Международная правовая защита прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли
|
Введение
Глава 1. Особенности правового института международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли.
1.1. Определение понятия «потребитель» и статус потребителя в сфере электронной коммерции
1.2. Соотношение источников международного частного права, регламентирующих вопросы правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет - торговли
1.3. Место института международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли в системе международного частного права...18-26
Глава 2. Системы международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли
2.1. Система международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли, сформировавшаяся в рамках ЕС
2.2. Система международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли, сложившаяся в рамках ОЭСР
2.3.Формирование систем международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли в рамках иных интеграционных объединений.. 40-46
Глава 3. Отдельные правовые проблемы осуществления международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли.
3.1. Основные проблемы определения применимого права к отношениям в сфере международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет – торговли и вопросы юрисдикции
3.2. Предложения по правовому регулированию виртуальной собственности потребителей в сфере электронной коммерции
3.3. Проблемы международно-правовой защиты персональных данных потребителей, участвующих в электронной коммерции.
Заключение
Список использованной литературы
Глава 1. Особенности правового института международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли.
1.1. Определение понятия «потребитель» и статус потребителя в сфере электронной коммерции
1.2. Соотношение источников международного частного права, регламентирующих вопросы правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет - торговли
1.3. Место института международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли в системе международного частного права...18-26
Глава 2. Системы международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли
2.1. Система международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли, сформировавшаяся в рамках ЕС
2.2. Система международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли, сложившаяся в рамках ОЭСР
2.3.Формирование систем международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли в рамках иных интеграционных объединений.. 40-46
Глава 3. Отдельные правовые проблемы осуществления международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли.
3.1. Основные проблемы определения применимого права к отношениям в сфере международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет – торговли и вопросы юрисдикции
3.2. Предложения по правовому регулированию виртуальной собственности потребителей в сфере электронной коммерции
3.3. Проблемы международно-правовой защиты персональных данных потребителей, участвующих в электронной коммерции.
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в результате совершенствования технологий сформировался институт электронной коммерции, представляющий собой систему экономических отношений, которые осуществляются при помощи Интернета. Одним из субъектов электронной коммерции является потребитель, который заинтересован в предоставлении ему качественного товара, работы или услуги. При этом процессы глобализации привели к тому, что электронная коммерция требует соответствующего правового регулирования посредством международно-правовых актов. Данная проблема была темой обсуждения на глобальном саммите, посвященному защите прав потребителей, который проходил 2 мая 2019 года в г. Эшторил, Португалия.
На саммите было отмечено, что большинство существующих законов и нормативных актов направлены на регулирование «мира оффлайн», а не онлайн - платформ, что приводит к понижению уровня доверия потребителей к электронной коммерции, так как отсутствие специального правового регулирования приводит к неравной защите прав потребителей в различных государствах (например, в вопросах права на возмещение ущерба).
Необходимость в специальном международном регулировании защиты прав потребителей обусловлена также и тем, что процесс развития информационно-коммуникационных технологий представляется достаточно динамичным и опережает развитие правового регулирования, в то время, как появление новых видов деятельности в области электронной торговли требует регламентации на данный момент, «здесь и сейчас». Так, не в полной мере урегулированы вопросы защиты персональных данных потребителей, виртуальной собственности, способов разрешения онлайн - споров с их участием.
Теоретическая разработанность темы выпускной квалификационной работы в отечественной науке международного частного права представлена немногочисленными исследованиями. Отдельные аспекты темы были затронуты в работах таких авторов, как: А. В. Асосков, С. В. Бахин, Е. П. Волос, Д. А. Дегтерев, Р. С. Резник, А. И. Савельев, В. П. Талимончик. В зарубежной науке международного частного права данная тема была наиболее разработана, что отображено в исследованиях следующих авторов: Р. Джейфак, Г. Козел, Э. Мишченич, Ж. Стайк, Д. Берри, Ж. Лоранс - Борковска, К. Кванга, М. Симо Тамнде и других.
Цель и задачи исследования. Цель исследования - проанализировать систему международно-правового регулирования защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли, выявить проблемы, складывающиеся в данной сфере, и предложить пути их решения.
Для достижения вышеуказанных целей в работе ставятся следующие задачи:
1) определить понятия «потребитель» и статус потребителя в сфере электронной коммерции;
2) провести анализ источников международного частного права, регламентирующих вопросы правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет - торговли и выявить их соотношение;
3) определить место института международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли в системе международного частного права;
4) проанализировать особенности систем международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли, сформировавшиеся в рамках различных интеграционных объединений;
5) рассмотреть проблемы международно-правовой защиты персональных данных потребителей, участвующих в электронной коммерции;
6) подготовить предложения по правовому регулированию виртуальной собственности потребителей в сфере электронной коммерции.
На саммите было отмечено, что большинство существующих законов и нормативных актов направлены на регулирование «мира оффлайн», а не онлайн - платформ, что приводит к понижению уровня доверия потребителей к электронной коммерции, так как отсутствие специального правового регулирования приводит к неравной защите прав потребителей в различных государствах (например, в вопросах права на возмещение ущерба).
Необходимость в специальном международном регулировании защиты прав потребителей обусловлена также и тем, что процесс развития информационно-коммуникационных технологий представляется достаточно динамичным и опережает развитие правового регулирования, в то время, как появление новых видов деятельности в области электронной торговли требует регламентации на данный момент, «здесь и сейчас». Так, не в полной мере урегулированы вопросы защиты персональных данных потребителей, виртуальной собственности, способов разрешения онлайн - споров с их участием.
Теоретическая разработанность темы выпускной квалификационной работы в отечественной науке международного частного права представлена немногочисленными исследованиями. Отдельные аспекты темы были затронуты в работах таких авторов, как: А. В. Асосков, С. В. Бахин, Е. П. Волос, Д. А. Дегтерев, Р. С. Резник, А. И. Савельев, В. П. Талимончик. В зарубежной науке международного частного права данная тема была наиболее разработана, что отображено в исследованиях следующих авторов: Р. Джейфак, Г. Козел, Э. Мишченич, Ж. Стайк, Д. Берри, Ж. Лоранс - Борковска, К. Кванга, М. Симо Тамнде и других.
Цель и задачи исследования. Цель исследования - проанализировать систему международно-правового регулирования защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли, выявить проблемы, складывающиеся в данной сфере, и предложить пути их решения.
Для достижения вышеуказанных целей в работе ставятся следующие задачи:
1) определить понятия «потребитель» и статус потребителя в сфере электронной коммерции;
2) провести анализ источников международного частного права, регламентирующих вопросы правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет - торговли и выявить их соотношение;
3) определить место института международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли в системе международного частного права;
4) проанализировать особенности систем международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли, сформировавшиеся в рамках различных интеграционных объединений;
5) рассмотреть проблемы международно-правовой защиты персональных данных потребителей, участвующих в электронной коммерции;
6) подготовить предложения по правовому регулированию виртуальной собственности потребителей в сфере электронной коммерции.
По итогам проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы:
1) в международно-правовых актах понятие «потребитель» определено как «физическое лицо», однако, правовые акты различных государств дают более широкое толкование данному понятию, включая в категорию «потребитель», помимо физических лиц, также и юридических лиц, предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса и т.д. Такое разнообразное толкование данного термина приводит к защите прав потребителей в неравной степени, что является недопустимым. Многие интеграционные объединения, в частности ЕС, стремятся к изданию правовых актов, направленных на гармонизацию и единое понимание термина «потребитель», однако, унифицированного определения так и не было сформулировано;
2) институт защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли представляет собой субинститут международно-правовой защиты прав потребителей в системе международного частного права. Общественные отношения, складывающиеся в рамках данного субинститута, обладают своей спецификой правового регулирования, отличительной от исторически сложившегося института защиты прав потребителей, и связаны с развитием информационно-коммуникационных технологий;
3) деятельность интеграционных объединений направлена на гармонизацию норм, регламентирующих защиту прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли, создание единого экономического пространства и рынка потребительских услуг. Процесс гармонизации в рамках различных интеграционных объединений осуществляется посредством принятия соответствующих международных правовых актов, разных по юридической силе в сфере электронной коммерции;
4) система международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли, сформировавшаяся в рамках того или иного интеграционного объединения, обладает не только спецификой правового регулирования, но и собственными механизмами реализации тех правовых норм, которые были разработаны и приняты в рамках данного объединения по вопросам защиты прав потребителей в сфере электронной коммерции. Какие-то механизмы являются общими (например, ИКПЕН для ЕС и ОЭСР), какие-то присущи только одному конкретному интеграционному объединению. Однако именно посредством механизмов реализации правовых норм по вопросам защиты прав потребителей представляется возможным определить, насколько эффективны правовые нормы;
5) международно-правовая защита прав потребителей при заключении ими дистанционных контрактов с контрагентами, осуществляется, в том числе, посредством применимого права и выбора юрисдикции. Потребитель имеет право согласовать условия о применимом праве с контрагентом в условиях дистанционного контракта, однако, ели этого не было осуществлено, орган, рассматривающий спор, должен будет применить коллизионное регулирование, в соответствии с которым, применимым правом будет право государства потребителя. Данное положение исходит из концепции «наиболее слабой стороны». При этом, определение юрисдикции также возможно в соответствии с данной концепцией;
6) вопросы защиты персональных данных потребителей в сфере электронной коммерции также являются предметом деятельности органов различных интеграционных объединений, которые принимают специальные международно-правовые акты, соответствующие современным реалиям общества. Несмотря на то, что деятельность того или иного объединения может быть направлена на разные аспекты защиты персональных данных потребителей, общей тенденцией является стремление объединений усилить безопасность персональных данных потребителей.
