Введение
Глава 1. Особенности правового института международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли.
1.1. Определение понятия «потребитель» и статус потребителя в сфере электронной коммерции
1.2. Соотношение источников международного частного права, регламентирующих вопросы правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет - торговли
1.3. Место института международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли в системе международного частного права...18-26
Глава 2. Системы международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли
2.1. Система международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли, сформировавшаяся в рамках ЕС
2.2. Система международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли, сложившаяся в рамках ОЭСР
2.3.Формирование систем международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли в рамках иных интеграционных объединений.. 40-46
Глава 3. Отдельные правовые проблемы осуществления международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли.
3.1. Основные проблемы определения применимого права к отношениям в сфере международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет – торговли и вопросы юрисдикции
3.2. Предложения по правовому регулированию виртуальной собственности потребителей в сфере электронной коммерции
3.3. Проблемы международно-правовой защиты персональных данных потребителей, участвующих в электронной коммерции.
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в результате совершенствования технологий сформировался институт электронной коммерции, представляющий собой систему экономических отношений, которые осуществляются при помощи Интернета. Одним из субъектов электронной коммерции является потребитель, который заинтересован в предоставлении ему качественного товара, работы или услуги. При этом процессы глобализации привели к тому, что электронная коммерция требует соответствующего правового регулирования посредством международно-правовых актов. Данная проблема была темой обсуждения на глобальном саммите, посвященному защите прав потребителей, который проходил 2 мая 2019 года в г. Эшторил, Португалия.
На саммите было отмечено, что большинство существующих законов и нормативных актов направлены на регулирование «мира оффлайн», а не онлайн - платформ, что приводит к понижению уровня доверия потребителей к электронной коммерции, так как отсутствие специального правового регулирования приводит к неравной защите прав потребителей в различных государствах (например, в вопросах права на возмещение ущерба).
Необходимость в специальном международном регулировании защиты прав потребителей обусловлена также и тем, что процесс развития информационно-коммуникационных технологий представляется достаточно динамичным и опережает развитие правового регулирования, в то время, как появление новых видов деятельности в области электронной торговли требует регламентации на данный момент, «здесь и сейчас». Так, не в полной мере урегулированы вопросы защиты персональных данных потребителей, виртуальной собственности, способов разрешения онлайн - споров с их участием.
Теоретическая разработанность темы выпускной квалификационной работы в отечественной науке международного частного права представлена немногочисленными исследованиями. Отдельные аспекты темы были затронуты в работах таких авторов, как: А. В. Асосков, С. В. Бахин, Е. П. Волос, Д. А. Дегтерев, Р. С. Резник, А. И. Савельев, В. П. Талимончик. В зарубежной науке международного частного права данная тема была наиболее разработана, что отображено в исследованиях следующих авторов: Р. Джейфак, Г. Козел, Э. Мишченич, Ж. Стайк, Д. Берри, Ж. Лоранс - Борковска, К. Кванга, М. Симо Тамнде и других.
Цель и задачи исследования. Цель исследования - проанализировать систему международно-правового регулирования защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли, выявить проблемы, складывающиеся в данной сфере, и предложить пути их решения.
Для достижения вышеуказанных целей в работе ставятся следующие задачи:
1) определить понятия «потребитель» и статус потребителя в сфере электронной коммерции;
2) провести анализ источников международного частного права, регламентирующих вопросы правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет - торговли и выявить их соотношение;
3) определить место института международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли в системе международного частного права;
4) проанализировать особенности систем международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли, сформировавшиеся в рамках различных интеграционных объединений;
5) рассмотреть проблемы международно-правовой защиты персональных данных потребителей, участвующих в электронной коммерции;
6) подготовить предложения по правовому регулированию виртуальной собственности потребителей в сфере электронной коммерции.
