Пенсионная система в контексте актуальных тенденций современного Китая
|
Введение 3
Глава 1. Ключевые тенденции социального развития Китая с начала XXI в. 10
1.1. Государство всеобщего благосостояния в современных теоретических подходах 10
1.2. Новации в социальной политике Китая с начала 2000-х гг. 17
1.3. Актуальные тенденции в сфере урбанизации, миграционной политики и системе регистрации хукоу 32
Глава 2. Специфика пенсионного страхования в современном Китае (2000-2020-е гг.) 47
2.1. Становление и развитие пенсионной системы КНР 47
2.2. Реализация пенсионных программ в рамках социальной политики современного Китая 63
Заключение 79
Список использованных материалов 84
Глава 1. Ключевые тенденции социального развития Китая с начала XXI в. 10
1.1. Государство всеобщего благосостояния в современных теоретических подходах 10
1.2. Новации в социальной политике Китая с начала 2000-х гг. 17
1.3. Актуальные тенденции в сфере урбанизации, миграционной политики и системе регистрации хукоу 32
Глава 2. Специфика пенсионного страхования в современном Китае (2000-2020-е гг.) 47
2.1. Становление и развитие пенсионной системы КНР 47
2.2. Реализация пенсионных программ в рамках социальной политики современного Китая 63
Заключение 79
Список использованных материалов 84
Предлагаемая выпускная квалификационная работа посвящена анализу пенсионной системы Китая в контексте актуальных тенденций в сферах социальной и миграционной политик, а также урбанизации и системы регистрации хукоу户口 .
Пенсионное обеспечение представляет собой одну из важнейших социальных гарантий, предоставляемую государством. Исправно функционирующая пенсионная система считается основой для стабильности общества, а плохо работающая система способна создать определенную напряженность в нем.
С давних времен существовала необходимость в поддержке нетрудоспособных граждан престарелого возраста. Помимо основных причин, способствующих материальной необеспеченности (потеря трудоспособности по болезни, уход за ребенком, наступление нетрудоспособного возраста и др.), экономический рост тоже способствовал появлению новых(профессиональные заболевания, несчастные случаи на рабочем месте, безработица и т.д.). Помимо этого, не стоит забыть и о том, что данная материальная необеспеченность могла быть также вызвана расходами, направленными на удовлетворение потребностей в медицинских, реабилитационных и рекреационных услугах.
Старение населения является одной из главных проблем в современном мире. Увеличение продолжительности жизни человека и последующее снижение уровня фертильности неизбежно приводят к сдвигу в возрастном составе населения с более молодого возраста на более пожилой. В Китае на данный момент пенсионная проблема считается одной из наиболее острых, во многом из-за процесса старения общества.
Реформирование пенсионной системы является неотъемлемым элементом социально-экономического развития Китая и одним из важных факторов, определяющих уровень благосостояния граждан. Однако в Китае, на реформы в социальной сфере, частью которых являются пенсионные реформы, огромное влияние оказывают специфичная система прописки хукоу, а также миграционная и урбанизационная политики. Вследствие чего, в стране провоцируется социальная напряженность и нарастает структурный и территориальный дисбаланс. Все это, в свою очередь, вызывает диспропорции в социально-экономическом развитии страны.
Для решения данных проблем руководство Китая последние 10 лет активно проводит реформы, направленные на повышение уровня и качества жизни граждан КНР, в том числе, реформы по унификации пенсионной системы, увеличению охвата пенсионным страхованием, предоставлению равных возможностей в сфере пенсионного обеспечения гражданам без городской прописки, особенно трудовым мигрантам в городах и т.д. И большую роль в этом процессе играют реформы в сфере урбанизации, миграции и системы регистрации хукоу.
Таким образом, актуальность выбранной темы состоит в том, что изучение пенсионной системы позволяет лучше понять проблему социальной напряженности в современном Китае, а также углубить наше понимание о его социальной структуре с начала XXIв.
Объектом данного исследования выступает пенсионная система Китая, а предметом - влияние актуальных тенденций современного Китая на реализацию пенсионных реформ.
Целью работы является определить специфику реформирования пенсионной системы в контексте актуальных трендов современного китайского общества.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению государства всеобщего благосостояния
2. Определить специфику системы социального обеспечения Китая с начала 2000-х гг.
3. Проанализировать особенности процесса урбанизации и миграционной политики в период с 2010-х гг., выделив основные тренды, которые могут оказывать влияние на пенсионную систему
4. Исследовать процесс становления и современное состояние пенсионной системы в КНР
5. Рассмотреть влияние тенденций в урбанизации и миграции на реализацию пенсионных реформ в Китае
Хронологические рамки исследования определяются периодом, начиная с начала 2000-х гг. по 2020 гг. Именно в это время началось формирование новой социальной политики (2003 г.), миграционной политики (2011 г.) и был принят «Национальный план урбанизации нового типа» (2014 г.). Далее в работе мы будем называть данный период «современным этапом».
