юй 2020 нянь гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань цзихуа цаоаньдэ баогао[关于2019年国民经济和社会发展计划执行情况与2020年国民经济和社会发展计划草案的报告. Доклад о выполнении национального плана социально-экономического развития на 2019 г. и проекта национального плана социально-экономического развития на 2020 г.] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2020-05/30/content_5516227.htm(дата обращения: 24.03.2021).
26. Ли Кэцян:цяньфанбайцзи цзэнцзя цзюйминьшоужу цуцзинь шэхуэй гунпинчжэнъи юй хэсецзиньбу[李克强:千方百计增加居民收入促进社会公平正义与和谐进步. Ли Кэцян: делать все возможное для увеличения доходов жителей, содействовать социальной справедливости и гармоничному прогрессу] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/guowuyuan/2015-03/05/content_2826456.htm(дата обращения: 18.03.2021).
27. Ли Кэцян шо шиэру гуйхуа цюэдиндэ чжуяо мубяо жэньу цюаньмянь ваньчэн [李克强说,十二五”规划确定的主要目标任务全面完成. Ли Кэцян заявил, что основные цели и задачи, поставленные в 12-й пятилетке, полностью выполнены] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/guowuyuan/2016-03/05/content_5049294.htm(дата обращения: 23.03.2021).
28. Си Цзиньпин тань «цюаньмянь цзяньчэн сяокан шэхуэй» [习近平谈“全面建成小康社会”.Си Цзиньпин о «всестороннем строительстве общества средней зажиточности»] // cpc.people.com.URL: http:// cpc.people.com.cn/xuexi/n/2015/0303/c385476-26629388.html(дата обращения: 02.04.2021).
29. Си Цзиньпин чжуанъянь сюаньгао:вого топинь гунцзяньчжань цюйдэлэ цюаньмянь шэнли[习近平庄严宣告:我国脱贫攻坚战取得了全面胜利.Си Цзиньпин торжественно заявил: моя страна одержала полную победу в борьбе с бедностью] // xinhuanet.com. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/leaders/2021-02/25/c_1127137845.htm(дата обращения:14.03.2021).
30. Си Цзиньпин:чэнцяньцихоу цзиванкайлай цзисюй чаочжэ чжунхуаминьцзу вэйдафусин мубяо фэньюн цяньцзинь [习近平:承前启后继往开来继续朝着中华民族伟大复兴目标奋勇前进.Си Цзиньпин: наследовать старое и открывать пути новому, продолжать традиции и смотреть в будущее, мужественно идти по пути возрождения китайской нации] // xinhuanet.com. URL: http://www.xinhuanet.com//politics/2012-11/29/c_113852724.htm(дата обращения: 20.03.2021).
31. Сучжоуши 2006 нянь гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань тунцзи гунбао [苏州市2006年国民经济和社会发展统计公报.Статистическое коммюнике о национальном социально-экономическом развитии Сучжоуза 2006 г.] // tjcn.org. URL: http://www.tjcn.org/tjgb/10js/1234_3.html (дата обращения: 15.04.2021).
32. Сяньцзи нунцунь шэхуэй янлао баосянь цзибэнь фанъань[县级农村社会养老保险基本方案.Базовая программа пенсионного страхования в сельской местности на уровне округов] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/banshi/2005-08/04/content_20283.htm (дата обращения: 15.02.2021).
33. Фалюй юаньчжу тяоли[法律援助条例. Постановление о правовой помощи] // baike.baidu.com. URL: https://baike.baidu.com/item/%E6%B3%95%E5%BE%8B%E6%8F%B4%E5%8A%A9%E6%9D%A1%E4%BE%8B/7974671?fr=Aladdin(дата обращения:15.03.2021).
34. Цзеду шилюцзе лючжун цюаньхуэйгунбао-гоуцзянь хэсе шэхуэй уда тэдянь [解读十六届六中全会公报-构建和谐社会五大特点.Трактовка коммюнике 6-го пленума ЦК КПК 16-го созыва- 5 особенностей построения гармоничного общества] // gov.cn.URL: http://www.gov.cn/jrzg/2006-10/12/content_411523.htm(дата обращения: 05.03.2021).
35. Цзюйчжучжэн цзаньсин тяоли [居住证暂行条例. Временное положение о виде на жительство] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-12/12/content_10398.htm (дата обращения:16.03.2021).
