Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством коммуникативных игр и упражнений

Работа №138526

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством коммуникативных игр и упражнений 8
1.1 Психолого- педагогические подходы к проблеме
эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Возможности коммуникативных игр и упражнений
в развитии эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет 15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством коммуникативных игр и упражнений 19
2.1 Выявление уровня эмоциональной отзывчивости у детей
5-6 лет 19
2.2 Содержание и организация работы по развитию
эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет посредством коммуникативных игр и упражнений 34
2.3 Динамика уровня развития у детей 5-6 лет эмоциональной
отзывчивости 42
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Характеристика выборки исследования 57
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе .... 58
Приложение В Картотека коммуникативных игр и упражнений по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 60
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе 61

Проблема эмоциональной отзывчивости наиболее остро стоит в современном обществе, так как сейчас у дошкольников наблюдается дефицит положительных примеров для проявления сострадания, сочувствия как окружающим их людям, так и объектам животного и растительного мира. Напротив, с распространением интернета и мобильных технологий все чаще появляются примеры отрицательного поведения - пропагандируются жестокие ролики и видео, в которых дети причиняют страдания или доставляют негативные эмоции для того, чтобы получить одобрение сверстников. Также огромной проблемой является то, что взрослые не всегда эмоционально реагируют на поведение детей, не готовы дать дошкольнику положительные эмоциональные примеры. В данных условиях основная роль воспитания эмоциональной отзывчивости детей ложится на педагогов и воспитателей дошкольной образовательной организации. Между тем, без эмоциональной отзывчивости невозможно воспитание как гуманного гражданина, так и полное и гармоничное формирование личности.
Как известно, игры выступают основной и самой любимой деятельностью детей дошкольного возраста. Коммуникативные игры - это особый вид дидактической игры, в процессе которой делается акцент прежде всего на общение детей. В ходе этой деятельности педагог может регулировать и направлять все аспекты коммуникативной деятельности, в том числе и эмоциональную составляющую игры. Упражнения на развитие эмоциональной отзывчивости предполагают специально структурированное педагогом общение, в ходе которого дети учатся проявлять свои эмоции, отслеживать и выявлять эмоции других людей, а также проявлять сострадание и отзывчивость.
«Теоретические основы решения проблемы развития эмоциональной отзывчивости широко представлены в целом ряде зарубежных и
отечественных психолого-педагогических исследований: Л.И. Божович,
Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой, Д.Б. Эльконина» [6, с. 43].
Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций по проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости и недостаточным использованием коммуникативных игр и упражнений в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности коммуникативных игр и упражнений в развитии у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством коммуникативных игр и упражнений».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством коммуникативных игр и упражнений.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости.
Предмет исследования: развитие у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством коммуникативных игр и упражнений.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством коммуникативных игр и упражнений возможно, если:
• определено содержание коммуникативных игр и упражнений в соответствии с показателями эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет;
• включены коммуникативные игры и упражнения в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты;
• организована психопросветительская работа с родителями по проблеме развития умения сопереживать и заботиться о других у детей старшего дошкольного возраста....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив теоретические аспекты проблемы развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством коммуникативных игр и упражнений, мы сделали вывод, что эмоции - это такие особенные процессы, которые имеют устойчивую форму переживаний, различных по интенсивности и продолжительности, и четко воспроизводят степень индивидуальной значимости для человека того или иного события. Эмоциональная отзывчивость - это такой вид личностного качества человека, который обнаруживается в навыке индивида понимать то, что чувствуют другие люди, и уметь не только почувствовать сочувствие и сострадание, но и проявить его в адекватной ситуации форме. Эмоциональная отзывчивость детей старшей дошкольной группы выражается в таких показателях, как: умение анализировать свои основные эмоции и рассказать о них собеседнику понятно и доступно; умение выявить основные эмоции постороннего человека; стремление проявить свои основные эмоции при виде волнения другого человека; понимание того, чем основные эмоции отличаются друг от друга и навык рассказать об этом собеседнику понятно и доступно. Коммуникативные игры - это особый вид дидактической игры, в процессе которой делается акцент прежде всего на общение детей.
На констатирующем этапе исследования у 40% детей экспериментальной группы был выявлен низкий уровень эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет. Эти дети не отличают или путают основные эмоции, не могут анализировать свои эмоциональные проявления и рассказать о них собеседнику понятно и доступно. Дети не могут обосновать свою оценку эмоций другого человека, путают названия эмоций, пытаются отвечать наугад. Рассказать, что чувствует человек, не пытаются.
У 60% детей 5-6 лет наблюдается средний уровень эмоциональной отзывчивости. Такие дети в целом отличают и не путают основные эмоции, но не могут анализировать свои эмоциональные проявления и рассказать о них собеседнику понятно и доступно. Они могут кратко рассказать, что делают в ситуации проявления той или иной эмоции, но путают проявления некоторых эмоций. Дети могут кратко обосновать свою оценку эмоций другого человека, но путают названия эмоций, иногда пытаются отвечать наугад. В контрольной группе у 45% детей - низкий уровень, и у 55% - средний.
Опираясь на результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, мы разработали и апробировали содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет посредством коммуникативных игр и упражнений.
Нами было доказано, что развитие у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством коммуникативных игр и упражнений возможно, если:
• определено содержание коммуникативных игр и упражнений в соответствии с показателями эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет;
• включены коммуникативные игры и упражнения в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты;
• организована психопросветительская работа с родителями по проблеме развития умения сопереживать и заботиться о других у детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный этап позволил заключить, что в экспериментальной группе уровень эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет значительно возрос. Цели исследования достигнуты, задачи решены, гипотеза доказана.


1. Акименко Г. В., Михайлова, Т. М., Валиуллина, Е. В. Возрастная и педагогическая психология. Кемерово, 2019. 196 с.
2. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. М.: «БХВ- Петербург», 2019. 288 с.
3. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии, 2022. № 5. С. 57-65.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. : МПСИ, 2018. 352 с.
5. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2020. 143 с.
6. Гоулман Д. Эмоциональная саморегуляция. М. : АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2020. 478 с.
7. Иванова Е. С. Особенности эмоций в дошкольном возрасте // Психологический вестник Уральского государственного университета. Выпуск 6. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. С. 264-267.
8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2019. 783 с.
9. Калин В. К. Воля, эмоции, интеллект // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь. 2019. С. 34-39.
10. Карелина И. О. Развитие эмоциональной сферы в период детства: учебное пособие. Ярославль, 2021. 59 с.
11. Карпова С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников. М. : Издательство Московского Университета, 2022. 279 с.
12. Ковалец И. В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. М. : Владос, 2020. 136 c.
13. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: «Модэк», 2020. 384 с.
14. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональной саморегуляции. М. : Институт психологии РАН, 2019. 135 с.
15. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. М. : Российское педагогическое агентство, 2019...28


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