Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция невербальной коммуникации в период школьной адаптации учащихся с задержкой психического развития

Работа №138623

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы111
Год сдачи2016
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Невербальная коммуникация как средство общения
1.1. Общение и понятие невербальной коммуникации………………………...…7
1.2. Когнитивный компонент невербальной коммуникации……….…………....13
1.3. Коммуникация как средство адаптации в школе…………………….....…...15
1.4. Задержка психического развития как специфический вид дизонтогенеза...18
1.5. Особенности коммуникации младших школьников с задержкой
психического развития…
Выводы по главе 1
Глава 2. Методы коррекции и организация исследования невербальной коммуникации первоклассников с задержкой психического развития
2.1. Описание выборки исследования……………………….……………………28
2.2. Методы и методики исследования…
2.3. Организация исследования…….……………………………………………...35
2.4. Математико-статистические методы обработки результатов исследования
Глава 3. Описание и интерпретация результатов исследования………..……….38
3.1. Анализ уровня понимания младшими школьниками конкретных жестов
3.2. Описание результатов исследования уровня понимания и осмысления младшими школьниками невербальных проявлений, а именно, жестов, проявляющихся в ситуациях взаимодействия
3.3. Анализ понимания родителями уровня развития коммуникативных умений первоклассников с задержкой психического развития
3.4. Анализ понимания индивидуальных особенностей невербальной коммуникации младших школьников в различных ситуациях общения учителями
3.5. Обсуждение результатов исследования…………………….………………...67
Выводы по 3 главе
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А


Актуальность исследования. Проблема изучения общения, вербальной и невербальной коммуникации довольно-таки актуальна, ведь участником общения является человек, а человек-социальный субъект взаимодействия. А. Маслоу утверждал, что одной из первичных потребностей человека (после физиологических), является общение. Ребенок с первых месяцев жизни испытывает эту потребность, в процессе развития она изменяется — от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и взаимодействию.
Процесс общения является многогранной структурой и требует определенных знаний и умений, выполнения определенных условий и правил. Этими знаниями человек овладевает в процессе жизнедеятельности, усваивая социальный опыт взаимодействия. Один из исследователей коммуникации Н.И. Митусова отмечает, что достаточный уровень коммуникативной компетенции выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде. Это говорит о том, что формирование коммуникативных навыков является важной задачей с раннего детства. Современная психологическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, которые определяют сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии личности ребенка. Этим вопросом подробно занимались такие ученые, как А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Б. Добрович, И.А. 3имняя, Е.Г. 3лобина, М.С. Каган, О.М. Казарцева, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, В.Н. Панферов, B.B. Усов.
В последнее время отмечается, что многие дошкольники, а также младшие школьники испытывают различные трудности в общении. Чаще всего эти трудности связаны с пониманием детей друг друга, умением высказывать свои потребности и умением «читать» другого человека. М. Ермолаева, Ю.А. Каляева, Н.В. Клюева, Л.Я. Лозован, С.В. Проняева, М.А. Симонова и др. в своих работах указывают на то, что формирование коммуникативной способности является важным условием нормального психологического развития ребенка, его самореализации и адаптации.
Важно отметить, что актуальность заданной проблемы объясняется также тем, что необходимо подготовить первоклассников к полноценной учебной деятельности, расширить круг их социальных взаимодействий и помочь освоить им новые социальные роли. Поступая в первый класс, бывший дошкольник становится первоклассником, меняется его социальный статус и роль, меняется ведущая деятельность — с игровой на учебную, а также появляется много новых социальных связей. Ученику трудно сразу адаптироваться к этому многообразию нового общения, но, если первоклассники будут обладать навыками коммуникации, а особенно невербальной, процесс внедрения в новую систему будет проходить намного легче.
В специальной психологической литературе практически нет исследований по коррекции нарушений невербальной коммуникации детей с задержкой психического развития. Поэтому, в числе наиболее актуальных проблем изучения детей с ретардационным типом дизонтогенеза младшего школьного возраста, можно отметить необходимость исследования невербального компонента общения.
Обращая внимание детей с легкими интеллектуальными нарушениями на невербальное поведение партнера по общению, формируя способность распознавания эмоций и жестов, повышается уровень общения в целом. Впоследствии, это отразится на личностном росте и адаптационных возможностях школьника [15].
Анализ теоретических и практических исследований, выполненных ранее в этом направлении показывает, что проблема мало изучена, исследования имеют узконаправленный характер и не отражают целостной картины формирования невербальной коммуникации младших школьников. В частности, недостаточно внимания уделяется формированию коммуникативных умений младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень развития коммуникативных умений, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии).
Цель исследования – коррекция нарушений невербальной коммуникации у первоклассников с задержкой психического развития с помощью специально разработанной программы по формированию навыков общения.
Задачи исследования.
1. На основании современной литературы по проблемам невербальной коммуникации у первоклассников с задержкой психического развития разработать дизайн эксперимента.
2. Выявить особенности понимания конвенциональных жестов первоклассниками с задержкой психического развития.
3. Выявить особенности невербальной коммуникации первоклассников с задержкой психического развития на примере коммуникативных, модальных и описательно-изобразительных жестов.
4. Выявить динамику развития понимания и умения использовать невербальные средства общения (на примере жестов) в ходе коррекционно-развивающей работы с первоклассниками с задержкой психического развития.
5. Провести сравнительный анализ выявленной динамики учеников с задержкой психического развития и нормально развивающихся сверстников.
6. Сравнить уровень понимания учителями и родителями степени использования невербальных средств общения первоклассниками с задержкой психического развития.
Предмет исследования – невербальная коммуникация как важнейшее средство общения первоклассников с задержкой психического развития.
Объект исследования – учащиеся первого класса с задержкой психического развития.
Гипотезы исследования.
Общая гипотеза исследования. Первоклассники с задержкой психического развития имеют специфические особенности понимания и использования невербальных средств общения, проявляющихся в скудности, однообразности используемых жестов, а также безынициативности и нерешительности учеников в общении.
Частная гипотеза исследования. Учащиеся с задержкой психического развития способны овладеть навыками понимания и использования невербальной коммуникации, демонстрируя при этом динамику развития понимания и использования невербальных средств общения, используя правильное обозначение и применяя различные жесты в ситуациях общения, что будет повышать их способность кодировать и декодировать эмоциональные состояния сверстников и взрослых.
Методы исследования. Для решения задач исследования применялся психодиагностический метод. Для диагностики навыков невербального общения использовалась методика «Жесты» О.В. Защиринской; для диагностики навыков невербального общения методика «Жесты в ситуациях общения» О.В Защиринской; для определения родителями особенностей общения ребенка использовалась анкета А.Н. Малаховой; также использовалась методика по изучению экспрессивных характеристик невербального общения ученика В.А. Лабунской и анкета по изучению особенностей общения ребенка учителями (автор-составитель А.Н. Малахова). Важно отметить, что респондентами выступали не только ученики, но родители и учителя.
Применялся метод эксперимента, в ходе которого выявлялась специфика динамики освоения первоклассниками с задержкой психического развития средств невербальной коммуникации в результате внедрения специально разработанной для них коррекционной программы на основании полученных результатов диагностического обследования до начала занятий с детьми.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ ретроспективы изучения вопроса невербальной коммуникации первоклассников с задержкой психического развития показал, что невербальные компоненты общения способствуют нормальному развитию психики ребенка, компенсируют и повышают информативность общения, способствуют адаптации первоклассника, и повышают общую коммуникативную способность ученика. Обобщение результатов современных исследований позволило сформулировать задачи исследования и разработать дизайн эксперимента.
В ходе исследования были реализованы поставленные задачи. Подтверждены общая и частная гипотеза о том, что первоклассники с задержкой психического развития имеют специфические особенности понимания и использования невербальных средств общения, проявляющихся в скудности, однообразности используемых жестов, и о том, что учащиеся со сниженным интеллектом способны овладеть навыками понимания и использования невербальной коммуникации. Поставленные задачи были реализованы в ходе психодиагностической, экспериментальной, коррекционно-развивающей работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в образовательный процесс первоклассников с задержкой психического развития внедряется программа по развитию понимания и использования конвенциональных, коммуникативных, модальных и описательно- изобразительных жестов. Значимость подтверждается результатами диагностики понимания и использования всех групп жестов после проведения коррекционно-развивающих занятий. Результаты отражают динамику развития понимания и использования невербальных средств коммуникации первоклассниками с задержкой психического развития, а также расширение диапазона использования этих жестов, увеличение эмоциональных связей между сверстниками, увеличение объема информативности общения и коммуникативных способностей.
В заключение хочется отметить, что использование программы «Уроки невербального общения в школе» способствует тому, что ученики начинают свободно применять коммуникативные качества, происходит развитие самосознания ученика, у учащихся формируются адаптивные навыки, способствующие полноценной социализации личности первоклассника.
Перспективность исследования заключается в том, чтобы расширить исследование невербальной коммуникации в результате изучения особенностей понимания и использования средств невербальной коммуникации дошкольниками, а также в том, чтобы добавить в изучение вопрос об эмоциональны состояниях, сопровождающих акт коммуникации.



1. Агавелян О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. -Челябинск, 1999. С. 358.
2. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская. -М., 1988. -153с.
3. Андриянов М.С. Невербальная коммуникация: психология и право / М.С. Андриянов-Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2007. – 256 с.
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -М.: Мозаика-Синтез, 1999. -с. 272.
5. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. -М.: Смысл, 2001.
6. Бодалев А. А. Психология общения, -М.-Воронеж, 1996.
7. Бодалев АЛ. Восприятие и понимание человека человекам. -М. : 1999 С. 198 -200.
8. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. -СПб: Питер, 1997. -224 с.
9. Варламова А.Я. Школьная адаптация/ А.Я. Варламова; ВГПУ, Институт проблем личностно- ориентированного образования. -2-е изд., перераб. и доп. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.-204с.
10. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. - М., 1994. - 77с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд-во 'Лабиринт', М., 1999
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 964 -984.
13. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. -М.: Педагогическое общество России, 2003. -512 с.
14. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации/ Отв. Ред. В.Н. Ярцева. Предисл. В.И. Карасика. Изд. 4-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.-112 с.
15. Дмитриева Е. Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: Автореф. дисс. на соис. уч. степени д. психол. н. -Нижний Новгород, 2005. – 53 с.
16. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с. - (Коррекционная педагогика)
17. Защиринская, О.В. Возрастной аспект феноменологии нарушения общения у детей и подростков с легкой умственной отсталостью / О.В. Защиринская, Е.Е. Турчанинов // Материалы V Всеросс. научн.-практ. конф. с межд. участием «Здоровье и образ жизни учащихся в современных условиях: взгляд врача и педагога». -СПб.: ИТЦ «Символ», 2013. -С. 48–55.
18. Защиринская, О.В. Компоненты общения детей с умственной отсталостью / О.В. Защиринская // Современные проблемы подготовки специалистов в области психопедагогики и театрального искусства: материалы и тез. участников междунар. науч.-практ. конф.. – Кишинев : Славянский ун-т, 2011. -С. 56–63.
19. Защиринская О.В. Современные исследования невербальной коммуникации умственно отсталых детей. // Вестник Санкт-Петербургского Государственного университета, серия 12, вып. 1 , март 2008, С. 228–237.
20. Защиринская О.В. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с задержкой психического развития" (Историческая психология и ментальность. Детствою.Семья.Опыт.Спб,2001.С.213-252)
21. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2007.
22. Защиринская , Защиринский М. М. Возрастные особенности общения умственно отсталых школьников // Ананьевские чтения: психология образования в современном мире. Материалы научной конференции 16-18 октября 2012 года.
23. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1988. - 190 с.
24. Костин Д.В. исследование невербального компонента общения у детей с ретардационным типом дизонтогенеза. Журнал Современные наукоемкие технологии. – 2009. –№ 11 (приложение) – С. 89-106
25. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. М., 2004.
26. Лабунская В. А., Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988. – 246 с.
27. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1986.
28. Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения. Ростов-на-Дону, 1985.
29. Лабунская В.А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание,-Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 593 с.
30. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. -М.: Издательство Московского университета, 1985
31. Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 1978.
32. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
33. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – Питер, 2009.
34. Ломов Б. Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 151-164
35. Лобач С.А. особенности невербального общения детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки Выпуск№ 6 / 2010.
36. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2005.
37. Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л.И. Специальная психология: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов (под ред. Лубовского В.И.) Изд. 3-е, стереотип./2-е, испр./1-е. М., 2006.
38. Малахова А.Н. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством воспитательных бесед и игровой деятельности; материалы региональной научно-практической конференции «Психологическая служба в образовании» СПб, АППО, 2010.
39. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / пер. с англ. – 3-е изд. – СПб. : Питер., 2003. – 392 с.
40. Митусова Н.И. Формирование коммуникативных навыков дошкольников в образовательной деятельности. Интернет- ресурс: Академия дошкольного образования.
41. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10: учеб. пособие/ [науч. ред. русского текста А.Н. Моховикова; пер. с англ. О.Ю. Донца].- 2-е изд., испр. - М.:Смысл; Издательский центр «Академия», 2008.-408с.
42. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
43. Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков. М., 1984.
44. Новикова О.С. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений у детей 5-7 лет. Источник Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2010. № 4 (35). C. 138-141.
45. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996
46. Панфёров В.Н. Психология человека. - СПб., 2000.
47. Полетаева О.Н. Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития. Интернет- ресурс: Академия дошкольного образования.
48. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд,испр. И доп.- М.: Политиздат. 1990.-494 с.
49. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. -СПб: Речь, 2003. — 432с.Составитель: О. В. Защиринская.
50. Проняева С. В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.
51. Рылова Е.В. Роль и значение невербальной коммуникации в раннем детстве. Интернет- ресурс: Академия дошкольного образования.
52. Рузская Л.Г. Ориентировочна исследовательская деятельность в формировании элементарных обобщений у детей //Ориентировочный рефлекс и ориентировочно - исследовательская деятельность. М, 1958
53. Словарь практического психолога.-.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
54. Сотникова С. В., Румянцева М. В., Емельянова Н. П. Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе общения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). -Пермь: Меркурий, 2015. -С. 124-125.
55. Солодков А.С., Защиринская О.В., Малахова А.Н., Ятманов А.Н. Навыки невербальной коммуникации как фактор социальной адаптации школьников с легкой умственной отсталостью. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта – 2016. – № 1 (131).
56. Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. – М.: Теревинф, 2014.
57. Цибуля Н. Б. Когнитивный аспект невербального поведения и просодии. Журнал Вестник Московского государственного лингвистического университета Выпуск№ 1 / 2013.
58. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. СПб., 2009.
59. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Когнитивные особенности невербальной коммуникации умственно-отсталых дете й. СПб.: ИСПиП, 2010.
60. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. М.: Теревининф, 2011;
61. Юркова И.А. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: хрестоматия. – СПб.: Питер, 2008.
62. A Primer on Communication and Communicative Disorders (Allyn & Bacon Communication Sciences and Disorders) 1st Edition by Howard D. Schwartz
63. Lilienfeld, M., & Alant, E. (2005). Peer learning and participation in AAC intervention. In E. Alant & L. Lloyd. (Eds.), Augmentative and Alternative Communication and severe disabilities: Beyond poverty. Chapter 12, pp 272-299. London: Whurr Publishers.
64. Papousek M., Papousek H. Stimmliche Kommunikation im fruhen Sauglingsalter als Wegbereiter der Sprachentwicklung // Handbuch der Kleinkindforschung / Hrsg. H. Keller. Berlin: Springer Verlag, 1989. S. 465
65. The Misunderstood Child: The Child With a Nonverbal Learning Disorder by Liza Little, PsyD, RN Journal of The Society of Pediatric Liza Little, PsyD, RN Journal of The Society of Pediatric Nurses.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