Методологической основой данной магистерской диссертации служат следующие методы исследования:
Сравнительно-исторический метод дает возможность проанализировать процесс развития пенсионной системы КНР на разных временных промежутках. Посредством метода анализа и синтеза возможно определить основные тенденции, направленные на повышения уровня благосостояния граждан (с 2000-х гг.). С помощью системного подхода мы анализируем социальную, миграционную и урбанизационную политики КНР на современном этапе, а благодаря методу статистического анализа данных и метода сопоставления и измерения мы можем определить результаты реализации пенсионных реформ в стране.
Помимо этого, в данной работе рассматривались следующие теоретические подходы: функционалистский и институциональный подходы к вопросу становления социального государства. С точки зрения первого, социальное государство является средством для удовлетворения потребностей развивающихся стран на определенном этапе индустриализации, модернизации и капитализма. (Виленский, 1965; О’Коннор, 1973). А с точки зрения институционального подхода, на системы социального обеспечения влияют конкретные политические и культурные особенности (Титмусс, 1987; Эспинг-Андерсен, 1990). Помимо этого, рассматривался подход К. Джонсона, определяющий роль и влияние конфуцианских ценностей на проведение социальной политики в регионе восточной Азии - «конфуцианское государство всеобщего благосостояния» (Джонсон, 1993).
Что касается вопроса взаимосвязи государства всеобщего благосостояния и социального расслоения, то тут мы рассматриваем две точки зрения, которые преобладают на теоретическом уровне: с одной стороны, неомарксисты утверждали, что даже развитое государство всеобщего благосостояния просто воспроизводит существующее классовое общество (О'Коннор, 1973; Пивен и Кловард, 1971). Согласно второй точки зрения, реформы социального обеспечения рассматриваются как важный вклад в уменьшение значимости класса (Липсет, 1960; Крослэнд, 1967; Паркин, 1979). Обе точки зрения сходились в том, что универсализм является отличительной чертой развитого государства всеобщего благосостояния. Однако, в своей работе «Три мира капитализма благоденствия» (1990) Йёста Эспинг-Андерсен выделил три модели или идеальных типа стратификации и солидарности, в зависимости от того, насколько они способствуют или противодействуют влиянию рынка на социальное неравенство, подчеркивая, что государственные институты, структуры и политика являются как причиной, так и следствием социального неравенства.
Важно отметить, что в ходе работы над данной магистерской диссертацией, были широко использованы различные источники: законодательные и нормативные акты, определяющие социальную, миграционную, урбанизационную политики в последние два десятилетия в Китае.
Большая часть документов была взята с сайта Госсовета КНР (www. gov.cn): пятилетние национальные планы социально-экономического развития КНР; решения Госсовета о принятии новых пенсионных реформ и других преобразований в сфере социального обеспечения; некоторые законы; ежегодные доклады об исполнении национального плана социально-экономического развития страны и плана на последующий год. Помимо этого, анализировались также документы узкой направленности, такие как, например, «Национальный план урбанизации нового типа КНР (2014-2020 гг.)», принятый в марте 2014 г., «Предложения Государственного совета КНР о дальнейшей реформе системы прописки» от 24 июля 2014 г., «Доклад о китайских городах 2014/2015», опубликованный в 2014 г., «Временное положение о виде на жительство» от 2016 г. и т.д.
Кроме того, важными источниками стали тексты выступлений китайских лидеров, опубликованные на сайтах официальных китайских СМИ (например, www.xinhuanet.com). Стоит отметить, что правительство Китая активно использует официальные СМИ для пропаганды и интерпретации тех или иных политических решений.
Следующей важной категорией источников, которые использовались при написании данной работы являются статистические данные. Главным ресурсом здесь выступает сайт Национального Бюро Статистики Китая (www.stats.gov.cn), которое отвечает за сбор, исследование и публикацию статистических данных, касающихся национальной экономики, населения и других аспектов жизни общества. В исследовании широко использованы данные из статистических ежегодников Китая и ежегодных статистических коммюнике по социально-экономическому развитию страны и некоторых регионов. Эти данные, в основном, использовались для составления таблиц, которые могут облегчить понимание предложенной в тексте информации.
Помимо источников, для написания магистерской диссертации также применялась различная научная литература. Это, в первую очередь, статьи и монографии европейских и китайских исследователей, посвященные проблеме социальной защиты мигрантов в Китае (В. Ковачева, Д. Фогель, Х. Чжан, Б. Лу, Дж. Пигготт, Ю. Чжу, Л. Линь, К. Фанг, Д. Ян, М. Ван, Ли Бинчин).
Комплексным изучением пенсионной системы в Китае занимались такие европейские специалисты, как Т. Лю, Л. Сунь, Ф. Салдитт. Работы же китайских авторов посвящены вопросу реформирования текущей пенсионной системы в Китае и составления прогнозов на ее будущее. В их статьях рассматриваются такие вопросы, как предоставление равных прав с городскими работниками трудящимся-мигрантам, введение единого пенсионного плана для всех граждан, реформирование системы пенсионных корректировок, решение проблемы распределения рисков и стимулирования и др. (Ван Синьмэй, Ли Цинъи, Фан Ляньцюань, Лань Хун, Чэнь Синьвэй, Цао Синьбан, Чжан Юн, Фань Вэйцян, Лю Цзюнься, Ян Хуалэй, Чэнь Цзиньюн).
