Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Проблематичность романной формы и процесс романизации в современной культуре…
1.1 Роман и «незавершенное настоящее» (Бахтин М. М.)……………………..9
1.2 Д. Лукач: идея трансцендентальной бездомности и псевдоорганики романа
1.3 «Контроверса» как движущая сила в романе (Б. Грифцов)…………………18
1.4 Романизация повседневности в современной культуре…………………..21
Глава 2 Реализация романной формы в сериале………………………………25
2.1 Нарративная проблематика в сериал
2.2 Создание образа героя в сериале
2.3 Утрата как формообразующий фактор в сериале
Глава 3 Кино и сериал: Практики смотрения фильма, сериала и литературного чтения
Заключение…
Список использованных источников и литературы…………………………..
Романная форма являлась проблематичной с момента своего появления: сначала устоявшаяся жанровая иерархия никак не хотела принимать этот бездомный недожанр, затем, когда спорить с тем, что роман превратился в самую востребованную литературную форму стало сложно – его активно принялись хоронить (в свое время смерть романа провозглашали Осип Мандельштам [30], Виктор Шкловский [56], Варлам Шаламов [55]). И все еще хоронят как теоретики, так и практики-писатели, что впрочем, не мешает им создавать все новые и новые романы. Например, роман Владимира Сорокина «Роман», герой которого с говорящим именем Роман в конце повествования умирает и тем самым хоронит и разлагает вместе с собой жанр, вынесенный в заглавие произведения, то есть служит метафорой смерти романа как жанра[49].
Однако сколько бы ни пытались хоронить роман, он не только продолжает существовать как литературный жанр, но сама романная форма прочно укоренилась в структуре современности, в наших каждодневных действиях, в том, как мы воспринимаем информацию: лента Facebook, Twitter, сериалы, компьютерные игры – все это находится в тесном контакте с настоящим в его незавершенности. Об этом контакте романа с незавершенным настоящим, получившим сегодня такое неожиданное, а может быть и вполне ожидаемое развитие в виде новых медиа, Михаил Бахтин писал в работе «Эпос и роман» как о зоне впервые освоенной романом. «На первом этапе становления для романа исходным пунктом понимания, оценки и оформления служит современная действительность. Предмет изображения дается без всякой дистанции, на уровне современности, в зоне непосредственного и глубокого контакта».
Из всех новых медиа, о которых говорилось выше, хотелось бы сосредоточиться на сериале как наследнике романной формы. Во-первых, потому, что достаточно часто звучит мнение о том, что сериал – это новый роман, но не приводится никаких подробных доказательств этого тезиса. Например в статье «Логика сериала» Ева Рапопорт пишет: «Если, открыв «Эпос и роман» Бахтина, мысленно подставить на место романа сериал, при этом под эпосом подразумевая классический голливудский блокбастер, то можно поразиться точности и актуальности даваемых роману-сериалу характеристик».[42, 21]Философ Арсений Хитров в интервью «ПостНауке» также называет сериал романом: «Я думаю, очень верно называть сериалы новой драмой, новым кино и даже новым романом. Это ключевая культурная форма современности. Она очень удобно ложится на структуру жизни современного горожанина: сериал состоит из некоего большого нарратива, который разделен на главы, где каждая глава – это 40-60 минут. Сериал хорошо укладывается в ритм повседневности». [54] Философ Кирилл Мартынов в лекции ««Breaking bad»и новое искусство большого романа» говорит следующее: «Что займет место больших длинных текстов в нашей культуре? Десять лет назад считалось, что книги умерли, их никто больше не читает. Читают короткие брошюры или что-то вроде «Девять навыков успешного человека». Длинные тексты, связанные с классической русской культурой, никто не читает, и начинает казаться, что эта часть умерла, и на ее месте уже ничего не возникнет. Сейчас, исходя из ситуации 2014 года, мы видим, что это ни так, что все-таки в культуре по-прежнему нужны длинные истории. Такие истории нужны, чтобы обсуждать их из недели в неделю: не просто прочитать твиттер и тут же забыть – нет. Вот Волтер Уайт он стучится в мое сердце, я путешествую с ним по планете – это способ жить. Так работали романы, и так теперь работают сериалы. Сериалы в формате санта-барбары создавались так, чтобы вы могли позволить себе такие вольности: что-то забудете, что то пропустите, но ничего страшного – там все то же самое, вам хорошо, вам комфортно, но никаких особо сложных историй рассказать не получается. Сейчас на западе есть Itunes, есть Netflix, в России пока еще не разогнали торренты, и это значит то, что мы работаем с сериалом так же, как мы работаем с книгой. То есть мы можем пролистывать, мы можем возвращаться назад, мы можем подчеркивать, делать вырезки, выкладывать эти вырезки в интернет с каким-то свои комментарием». [33]