36. Чжунго тунцзи няньцзянь 2011 [中国统计年鉴 2011. Китайскийстатистическийежегодник 2011] // stats.gov. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2011/indexch.htm (датаобращения: 01.04.2021).
37. Чжунготунцзиняньцзянь 2012[中国统计年鉴 2012. Китайскийстатистическийежегодник 2012] // stats.gov. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2012/indexch.htm(дата обращения: 12.03.2021).
38. Чжунго тунцзи няньцзянь 2020[中国统计年鉴 2020. Китайский статистический ежегодник 2020] // stats.gov. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2020/indexch.htm (дата обращения:12.03.2021).
39. Чжунго чэнши чжуанкуан баогао 2014/2015 [中国城市状况报告2014/2015. Доклад о китайских городах в 2014/2015 гг.]. Пекин: Чжунго чэнши чубаньшэ, 2014.
40. Чжунгунчжунъян гуаньюй чжидин гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань дишисыгэ унянь гуйхуа хэ эрлинсаньунянь юаньцзин мубяодэ цзяньи [中共中央关于制定国民经济和社会发展第十四个五年规划和二〇三五年远景目标的建. Предложение ЦК КПК о формулировании 14-го пятилетнего плана национального социально-экономического развития и долгосрочных целей на 2035 г.] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2020-11/03/content_5556991.htm(дата обращения:20.03.2021).
41. Чжунхуа гунхэго шэхуэйбаосяньфа [中华共和国社会保险法.Закон КНР о социальном страховании] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/flfg/2010-10/28/content_1732964.htm (дата обращения: 11.03.2021).
42. Чжунхуа жэньминь гунхэго гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжаньдэ шисань гэ унянь цзихуа ганъяо [中华人民共和国国民经济和社会发展第十三个五年规划纲要. План социально-экономического развития КНР на 13-ю пятилетку] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2016-03/17/content_5054992.htm(дата обращения: 25.03.2021).
43. Чжунхуажэньминьгунхэгосяньфа[中华人民共和国宪法.КонституцияКитайскойНароднойРеспублики] // gov.cn.URL:http://www.gov.cn/gongbao/content/2004/content_62714.htm(дата обращения:02.03.2021).
44. Чэнчжэнь цие чжигун цзибэнь янлао баосянь гуаньси чжуаньи цзесюй цзаньсин баньфа [城镇企业职工基本养老保险关系转移接续暂行办法. Временные меры по передаче сведений о базовом пенсионном страховании городских служащих] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/zwgk/2009-12/29/content_1499072.htm (дата обращения: 10.04.2021).
45. Шанхайцзяньлитунъидэчэнсянцзюйминьцзибэньянлаобаосяньчжиду [上海建立统一的城乡居民基本养老保险制度.Шанхайсоздаетединуюсистемубазовогопенсионногострахованиядлягородскихисельскихжителей] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2014-05/05/content_2672183.htm (дата обращения: 17.04.2021).
46. Шэньчжэньши 2006 нянь гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань тунцзи гунбао [深圳市2006年国民经济和社会发展统计公报.Статистическое коммюнике о национальном социально-экономическом развитии Шэньчжэняза 2006 г. // tjj.sz.gov.cn. URL: http://tjj.sz.gov.cn/zwgk/zfxxgkml/tjsj/tjgb/content/post_3085108.html (дата обращения: 15.04.2021).
47. Шибадабаогао(Цюаньвэнь) [十八大报告(全文). Официальный доклад XVIII съезда (полный текст)] // wenming.cn.URL: http://www.wenming.cn/djw/gcsy/zywj/201305/t20130524_1248116.shtml(дата обращения:12.03.2021).
48. Шисаньу туйцзинь цзибэнь гунгунфуу цзюньдэнхуа гуйхуа [十三五推进基本公共服务均等化规划.Программа стимулирования выравнивания основных общественных услуг в 13-й пятилетке] // gov.cn. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2017-03/01/content_5172013.htm(дата обращения: 20.03.2021).
На английском языке
49. C102 - SocialSecurity (MinimumStandards) Convention, 1952 (No. 102) // ilo.org. URL:https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO::P12100_ILO_CODE:C102 (датаобращения: 31.03.2021).
50. Shanghai Statistical Yearbook 2020 // tjj.sh.gov.cn. URL: http://tjj.sh.gov.cn/tjnj/zgsh/tjnj2020en.html (дата обращения: 26.04.2021).