Вопросами внутренней миграции и системой прописки хукоу занимались А.В. Островский, Е.С. Баженова, Е.С. Анохина, Е.В. Савкович. Из китайских и европейских авторов следует отметить работы Бань Маошэна, Чжу Чэншэна, Ван Дэ, Е Хуэя, Д. Вана, Д. Давина, и др.
Проблемам урбанизации и перемещению населения из села в город в Китае посвящены работы отечественных авторов: Е.С. Баженовой, Л.Д. Бони, Л.Н. Кондрашовой, Е.Н. Самбуровой, И.Г. Чубарова.
В целом, можно утверждать, что большинство исследований сводится, как правило, к комплексному изучению пенсионных реформ в КНР, проблеме старения населения, прогнозированию будущего пенсионных реформ, либо к сравнению пенсионной системы Китая с другими странами. Однако, должное внимание не уделяется рассмотрению пенсионной системы Китая на современном этапе именно в контексте актуальных тенденций, чем и определяется новизна данной работы.
Исходя из заявленных цели и задач исследования, предлагаемая работа имеет следующую структуру: состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных материалов. В первой главе рассматриваются основы типологического изучения государства всеобщего благосостояния и моделей социальной политики, а также определяются актуальные тренды в сферах социальной, урбанизационной, миграционной политик и системе хукоу в период с начала 2000-х гг. Вторая глава посвящена изучению становления и развития системы пенсионной защиты КНР и анализу влияния выявленных нами актуальных тенденций на реализацию пенсионных программ в Китае.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В результате анализа особенностей процессов урбанизации и миграционной политики с начала 2010-х гг. были определены актуальные тенденции, направленные на повышение благосостояния граждан. К ним относится: проведение дифференцированной миграционной политики для разных городов, в зависимости от количества их населения; постепенные послабления в получении городского хукоу сельскими мигрантами; реализация мер по предоставлению всему населению равного доступа к системам социального обеспечения.
2. Было исследовано, что благодаря реформам в пенсионной системе 2010-2020 гг., значительно увеличился охват пенсионным страхованием по стране, включив в пенсионные программы сельских и частично занятых городских жителей. Помимо этого, включение госслужащих в пенсионной план для городских работников также повлияло на достижение некоторой степени универсализма пенсионной системы Китая.
3. Определено, что, меры, в рамках выделенных тенденций, ограничивают положительное значение пенсионных реформ, и в первую очередь, это связано с сохраняющимся неравным доступом различных категорий населения к пенсионным правам. Несмотря на все усилия государства по улучшению благосостояния граждан, на практике, пенсионная система в Китае все еще испытывает ряд ограничений.
Пенсионное обеспечение представляет собой одну из важнейших социальных гарантий, предоставляемую государством. Исправно функционирующая пенсионная система считается основой для стабильности общества, а плохо работающая система способна создать определенную напряженность в нем.
С давних времен существовала необходимость в поддержке нетрудоспособных граждан престарелого возраста. Помимо основных причин, способствующих материальной необеспеченности (потеря трудоспособности по болезни, уход за ребенком, наступление нетрудоспособного возраста и др.), экономический рост тоже способствовал появлению новых(профессиональные заболевания, несчастные случаи на рабочем месте, безработица и т.д.). Помимо этого, не стоит забыть и о том, что данная материальная необеспеченность могла быть также вызвана расходами, направленными на удовлетворение потребностей в медицинских, реабилитационных и рекреационных услугах.
Старение населения является одной из главных проблем в современном мире. Увеличение продолжительности жизни человека и последующее снижение уровня фертильности неизбежно приводят к сдвигу в возрастном составе населения с более молодого возраста на более пожилой. В Китае на данный момент пенсионная проблема считается одной из наиболее острых, во многом из-за процесса старения общества.
Реформирование пенсионной системы является неотъемлемым элементом социально-экономического развития Китая и одним из важных факторов, определяющих уровень благосостояния граждан. Однако в Китае, на реформы в социальной сфере, частью которых являются пенсионные реформы, огромное влияние оказывают специфичная система прописки хукоу, а также миграционная и урбанизационная политики. Вследствие чего, в стране провоцируется социальная напряженность и нарастает структурный и территориальный дисбаланс. Все это, в свою очередь, вызывает диспропорции в социально-экономическом развитии страны.
Для решения данных проблем руководство Китая последние 10 лет активно проводит реформы, направленные на повышение уровня и качества жизни граждан КНР, в том числе, реформы по унификации пенсионной системы, увеличению охвата пенсионным страхованием, предоставлению равных возможностей в сфере пенсионного обеспечения гражданам без городской прописки, особенно трудовым мигрантам в городах и т.д. И большую роль в этом процессе играют реформы в сфере урбанизации, миграции и системы регистрации хукоу.
Таким образом, актуальность выбранной темы состоит в том, что изучение пенсионной системы позволяет лучше понять проблему социальной напряженности в современном Китае, а также углубить наше понимание о его социальной структуре с начала XXIв.
Объектом данного исследования выступает пенсионная система Китая, а предметом - влияние актуальных тенденций современного Китая на реализацию пенсионных реформ.