1) в международно-правовых актах понятие «потребитель» определено как «физическое лицо», однако, правовые акты различных государств дают более широкое толкование данному понятию, включая в категорию «потребитель», помимо физических лиц, также и юридических лиц, предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса и т.д. Такое разнообразное толкование данного термина приводит к защите прав потребителей в неравной степени, что является недопустимым. Многие интеграционные объединения, в частности ЕС, стремятся к изданию правовых актов, направленных на гармонизацию и единое понимание термина «потребитель», однако, унифицированного определения так и не было сформулировано;
2) институт защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли представляет собой субинститут международно-правовой защиты прав потребителей в системе международного частного права. Общественные отношения, складывающиеся в рамках данного субинститута, обладают своей спецификой правового регулирования, отличительной от исторически сложившегося института защиты прав потребителей, и связаны с развитием информационно-коммуникационных технологий;
3) деятельность интеграционных объединений направлена на гармонизацию норм, регламентирующих защиту прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли, создание единого экономического пространства и рынка потребительских услуг. Процесс гармонизации в рамках различных интеграционных объединений осуществляется посредством принятия соответствующих международных правовых актов, разных по юридической силе в сфере электронной коммерции;
4) система международно-правовой защиты прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли, сформировавшаяся в рамках того или иного интеграционного объединения, обладает не только спецификой правового регулирования, но и собственными механизмами реализации тех правовых норм, которые были разработаны и приняты в рамках данного объединения по вопросам защиты прав потребителей в сфере электронной коммерции. Какие-то механизмы являются общими (например, ИКПЕН для ЕС и ОЭСР), какие-то присущи только одному конкретному интеграционному объединению. Однако именно посредством механизмов реализации правовых норм по вопросам защиты прав потребителей представляется возможным определить, насколько эффективны правовые нормы;
5) международно-правовая защита прав потребителей при заключении ими дистанционных контрактов с контрагентами, осуществляется, в том числе, посредством применимого права и выбора юрисдикции. Потребитель имеет право согласовать условия о применимом праве с контрагентом в условиях дистанционного контракта, однако, ели этого не было осуществлено, орган, рассматривающий спор, должен будет применить коллизионное регулирование, в соответствии с которым, применимым правом будет право государства потребителя. Данное положение исходит из концепции «наиболее слабой стороны». При этом, определение юрисдикции также возможно в соответствии с данной концепцией;
6) вопросы защиты персональных данных потребителей в сфере электронной коммерции также являются предметом деятельности органов различных интеграционных объединений, которые принимают специальные международно-правовые акты, соответствующие современным реалиям общества. Несмотря на то, что деятельность того или иного объединения может быть направлена на разные аспекты защиты персональных данных потребителей, общей тенденцией является стремление объединений усилить безопасность персональных данных потребителей.
Подобные работы
- Проблемные аспекты гражданско-правовой защиты прав потребителей (Российский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Защита прав потребителей по договору купли продажи на маркетплейсах (Омский государственный университет)
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2025 - Защита прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4480 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы защиты прав потребителей по законодательству Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - Защита прав потребителей по договору купли продажи на маркетплейсах (отчет по практике, Омский государственный университет .)
Отчеты по практике, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Потребитель в договорных правоотношениях: проблемы теории и практики (Южно-Уральский государственный университет)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2600 р. Год сдачи: 2023 - Правовое регулирование продажи товаров дистанционным способом посредством сети Интернет (Российский государственный гуманитарный университет)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2020 - Защита прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - Гражданско-правовая защита потребителей в информационной сфере
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