По итогам проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы:
1) в международно-правовых актах понятие «потребитель» определено как «физическое лицо», однако, правовые акты различных государств дают более широкое толкование данному понятию, включая в категорию «потребитель», помимо физических лиц, также и юридических лиц, предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса и т.д. Такое разнообразное толкование данного термина приводит к защите прав потребителей в неравной степени, что является недопустимым. Многие интеграционные объединения, в частности ЕС, стремятся к изданию правовых актов, направленных на гармонизацию и единое понимание термина «потребитель», однако, унифицированного определения так и не было сформулировано;
2) институт защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли представляет собой субинститут международно-правовой защиты прав потребителей в системе международного частного права. Общественные отношения, складывающиеся в рамках данного субинститута, обладают своей спецификой правового регулирования, отличительной от исторически сложившегося института защиты прав потребителей, и связаны с развитием информационно-коммуникационных технологий;
3) деятельность интеграционных объединений направлена на гармонизацию норм, регламентирующих защиту прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли, создание единого экономического пространства и рынка потребительских услуг. Процесс гармонизации в рамках различных интеграционных объединений осуществляется посредством принятия соответствующих международных правовых актов, разных по юридической силе в сфере электронной коммерции;
4) система международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли, сформировавшаяся в рамках того или иного интеграционного объединения, обладает не только спецификой правового регулирования, но и собственными механизмами реализации тех правовых норм, которые были разработаны и приняты в рамках данного объединения по вопросам защиты прав потребителей в сфере электронной коммерции. Какие-то механизмы являются общими (например, ИКПЕН для ЕС и ОЭСР), какие-то присущи только одному конкретному интеграционному объединению. Однако именно посредством механизмов реализации правовых норм по вопросам защиты прав потребителей представляется возможным определить, насколько эффективны правовые нормы;
5) международно-правовая защита прав потребителей при заключении ими дистанционных контрактов с контрагентами, осуществляется, в том числе, посредством применимого права и выбора юрисдикции. Потребитель имеет право согласовать условия о применимом праве с контрагентом в условиях дистанционного контракта, однако, ели этого не было осуществлено, орган, рассматривающий спор, должен будет применить коллизионное регулирование, в соответствии с которым, применимым правом будет право государства потребителя. Данное положение исходит из концепции «наиболее слабой стороны». При этом, определение юрисдикции также возможно в соответствии с данной концепцией;
6) вопросы защиты персональных данных потребителей в сфере электронной коммерции также являются предметом деятельности органов различных интеграционных объединений, которые принимают специальные международно-правовые акты, соответствующие современным реалиям общества. Несмотря на то, что деятельность того или иного объединения может быть направлена на разные аспекты защиты персональных данных потребителей, общей тенденцией является стремление объединений усилить безопасность персональных данных потребителей.
1. Брюссельская конвенция по вопросам юрисдикции и принудительного исполнения судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров от 27сентября 1968 г. - Режим доступа: http://treaties.un.org/.
2. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности [Электронный ресурс]: Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности от 14 июля 1967 г. - [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам (Вместе с Протоколом и Совместными заявлениями) от 19 июня 1980 г.(с изм. от 17 июня 2008 г.) - [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Конвенция о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам от 30 октября 2007 г.//Official Journal L 339, 21.21.2007. Р. 3-41.
5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 39/248 от 09 апреля 1985 г. «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей»- Режим доступа: //https: //www.un.org/ru/sections/general/documents/index.html/.
6. Окинавская хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. // Дипломатический вестник . 2000. № 8. С. 51 - 56.
7. Директива № 85/577/ЕЭС Совета Европейских сообществ от 20 декабря 1985 г. о защите потребителя в отношении договоров, заключаемых вне помещения для осуществления предпринимательской деятельности // Official Journal L 372. –1985. – P. 0031-0033.
8. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза № 98/6/ЕС от 16 февраля 1998 г.о защите интересов потребителей при указании цены товаров, предлагаемых потребителям // Official Journal L 101. – 1998. – P. 0017-0023.
9. Директива № 2002/22/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 07 марта 2002 об универсальных услугах и правах пользователей в отношении сетей электронных коммуникаций и услуг (Директива об универсальных услугах) (с изм. и доп. от 25 ноября 2015). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Директива № 2002/58/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 12 июля 2002 г. в отношении обработки персональных данных и защиты конфиденциальности в секторе электронных средств связи (Директива о конфиденциальности и электронных средствах связи) (с изм. и доп. от 25 ноября 2009). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Директива № 2002/65/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 23 сентября 2002 г. о дистанционном маркетинге потребительских финансовых услуг и о внесении изменений в Директиву Совета № 90/619/ЕЭС и Директивы № 97/7/ЕС и 98/27/ЕС (с изм. и доп. от 13 ноября 2007). - [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Директива № 2009/22/ЕС Европейского Парламента и Совета Европейского Союза о запретах для защиты интересов потребителей (Кодифицированная редакция) от 23 апреля 2009 г. // OfficialJournalL 111 , 05/05/2009 Р. 0016 — 0022.
13. Директива № 2011/83/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 25 октября 2011 г.о правах потребителей, изменяющая Директиву 93/13/ЕЭС Совета ЕС и Директиву 1999/44/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС и отменяющая Директиву 85/577/ЕЭС Совета ЕС и Директиву 97/7/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС// Official Journal L 304, 22.11.2011, p. 64 - 88.