Целью работы является определить специфику реформирования пенсионной системы в контексте актуальных трендов современного китайского общества.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению государства всеобщего благосостояния
2. Определить специфику системы социального обеспечения Китая с начала 2000-х гг.
3. Проанализировать особенности процесса урбанизации и миграционной политики в период с 2010-х гг., выделив основные тренды, которые могут оказывать влияние на пенсионную систему
4. Исследовать процесс становления и современное состояние пенсионной системы в КНР
5. Рассмотреть влияние тенденций в урбанизации и миграции на реализацию пенсионных реформ в Китае
Хронологические рамки исследования определяются периодом, начиная с начала 2000-х гг. по 2020 гг. Именно в это время началось формирование новой социальной политики (2003 г.), миграционной политики (2011 г.) и был принят «Национальный план урбанизации нового типа» (2014 г.). Далее в работе мы будем называть данный период «современным этапом».
Методологической основой данной магистерской диссертации служат следующие методы исследования:
Сравнительно-исторический метод дает возможность проанализировать процесс развития пенсионной системы КНР на разных временных промежутках. Посредством метода анализа и синтеза возможно определить основные тенденции, направленные на повышения уровня благосостояния граждан (с 2000-х гг.). С помощью системного подхода мы анализируем социальную, миграционную и урбанизационную политики КНР на современном этапе, а благодаря методу статистического анализа данных и метода сопоставления и измерения мы можем определить результаты реализации пенсионных реформ в стране.
Помимо этого, в данной работе рассматривались следующие теоретические подходы: функционалистский и институциональный подходы к вопросу становления социального государства. С точки зрения первого, социальное государство является средством для удовлетворения потребностей развивающихся стран на определенном этапе индустриализации, модернизации и капитализма. (Виленский, 1965; О’Коннор, 1973). А с точки зрения институционального подхода, на системы социального обеспечения влияют конкретные политические и культурные особенности (Титмусс, 1987; Эспинг-Андерсен, 1990). Помимо этого, рассматривался подход К. Джонсона, определяющий роль и влияние конфуцианских ценностей на проведение социальной политики в регионе восточной Азии - «конфуцианское государство всеобщего благосостояния» (Джонсон, 1993).
Что касается вопроса взаимосвязи государства всеобщего благосостояния и социального расслоения, то тут мы рассматриваем две точки зрения, которые преобладают на теоретическом уровне: с одной стороны, неомарксисты утверждали, что даже развитое государство всеобщего благосостояния просто воспроизводит существующее классовое общество (О'Коннор, 1973; Пивен и Кловард, 1971). Согласно второй точки зрения, реформы социального обеспечения рассматриваются как важный вклад в уменьшение значимости класса (Липсет, 1960; Крослэнд, 1967; Паркин, 1979). Обе точки зрения сходились в том, что универсализм является отличительной чертой развитого государства всеобщего благосостояния. Однако, в своей работе «Три мира капитализма благоденствия» (1990) Йёста Эспинг-Андерсен выделил три модели или идеальных типа стратификации и солидарности, в зависимости от того, насколько они способствуют или противодействуют влиянию рынка на социальное неравенство, подчеркивая, что государственные институты, структуры и политика являются как причиной, так и следствием социального неравенства.
Важно отметить, что в ходе работы над данной магистерской диссертацией, были широко использованы различные источники: законодательные и нормативные акты, определяющие социальную, миграционную, урбанизационную политики в последние два десятилетия в Китае.
Большая часть документов была взята с сайта Госсовета КНР (www. gov.cn): пятилетние национальные планы социально-экономического развития КНР; решения Госсовета о принятии новых пенсионных реформ и других преобразований в сфере социального обеспечения; некоторые законы; ежегодные доклады об исполнении национального плана социально-экономического развития страны и плана на последующий год. Помимо этого, анализировались также документы узкой направленности, такие как, например, «Национальный план урбанизации нового типа КНР (2014-2020 гг.)», принятый в марте 2014 г., «Предложения Государственного совета КНР о дальнейшей реформе системы прописки» от 24 июля 2014 г., «Доклад о китайских городах 2014/2015», опубликованный в 2014 г., «Временное положение о виде на жительство» от 2016 г. и т.д.
Кроме того, важными источниками стали тексты выступлений китайских лидеров, опубликованные на сайтах официальных китайских СМИ (например, www.xinhuanet.com). Стоит отметить, что правительство Китая активно использует официальные СМИ для пропаганды и интерпретации тех или иных политических решений.
Следующей важной категорией источников, которые использовались при написании данной работы являются статистические данные. Главным ресурсом здесь выступает сайт Национального Бюро Статистики Китая (www.stats.gov.cn), которое отвечает за сбор, исследование и публикацию статистических данных, касающихся национальной экономики, населения и других аспектов жизни общества. В исследовании широко использованы данные из статистических ежегодников Китая и ежегодных статистических коммюнике по социально-экономическому развитию страны и некоторых регионов. Эти данные, в основном, использовались для составления таблиц, которые могут облегчить понимание предложенной в тексте информации.