51. Statistical Communiqué of the People's Republic of China on the 2020 National Economic and Social Development // stats.gov.cn.URL: http://www.stats.gov.cn/english/PressRelease/202102/t20210228_1814177.html (датаобращения: 15.02.2021).
52. Tabulation on the 2010 population census of the People’s Republic of China // stats.gov.cn. URL: http://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/CensusData/rkpc2010/indexch.htm (дата обращения: 21.03.2021).
53. Welfarestate // britannica.com. URL: https://www.britannica.com/topic/welfare-state(датаобращения: 15.03.2021).
54. World Population Ageing 2019 // un.org. URL: https://www.un.org/development/desa/pd/sites/www.un.org.development.desa.pd/files/files/documents/2020/Jan/un_2019_worldpopulationageing_report.pdf (дата обращения: 02.04.2021).
Научная литература
На русском языке
55. Анохина Е.С., Савкович Е.В. Система регулирования миграции в КНР на современном этапе. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015.
56. Баженова Е.С., Островский А.В. Трудовые ресурсы Китая // strana-oz. URL: https://strana-oz.ru/2008/3/trudovye-resursy-kitaya (дата обращения: 02.04.2021).
57. Баженова Е.С., Островский А.В. Миграции в современном Китае // Народонаселение. 1998. №2. С. 22-27.
58. Бергер Я.М., Михеев, В. Китай: социальные вызовы развитию // Общество и экономика. 2005. № 1. С. 96-136.
59. Бони Л.Д. Стратегия интеграции города и деревни в Китае: успехи, проблемы, противоречия (20022011) // Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 3. С. 73-92.
60. Кондрашова Л.И., Островский А.В. Урбанизация в Китае // Проблемы Дальнего Востока. 2000. №2. С. 83-95.
61. Пивоварова Э.П. Усиление социальной ориентации – непременное условие углубления рыночных преобразований в КНР: новые свидетельства // Российский экономический журнал. 2006. № 2. С. 53-58.
62. Самбурова Е.Н. Региональные диспропорции современного развития экономики Китая // Азия и Африка сегодня. 2013. № 9. С. 16-22.
63. Чубаров И.Г. «Урбанизация нового типа» – новый этап развития городской системы КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2015. №5. С. 83-95.
На китайском языке
64. Бань Маошэн, Чжу Чэншэн [班茂盛, 祝成生].Хуцзигайгэдэяньцзючжуанкуанцзишицзицзиньчжань[户籍改革的研究状况及实际进展. Состояние исследований системы регистрациихуцзи и фактический прогресс] // Жэнькоу юй цзиньцзи [人口与经济. Население и экономика]. Пекин, 2003.
65. Ван Дэ, Е Хуэй. [王德,叶晖]. 1990 нянь ихоудэ чжунго жэнькоу цяньи яньцзю цзуншу[1990年以后的中国人口迁移研究综述]. Основные результаты исследования миграции населения в Китае после 1990 г. Пекин, 1995.
66. Ван Синьмэй [王新梅]. Лунь янлаоцзинь цюаньго тунчоу дэ цзибэнь линянь [论养老金全国统筹的基本理念. Об основной концепции общенационального пенсионного плана] // Шэхуэй баочжан пинлунь [社会保障评论. Обзор социального обеспечения]. 2019. № 4. С. 42-53.
67. Лань Хун, Чэнь Синьвэй [兰虹, 陈鑫玮]. Вого цзибэнь янлаоцзинь тяочжэн цзичжи цуньцзай вэньти цзи юхуа цэлюэ яньцзю [我国基本养老金调整机制存在问题及优化策略研究. Исследование проблем и стратегий оптимизации базового механизма пенсионных корректировок в Китае] // Сибу цзинцзи гуаньли луньтань [西部经济管理论坛.Западный форум экономического менеджмента]. 2019. №. 3. С. 19-25.
68. Ли Цинъи, ФанЛяньцюань [李清宜, 房连泉]. Фачжаньчжун гоцзя шэхуэй янлаоцзинь синци юаньинь хэ шишисяого фэньси[发展中国家社会养老金兴起原因和实施效果分析.Анализ причин роста социальных пенсий в развивающихся странах и последствия ее реализации] // Чжунго лаодун гуаньси сюэюань сюэбао [中国劳动关系学院学报.Журнал Китайского института трудовых отношений].2020.№ 1. С. 77-85.