14. Директива № 2013/11/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 21 мая 2013 г.об альтернативном рассмотрении споров потребителей и об изменении Регламента (ЕС) 2006/2004 и Директивы 2009/22/ЕС //OfficialJournal2013. № L 165. P. 63.
15. Регламент № 864/2007 Европейского парламента и Совета от 11 июля 2007 г. о праве, подлежащем применению к внедоговорным обязательствам («Рим II») [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Регламент № 593/2008 Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 17 июня 2008 г.о праве, подлежащем применению к договорным обязательствам (Рим I)// OfficialJournalL177. 04.07.2008. P. 6.
17. Регламент № 1215/2012 Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 12 декабря 2012 г. о юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и коммерческим делам (с изм. и доп. от 26 ноября 2014 г.)- [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
18. Регламент № 2016/679 Европейского парламента и Совета от 27 апреля 2016 г. «О защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и о свободном перемещении таких данных и отмене директивы 95/46/ЕС» (Общие положения о защите данных) //Official Journal L 119. Vol. 59. 4 May 2016. P. 1–89.
19. Рекомендации Совета ОЭСР, касающиеся Руководства по защите неприкосновенности частной жизни и трансграничной передаче персональных данных от 11 июля 2013 г.[Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
20. Договор о Европейском Союзе. Единый Европейский Акт (ЕЕА) от 7 февраля 1992 года / Документы Европейского союза, в 2 т., М.- Межд. изд. группа «Право». -Печатное издание. - 1994 г.
21. Договор о функционировании Европейского Союза [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
22. Regulation (EU) № 524/2013 oftheEuropeanParliamentandoftheCouncilof 21 May 2013 ononlinedisputeresolution for consumer disputes amending Regulation (EC) № 2006/2004 and Directive 2009/22/EC (Regulation on consumer ODR)//Official Journal L165. 18.06.2013. P. 63.
23. The Agreement Establishing the CARICOM Regional Organisation for Standards and Quality (CROSQ) (adopted 4 Feb 2002, provisionally applied since 5 Feb 2002, not yet in force).
1.1.2. Акты международных организаций, органов и конференций
24. Resolution № 4/2012 of Committee on the International Protection of Consumer «Sofia Statement on the Development of International Principles on Consumer Protection» // International Law Association. – Режимдоступа: URL: http://www.ila-hq.org/en/committees/index.cfm/cid/1030.
25. Commerce electronique: Une nouvelle donne pour les consommateurs, les entreprises, les citoyens et les pouvoirs publics, Rapport Du Groupe De Travail Preside Par M. Francis Lorentz, Ministere de l'Economie, des Finances et del'Industrie.1998.–Режим доступа: //https://www.ladocumentationfrancaise.fr/rapports-publics/984000049/index.shtml.
1.1.3. Иныемеждународныеофициальныедокументы
26.OECDGuidelines on the protection of privacy and transborder flows of personal data .– Режим доступа:https://www.oecd.org/sti/ieconomy/oecdguidelinesontheprotectionofprivacyandtransborderflowsofpersonaldata.htm.
27. OECD. 2016 Ministerial Meeting. The Digital Economy: Innovation, Growth and Social Prosperity. June 21–23, Cancun-Mexico.Ministerial Declaration on the Digital Economy (“Cancún Declaration”). URL: https://www.oecd.org/sti/ieconomy/Digital-Economy-Ministerial-Declaration-2016.pdf.
28. Transportroutiers. Le nouveau droit dansl’espace OHADA. - MarchésTropicaux n°3042 du 27 février 2004, p.413.
2. Материалы судебной практики
2.1. Материалы международной судебной практики
2.1.1. Акты Европейского Суда ЕС
29. CaseC-137/08 VBPénzügyiLizingv. FerencSchneider, para. 48. - СПС «КонсультантПлюс».
3. Специальнаялитература
3.1. Книги
30.Асосков, А.В. Коллизионное регулирование договорных обязательств / А. В. Асосков. - М.: Инфотропик Медиа, 2012. - 640 с.
31. Незнамов, А.В. Особенности компетенции по рассмотрению интернет-споров / науч. ред. В.В. Ярков. М.: Инфотропик Медиа, 2011.- 272 с.
32. Международно-правовая защита: история, направления, формы: Монография / под ред. Л. О. Терновая, Г. Г. Гольдин. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2015. - 428 с.