Помимо источников, для написания магистерской диссертации также применялась различная научная литература. Это, в первую очередь, статьи и монографии европейских и китайских исследователей, посвященные проблеме социальной защиты мигрантов в Китае (В. Ковачева, Д. Фогель, Х. Чжан, Б. Лу, Дж. Пигготт, Ю. Чжу, Л. Линь, К. Фанг, Д. Ян, М. Ван, Ли Бинчин).
Комплексным изучением пенсионной системы в Китае занимались такие европейские специалисты, как Т. Лю, Л. Сунь, Ф. Салдитт. Работы же китайских авторов посвящены вопросу реформирования текущей пенсионной системы в Китае и составления прогнозов на ее будущее. В их статьях рассматриваются такие вопросы, как предоставление равных прав с городскими работниками трудящимся-мигрантам, введение единого пенсионного плана для всех граждан, реформирование системы пенсионных корректировок, решение проблемы распределения рисков и стимулирования и др. (Ван Синьмэй, Ли Цинъи, Фан Ляньцюань, Лань Хун, Чэнь Синьвэй, Цао Синьбан, Чжан Юн, Фань Вэйцян, Лю Цзюнься, Ян Хуалэй, Чэнь Цзиньюн).
Вопросами внутренней миграции и системой прописки хукоу занимались А.В. Островский, Е.С. Баженова, Е.С. Анохина, Е.В. Савкович. Из китайских и европейских авторов следует отметить работы Бань Маошэна, Чжу Чэншэна, Ван Дэ, Е Хуэя, Д. Вана, Д. Давина, и др.
Проблемам урбанизации и перемещению населения из села в город в Китае посвящены работы отечественных авторов: Е.С. Баженовой, Л.Д. Бони, Л.Н. Кондрашовой, Е.Н. Самбуровой, И.Г. Чубарова.
В целом, можно утверждать, что большинство исследований сводится, как правило, к комплексному изучению пенсионных реформ в КНР, проблеме старения населения, прогнозированию будущего пенсионных реформ, либо к сравнению пенсионной системы Китая с другими странами. Однако, должное внимание не уделяется рассмотрению пенсионной системы Китая на современном этапе именно в контексте актуальных тенденций, чем и определяется новизна данной работы.
Исходя из заявленных цели и задач исследования, предлагаемая работа имеет следующую структуру: состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных материалов. В первой главе рассматриваются основы типологического изучения государства всеобщего благосостояния и моделей социальной политики, а также определяются актуальные тренды в сферах социальной, урбанизационной, миграционной политик и системе хукоу в период с начала 2000-х гг. Вторая глава посвящена изучению становления и развития системы пенсионной защиты КНР и анализу влияния выявленных нами актуальных тенденций на реализацию пенсионных программ в Китае.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В результате анализа особенностей процессов урбанизации и миграционной политики с начала 2010-х гг. были определены актуальные тенденции, направленные на повышение благосостояния граждан. К ним относится: проведение дифференцированной миграционной политики для разных городов, в зависимости от количества их населения; постепенные послабления в получении городского хукоу сельскими мигрантами; реализация мер по предоставлению всему населению равного доступа к системам социального обеспечения.
2. Было исследовано, что благодаря реформам в пенсионной системе 2010-2020 гг., значительно увеличился охват пенсионным страхованием по стране, включив в пенсионные программы сельских и частично занятых городских жителей. Помимо этого, включение госслужащих в пенсионной план для городских работников также повлияло на достижение некоторой степени универсализма пенсионной системы Китая.
3. Определено, что, меры, в рамках выделенных тенденций, ограничивают положительное значение пенсионных реформ, и в первую очередь, это связано с сохраняющимся неравным доступом различных категорий населения к пенсионным правам. Несмотря на все усилия государства по улучшению благосостояния граждан, на практике, пенсионная система в Китае все еще испытывает ряд ограничений.
На рубеже XX-XXI вв. в Китае произошла переориентация государства на социально-ориентированную модель стратегии развития, в рамках которой основными стали считаться социальные интересы граждан. Было провозглашено построение гармоничного общества, в котором социальная сфера будет играть одну из главных ролей. Пенсионная система, которая является одной из основ государства всеобщего благосостояния, безусловно, значительно воздействует на уровень бедности и характер социального расслоения.
В Китае на пенсионные реформы влияние могут оказывать система хукоу, а также миграционная и урбанизационная политики. Вследствие чего, в стране возникает социальная напряженность, структурный и территориальный дисбаланс, провоцируя появление диспропорций в социально-экономическом развитии.
В данной работе автором была предпринята попытка определить специфику реформирования пенсионной системы Китая в контекстеактуальных трендов в сфере социальной, урбанизационной, миграционной политик, а также системы хукоу.
После проведенного анализа было выявлено следующее:
Во-первых, были проанализированы теоретические подходы к изучению государства всеобщего благосостояния и его взаимосвязи с процессом социального расслоения. Мы выяснили, что изучение данного аспекта началось достаточно поздно, так как долгое время полагалось, что государству всеобщего благосостояния может быть присущ лишь универсализм, а сам вопрос либо игнорировался в научных исследованиях, либо концентрировался лишь на экономических аспектах.
