Развитие отношений Австралийского Союза и Республики Корея: история, современное состояние, перспективы
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Исторический обзор отношений Австралийского Союза и Республики Корея
1.1. Миссионерство, как путь к установлению доверительных отношений Кореи и Австралии.
1.2. Корейская война 1950-1953 гг. и участие в ней Австралийского Союза: причины и значение
1.3. Послевоенное сотрудничество и новый этап в развитии отношений между странами.
1.4. Современный этап развития отношений Южной Кореи и Австралии: вызовы и сближающие факторы.
1.4.1. Сотрудничество по вопросам ситуации на Корейском полуострове
1.4.2. Двустороннее политическое сотрудничество Австралии и Республики Корея
1.4.3. Сотрудничество и противоречия по работе в региональных международных организациях (на примере АТЭС, АСЕАН, ТТП и ВАС)
Глава 2. Торгово-экономические отношения Республики Корея и Австралийского Союза: периодизация и ключевые сферы
2.1. Начальный этап развития торгово-экономических отношений с 1950 по 1975 гг.
2.2. Переход к новым отраслям и новые механизмы сотрудничества государств в 1975-1992-е гг.
2.3. Торгово-экономические отношения на современном этапе и влияние интеграционных объединений на них.
2.4. Основные направления экспорта продукции из Австралии в Южную Корею на современном этапе
2.5. Экспорт товаров и услуг из Южной Кореи в Австралию.
Глава 3. Влияние международных гуманитарных связей на сотрудничество Республики Корея и Австралийского Союза
3.1. Поддержка сотрудничества в сфере культуры как путь к борьбе со стереотипами.
3.2. Сотрудничество в сфере туризма: основные направления.
3.3. Роль образовательного сектора и изучения государственных языков во взаимодействии государств.
3.4. Сотрудничество государств в сфере научных исследований и их финансирование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения
Список источников и литературы
Глава 1 Исторический обзор отношений Австралийского Союза и Республики Корея
1.1. Миссионерство, как путь к установлению доверительных отношений Кореи и Австралии.
1.2. Корейская война 1950-1953 гг. и участие в ней Австралийского Союза: причины и значение
1.3. Послевоенное сотрудничество и новый этап в развитии отношений между странами.
1.4. Современный этап развития отношений Южной Кореи и Австралии: вызовы и сближающие факторы.
1.4.1. Сотрудничество по вопросам ситуации на Корейском полуострове
1.4.2. Двустороннее политическое сотрудничество Австралии и Республики Корея
1.4.3. Сотрудничество и противоречия по работе в региональных международных организациях (на примере АТЭС, АСЕАН, ТТП и ВАС)
Глава 2. Торгово-экономические отношения Республики Корея и Австралийского Союза: периодизация и ключевые сферы
2.1. Начальный этап развития торгово-экономических отношений с 1950 по 1975 гг.
2.2. Переход к новым отраслям и новые механизмы сотрудничества государств в 1975-1992-е гг.
2.3. Торгово-экономические отношения на современном этапе и влияние интеграционных объединений на них.
2.4. Основные направления экспорта продукции из Австралии в Южную Корею на современном этапе
2.5. Экспорт товаров и услуг из Южной Кореи в Австралию.
Глава 3. Влияние международных гуманитарных связей на сотрудничество Республики Корея и Австралийского Союза
3.1. Поддержка сотрудничества в сфере культуры как путь к борьбе со стереотипами.
3.2. Сотрудничество в сфере туризма: основные направления.
3.3. Роль образовательного сектора и изучения государственных языков во взаимодействии государств.
3.4. Сотрудничество государств в сфере научных исследований и их финансирование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения
Список источников и литературы
Характерной особенностью современного мирового порядка является усиление роли государств Азиатско-Тихоокеанского региона, что повлияло на активизацию внешнеполитической деятельности Российской Федерации в АТР. Данное явление отразилось на принятии Концепции национальной безопасности и идеи «поворота на Восток». С геополитической точки зрения, РФ ускорила реализацию данной стратегии в качестве альтернативы после введения антироссийских санкций и Украинского кризиса. Государственная переориентация на азиатский рынок позволяли преодолеть изоляционизм и способствовать стабилизации внешнеполитических связей. В связи с этим, возрос интерес к ключевым азиатским экономикам: Китаю, Индии, Японии и Республике Корея. Помимо роста двусторонних переговоров с указанными государствами, появилась необходимость в изучении их взаимоотношений с другими участниками Азиатско-Тихоокеанского региона, с которыми у России поддерживаются доверительные отношения. Среди этих государств выделяется Австралийский Союз, с которым РФ связывают давние исторические связи .
Тем не менее, исследования, посвященные Австралии и Южной Корее крайне малочисленны и получили распространение сравнительно недавно. Так, изучение военно-политических, торгово-экономических и гуманитарных отношений РК со странами АТР получило развитие лишь в началеXXIвека. К.С.Чернов описывал причины появления работ по данной теме с прогрессом в развитии ракетно-ядерной программы КНДР, высоком технологическом развитии самой Южной Кореи, а также вовлечении Сеула в региональные диалоговые площадки. После Зимней Олимпиады в Пхенчхане и временной нормализации отношений между Югом и Севером, Россия как никогда заинтересована в построении стабильного российско-корейского партнерства.
История российско-австралийских отношений является более многогранной, так как насчитывает более чем двухвековую историю и была связана со множеством противоречий, прежде всего, в военно-политической сфере, Тем не менее, к началу XXI века государствам удалось наладить стабильный двусторонний диалог, который повлиял на рост торговли, туризма и осведомленности граждан о культуре стран. Однако после Украинского кризиса отношения Австралийского Союза и Российской Федерации заметно ухудшились . Тем самым, необходим поиск эффективных механизмов налаживания сотрудничества и альтернативных источников дохода, где пример австралийско-корейских отношений кажется одним из перспективных примеров.
Что касается непосредственно отношений Сеула и Канберры, на протяжении более полувека страны осуществляют продуктивный диалог практически во всех сферах сотрудничества. Это объясняется стабильными и комплементарными экономиками и высоким уровнем жизни, сильными торговыми связями и сотрудничеством в рамках международных организаций и форумов, что позволяет эти отношения сохранять и приумножать. С этой точки зрения представляется возможным и необходимым рассмотреть, как происходил процесс их установления и с какими трудностями партнерам пришлось столкнуться.
Актуальность данной работы объясняется следующими причинами:
1- До настоящего времени работ, связанных с комплексным анализом политики Австралии и ее связями с конкретными государствами Азии представлено недостаточно по сравнению с изучением двусторонних отношений со странами Европы и Америки. Таким образом, в данной работе предпринята попытка восстановить баланс в изучении отношений Австралии и Южной Кореи и понять, по каким принципам относительно АТР они функционируют;
2- В последние годы Республика Корея представляет большой интерес для Российской Федерации с точки зрения укрепления своего авторитета в Азии. Так, на примере отношений данного государства с другими партнерами удастся найти возможные перспективные сферы, где Россия представлена не в полной мере;
3- В ходе исследования использованы работы, которые до этого рассматривались лишь частично или отсутствовали в отечественной историографии полностью, что позволит восполнить пробел в данных для дальнейших проектов;
4- В связи с ростом влияния проблемы урегулирования вопроса Корейского полуострова представляется важным исследование механизмов переговоров и рычагов, которые Австралия, как диалоговый партнер, использует в отношении РК и КНДР;
5- В настоящее время растет влияние мягкой силы на восприятие стран другими участниками политической карты, и поэтому детальное рассмотрение взаимоотношений Австралийского Союза и Республики Корея помогает определить, каким сферам в XXI веке стоит уделить большее внимание в создании позитивного образа актора международных отношений.
Для достижения главной цели, а именно определение роли и места отношений Республики Корея и Австралийского Союза в рамках складывания сил в АТР, необходимо решить следующие задачи:
1- осуществление полного исторического анализа отношений Австралийского Союза и Кореи, начиная с 1889 года до настоящего времени;
2- определение роли Австралии в Корейской войне и места идеологического фактора в сотрудничестве в рамках решения проблемы Корейского полуострова;
3- объяснение эффективности или неэффективности механизмов торгово-экономического взаимодействия между государствами;
4- оценка шансов стран на дальнейшее сотрудничество в рамках региональных и международных площадок(ООН, АТЭС, АКФ, ВАС и др.) и их вклад в данные объединения;
5- оценка влияния северокорейской угрозы на отношения между государствами, а также взаимодействия с ключевыми западными партнерами;
6- определение основных элементов мягкой силы в политике Республики Корея и Австралийского Союза и влияния позитивного образа обоих государств на двустороннее партнерство;
7- рассмотрение статистических данных по экспорту и импорту продукции не только в рамках двух государств, но и в интересах сопоставления их с показателями региональных партнеров, а также поиска нерентабельной или, наоборот, потенциальной продукции;
Объект и предмет исследования. Объектом в данном исследовании выступают политические, торгово-экономические отношения Австралийского Союза и Республики Корея, а также их сотрудничество в сфере науки и образования, взаимодействия с другими державами в регионе. Предметом исследования является анализ нормативно-правовой базы, изменений в торгово-экономической политике стран, исторических предпосылок двусторонних отношений, выступления глав государств на международной арене в рамках региональных и глобальных форумов.
Практическая значимость исследования заключается в ознакомлении с политикой Австралии и Южной Кореи через поиск и обработку статистических данных, резолюций, двусторонних договоров и научных работ. Такой подход поможет узнать основные векторы политики государств, их основную сферу сотрудничества друг с другом, проблемы и пути их решения. Также данная работа является попыткой выяснить, применимы ли механизмы сотрудничества Австралии и Южной Кореи к австралийско-российским и корейско-российским отношениям.
Методология: историко-сравнительный метод, метод классификации в работе с источниками, дедуктивный метод, теоретический анализ и синтез, анализ нормативно-правовой документации.
Поиск осуществлялся по ключевым словам: Австралийский Союз, Республика Корея, Япония, ООН, Корейская война, торгово-экономические отношения, КНДР, Китай, США, АТР, АСЕАН, договор о свободной торговле, Australia, , Азиатско-Тихоокеанский регион, Транстихоокеанское партнерство, АТЭС, мировой финансово-экономический кризис, Канберра, Сеул,АКФ, ВАС, корейский язык, кибербезопасность, Правительство Австралии, Дональд Трамп, МалкольмТернбулл, Мун Чже Ин, Ким Чен Ын, миссионеры, экспорт, ВВП, регионализм, интеграционные процессы, интеграционные объединения, Вьетнамская война, Неделя Кореи, Неделя Австралии, туризм, корейские авиаперевозчики, австралийские авиаперевозчики, FTA,South/NorthKorea, ASEAN, APEC,Australia-KoreaFoundation, AustChamKorea,G20,TourismAustralia,KoreanWar, USA,k-wave,China, Japan, trade, cybersecurity, Seoul, Canberra.
Источники, задействованные в исследовании: научно-исследовательские публикации, нормативно-правовые акты Австралийского Союза и Республики Корея, записи высказываний глав правительств, Резолюции ООН, статистические данные AustralianBureauofStatisticsи Парламента Австралии, данныeПосольства Республики Корея в Австралии и Австралийского Союза в РК, публикации Департамента Иностранных Дел и Торговли Австралии, WorldUniversityRankings, документы встреч и конференций по данной тематике, статьи в зарубежных журналах TheKoreaTimes, TheCanberraTimes, TheNewYorkTimes, ChosonIlbo, а также российские издательства РИА Новости, ТАСС, РБК и др. Помимо этого, рассматривались данные ведущих университетов: Университета Ёнсэ в РК, Университета Сиднея, Мельбурна и Гриффита в АС, а также их программы по изучению двустороннего сотрудничества, данные сайтов TourismAustralia, KoreaCustomService, NewColomboPlan, AustChamKorea, а также Фонда Корея-Австралия.
Степень научной разработанности проблемы.
В российской научной литературе проблема корейско-австралийских отношений освещена довольно слабо, а комплексный анализ взаимодействия стран отсутствует в принципе. В работах фокус смещен на более детальное рассмотрение отношений Республики Корея и Австралии в рамках конкретных регионов. Так, Р.Н.Лобов уделяет внимание взаимодействию Южной Кореи с государствами Юго-Восточной Азии. Нередко исследования затрагивают конкретную область в политике государств. Например, К.С.Чернов рассматривает военно-политическое сотрудничество Республики Корея с государствами АТР, в числе которых отдельное место занимают отношения с Австралийским Союзом. Это связано с растущей заинтересованностью России в доработке политики страны в АТР, курс на который сместился в связи с принятием Стратегии национальной безопасности 2013 и 2016 гг.
Отдельное место занимают работы, связанные с военными конфликтами, представляющими интерес для российского общества, а именно Корейская и Вьетнамская войны. Соответствующие исследования были проведены В.В. Ивановым относительно вовлеченности Австралии, Новой Зеландии и Республики Корея во Вьетнамской войне 1964-1973 гг., где ключевой частью является рассмотрение влияния Соединенных Штатов на сам факт участия исследуемых стран .Обзор борьбы политических партий Австралии по вопросу вступления в Корейскую войну 1950-1953 гг. был проделан В.А. Теном.
Существует большое количество работ, посвященных и сфере экономики. Это связано с высоким уровнем экономического развития обеих стран и эффективным опытом быстрого экономического роста в Республике Корея, которое получило название «Корейское экономическое чудо». В статьях М.П. Кукла, А.Н. Федоровского, а также Пак Чон Мина и Ко Ен Чоля предпринималась попытка объяснить экономические процессы в Южной Корее в разные периоды времени, положительных и отрицательных сторон и главные причины успеха роста.
Отдельное место в изучении стран занимает их участие в региональных организациях. Большинство исследовательских работ по этой теме посвящено различным конфигурациям модели АСЕАН. Это представляется логичным с точки зрения сложившегося сотрудничества РФ и АСЕАН, с помощью которого Россия реализует политику в данном регионе. Поэтом изучение основных диалоговых партнеров в лице Южной Кореи и Австралии помогает лучше выстраивать внешнеполитическую линию. Работы, посвященные данной теме опубликованы Г.М. Костюниной (АСЕАН+1), И.П. Сергуном (АСЕАН+3) и Е.А. Канаевым и Бэ Бумки о сотрудничестве АСЕАН с Австралией и анализаих отношений с точки зрения обеспечения безопасности в регионе.
Отдельное внимание исследователей обращено к сотрудничеству трех «азиатских тигров» - Японии, Южной Кореи и Китая, поэтому большая часть работ по взаимодействию в Азиатско-Тихоокеанском регионе так или иначе затрагивают одну из сторон. Так, статья А.В. Ковш и Е.В. Полховой посвящена отношениям Японии и Республики Корея в рамках Транстихоокеанского партнерства . Стоит отметить растущий интерес к ТТП среди российской школы, так как с момента создания региональной организации появились аналитические работы, охватывающие комплекс мер и политику членов, при этом сравнивая процессы в ТТП с другими интеграционными объединениями. Одной из таких работ является исследование Д.В. Гордиенко об оценке изменения уровня безопасности с принятием соглашения о создании ТТП и его отличии от предыдущих диалоговых площадок.
Популярностью пользуется и рассмотрение роли Австралии и Южной Кореи в АТЭС. В работах Г.М. Костюниной представлена полная информация о целях создания организации, а также основные достижения в рамках построения стабильного диалога. Помимо этого, среди научного сообщества существуют споры о том, какая региональная организация является более эффективной площадкой для пропаганды ценностей и стабильности в АТР, поэтому работа Е.С. Мартыновой о различиях и сходствах АТЭС и АСЕАН представляется вполне своевременной . Помимо этого, в работах этого автора прослеживается стремление объяснить природу восточноазиатского регионализма через призму этих организаций, что позволяет рассмотреть проблему с различных ракурсов. Похожей цели в рамках АТЭС придерживались Е.Я.Островская и И.С.Фирсова.
В зарубежной историографии работ, посвященных интеграции Республики Корея и Австралийского Союза в АТР гораздо больше. Более того, существуют отдельные исследования, посвященные непосредственно корейско-австралийским отношениям, которые представлены ниже. Первые публикации по данной тематике датированы второй половиной XX века. Так, Профессор Института Корейских исследований О Юль Гвон опубликовал работу в KoreanObserverв 1997 году, где он исследует отношения государств с точки зрения перспективности двустороннего сотрудничества в сфере политики, экономики, образования и исторических предпосылок к этому . Также в соавторстве с Г. Дж. Тротманом исследуются проблемы восприятия корейцами австралийцев и важности введения программ Корейских исследований в высших учебных заведениях страны .
Заметным прогрессом в рамках репрезентации культуры стран пользуются работы при поддержке Парламента Австралии. Среди них выделяется работа доктора Х. Фергюссона и Г. Шерелла. В их исследовании затрагивается изучение притока студентов в Австралию, причины выбора данной специальности, где одним из рассматриваемых государств является Республика Корея. С помощью данной работы возможно проследить рост осведомленности об Австралии среди зарубежных vгосударств, а также определить ключевые направления по притоку студентов в Австралию.
Внимание к Корейской войне участию в ней Австралии среди зарубежных исследований меньше, что связано с пониженным вниманием данного эпизода среди австралийского общества. Тем не менее, работы, посвященные ей, появляются в период расцвета двусторонних отношений Кореи и Австралии, так как этот эпизод является определяющим в период установления дипломатических отношений. Работа Р. О’Нила о вовлеченности Австралии в Корейскую войну 1950-1953 года доказывает высокий вклад в мирное существование Южной Кореи и помогает лучше разобраться в проблеме участия Австралии в военных действиях и сравнить военные характеристики с другими участниками сражений .
Успех торгово-экономических отношений стран и возвышение Южной Кореи на мировой арене открыли множество новых возможностей, в том числе и в рамках либерализации торговли, связанной с принятием Соглашения о свободной торговле (KAFTA), которое обсуждалось с начала 2000-х гг., но было принято лишь в 2014-м. Появилась необходимость в разработке стратегии и поиска новых рынков сбыта продукции для роста национального дохода, и публикация К. Харви как раз посвящена этому .
На современном этапе внимание зарубежных исследователей обращено к взаимодействию государств в рамках экономического развития и влияния KAFTAна двустороннюю торговлю. В связи с этим реализуются попытки внедрить новые механизмы и сферы в уже существующие и найти решения вопросам проблем наиболее зависимых от политической коммуникации направлений. Одним из таких является судоходство и транспортная логистика. Для решения выявленных проблем, К. A.Кванса и Во Чуль Ан детально разобрали международное законодательство и определили, является ли ощутимым «эффект ССТ» и какие прогнозы можно ожидать в будущем .
Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Приложений и Списка источников и литературы.
Тем не менее, исследования, посвященные Австралии и Южной Корее крайне малочисленны и получили распространение сравнительно недавно. Так, изучение военно-политических, торгово-экономических и гуманитарных отношений РК со странами АТР получило развитие лишь в началеXXIвека. К.С.Чернов описывал причины появления работ по данной теме с прогрессом в развитии ракетно-ядерной программы КНДР, высоком технологическом развитии самой Южной Кореи, а также вовлечении Сеула в региональные диалоговые площадки. После Зимней Олимпиады в Пхенчхане и временной нормализации отношений между Югом и Севером, Россия как никогда заинтересована в построении стабильного российско-корейского партнерства.
История российско-австралийских отношений является более многогранной, так как насчитывает более чем двухвековую историю и была связана со множеством противоречий, прежде всего, в военно-политической сфере, Тем не менее, к началу XXI века государствам удалось наладить стабильный двусторонний диалог, который повлиял на рост торговли, туризма и осведомленности граждан о культуре стран. Однако после Украинского кризиса отношения Австралийского Союза и Российской Федерации заметно ухудшились . Тем самым, необходим поиск эффективных механизмов налаживания сотрудничества и альтернативных источников дохода, где пример австралийско-корейских отношений кажется одним из перспективных примеров.
Что касается непосредственно отношений Сеула и Канберры, на протяжении более полувека страны осуществляют продуктивный диалог практически во всех сферах сотрудничества. Это объясняется стабильными и комплементарными экономиками и высоким уровнем жизни, сильными торговыми связями и сотрудничеством в рамках международных организаций и форумов, что позволяет эти отношения сохранять и приумножать. С этой точки зрения представляется возможным и необходимым рассмотреть, как происходил процесс их установления и с какими трудностями партнерам пришлось столкнуться.
Актуальность данной работы объясняется следующими причинами:
1- До настоящего времени работ, связанных с комплексным анализом политики Австралии и ее связями с конкретными государствами Азии представлено недостаточно по сравнению с изучением двусторонних отношений со странами Европы и Америки. Таким образом, в данной работе предпринята попытка восстановить баланс в изучении отношений Австралии и Южной Кореи и понять, по каким принципам относительно АТР они функционируют;
2- В последние годы Республика Корея представляет большой интерес для Российской Федерации с точки зрения укрепления своего авторитета в Азии. Так, на примере отношений данного государства с другими партнерами удастся найти возможные перспективные сферы, где Россия представлена не в полной мере;
3- В ходе исследования использованы работы, которые до этого рассматривались лишь частично или отсутствовали в отечественной историографии полностью, что позволит восполнить пробел в данных для дальнейших проектов;
4- В связи с ростом влияния проблемы урегулирования вопроса Корейского полуострова представляется важным исследование механизмов переговоров и рычагов, которые Австралия, как диалоговый партнер, использует в отношении РК и КНДР;
5- В настоящее время растет влияние мягкой силы на восприятие стран другими участниками политической карты, и поэтому детальное рассмотрение взаимоотношений Австралийского Союза и Республики Корея помогает определить, каким сферам в XXI веке стоит уделить большее внимание в создании позитивного образа актора международных отношений.
Для достижения главной цели, а именно определение роли и места отношений Республики Корея и Австралийского Союза в рамках складывания сил в АТР, необходимо решить следующие задачи:
1- осуществление полного исторического анализа отношений Австралийского Союза и Кореи, начиная с 1889 года до настоящего времени;
2- определение роли Австралии в Корейской войне и места идеологического фактора в сотрудничестве в рамках решения проблемы Корейского полуострова;
3- объяснение эффективности или неэффективности механизмов торгово-экономического взаимодействия между государствами;
4- оценка шансов стран на дальнейшее сотрудничество в рамках региональных и международных площадок(ООН, АТЭС, АКФ, ВАС и др.) и их вклад в данные объединения;
5- оценка влияния северокорейской угрозы на отношения между государствами, а также взаимодействия с ключевыми западными партнерами;
6- определение основных элементов мягкой силы в политике Республики Корея и Австралийского Союза и влияния позитивного образа обоих государств на двустороннее партнерство;
7- рассмотрение статистических данных по экспорту и импорту продукции не только в рамках двух государств, но и в интересах сопоставления их с показателями региональных партнеров, а также поиска нерентабельной или, наоборот, потенциальной продукции;
Объект и предмет исследования. Объектом в данном исследовании выступают политические, торгово-экономические отношения Австралийского Союза и Республики Корея, а также их сотрудничество в сфере науки и образования, взаимодействия с другими державами в регионе. Предметом исследования является анализ нормативно-правовой базы, изменений в торгово-экономической политике стран, исторических предпосылок двусторонних отношений, выступления глав государств на международной арене в рамках региональных и глобальных форумов.
Практическая значимость исследования заключается в ознакомлении с политикой Австралии и Южной Кореи через поиск и обработку статистических данных, резолюций, двусторонних договоров и научных работ. Такой подход поможет узнать основные векторы политики государств, их основную сферу сотрудничества друг с другом, проблемы и пути их решения. Также данная работа является попыткой выяснить, применимы ли механизмы сотрудничества Австралии и Южной Кореи к австралийско-российским и корейско-российским отношениям.
Методология: историко-сравнительный метод, метод классификации в работе с источниками, дедуктивный метод, теоретический анализ и синтез, анализ нормативно-правовой документации.
Поиск осуществлялся по ключевым словам: Австралийский Союз, Республика Корея, Япония, ООН, Корейская война, торгово-экономические отношения, КНДР, Китай, США, АТР, АСЕАН, договор о свободной торговле, Australia, , Азиатско-Тихоокеанский регион, Транстихоокеанское партнерство, АТЭС, мировой финансово-экономический кризис, Канберра, Сеул,АКФ, ВАС, корейский язык, кибербезопасность, Правительство Австралии, Дональд Трамп, МалкольмТернбулл, Мун Чже Ин, Ким Чен Ын, миссионеры, экспорт, ВВП, регионализм, интеграционные процессы, интеграционные объединения, Вьетнамская война, Неделя Кореи, Неделя Австралии, туризм, корейские авиаперевозчики, австралийские авиаперевозчики, FTA,South/NorthKorea, ASEAN, APEC,Australia-KoreaFoundation, AustChamKorea,G20,TourismAustralia,KoreanWar, USA,k-wave,China, Japan, trade, cybersecurity, Seoul, Canberra.
Источники, задействованные в исследовании: научно-исследовательские публикации, нормативно-правовые акты Австралийского Союза и Республики Корея, записи высказываний глав правительств, Резолюции ООН, статистические данные AustralianBureauofStatisticsи Парламента Австралии, данныeПосольства Республики Корея в Австралии и Австралийского Союза в РК, публикации Департамента Иностранных Дел и Торговли Австралии, WorldUniversityRankings, документы встреч и конференций по данной тематике, статьи в зарубежных журналах TheKoreaTimes, TheCanberraTimes, TheNewYorkTimes, ChosonIlbo, а также российские издательства РИА Новости, ТАСС, РБК и др. Помимо этого, рассматривались данные ведущих университетов: Университета Ёнсэ в РК, Университета Сиднея, Мельбурна и Гриффита в АС, а также их программы по изучению двустороннего сотрудничества, данные сайтов TourismAustralia, KoreaCustomService, NewColomboPlan, AustChamKorea, а также Фонда Корея-Австралия.
Степень научной разработанности проблемы.
В российской научной литературе проблема корейско-австралийских отношений освещена довольно слабо, а комплексный анализ взаимодействия стран отсутствует в принципе. В работах фокус смещен на более детальное рассмотрение отношений Республики Корея и Австралии в рамках конкретных регионов. Так, Р.Н.Лобов уделяет внимание взаимодействию Южной Кореи с государствами Юго-Восточной Азии. Нередко исследования затрагивают конкретную область в политике государств. Например, К.С.Чернов рассматривает военно-политическое сотрудничество Республики Корея с государствами АТР, в числе которых отдельное место занимают отношения с Австралийским Союзом. Это связано с растущей заинтересованностью России в доработке политики страны в АТР, курс на который сместился в связи с принятием Стратегии национальной безопасности 2013 и 2016 гг.
Отдельное место занимают работы, связанные с военными конфликтами, представляющими интерес для российского общества, а именно Корейская и Вьетнамская войны. Соответствующие исследования были проведены В.В. Ивановым относительно вовлеченности Австралии, Новой Зеландии и Республики Корея во Вьетнамской войне 1964-1973 гг., где ключевой частью является рассмотрение влияния Соединенных Штатов на сам факт участия исследуемых стран .Обзор борьбы политических партий Австралии по вопросу вступления в Корейскую войну 1950-1953 гг. был проделан В.А. Теном.
Существует большое количество работ, посвященных и сфере экономики. Это связано с высоким уровнем экономического развития обеих стран и эффективным опытом быстрого экономического роста в Республике Корея, которое получило название «Корейское экономическое чудо». В статьях М.П. Кукла, А.Н. Федоровского, а также Пак Чон Мина и Ко Ен Чоля предпринималась попытка объяснить экономические процессы в Южной Корее в разные периоды времени, положительных и отрицательных сторон и главные причины успеха роста.
Отдельное место в изучении стран занимает их участие в региональных организациях. Большинство исследовательских работ по этой теме посвящено различным конфигурациям модели АСЕАН. Это представляется логичным с точки зрения сложившегося сотрудничества РФ и АСЕАН, с помощью которого Россия реализует политику в данном регионе. Поэтом изучение основных диалоговых партнеров в лице Южной Кореи и Австралии помогает лучше выстраивать внешнеполитическую линию. Работы, посвященные данной теме опубликованы Г.М. Костюниной (АСЕАН+1), И.П. Сергуном (АСЕАН+3) и Е.А. Канаевым и Бэ Бумки о сотрудничестве АСЕАН с Австралией и анализаих отношений с точки зрения обеспечения безопасности в регионе.
Отдельное внимание исследователей обращено к сотрудничеству трех «азиатских тигров» - Японии, Южной Кореи и Китая, поэтому большая часть работ по взаимодействию в Азиатско-Тихоокеанском регионе так или иначе затрагивают одну из сторон. Так, статья А.В. Ковш и Е.В. Полховой посвящена отношениям Японии и Республики Корея в рамках Транстихоокеанского партнерства . Стоит отметить растущий интерес к ТТП среди российской школы, так как с момента создания региональной организации появились аналитические работы, охватывающие комплекс мер и политику членов, при этом сравнивая процессы в ТТП с другими интеграционными объединениями. Одной из таких работ является исследование Д.В. Гордиенко об оценке изменения уровня безопасности с принятием соглашения о создании ТТП и его отличии от предыдущих диалоговых площадок.
Популярностью пользуется и рассмотрение роли Австралии и Южной Кореи в АТЭС. В работах Г.М. Костюниной представлена полная информация о целях создания организации, а также основные достижения в рамках построения стабильного диалога. Помимо этого, среди научного сообщества существуют споры о том, какая региональная организация является более эффективной площадкой для пропаганды ценностей и стабильности в АТР, поэтому работа Е.С. Мартыновой о различиях и сходствах АТЭС и АСЕАН представляется вполне своевременной . Помимо этого, в работах этого автора прослеживается стремление объяснить природу восточноазиатского регионализма через призму этих организаций, что позволяет рассмотреть проблему с различных ракурсов. Похожей цели в рамках АТЭС придерживались Е.Я.Островская и И.С.Фирсова.
В зарубежной историографии работ, посвященных интеграции Республики Корея и Австралийского Союза в АТР гораздо больше. Более того, существуют отдельные исследования, посвященные непосредственно корейско-австралийским отношениям, которые представлены ниже. Первые публикации по данной тематике датированы второй половиной XX века. Так, Профессор Института Корейских исследований О Юль Гвон опубликовал работу в KoreanObserverв 1997 году, где он исследует отношения государств с точки зрения перспективности двустороннего сотрудничества в сфере политики, экономики, образования и исторических предпосылок к этому . Также в соавторстве с Г. Дж. Тротманом исследуются проблемы восприятия корейцами австралийцев и важности введения программ Корейских исследований в высших учебных заведениях страны .
Заметным прогрессом в рамках репрезентации культуры стран пользуются работы при поддержке Парламента Австралии. Среди них выделяется работа доктора Х. Фергюссона и Г. Шерелла. В их исследовании затрагивается изучение притока студентов в Австралию, причины выбора данной специальности, где одним из рассматриваемых государств является Республика Корея. С помощью данной работы возможно проследить рост осведомленности об Австралии среди зарубежных vгосударств, а также определить ключевые направления по притоку студентов в Австралию.
Внимание к Корейской войне участию в ней Австралии среди зарубежных исследований меньше, что связано с пониженным вниманием данного эпизода среди австралийского общества. Тем не менее, работы, посвященные ей, появляются в период расцвета двусторонних отношений Кореи и Австралии, так как этот эпизод является определяющим в период установления дипломатических отношений. Работа Р. О’Нила о вовлеченности Австралии в Корейскую войну 1950-1953 года доказывает высокий вклад в мирное существование Южной Кореи и помогает лучше разобраться в проблеме участия Австралии в военных действиях и сравнить военные характеристики с другими участниками сражений .
Успех торгово-экономических отношений стран и возвышение Южной Кореи на мировой арене открыли множество новых возможностей, в том числе и в рамках либерализации торговли, связанной с принятием Соглашения о свободной торговле (KAFTA), которое обсуждалось с начала 2000-х гг., но было принято лишь в 2014-м. Появилась необходимость в разработке стратегии и поиска новых рынков сбыта продукции для роста национального дохода, и публикация К. Харви как раз посвящена этому .
На современном этапе внимание зарубежных исследователей обращено к взаимодействию государств в рамках экономического развития и влияния KAFTAна двустороннюю торговлю. В связи с этим реализуются попытки внедрить новые механизмы и сферы в уже существующие и найти решения вопросам проблем наиболее зависимых от политической коммуникации направлений. Одним из таких является судоходство и транспортная логистика. Для решения выявленных проблем, К. A.Кванса и Во Чуль Ан детально разобрали международное законодательство и определили, является ли ощутимым «эффект ССТ» и какие прогнозы можно ожидать в будущем .
Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Приложений и Списка источников и литературы.
С начала 1950-х гг. Австралии и Южной Корее удалось достичь стабильного политического сотрудничества друг с другом и сформировать выгодные взаимодополняющие экономические отношения. Более этого, государствам удалось преодолеть стереотипы, связанные друг с другом, что повлекло рост отношений в сфере культуры и образования. Большую роль в деле развития гуманитарных связей сыграло открытие центров изучения Кореи в Австралии. Вместе с тем сохраняется диспропорция в представлении австралийской культуры на территории Южной Кореи, что выражается в закрытии ряда культурных мероприятий и недостаточной информации об Австралии и австралийской культуре в Корее.
Торгово-экономические отношения Австралийского Союза и Республики Корея, по состоянию на конец 2019 года, находились в фазе роста, начало которому положило заключение Соглашения о свободной торговле 2014 года. Комплементарная экономика в сочетании с сильной политической кооперацией стран привела к многократному увеличению дохода Австралии и Южной Кореи и открытию новых возможностей для туристической отрасли, сферы образования и науки. Помимо этого, в связи с тесной кооперацией в рамках сдерживания ракетно-ядерной программы КНДР и сотрудничества в таких органах, как АТЭС, ВАС, ТТП и G20, у государств есть все возможности для конструктивного союзнического диалога. Можно сказать, что после более чем 70-ти лет с момента установления дипломатических отношений, Австралия и Южная Корея стали одним из наиболее ярких примеров эффективного взаимодействия и быстрой переориентации в рамках обмена продукцией для взаимной выгоды.
На основе проведенного исследования можно сделать определенные выводы:
1- Исторический обзор политических отношений между странами определил основную первоначальную причину заинтересованности Австралии в Южной Корее, которой стала проблема Корейского полуострова. Данный эпизод имел стратегическое значение для стран и до сих пор влияет на двусторонние отношения во всех сферах;
2- Корейская война образовала большое количество стереотипов, преобладающих в риторике отношений государств до начала 2000-х гг., но с установлением тесного экономического сотрудничества и всемирной пропаганды корейской культуры уступила место новому восприятию австралийцами южнокорейцев;
3- Исторический промежуток установления отношений между странами невелик, и по-настоящему тесное сотрудничество установилось только в 1980-х гг., что отражается на резких переходах от поставок одних категорий товаров к другой, потому что страны до сих пор полностью не сформировали свою торгово-экономическую политику в отношении друг друга;
4- Успех двусторонних отношений на начальном этапе в большей степени был связан с союзническими отношениями с Соединенными Штатами в рамках безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и вплоть до наших дней отношении с США Австралии и Кореи остаются существенным фактором, влияющим на их сотрудничество и взаимопонимание.