33. Международный гражданский процесс : учебник для бакалавриата и магистратуры /под общ.ред. И. В. Гетьман-Павловой. — Москва :Издательство Юрайт, 2019. — 271 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04730-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://proxy.library.spbu.ru:2183/bcode/437384.
34. Современное международное частное право в России и Евросоюзе: монография / под ред. М.М. Богуславского, А.Г. Лисицына-Светланова, А. Трунка. - М.: Норма, 2013. Кн. 1. - 656 с.
35. Simo Tumnde,M. Harmonization of Business Law in Cameroon: Issues, Challenges and Prospects / Simo Tumnde Martha. - 25 Tul Eur. & Civ. L.F. 119 , 2010. - 21 р. Content downloaded/printed from HeinOnline.
36. International Trade Centre (ITC) International E-Commerce in Africa: The Way Forward. Geneva: ITC, 2015. xii, 47 pages (Technical paper) Doc.No. EC-15-364.E. – 2015.
3.2. Статьи
37.Архипов, В. В. Виртуальное право: основные проблемы нового направления юридических исследований / В. В. Архипов // Правоведение. - 2013. - № 2. - С. 93 - 114.
38. Бахин, С. В. Модельное право / С. В. Бахин // Известия Высших учебных заведений. Правоведение. - 2003. - № 1. - С. 170 - 185.
39. Бахин, С.В., Леонтьева, Е.А. Международно-правовая унификация регулирования трансграничной несостоятельности // Журнал международного частного права. - С.-Пб.: Россия - Нева, 2001, № 4 (34). - С. 15-30.
40. Васильева, Н.М. Электронная коммерция как правовая категория / Н. М. Васильева // Юрист. - 2006. - № 5. – С 2-6.
41. Волос, Е.П. Проблемы защиты потребителя как слабой стороны правоотношения в России и за рубежом / Е.П. Волос // Юридический мир. – 2017. – № 7. – С. 60-63.
42. Дегтерев, Д.А. ОХАДА – Организация по гармонизации коммерческого права в Африке / Д.А. Дегтерев // Московский журнал международного права. – 2005. – № 1. – С. 95-106.
43. Егорова, А. Транспарентность и борьба с коррупцией в РТС / А. Егорова // Стандарты ОЭСР для Торговых Соглашений. - 2015. - № 3. - С. 11 - 14.
44.Залевский, Я. В. Правовая природа внутриигровых объектов // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 439-444. — URL https://moluch.ru/archive/147/41328/ (дата обращения: 03.05.2019).
45. Иншакова, А. О., Тымчук, Ю. А. Цифровые технологии альтернативных методов разрешения споров: зарубежная практика и перспективы применения в России [Электронный ресурс] // Журнал право и управление. XXIвек. 2018. № 1 (46).Режим доступа: //https://elibrary.ru/download/elibrary_35295475_15481851.pdf(дата обращения 03.04.2019).
46. Карпенко, О. И. ODR как онлайн-эквивалент методов альтернативного урегулирования споров: опыт Евросоюза / О. И. Карпенко // Минск: Изд. центр БГУ. - 2016. - С. 81 - 88. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/167672.
47. Клау, Т. Как российскому бизнесу подготовиться к новому закону ЕС о защите персональных данных // Ведомости. 2017. 21 июня. URL: https://www.vedomosti.ru/management/blogs/2017/06/21/695308-biznesu-personalnih-dannih (дата обращения: 03.05.2019).
48. Комаров, А. С. Актуальные правовые аспекты современной практики международного коммерческого оборота / А. С. Комаров // Сборник статей. - М., 2016. - С. 270 - 272.
49. Муллина,Ю. Н. Контроль за несправедливыми договорными условиями в потребительских договорах / Ю. Н. Муллина // Опыты цивилистического исследования: сб. ст. - Статут, 2016. - С. 330-347.
50. Рожкова, М.А. Цифровые активы и виртуальное имущество: как соотносится виртуальное с цифровым [Электронный ресурс] / М. А. Рожкова // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2018.URL:https://zakon.ru/blog/2018/06/13/cifrovye_aktivy_i_virtualnoe_imuschestvo_kak_sootnositsya_virtualnoe_s_cifrovym.
51. Резник, Р. С. Международная подсудность споров из договоров с участием потребителя / Р. С. Резник // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2015. - № 4. - С. 165 - 173.
52. Cавельев, А. И. Правовая природа виртуальных объектов, приобретаемых за реальные деньги в многопользовательских играх / А. И. Савельев // Вестник гражданского права. - 2014. - № 1. - [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
53. Талапина, Э. В. Защита персональных данных в цифровую эпоху: российское право в европейском контексте / Э. В. Талапина // Труды института государства и права Российской академии наук. - 2018. - №5. -С. 117-150.