Ключевым стало исследование Йёсты Эспинг-Андерсена, в котором он представил три идеальных модели стратификации, и утверждал, что государственные институты, структуры и политика являются как причиной, так и следствием социального неравенства. Также, он отмечал, что государства по-разному участвуют в процессе социальной стратификации, что обусловлено наличием у каждой страны своих специфических черт, а это приводит к существованию гибридных форм режимов государств всеобщего благосостояния.
Во-вторых, мы определили специфику системы социального обеспечения Китая с начала 2000-х гг. Создавая новую систему социального страхования, правительство Китая активно проводит реформы и издает соответствующие официальные документы, направленные на повышение уровня и качества жизни граждан КНР.
Ввиду того, что в течение долгого времени в Китае политика в области социального страхования была довольно фрагментированной, а в приоритете были городские служащие, возникла линия раскола между городскими работниками и сельскими и городскими жителями. Из-за этого, одной из главных целей социальной политики в Китае на современном этапе стало создание равных условий для всех граждан в предоставлении доступа к программам социального страхования. В итоге, после издания ряда документов и проведения соответствующих реформ, был существенно увеличен охват социальным страхованием, так, что в настоящее время у каждого гражданина в Китае есть возможность подключиться к социальным программам для сельских и городских жителей, а трудовые мигранты могут получить доступ к городским системам социального обеспечения.
Таким образом, подтверждая утверждение Эспинг-Андерсена, система социального обеспечения в Китае была реформирована с учетом местных культурных ценностей и динамичных социальных изменений. Создание современной системы социального обеспечения отображает специфику китайского правительства в борьбе с внутренними социальными проблемами.
В-третьих, после анализа особенностей процесса урбанизации и миграционной политики в период с 2010-х гг., мы обозначили основные тенденции, способные влиять на пенсионную систему.
Решая проблему благосостояния граждан, правительство КНР проводит реформы, с целью предоставления равных прав в сфере социального обеспечения всему населению. В рамках этих реформ сформировались тенденции, которые направлены на повышение уровня жизни в стране.
После проведенного анализа официальных документов, принятых Госсоветом КНР, мы определили основные тренды, которые включают в себя: проведение реформ в рамках дифференцированной политики для разных городов, в зависимости от количества населения. Суть ее заключается в том, что происходит постепенное снятие ограничений на получение прописки в малых и средних городах, при одновременном ужесточении регламента получения хукоу в больших городах и мегаполисах.
Также, к основным трендам относится поэтапное проведение послаблений в системе хукоу в целом, так, чтобы все меньше ощущался разрыв между городскими и сельскими жителями. И наконец, к актуальным тенденциям можно отнести реализацию мер по предоставлению всем слоям населениям равного доступа к системам социального обеспечения. Целью является получение трудовыми мигрантами и работающими неполный рабочий день городскими жителями доступа к программам социального страхования для городских работников. Предполагается, что реформы, в рамках представленных нами трендов, смогут в итоге привести к трансформации миграционных потоков.
В-четвертых, посредством изучения официальных документов Госсовета и данных Национального Бюро Статистики Китая мы проанализировали процесс развития современной пенсионной системы КНР. За последние 30 лет в Китае активно проводились реформы в сфере пенсионного обеспечения, которые касались вопросов унификации пенсионной системы, увеличения охвата пенсионным страхованием, предоставления равных возможностей в сфере пенсионного обеспечения всем гражданам и т.д.
В плане увеличения охвата пенсионным страхованием, за период 2010-2020 гг. к основному пенсионному плану для городских работников был также разработан универсальный пенсионный план, который охватывал экономически-неактивное население в городах и всех сельских жителей. Также, ключевой задачей для правительства стала универсализация принципов предоставления пенсионного страхования. По реформе 2015 г., государственные служащие, ранее охваченные специальным пенсионным планом, были включены в городскую программу пенсионного страхования по старости.
Таким образом, с одной стороны, мы можем говорить, что благодаря этим шагам Китай достиг определенной степени универсализма и интеграции своего пенсионного устройства. Но, с другой стороны, нужно также понимать, что современная система пенсионного страхования представляет собой случай «неполного» универсализма. Ведь все еще существуют два пенсионных плана, и в ближайших целях правительства КНР не прослеживаются намерения к их объединению. Более того, уровень выгод по двум пенсионным планам все еще низок и сильно варьируется в зависимости от уровня экономического развития того или иного региона Китая. В итоге, можно сказать, что в ходе этих реформ расслоение в пенсионном обеспечение между слоями населения хоть и было в некоторой степени сглажено, но все еще далеко от полного исчезновения.
В-пятых, мы выявили, как определенные нами тенденции влияют на реализацию пенсионных реформ в Китае. Нами было выяснено, что несмотря на все усилия по улучшению благосостояния граждан со стороны государства, на практике, пенсионная система в Китае все еще испытывает ряд ограничений.
Хотя в ходе реформ, в рамках определенных нами тенденций, были сделаны значительные шаги по облегчению процесса получения городского хукоу, на практике, в настоящее время городская пенсия перестала быть основным фактором желания городской прописки, ввиду того, что теперь получить ее можно и без городского хукоу. И даже, многие крестьяне начали больше дорожить своей сельской регистрацией, а те, кому удалось сменить ее статус, хотели бы вернуть его обратно. Таким образом, мы видим, что меры в рамках данной тенденции по облегчению получения городского хукоу трудовыми мигрантами уже не играют той роли, что раньше.
Помимо этого, дифференцированная политика по городам в предоставлении хукоу идет в разрез с намерением правительства предоставить равные пенсионные возможности всем слоям населения. Вследствие того, что региональные правительства имеют полномочия самостоятельно устанавливать коэффициенты ставки взносов, это ставит сельских мигрантов в трудное положение, и порождает существование различных пенсионных условий в зависимости от региона. Так, что в настоящее время право на пенсионное страхование, как у городских работников, так и у трудовых сельских мигрантов теперь зависит больше от спецификаций в рабочем контракте, чем от статуса прописки.
Кроме того, сама тенденция на получение всеми гражданами равных социальных прав явно не совпадает с тем явлением, что при смене региона проживания, пенсионные выплаты выплачиваются работнику не в полном размере. Вследствие региональной политики, на счет трудящегося, который поменял регион проживания, переносится лишь часть взносов, вносимых на предыдущем месте работы. Кроме того, хотя пособия по пенсионному страхованию должны оставаться за работниками при переезде, на практике, это положение оказалось очень трудным для реализации из-за сильно локализованного характера системы социального обеспечения в Китае. Обмен информацией в разных юрисдикциях сопряжен с бюрократическими и техническими трудностями, особенно для работников, приезжающих из сельских районов Китая.
В итоге, по мнению автора данной работы, меры, в рамках тенденций, ограничивают положительное значение пенсионной реформы. Принципиальное ограничение связано с сохраняющимся неравенством между различными категориями населения в получении равных пенсионных прав.
В Китае на пенсионные реформы влияние могут оказывать система хукоу, а также миграционная и урбанизационная политики. Вследствие чего, в стране возникает социальная напряженность, структурный и территориальный дисбаланс, провоцируя появление диспропорций в социально-экономическом развитии.
В данной работе автором была предпринята попытка определить специфику реформирования пенсионной системы Китая в контекстеактуальных трендов в сфере социальной, урбанизационной, миграционной политик, а также системы хукоу.
После проведенного анализа было выявлено следующее:
Во-первых, были проанализированы теоретические подходы к изучению государства всеобщего благосостояния и его взаимосвязи с процессом социального расслоения. Мы выяснили, что изучение данного аспекта началось достаточно поздно, так как долгое время полагалось, что государству всеобщего благосостояния может быть присущ лишь универсализм, а сам вопрос либо игнорировался в научных исследованиях, либо концентрировался лишь на экономических аспектах.
Ключевым стало исследование Йёсты Эспинг-Андерсена, в котором он представил три идеальных модели стратификации, и утверждал, что государственные институты, структуры и политика являются как причиной, так и следствием социального неравенства. Также, он отмечал, что государства по-разному участвуют в процессе социальной стратификации, что обусловлено наличием у каждой страны своих специфических черт, а это приводит к существованию гибридных форм режимов государств всеобщего благосостояния.
Во-вторых, мы определили специфику системы социального обеспечения Китая с начала 2000-х гг. Создавая новую систему социального страхования, правительство Китая активно проводит реформы и издает соответствующие официальные документы, направленные на повышение уровня и качества жизни граждан КНР.
Ввиду того, что в течение долгого времени в Китае политика в области социального страхования была довольно фрагментированной, а в приоритете были городские служащие, возникла линия раскола между городскими работниками и сельскими и городскими жителями. Из-за этого, одной из главных целей социальной политики в Китае на современном этапе стало создание равных условий для всех граждан в предоставлении доступа к программам социального страхования. В итоге, после издания ряда документов и проведения соответствующих реформ, был существенно увеличен охват социальным страхованием, так, что в настоящее время у каждого гражданина в Китае есть возможность подключиться к социальным программам для сельских и городских жителей, а трудовые мигранты могут получить доступ к городским системам социального обеспечения.
Таким образом, подтверждая утверждение Эспинг-Андерсена, система социального обеспечения в Китае была реформирована с учетом местных культурных ценностей и динамичных социальных изменений. Создание современной системы социального обеспечения отображает специфику китайского правительства в борьбе с внутренними социальными проблемами.
В-третьих, после анализа особенностей процесса урбанизации и миграционной политики в период с 2010-х гг., мы обозначили основные тенденции, способные влиять на пенсионную систему.
Решая проблему благосостояния граждан, правительство КНР проводит реформы, с целью предоставления равных прав в сфере социального обеспечения всему населению. В рамках этих реформ сформировались тенденции, которые направлены на повышение уровня жизни в стране.
После проведенного анализа официальных документов, принятых Госсоветом КНР, мы определили основные тренды, которые включают в себя: проведение реформ в рамках дифференцированной политики для разных городов, в зависимости от количества населения. Суть ее заключается в том, что происходит постепенное снятие ограничений на получение прописки в малых и средних городах, при одновременном ужесточении регламента получения хукоу в больших городах и мегаполисах.
Также, к основным трендам относится поэтапное проведение послаблений в системе хукоу в целом, так, чтобы все меньше ощущался разрыв между городскими и сельскими жителями. И наконец, к актуальным тенденциям можно отнести реализацию мер по предоставлению всем слоям населениям равного доступа к системам социального обеспечения. Целью является получение трудовыми мигрантами и работающими неполный рабочий день городскими жителями доступа к программам социального страхования для городских работников. Предполагается, что реформы, в рамках представленных нами трендов, смогут в итоге привести к трансформации миграционных потоков.
В-четвертых, посредством изучения официальных документов Госсовета и данных Национального Бюро Статистики Китая мы проанализировали процесс развития современной пенсионной системы КНР. За последние 30 лет в Китае активно проводились реформы в сфере пенсионного обеспечения, которые касались вопросов унификации пенсионной системы, увеличения охвата пенсионным страхованием, предоставления равных возможностей в сфере пенсионного обеспечения всем гражданам и т.д.
В плане увеличения охвата пенсионным страхованием, за период 2010-2020 гг. к основному пенсионному плану для городских работников был также разработан универсальный пенсионный план, который охватывал экономически-неактивное население в городах и всех сельских жителей. Также, ключевой задачей для правительства стала универсализация принципов предоставления пенсионного страхования. По реформе 2015 г., государственные служащие, ранее охваченные специальным пенсионным планом, были включены в городскую программу пенсионного страхования по старости.
Таким образом, с одной стороны, мы можем говорить, что благодаря этим шагам Китай достиг определенной степени универсализма и интеграции своего пенсионного устройства. Но, с другой стороны, нужно также понимать, что современная система пенсионного страхования представляет собой случай «неполного» универсализма. Ведь все еще существуют два пенсионных плана, и в ближайших целях правительства КНР не прослеживаются намерения к их объединению. Более того, уровень выгод по двум пенсионным планам все еще низок и сильно варьируется в зависимости от уровня экономического развития того или иного региона Китая. В итоге, можно сказать, что в ходе этих реформ расслоение в пенсионном обеспечение между слоями населения хоть и было в некоторой степени сглажено, но все еще далеко от полного исчезновения.
В-пятых, мы выявили, как определенные нами тенденции влияют на реализацию пенсионных реформ в Китае. Нами было выяснено, что несмотря на все усилия по улучшению благосостояния граждан со стороны государства, на практике, пенсионная система в Китае все еще испытывает ряд ограничений.
Хотя в ходе реформ, в рамках определенных нами тенденций, были сделаны значительные шаги по облегчению процесса получения городского хукоу, на практике, в настоящее время городская пенсия перестала быть основным фактором желания городской прописки, ввиду того, что теперь получить ее можно и без городского хукоу. И даже, многие крестьяне начали больше дорожить своей сельской регистрацией, а те, кому удалось сменить ее статус, хотели бы вернуть его обратно. Таким образом, мы видим, что меры в рамках данной тенденции по облегчению получения городского хукоу трудовыми мигрантами уже не играют той роли, что раньше.
Помимо этого, дифференцированная политика по городам в предоставлении хукоу идет в разрез с намерением правительства предоставить равные пенсионные возможности всем слоям населения. Вследствие того, что региональные правительства имеют полномочия самостоятельно устанавливать коэффициенты ставки взносов, это ставит сельских мигрантов в трудное положение, и порождает существование различных пенсионных условий в зависимости от региона. Так, что в настоящее время право на пенсионное страхование, как у городских работников, так и у трудовых сельских мигрантов теперь зависит больше от спецификаций в рабочем контракте, чем от статуса прописки.
Кроме того, сама тенденция на получение всеми гражданами равных социальных прав явно не совпадает с тем явлением, что при смене региона проживания, пенсионные выплаты выплачиваются работнику не в полном размере. Вследствие региональной политики, на счет трудящегося, который поменял регион проживания, переносится лишь часть взносов, вносимых на предыдущем месте работы. Кроме того, хотя пособия по пенсионному страхованию должны оставаться за работниками при переезде, на практике, это положение оказалось очень трудным для реализации из-за сильно локализованного характера системы социального обеспечения в Китае. Обмен информацией в разных юрисдикциях сопряжен с бюрократическими и техническими трудностями, особенно для работников, приезжающих из сельских районов Китая.
В итоге, по мнению автора данной работы, меры, в рамках тенденций, ограничивают положительное значение пенсионной реформы. Принципиальное ограничение связано с сохраняющимся неравенством между различными категориями населения в получении равных пенсионных прав.
Подобные работы
- Благосостояние пенсионеров в Китае: занятость, доходы и потребление
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВОЙ СТРУКТУРЫ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ РЕФОРМ И ОТКРЫТОСТИ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - Социальная политика КНР во второй половине XX в. - начале XXI в.: институты, механизмы и итоги реализации
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Демографические аспекты развития экономики и системы социального обеспечения в Китае и России
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - Место и значение прессы Китая в нормализации политической и
экономической жизни страны.
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2015 - Перспективы развития железнодорожных транспортных коридоров РФ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ДИНАМИКИ ЧИСЛЕННОСТИ И РАССЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Рынок страхования в Китае: тенденции и перспективы развития в условиях цифровой экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Влияние изменения возрастной структуры населения на экономический рост: сравнительное исследование Китая и России
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021