69. Фань Вэйцян, Лю Цзюнься, Ян Хуалэй [范维强,刘俊霞, 杨华磊]. Дайюй цзичжи тяочжэн、шэнъюй чжэнцэ юй янлаоцзинь цайу чжуанкуан.[待遇机制调整、生育政策与养老金财务状况. Регулирование механизма выплаты льгот, политика в области рождаемости и пенсионное обеспечение]// Цайчжэн кэсюэ [财政科学.Финансовые науки]. 2019.№ 6. С. 88-98.
70. Цао Синьбан [曹信邦]. Чжунго янлаоцзинь чжиду чуансиньдэ цзячжицюйсян юй фэнсянь хуацзе[中国养老金制度创新的价值取向与风险化解. Ценностная ориентация и снижение рисков инноваций пенсионной системы в Китае] // Чжунго синчжэн гуаньли [中国行政管理.Администрация Китая].2017.№ 3. С. 123-126.
71. Чжан Юн [张勇].Чанфу нэнли, шэнмин чжоуци юй янлаоцзинь дунтай тяочжэнцэлюэ[偿付能力、生命周期与养老金动态调整策略. Платежеспособность, жизненный цикл и механизм динамической корректировки пенсий] // Цзиньжун яньцзю [金融研究.Финансовые исследования].2019. № 9. С. 57-74.
72. Чжунгодэшэхуэйбаосяньтиси [中国的社会保险体系] // clb.org.hk.URL: https://www.clb.org.hk/zh-hans/content/%E4%B8%AD%E5%9B%BD%E7%9A%84%E7%A4%BE%E4%BC%9A%E4%BF%9D%E9%99%A9%E4%BD%93%E7%B3%BB(дата обращения: 28.03.2021).
73. Чэнь Цзиньюн [陈金永]. Цзяньцзиньдэ、побиндэ цюаньмянь хуцзи гайгэ [渐进的、破冰的全面户籍改革. Достижение всеобъемлющей реформы пропискив Китае] // macropolo.org.URL: https://macropolo.org/wp-content/uploads/2017/05/PPM_Hukou_Chan_Chinese_R.pdf(дата обращения:26.03.2021).
74. Шан Сяоюань [尚晓援]. Чжунго шэхуэй баоху тичжи гайгэ яньцзю [中国社会保护体制改革研究.Исследование реформирования системы социальной защиты Китая].Чжунго лаодун шэхуэй баочжан чубаньшэ [中国劳动社会保障出版社.Труд и социальное обеспечение в Китае], 2007.
На английском языке
75. ChanK. W. FivedecadesoftheChinesehukousystem // HandbookofChinesemigration: Identityand wellbeing. 2015. P. 23-47.
76. Chen C., Fan C.C. China’s Hukou Puzzle: Why Don’t Rural Migrants Want Urban Hukou // The China Review. 2016. Vol. 16. No. 3. P. 9–39.
77. Сhen S., Powell J.L. Aging in China. Implications to social policy of a changing economic state. New York: Springer, 2012.
78. Cheng Z., Nielsen I., Smyth R. Access to social insurance in urban China: A comparative study of rural-urban and urban-urban migrants in Beijing // Habitat International. 2014. № 41. P. 243-252.
79. China’s Social Security System: An Explainer // china-briefing.com. URL: https://www.china-briefing.com/news/chinas-social-security-system-explainer/(датаобращения:15.03.2021).
80. Crosland C. A. R. The Future of Socialism. New York: Schocken, 1967.
81. Davin D. Internal migration in contemporary China. Springer, 1998.
82. Esping-Andersen G. The three worlds of welfare capitalism. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1990.
83. Fang C., Yang D., Wang M. Migration and Labour Mobility in China. New York: United Nations Development Programme, 2009.
84. Hedstrom P., Ringen P. Age and Income in Contemporary Society // Journal of Social Policy. 1987. Vol. 16.№ 2. P.227 – 239.
85. Holliday I. Productivist welfare capitalism: Social policy in East Asia // Political studies. 2000. P. 706-723.
86. International Labour Standards on Social security // ilo.org. URL: https://www.ilo.org/global/standards/subjects-covered-by-international-labour-standards/social-security/lang--en/index.htm (датаобращения:10.02.2021).