54.Талимончик, В. П. Международно-правовое регулирование отношений информационного обмена / В. П. Талимончик - Юридический центр, 2011. - 234 с.
55.Талимончик, В. П. Проявление глобализации в информационной сфере и новые задачи для международного права / В.П. Талимончик // Сравнительное правоведение: наука, методология, учебная дисциплина: материалы международной научно - практической конференции. Ч. 1 - Красноярск, 2008. - С. 323 - 332.
56. Трясин, А. А. Правовое регулирование отношений по защите прав потребителей в Китае как государства, принадлежащего к континентальной правовой семье / А. А. Трясин // Юридические науки. - 2012. - № 1. - С. 14 - 16.
57. Барабаш, И.ПравилаэлектроннойкоммерциивГермании / Д-р Игорь Барабаш) // Сборник статей о праве Германии: сб. ст. - Deutsch-RussischeJuristenvereinigung, 2015. - С. 184 - 193.
58. Berry,D. S. Caribbean Integration Law.Oxford University Press 2014.Published 2014 by Oxford University Press.Р. 312 - 336.
59. Djieufack,R. The Seller’s Liability for the Non-Conformity of Goods in a Contract of Sale under the OHADA Uniform Act on General CommercialLaw: A Critical Analysis / Roland Djieufack // Journal of African Law, 60. - 2016. - № 3. - Р. 469–490.
60. Jurčová,M. The protection of fairness of commercial practices and contract terms under Slovak Law / Monika Jurčová // The influence of the European legislation on national legal systems in the field of consumer protection: Copyright 2017 Wolters Kluwer Italia S.r.l., 2017. - Р. 111 - 130.
61.Kozieł,G. The arguments for extending the legal category of «consumer» to include non-commercial (non-profit) organizational units which constitute separate entities, vs. the applicable EU regulations. The deliberations illustrated primarily by examples of regulations in Polish Law / GrzegorzKozieł // The influence of the European legislation on national legal systems in the field of consumer protection: Copyright 2017 Wolters Kluwer Italia S.r.l., 2017. - P. 131 - 146.
62.Kraljić,S. and Drnovšek,K. Basic outlines of Slovenian consumer protection with emphasis on Alternative Dispute Resolution / SuzanaKraljić and KatjaDrnovšek // The influence of the European legislation on national legal systems in the field of consumer protection: Copyright 2017 Wolters Kluwer Italia S.r.l., 2017. - Р. 147 - 168.
63. Lastowka, G. Virtual Law / Greg Lastowka. - The Oxford Handbook of Virtuality, 2014. - Р.16.
64. Loranc-Borkowska, J. The issue of re-implementation into the Polish law of the Directive 99/44/EC/ JolantaLoranc-Borkowska // The influence of the European legislation on national legal systems in the field of consumer protection: Copyright 2017 Wolters Kluwer Italia S.r.l., 2017. - Р. 199 - 218.
65. Mańko, R. The notion of «consumer» in EU law / RafałMańko // Library of the European Parliament, 2013. - Р.1-2.
66.Mišćenić, E. Protection of consumers on the EU digital single market: virtual or real one? / Emilia Mišćenić // The influence of the European legislation on national legal systems in the field of consumer protection: Copyright 2017 Wolters Kluwer Italia S.r.l., 2017. - Р. 219 - 246.
67. Stuyck, J. The transformation of consumer law in the EU in the last 20 years / Jules Stuyck // 20 MJ. - 2013. - №3. - P. 385 - 402.
68. Cameroon / Comfort FuahKwanga . - 7 Juridical Trib. 37 (2017). - Content downloaded/printed from HeinOnline.
3.3. Диссертации и авторефераты диссертаций
69. Мозолина, О. В. Публично-правовые аспекты международного регулирования отношений в Интернете :автореф. дис. ... канд. юрид. наук / О. В. Мозолина. - М., 2008. - 26 с.
70.Старженецкий, В. В. Соотношение международного (европейского) и российского правового регулирования института собственности :дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.03 / В. В. Старженецкий. - Москва, 2003. - 171 с.
71. Талимончик, В. П. Международно-правовое регулирование отношений в сфере информации :дис. ... доктора юридических наук / В. П. Талимончик; - СПб, 2013. - 400 с.
4. Интернет-ресурсы
72. Государственный доклад Роспотребнадзора«Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2016 году» [Электронный ресурс]: государственный доклад Роспотребнадзора // М., Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2017. Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс».