Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования стратегического управления в организациях………………………………………………………9
1.1. История становления теории стратегического управления……………….9
1.2. Понятие стратегирования в контуре стратегического управления в организациях……………………………………………………………………..15
Глава 2. Современные методы и механизмы реализации стратегии развития организации………………………………………………………………………24
2.1. Современные методы управления организацией…………………………24
2.2. Роль имплементации в стратегическом процессе………………………...42
2.3. Разработка стратегий для предприятия в условиях экономического кризиса……………………………………………………………………………50
Глава 3. Направления повышения эффективности методов реализации стратегий в организации………………………………………………………...66
Заключение……………………………………………………………………….79
Список используемой литературы……………………………………………...
Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования управления разработкой и реализацией организационной стратегии предприятия, деятельность которого в современных условиях характеризуется самостоятельностью и полной ответственностью за свои производственные результаты. Современное предприятие нуждается в разработке и реализации собственной стратегии развития в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим правила ведения бизнеса с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры.
Изменения во внешней и внутренней среде существенно повышают разнообразные риски в деятельности предприятия. Для уменьшения воздействия любого из видов риска с одновременным устойчивым ростом предприятию необходимо знание о тенденциях своего развития путем предвидения и прогнозирования. Подобная информация позволяет предприятию достичь желаемых результатов, а также является ориентиром для принимаемых управленческих решений. Предвидение будущих целей и задач развития предприятия, а также разработка средств их достижения в длительной перспективе в широком смысле представляет собой сущность стратегии развития.
С усилением экономического реформирования, а также реструктуризации многих предприятий возрастает необходимость в стратегическом управлении, как отдельного предприятия, так и в целом всей экономики. Исследование хозяйственной практики говорит о том, что вопросам разработки эффективной стратегии посвящено значительное количество управленческого времени, что может осложнять экономическое положение хозяйствующих единиц. Поэтому только во взаимосвязи стратегических ориентиров производственного и экономического характера хозяйствующие субъекты приобретают возможность для обоснованной выработки управленческих решений.
Современная ситуация характеризуется отсутствием у многих российских предприятий достаточного опыта и необходимой информационной базы для формирования стратегии развития. Также отсутствуют или слабо разработаны необходимые методологические основы в данной области знаний.
Все это предопределяет необходимость принятия на федеральном уровне соответствующей концепции по экономическому реформированию российских предприятий. Такое реформирование будет успешным и будет способствовать улучшению экономического состояния предприятия только при условии формирования комплексной стратегии его развития. Именно продуманную и прошедшую определенные процедуры утверждения стратегию следует положить в основу бизнес-планирования на предприятиях.
В условиях острой конкуренции на внутреннем рынке иностранного и российского бизнеса ощущается нехватка современной системы знаний в области управления, а также новейших подходов и процессов поддержки принятия управленческих решений. Данная проблема предопределяет необходимость в формировании теоретико-методологических решений, направленных на выработку управленческих подходов с учетом имеющегося стратегического потенциала предприятия.
С другой стороны, наряду с менеджментом, который ориентирован на повышение стоимости выпускаемой продукции, значительная роль в экономической стратегии должна быть отведена менеджменту качества, то есть учету качественных последствий принимаемых управленческих решений. Контроль за этим лежит в плоскости использования методов интегрального анализа, который позволяет обобщать в один показатель множество разнородных параметров, включая качественные.
Особую актуальность настоящему исследованию придает существующая необходимость в стабилизации экономического положения многих российских предприятий в связи с их переходом на стратегию устойчивого роста, максимально используя имеющийся стратегический потенциал. С учетом того, что каждое предприятие уникально и обладает своими специфическими особенностями и индивидуальным стратегическим профилем, возрастает значимость общих методологических подходов по формированию и реализации их стратегии развития.
Степень научной разработанности темы ведет начало своего теоретического опыта со второй половины прошлого века. Существенный вклад в развитие стратегии, как науки, принадлежит И. Ансоффу, Д.В.Арутюновой, У. Брэддик, О.С. Виханскому, П. Дойлю, Л. Ефремовой, Д.Клиланду, Д. Кэмпбелу, К.В. Комаровой, Ж.-Ж. Ламбену, Г. Минцбергу, М. Портеру, А. Стрикленду, А. Дж. Томпсону, Г. Хэмелу, К.В. Чепелевой. Среди современных ученых заслуживают внимания работы А.Л. Гапоненко, И.В. Булавы, А.П. Панкрухина, А.И. Петрова, М.С. Санталовой, З.А. Титовой и др.
Необходимо отметить, что большая часть исследований основана на зарубежном опыте и систематизирует те концепции, которые были сформированы в иностранных компаниях, что, в некоторых случаях, делает затруднительным его применение в российских условиях. Причиной этому является специфика организационных структур отечественных предприятий, ограниченность информации о рынке и несоответствие форм представления бухгалтерской и финансовой отчетности. Это предопределяет необходимость поиска и формирования новых методов и подходов при обосновании и реализации стратегии развития, которые адекватны современной специфике российской экономики.
Среди современных российских авторов актуальными являются работы Г.Я. Гольдштейна, С.А. Измалкова, Л.Н. Карданской, Л.С. Максименко, М.Ю. Махотаева, Ю.Н. Лапыгина, Н.С. Отварухиной, А.И. Панова, В.Н. Родионовой, И.В. Рощиной, С.С. Чернова, Э.А. Уткина и др. Достоинством и новизной данных трудов справедливо можно назвать связь теоретических разработок известных школ стратегий с существующими вызовами современной экономики и условий хозяйствования.
Особую роль в разработке стратегии развития с учетом современных вызовов национальной экономики уделяют инновационной компоненте. Это отражено в трудах С.А. Агаркова, В.М. Аньшина, С.В. Генераловой, М.О.Грязновой, И.Б. Гуркова, А.А. Дагаева, И. А. Жуковой, Е.С. Кузнецовой, О.Л. Маргания, В.И. Маслова, М.Ю. Махотаевой, В.Г. Медынского, Т.М.Орловой и др.
Вместе с тем, с учетом возрастающей значимости человеческого капитала в развитии не только предприятия, но и всего общества, данную составляющую включают в качестве неотъемлемого элемента стратегии такие ученые, как А.М. Асалиев, Г.Г. Вукович, А.Л. Гапоненко, В.И.Герчиков, M.М. Глазов, О.Н. Истомина, Е. Корнышова, Б.З. Мильнер, Е.В. Ожгибесова, Т.Г. Строителева, И.П. Фирова и др. В указанных исследованиях подчеркивается важность управленческого труда, однако, не приводятся способы оценки качественных последствий принимаемых управленческих решений.
Вместе с тем в последние годы усиленное внимание уделяется процессу реализации стратегии, а также контроля за ее эффективностью, как с позиции отдельного строительного предприятия, так и отрасли в целом. Это требует дальнейшего развития аналитического и методологического инструментария разработки и реализации стратегии.
Объектом исследования выступает процесс формирования и реализации организационной стратегии развития предприятия.
Предметом исследования являются экономические, организационные и управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и реализации организационной стратегии развития предприятий.
Цель исследования состоит в разработке комплексного алгоритма по формированию организационной стратегии развития предприятия и получении на его основе практических рекомендаций.
Задачи исследования:
1) рассмотреть историю становления теории стратегического управления;
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
Стратегическое управление является результатом эволюционного развития и преобразования систем управления, которые ориентировались на растущий уровень нестабильности среды, меньшую предсказуемость в социально-экономическом развитии. Каждый ученый – экономист XIX-XX веков имел свои научные взгляды к понятию сущности стратегического управления, которые имели как сильные, так и слабые стороны.
Обобщая изложенное, автор констатирует следующее, что стратегическое управление необходимо в любой сфере хозяйственной деятельности организации для принятия управленческого решения с целью создания дополнительных возможностей для эффективного развития.
Стратегическое управление выступает как процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с внешней средой, и как система инструментов необходимых для принятия и реализации стратегического решения в долгосрочной перспективе.
Мы приходим к выводу о том, что стратегическое управление включает в себя стратегию и стратегическое планирование и формирует такой способ управления, с помощью которого стратегия реализуется в приоритетном направлении деятельности.
Стратегия – это основное направление деятельности организации, отражается в стратегическом плане, разработанном для осуществления миссии, и достижение заданных целей.
Существует большое количество стратегий, применяемых в стратегическом управлении.
Рассмотренные в диссертационном исследовании стратегии являются комплексными и охватывают стратегические действия на той или иной ступени управления. Ответственность за разработку стратегии лежит на соответствующих управляющих. За корпоративную стратегию отвечают управляющие высшего звена, решения в данном случае обычно принимаются советом директоров. Деловая стратегия находится в ведении генеральных директоров и руководителей организации, тогда как по функциональным стратегиям решения принимают руководители среднего звена. Операционные стратегии разрабатывают руководители на местах. Для достижения долгосрочных целей стратегии всех уровней должны тесно взаимодействовать друг с другом.
Автором рассмотрены современные методы и механизмы реализации стратегии развития организации на примере ООО «ПРОФИ-ИНВЕСТ».
На протяжении своей работы ООО «ПРОФИ-ИНВЕСТ» из небольшой строительной компании, которая специализировалась только на предоставлении строительно-монтажных работ и услуг была преобразована в крупную группу компаний, занимающуюся строительством и инвестиционной деятельностью на рынке Москвы, и способна осуществить все этапы полного строительного цикла. С 2006 года компания выступает как генподрядч, генеральный инвестор, застройщик и заказчик.
На счету организации уже более 40 завершенных проектов новостроек в Москве, реализованных компанией самостоятельно, а также в сотрудничестве с другими строительными фирмами. В настоящее время компания ведет строительство и продажу квартир в Москве в 22 жилых комплексах, среди них готовые и строящиеся дома.
Также в компании запланированы крупные проекты по комплексному освоению территории.
В большинстве объектов кроме квартир представлен и широкий выбор коммерческой недвижимости. Компания продвигает развитие сектора доступного жилья, и эта концепция получила успех среди населения, поэтому на данный момент ведется строительство полноценных квартир небольшой площади.
Численность сотрудников ООО «ПРОФИ-ИНВЕСТ» составляет 395 человек.
В организации используется линейно-функциональная организационная структура.
Такой вид организационной структуры обеспечивает разделение управленческого труда. При данной структуре основными связями являются линейные, а дополняющими - функциональные, т.е. при этой системе используются преимущества и линейной (простота, конкретность заданий и исполнителей), и функциональной (углубление специализации, повышение качества управленческих решений, возможность управлять многопрофильной и многоцелевой деятельностью). При этом линейные звенья управления командуют, а функциональные помогают в решении определенных вопросов и подготовке соответствующих планов, программ и разработок.
В системе управления ООО «ПРОФИ-ИНВЕСТ» существуют такие методы управления как:
- экономические,
- административно-правовые и
- социально-психологические.
Автором рассмотрены направления повышения эффективности методов реализации стратегий в организации.
Автор делает вывод, что обеспечение успешной реализации стратегии развития на предприятии во многом зависит от способности менеджмента формировать механизмы, методики и технологии по программам реформирования предприятий в реальных условиях проектирования и функционирования предприятия на базовых принципах построения подобных систем реформирования.
1. Александрова А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 320 c
2. Али-Заде А.А. Научный менеджмент — стратегический фактор инновационного развития / А.А. Али-Заде, В.Н. Логин. — М.: РАН. ИНИОН, 2005. — 120 c.
3. Алле М. Условия эффективности в экономике : [Пер. с фр.] / М. Алле. – М. : Науч.-изд. центр "Наука для о-ва", 1998. – 299 с.; Жуплев А.В. Эффект горизонта: Руководитель и кадры. – М., 1989. – 166 с.
4. Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий / Ф. Аналоуи - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 396 с.
5. Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. Пер. с англ. Уч-к Гриф УМЦ «Проф. уч-к» (Серия «Зарубежный учебник») / Ф. Аналоуи, Карами А… — М.: ЮНИТИ, 2012. — 400 c.
6. Андрейчиков А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 396 c.
7. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с
8. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с
9. Асалиев, А.М. Экономика и управление человеческими ресурсами: учеб. пособие / А.М. Асалиев, Г.Г. Вукович, Т.Г. Строителева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 143 с.
10. Баринов В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 285 c.
11. Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 365 c.
12. Бесхмельницына С.Н. Формирование системы управленческого учета и отчетности как основы построения информационного контура модели сбалансированных показателей деятельности предприятия / С.Н. Бесхмельницына // Экономические и гуманитарные науки., 2014. - №9. – С16 – 18
13. Бланк И.А. Управление прибылью / И.А. Бланк. – К.: Ника-Центр, 2002. – 749 с
14. Борис О.А. Управление стратегическими изменениями в организации и их социальные цели / О.А. Борис // Приоритеты и пути развития теории и практики управления социально-экономическими системами в современной России: сб. науч. тр. кафедры менеджмента СевКавГТУ, под ред. профессора В.Н. Парахиной. – Ставрополь: Графа, 2014. – 414 с.
15. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - 5-е изд. - М.: Гардарика, 2014. — 576с.
16. Волкогонова О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб… — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 256 c.
17. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2011. – 463 с.
18. Глумаков В.Н. Стратегический менеджмент: Практикум / В.Н. Глумаков, М.М. Максимцов, Н.И. Малышев. — М.: Вузовский учебник, 2010. — 186 c.
19. Голубков Е.П. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 290 c.