87. Janoski A. The Handbook of Political Sociology: States, Civil Societies, and Globalization. Cambridge, 2003.
88. Jones, C. The Pacific Challenge: Confucian Welfare States // New Perspectives on the Welfare State in Europe. London: Routledge,1993.P. 198-217.
89. Kovacheva V., Vogel D, Zhang X. Comparing the Development of Free Movement and Social Citizenship for Internal Migrants in the European Union and China – Converging Trends // Citizenship Studies. 2012. № 16. P 545-561.
90. Kenneth Hansen, F. Redistribution of income in Denmark // The Scandinavian Model: Welfare States and Welfare Research. Armonk, New York: M. E. Sharpe, 1987.P. 139-160.
91. Le Grand J. The Strategy of Equality: Redistribution and the Social Services. London, 1982.
92. Li B. Floating population or urban citizens? Status, social provision and circumstances of rural–urban migrants in China // Social Policy & Administration. 2006. Vol. 40. № 2. P. 174–195.
93. Li B., Shang X., Cui Y., Blaxland M. Migration, urbanisation, climate change and children in China—issues from a child rights perspective. Sydney: UNSW Social Policy Research Centre, 2020.
94. Lindbeck A., Snower D.J. The Insider-Outsider Theory of Employment and Unemployment. MIT Press, 1988.
95. Lipset S. M. Political Man. New York: Doubleday, Anchor, 1960.
96. Liu T., Sun L. Pension reform in China // Journal of Aging and Social Policy. 2016. P. 15-28.
97. Lu B., Piggott J. Meeting the Migrant Pension Challenge in China. Working Paper 2012/32. Sydney: University of New South Wales, 2012.
98. McGranahan G.,Satterthwaite G. Urbanisation: Concepts and Trends. IIED Working Paper. London: IIED, 2014.
99. O'Connor J. The Fiscal Crisis of the State. New York: St Martin's Press, 1973.
100. Parkin F. Marxism and Class Theory: A Bourgeois Critique. London: Croom Helm, 1979.
101. Piven F., Cloward R. Regulating the Poor: The Functions of Public Welfare. New York: Pantheon Books, 1971.
102. Qing N.B. The useful trial to establish a new rural old-age insurance system: investigation on the pilot project of Baoji, Shaanxi Province // Theoretical Horizon. 2009. № 6. P. 40-42.
103. Rodrigue J.P. Transportation and the Urban Form // transportgeography.org. URL: (https://transportgeography.org/contents/chapter8/transportation-urban-form/ (дата обращения: 20.03.2021).
104. Salditt F., Whiteford P., Adema W. Pension Reform in China // International Social Security Review. 2008. P. 47-71.
105. The East Asian welfare model. Welfare orientalism and the state / ed. R. Goodman, G. White, H-J Kwon. London: Routledge,1998.
106. Titmuss R. M. Welfare State and Welfare Society // The Philosophy of Welfare. L.: Allen and Unwin, 1987.
107. Vilela A. Pension coverage in China and the expansion of the New Rural Social Pension Scheme. HelpAge International, 2013.
108. Wang D. China’s urban and rural old age security system: Challenges and options // China& World Economy. 2006. Vol. 14. № 1. P. 102-116.
109. Wen C., Wallace J.L. Toward Human-Centered Urbanization? Housing Ownership and Access to Social Insurance Among Migrant Households in China. MDPI, 2019.
110. Wilensky H., Lebeaux C. Industrial society and social welfare: the impact of industrialization on the supply and organization of social welfare services in the United States. New York: Free Press; London: Collier-Macmillan, 1965.
111. Wu J. Migrant Citizenship Regimes in Globalized China: A Historical-Institutional Comparison // Rural China: An International Journal of History and Social Science.2017. № 14. P. 128-154.
112. Young J. China’s Hukou System: Markets, Migrants and Institutional Change. New York: Palgrave Macmillan, 2013.
113. Zhang I. Improving social protection for internal migrant workers in China. International Labour Office, 2019.
114. Zhu X. Strategy of Chinese policy entrepreneurs in the third sector: challenges of ‘technical infeasibility’ // Policy Sciences. 2008. Vol 41. № 4. P. 315–334.
115. Zhu Y., Lin L. From 'Integration into Cities' to 'An Integrated Society': Women Migrants' Needs and Rights in Fujian Province, China // Migration, Gender and Social Justice: Perspectives on Human Insecurity.2013.P. 153-172.