Возникает ряд вопросов: а разве с кино нельзя делать то же самое? Почему тогда фильмы нельзя назвать романами, разве в них не может быть больших историй? На эти вопросы автор не дает ответа, и этот момент требует прояснения, так как, видимо, не только наличие большого нарратива делает сериал новым романом, да и само устройство этого большого нарратива в сериале требует более тщательного анализа. Исследователи обычно ограничиваются тем, что сериал так же как и роман находится в тесном контакте с настоящим в его незавершенности и тем, что сериалы рассказывают большие истории, при этом они не рассматривают другие теории романа, помимо теории М. Бахтина. В данном исследовании будет предпринята попытка более пристального рассмотрения органики романа и сериала не только на основе теории романа М. Бахтина, но и Д. Лукача и Б. Грифцова.
Во-вторых, сериал провоцирует свое рассмотрение в качестве романа еще и тем, что как и роман обладает большими возможностями в плане создания образа, чем, например, кино. Образ героя, который явлен в романе во всей соей полноте и движении, часто выглядит довольно неубедительным в фильме. Сериал же позволяет показать метаморфозы героя от начала до конца, элементарно, обладая большим количеством времени. Отличным примером этому служит герой «Во все тяжкие» Уолтер Уайт, чье превращение из робкого, забитого школьного учителя в беспринципного наркоторговца показано постепенно, маленькими шагами, именно так, как это могло бы быть в романе.
В-третьих, хочется обратить внимание на сериал еще и потому, что сериал никто пока убивать не собирается, но есть мнение, что сериал сам становится убийцей большого кино. Эту теорию сложно подтвердить опытом прошлого, так как в свое время говорили, что фотография убьет живопись, а кино – театр. Тем не менее, есть большой соблазн продолжить эту цепочку несостоявшихся смертей: живопись – фотография; театр – кино; кино – сериал. Несмотря на то, что все из упомянутых медиумов пока живы, совершенно логично, что кино как последнее звено в этой цепочке, должно непременно пережить какую-то атаку, и ждать эту атаку стоит со стороны сериала.
Существует две точки зрения на отношения между кино и сериалом. По одной из них кино подвергается сильнейшему нападению и рискует быть свергнутым с пьедестала. По другой, грань между кино и сериалом стирается, кино и сериал активно заимствуют друг у друга приемы, и вскоре станут совсем не различимы.
За последние 10 лет ни один массовый фильм не получил культовый статус. Фильмы «Бойцовский клуб» и «Матрица» смотрел и обсуждал весь мир, сейчас эту нишу заняли сериалы. [15]. И такое положение дел наводит на мысли о серьезных изменениях во взаимоотношениях, установившихся между сериалом и кино.
Произошедшая медиа революция создает впечатление перевернувшейся культурно-иерархической пирамиды. Глубины, утонченности, подлинного драматизма сегодня ждут от сериалов, тогда как большой кинематограф превратил кинотеатр в центр развлечений. [17]
Так выглядит одна точка зрения, иллюстрирующая то, что кино проиграло. Другую представляет телеаналитик Марат Кузаев, который считает, что грань между кино и сериалом стала практически незаметной. Отношения кинематографа и телевидения были и остаются двойственными. Фундаментальные сходства их продуктов задавали противостояние. Чтобы переманить зрителей обратно в залы, Голливуд щеголял технологиями: цветным изображением, широкоэкранной картинкой, 3D, передовыми звуковыми системами. Телевидение, догоняя, сулило бесплатный комфорт и легко усваиваемые формулы. Однако две развлекательные отрасли стали заимствовать друг у друга выигрышные тактики.
Критики и академики затеяли апологетический проект, развенчали кино и короновали сериалы важнейшим повествовательным искусством современности. И пускай не рекордные, зато стабильные гонорары притянули на ТВ голливудских талантов: режиссёров, сценаристов, продюсеров, актёров, операторов. Одни и те же люди стали снимать одними и теми же средствами для одних и тех же холдингов.
Когда началась новая золотая эра телевидения и сериалы получили высокий культурный статус, о художественных шоу говорили как о триумфаторах и спасителях: мол, ТВ победило увядающий кинематограф и заняло его место. Но, как видно, военная риторика уже не вполне годится, чтобы описать отношения фильмов и сериалов, – само противопоставление обманчиво. Это две разновидности одного феномена, чьи различия временны и обусловлены способом распространения и финансовой целесообразностью. [22]
Гипотеза данного исследования заключается в том, что сериал стал подлинной точкой встречи романной формы и кино и создал ситуацию, в которой требуется пересмотр отношений между кино и сериалом.
Цель данного исследования – концептуализация сериала как наследника романной формы, а также пересмотр отношений, сложившихся между кино и сериалом. Задачи, которые необходимо решить: проанализировать, как романная форма реализует себя в сериале; рассмотреть нарративные особенности построения сериала и отличия этого построения от кино; проанализировать различия в технике просмотра кино и сериала.
Объект исследования – романная форма.
Предмет – сериал как часть современной медиакультуры.
Теоретико-методологическую базу исследования представляет научная литература, посвященная проблеме романной формы, а также статьи, посвященные сериалам и новым медиа.
Эмпирическую базу исследования представляют сериалы: «Фарго» Итана Коэна и Джоэла Коэна, «Что знает Оливия?» Лизы Холоденко, «Настоящий детектив» Ричарда Брауна и КэриФукунага.
В процессе исследования были использованы методы: структурного анализа, сравнительного анализа, функционального анализа, метод интервью.
Данное исследование, основанное на теориях романа М. Бахтина, Д. Лукача и Б. Грифцова привело к следующим выводам, позволяющим концептуализировать сериал как современный роман. Во-первых, как роман был воплощением своего времени, где истинная тотальность мира уже невозможна, но при этом остается стремление к ней, так и сериал является отражением стремлений современного человека к большим историям и тотальности, однако воссоздать эту тотальность возможно только на абстрактном уровне. Сериал стал для нас тем, чем являлся роман для человека 19 века, так как имеет дело с попыткой преодолеть все ту же утрату, которая оказывается невосполнима. Утрата в сериале обнаруживается в нашем стремлении к целостности, законченной истории, которую представляет собой завершенный сериал, но в этом стремлении мы утрачиваем каждую отдельную часть (серию) или сезон, поэтому утрата оказывается невосполнима, так как «обретая» целое, мы утрачиваем его части. Имея дело с одной серией, мы ощущаем нехватку целого и стремимся к нему, наслаждаясь тем, что целое потенциально, удалено во времени, но все-таки где-то существует, и мы рано или поздно его достигнем, собрав по кусочкам все части. Однако собрав целое, мы уже не можем воссоздать его части. Мы разочарованы, так как оно ускользнуло, и нам снова хочется повторить этот путь собирания, ждать продолжения сериала или смотреть другой. Сказанное выше касалось горизонтальных сериалов со сквозным повествованием, однако утрату можно обнаружить и вертикальных сериалах (ситкомах). В ситкомах серии самостоятельны, но существует некое ключевое значение, вокруг которого они выстраиваются. Такое ключевое значение может быть названо в конце, например, кто же такая мама из сериала «Как я встретил вашу маму» или вообще не быть названным. Например в «Теории большого взрыва» – этим неназванным может быть культура научной университетской среды и специфика существования в ней. Таким образом сериал, являясь формой целого, нуждается в целостности, а постоянная попытка преодолеть утрату выстраивает органику сериала.
Во-вторых, сериал заимствует у романа два принципа – построенности и эпизодичности, так как с одной стороны он включает в себя эпизоды – сезоны, которые могут быть вполне отделимы друг от друга, а с другой – является законченным произведением. Это особенно легко проследить на сериалах, сезоны которых, связаны единой концепцией, но не связаны общим повествованием или персонажами: «Реальный детектив», «Черное зеркало» и т.д. Серии в «Черном зеркале», например, связаны только общей темой – изменение человека под воздействием новых технологий и тревожной атмосферой в связи с этими изменениями. Два сезона «Реальный детектива» - также две разные истории о разных героях, но объединенные общей концепцией – изломанного человека, вписанного в такие же изломанные локации. В принципе, количество сезонов связанных единой концепцией может быть безграничным, а сериал потенциально бесконечным как и роман. «Роман, как всякий длительный и многосторонний процесс, требует себе нескончаемого развития, роман, ограниченный пределами читательской восприимчивости, требует разрешающего конца. Романист заканчивает книгу обязательным финалом, который чаще всего только сводит действие на-нет», - пишет Грифцов. Таким же образом романная форма реализуется в сериале, действие сходит на-нет – сезон заканчивается, но за этим сезоном всегда может последовать другой. И вот здесь возникает фигура читателя/зрителя, который ограничивает произведение своей способностью воспринимать какой-то один концепт. Из этих противоречивых отношений между частями и целым в сериале, возникают особенности в построении сериального нарратив. Нарратив в сериале выстраивается на нескольких уровнях: на уровне серии, сезона и законченного произведения. В сериале он потенциально бесконечен и непосредственно отсылает нас к большим литературным формам, а именно к роману. Например, подобное построение нарратива мы можем увидеть в «Человеческой комедии» Бальзака, состоящей из этюдов о нравах, философских этюдов и аналитических этюдов. Каждый из этюдов включает в себя несколько циклов романов: «Этюды о нравах» состоят из «Сцен частной жизни», «Сцен провинциальной жизни», «Сцен парижской жизни», «Сцен политической жизни», «Сцен военной жизни», «Сцен деревенской жизни». Сцены в свою очередь также состоят из нескольких романов, например, «Сцены частной жизни» объединяют романы «Гобсек», «Тридцатилетняя женщина», «Полковник Шабер», «Отец Горио». Таким образом, мы видим, что, например, «Отец Горио» - является мельчайшим элементом структуры, то есть серией. «Сцены частной жизни» - сезоном, а «Человеческая комедия» - законченным произведением, вбирающим в себя сезоны и серии, но, тем не менее, оставляющим их самостоятельными. Именно к такому принципу построения нарратива обращается сериал.
В-третьих, практика просмотра сериала, оказывается органично вписана во все более индивидуализирующиеся способы взаимодействия человека с современными медиа и во многом этим взаимодействием обусловлена. С другой стороны она отсылает к такой же индивидуальной практике литературного чтения, которая характеризуется выстраиванием собственных временных отношений с произведением. Фильм – это что-то принципиально незнакомое, неординарное, то, с чем ты не имеешь дело каждый день, а когда сталкиваешься, то это происходит одномоментно и воспринимается как событие. Сериал – то, с чем ты постепенно знакомишься, привыкаешь, встраиваешь в свою повседневную жизнь и с чем ты живешь какое-то довольно продолжительное время.
Таким образом гипотеза данного исследования подтвердилась – сериал вполне правомерно может быть назван современным воплощением романной формы. И не только потому, что находится в тесном контакте с незавершенным настоящим, но и потому, что органика сериала выстраивается аналогичным с романной органикой образом, в стремлении к тотальности и целостности и невозможности ее достичь.
1. Амирян Т. Конспирологическая серия // Логос №5 (101). М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. С. 231-249.
2. Алешичева Т. Кто здесь самый главный анархист //http://www.gq.ru/blogs/revizor/26470_kto_zdes_samyy_glavnyy_anarkhist.php (дата обращения 14.04.2016).
3. Аронсон О.Кинематограф сейчас – это своего рода икона секуляризованного мира // http://theoryandpractice.ru/posts/6766-aronson (дата обращения: 10.03.2016).
4. Аронсон О. Коммуникативный образ. Кино. Литература. Философия. М.: НЛО, 2007. С. 12.
5. Бальзак О. Гобсек. СПб.: Азбука, 2012. 416 с.