5- Соглашение о свободной торговле 2014 года имело положительный эффект в деле развития торгово-экономических отношений государств, однако переход к беспошлинной торговле происходит медленнее, чем ожидалось сторонами;
6- Торгово-экономические отношения между Южной Кореей и Австралией на протяжении своей истории сталкивались с множеством препятствий как нормативно-правового, так и конкурентного характера. Поэтому важно развивать сферы, наиболее подверженные колебаниям рынка, и принять меры по стабилизации;
7- Существование сильных объединений, фондов и организаций в области товаров и услуг способствуют доверительным отношениям не только в рамках межгосударственного сотрудничества, но и в рамках диалога представителей крупных международных корпораций и мелкого и среднего бизнеса;
8- Образовательный обмен и растущий интерес к изучению государственных языков благоприятно повлиял на появление специалистов в сфере двусторонних отношений и большей осведомленности о культуре стран;
9- Схожесть стран в политических устремлениях, идеологии и подходах в экономике сформировали прочный альянс, первоначальной целью которого было, в том числе, недопущение распространения коммунистического влияния в АТР. Однако в настоящее время этот альянс приобретает комплексный характер и зависит не только от идеологии, но и от экономики и гуманитарных связей.
Таким образом, стоит отметить, что на современном этапе отношений Австралийского Союза и Республики Корея есть все шансы на продолжение развития как политического диалога, так и экономического потенциала сотрудничества двух стран с помощью международных и двусторонних организаций, международных и двусторонних соглашений, официальных визитов, взаимодополняемой экономики и культурно-образовательного обмена.
Торгово-экономические отношения Австралийского Союза и Республики Корея, по состоянию на конец 2019 года, находились в фазе роста, начало которому положило заключение Соглашения о свободной торговле 2014 года. Комплементарная экономика в сочетании с сильной политической кооперацией стран привела к многократному увеличению дохода Австралии и Южной Кореи и открытию новых возможностей для туристической отрасли, сферы образования и науки. Помимо этого, в связи с тесной кооперацией в рамках сдерживания ракетно-ядерной программы КНДР и сотрудничества в таких органах, как АТЭС, ВАС, ТТП и G20, у государств есть все возможности для конструктивного союзнического диалога. Можно сказать, что после более чем 70-ти лет с момента установления дипломатических отношений, Австралия и Южная Корея стали одним из наиболее ярких примеров эффективного взаимодействия и быстрой переориентации в рамках обмена продукцией для взаимной выгоды.
На основе проведенного исследования можно сделать определенные выводы:
1- Исторический обзор политических отношений между странами определил основную первоначальную причину заинтересованности Австралии в Южной Корее, которой стала проблема Корейского полуострова. Данный эпизод имел стратегическое значение для стран и до сих пор влияет на двусторонние отношения во всех сферах;
2- Корейская война образовала большое количество стереотипов, преобладающих в риторике отношений государств до начала 2000-х гг., но с установлением тесного экономического сотрудничества и всемирной пропаганды корейской культуры уступила место новому восприятию австралийцами южнокорейцев;
3- Исторический промежуток установления отношений между странами невелик, и по-настоящему тесное сотрудничество установилось только в 1980-х гг., что отражается на резких переходах от поставок одних категорий товаров к другой, потому что страны до сих пор полностью не сформировали свою торгово-экономическую политику в отношении друг друга;
4- Успех двусторонних отношений на начальном этапе в большей степени был связан с союзническими отношениями с Соединенными Штатами в рамках безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и вплоть до наших дней отношении с США Австралии и Кореи остаются существенным фактором, влияющим на их сотрудничество и взаимопонимание.
5- Соглашение о свободной торговле 2014 года имело положительный эффект в деле развития торгово-экономических отношений государств, однако переход к беспошлинной торговле происходит медленнее, чем ожидалось сторонами;
6- Торгово-экономические отношения между Южной Кореей и Австралией на протяжении своей истории сталкивались с множеством препятствий как нормативно-правового, так и конкурентного характера. Поэтому важно развивать сферы, наиболее подверженные колебаниям рынка, и принять меры по стабилизации;
7- Существование сильных объединений, фондов и организаций в области товаров и услуг способствуют доверительным отношениям не только в рамках межгосударственного сотрудничества, но и в рамках диалога представителей крупных международных корпораций и мелкого и среднего бизнеса;
8- Образовательный обмен и растущий интерес к изучению государственных языков благоприятно повлиял на появление специалистов в сфере двусторонних отношений и большей осведомленности о культуре стран;
9- Схожесть стран в политических устремлениях, идеологии и подходах в экономике сформировали прочный альянс, первоначальной целью которого было, в том числе, недопущение распространения коммунистического влияния в АТР. Однако в настоящее время этот альянс приобретает комплексный характер и зависит не только от идеологии, но и от экономики и гуманитарных связей.
Таким образом, стоит отметить, что на современном этапе отношений Австралийского Союза и Республики Корея есть все шансы на продолжение развития как политического диалога, так и экономического потенциала сотрудничества двух стран с помощью международных и двусторонних организаций, международных и двусторонних соглашений, официальных визитов, взаимодополняемой экономики и культурно-образовательного обмена.