6. Бальзак О. Отец Горио. СПб: Издательство детской литературы, 1946. 286 с.
7. Бальзак О. Полковник Шабер. М.: Художественная литература, 1982. 340 с.
8. Бальзак О. Тридцатилетняя женщина. СПб.: Лениздат, 1989. 544с.
9. Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 298 с.
10. Беньямин В.Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. 240 c.
11. Борцмейер Г. Круиз по сериалам // Логос №5 (101). М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. С. 193-213.
12. Быстрицкий А. Сериалы начинают и выигрывают: телешоу между аттракционом и драмой // Логос №6 (102). М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. С. 209-218.
13. Грифцов Б. А. Теория романа. М.: Изд-во Работник просвещения, 1926. 150 с.
14. Джеймисон Ф. Реализм и утопия в сериале «Прослушка» // Логос №3 (93). М.: Изд-во Института Гайдара, 2013. С. 37-55.
15. Жаринов Е. Сериал как искусство. Лекции-путеводитель. М.: АСТ, 2015. 304 с.
16. Жижек С. Столкновение цивилизаций в одной отдельно взятой стране («Прослушка») // Логос №3 (93). М.: Изд-во Института Гайдара, 2013. С. 55-75.
17. Кантор Р. Фильмы vsсериалы // http://www.lookatme.ru/mag/how-to/move-on/191777-filmy-vs-serialy-stsenarii-uspeha(дата обращения: 14.04.2016).
18. Клер П. Как создавалась заставка к сериалу «Настоящий детектив» // http://www.lookatme.ru/mag/live/things/201289-true-detective (дата обращения: 14.06.2016).
19. Кралечкин Д. Дарья среди племен // Логос №5 (101). М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. С. 213-231.
20. Кузаев М. Будущее телевидения: возрождение мини-сериалов//http://www.lookatme.ru/mag/live/future-research/193225-mini-series-future(дата обращения: 14.04.2016).
21. Кузаев М. Будущее телевидения: как сериалов стало слишком много//http://www.lookatme.ru/mag/live/future-research/197693-too-much-tv (дата обращения: 14.04.2016).
22. Кузаем М. Почему война между фильмами и сериалами закончилась//http://www.lookatme.ru/mag/blogs/guest-editor/210263-movies-and-tv-are-getting-closer(дата обращения: 14.04.2016).
23. Куренной В. Теория большого сериального взрыва//http://postnauka.ru/lectures/30269 (дата обращения: 14.04.2016).
24. Куренной В. Унылая субстанция и доставляющие лузлы. «Теория большого взрыва» и культура исследовательского университета // Логос №3 (93). М.: Изд-во Института Гайдара, 2013. С. 75-84.
25. Кушнарева И. Как нас приучили к сериалам // Логос №3 (93). М.: Изд-во Института Гайдара, 2013. С. 9-21.
26. Лиотар Ж. Состояние постмодерна // http://royallib.com/read/liotar_ganfransua/sostoyanie_postmoderna.html#0 (дата обращения: 12.02. 2016)
27. Лукач Д. Теория романа (опыт историко-философского исследования форм большой эпики) // http://www.libros.am/book/read/id/287321/slug/teoriya-romana (дата обращения: 20.01.2016)
28. Маклюэн М. Понимание медиа: внешнее расширение человека
29. Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. С. 280-297.
30. Мандельштам О. Конец романа // http://rvb.ru/mandelstam/dvuhtomnik/01text/vol_2/01prose/0644.htm (дата обращения: 25.11.2015)
31. Manovich L. TheLanguageofNewMedia. MIT Press, 2001. P. 34.
32. Мартынов К. Достоевский едет в Альбукерке // Логос №3 (93). М.: Изд-во Института Гайдара, 2013. С. 84-98.
33. Мартынов К. Breaking bad и новое искусство большого романа // http://postnauka.ru/lectures/51505 (дата обращения: 02.05.2016).
34. Михеева Л. Реификация романтической любви и новые паттерны интимности в современном ситкоме («Как я встретил вашу маму») Альбукерке // Логос №3 (93). М.: Изд-во Института Гайдара, 2013. С. 98-118.
35. Павлов А. Нет больше высокой и низкой культуры, есть просто культура сегодня // http://postnauka.ru/talks/30135 (дата обращения: 2.05.2016).
36. Павлов А. Телемертвецы: возникновение сериалов про зомби // Логос №3 (93). М.: Изд-во Института Гайдара, 2013. С. 139-155.
37. Павлов А. Штурмуя публичное пространство: слова о гетеротопии плохого вкуса // http://postnauka.ru/longreads/56279 (дата обращения: 05.05. 2016).
38. Панфилов Ф. Телемедиевализм: «средневековые» сериалы конца 20 – начала 21 века // Логос №6 (102). М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. С. 193-209.
39. Пруст М. В сторону Свана. СПб.: Азбука-Аттикус, 2013. 480 с.
40. Пруст М. Пленница. М.: Художественная литература, 1992. 432с.
41. Пруст М. Под сенью девушек в цвету. М.: Альфа-книга, 2014. 512 с.
42. Рапопорт Е. Логика сериала // Логос №3 (93). М.: Изд-во Института Гайдара, 2013. С. 21-37.
43. Ратгауз М. Видимый мир // http://kinote.info/articles/3811-vidimyy-mir (дата обращения: 09.05.2016).
44. Роллан Р. Жан-Кристоф. М.: Правда, 1982. 1770 с.
45. Самутина Н. Кино аттракционов // http://postnauka.ru/faq/27805 (дата обращения: 09.05.2016).
46. Самутина Н. Раннее кино как теория настоящего // Киноведческие записки. 2010. №94 //
http://www.kinozapiski.ru/data/home/articles/attache/5-34.pdf (дата обращения: 09.05.2016).
47. Сибрук Д. Nobrow. Культура Маркетинга. Маркетинг культуры // http://modernlib.ru/books/dzhon_sibruk/nobrow_kultura_marketinga_marketing_kulturi/read/ (дата обращения: 25.03.2016).
48. Сонтаг С. Против интерпретации и другие эссе // http://bookz.ru/authors/s_uzen-sontag/protiv-i_147/1-protiv-i_147.html (дата обращения: 20.03.2016).
49. Сорокин В. Роман. М.: АСТ, 2008. 544 с.
50. Тарковский А. Сталкер, 1979.
51. Ханова П. Доктор Кто: геноцид для чайников // Логос №6 (102). М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. С. 179-193.
52. Хитров А. Ностальгия по Америке 1960-х: сериалы и общество // http://postnauka.ru/lectures/62779 (дата обращения: 09.05. 2016).
53. Хитров А. «Безумцы» и условность социальных норм // Логос №3 (93). М.: Изд-во Института Гайдара, 2013. С. 118-139.
54. Хитров А. Сериалы – это ключевая форма современной культуры // http://postnauka.ru/talks/43769 (дата обращения: 09.05.2016)
55. Шаламов В. Все или ничего. Эссе о поэзии и прозе. Спб.: Лимбусс-пресс, 2016. 522 с.
56. Шкловский В. Шкловский В.Б. Zоо, или Письма не о любви // Шкловский В.Б. Собр., соч.: в 3 т. М.: Худож. лит., 1973. Т.1. С.163-230
57. Эльзессер Т. Путь раннего кинематографа к повествовательному кино // http://www.cinematheque.ru/post/139698/print/ (дата обращения: 22.04.2016).
58. Gunning T. «Nowyouseeit, nowyoudon’t»: TheTemporalityoftheCinemaofAttractions // http://connection.ebscohost.com/c/articles/31185645/now-you-see-it-now-you-dont-temporality-cinema-attractions (дата обращения 27. 03. 2016)
59. Gunning T. TheCinemaofAttraction: EarlyFilm, ItsSpectator, andtheAvant-Garde // WideAngle. 1986 //
http://www.columbia.edu/itc/film/gaines/historiography/Gunning.pdf (дата обращения: 9.05. 2016).
60. Elsaesser T. DisciplinethroughDiegesis: theRubeFilmbetween «Attractions» and «NarrativeIntergation» // TheCinemaofAttractionsReloaded /Ed. W.Strauven. Amsterdam: AmsterdamUniversityPress, 2006. P. 205–226.