Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Возможности социально-психологического тренинга в профилактике тревожности в подростковом возрасте

Работа №138514

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы тревожности в подростковом возрасте и возможностей социально-психологического тренинга как метода ее профилактики 9
1.1 Современные взгляды на проблему тревожности в
отечественной и зарубежной психологии 9
1.2 Особенности тревожности в подростковом возрасте 17
1.3 Социально-психологический тренинг как метод
профилактики тревожности 28
Глава 2 Экспериментальное исследование возможностей социально - психологического тренинга в профилактике тревожности у подростков 39
2.1 Организация эксперимента и методы исследования 39
2.2 Эмпирическое изучение тревожности у детей подросткового
возраста 42
2.3. Разработка и апробация программы социально­психологического тренинга по профилактике тревожности у подростков 50
2.4 Анализ полученных результатов 59
Заключение 70
Список используемой литературы 75

Актуальность исследования. Эмоциональные состояния человека находятся в современном мире в таком положении, что привлекают внимание многих специалистов-практиков разных направлений. Выраженность психоэмоционального неблагополучия в целом, нарастание клинических показателей страха, депрессии, личностной тревожности у людей разных возрастов и социального статуса определила для всемирной организации здравоохранения необходимость проведения статистических исследований, результатом которых стали выводы о том, что примерно половина населения Земли периодически и в разных возрастах страдает нервно-психическими расстройствами, а распространенность депрессии такова, что к 2020 годам XXI века она займет 2-е место среди причин инвалидизации населения и смертности (после сердечно-сосудистых заболеваний). На сегодняшний день благодаря многочисленным кросс - культурным исследованиям был зафиксирован тот факт, что каждый десятый житель планеты страдает депрессией, а вот тревожные расстройства имеют уже до 27 % населения. Все это требует как продолжения углубленных научных исследований тревоги и тревожности, так и поиска практического решения задач предупреждения или профилактики этих состояний или ее качественной коррекции и терапии.
Тревога многолика. Она может оказывать отрицательное воздействие на развитие личности, но в тоже время в определенной степени выполняет функции приспособительного значения. Большое значение для состояния человека и его здоровья имеет уровень тревожности, когда она становится уже отрицательно воздействующим на личность фактором и имеет тенденцию к нарастанию, запуская образование эмоциональных нарушений, невротическое реагирование, наличие чувства постоянного беспокойства.
В детских и подростковых возрастах тревожность приобретает особе значение, объясняющееся тем, что в периоды формирования личности тревожность становится базовым основанием, вокруг которого образуются личностные структуры и конструкты ребенка, определяя не только личность детей, но и их жизненные выборы, деятельность, поведение и общение.
Проблема исследования. Так как тревожность создает неблагоприятный фон для эмоционального развития и может стать источником возникновения личностных нарушений, необходимо искать методы и средства предупреждения ее формирования как устойчивого личностного качества. Особенно важно это в детские периоды развития, когда развивается личность ребенка и все ее сферы наполняются содержанием, которым личность будет руководствоваться во все последующие периоды развития и реализации.
Проблема тревожности, ее возникновения и поиска факторов, провоцирующих развитие этого состояния, изучалась во всех теоретических направлений зарубежной и отечественной психологии. Основополагающие научные представления были сделаны С. Рачманом, Д. Барлоу, К. Ясперсом, Р. Зинбаргом, Р. Мэйем, К. Спилбергером, Ф.Б. Березиным, В.М. Астаповым, А.М. Прихожан, Г.В. Артамоновой, А.Ю. Ефановым, Н.Д. Левитовым и многими другими.
В ходе научных исследований были выявлены также и возрастные особенности тревожности и, в частности, было установлено, что подростки, переживая возраст кризиса, имеют большое количество факторов, способных спровоцировать развитие как ситуативной, так и личностной тревожности. Учитывая значимость личностного становления в этот период развития, большое значение приобретает психологическое сопровождение и целенаправленная помощь детям этого возраста с целью гармонизации их эмоциональных состояний и качественного развития личностных качеств, умений и навыков. Это и является проблемой нашего исследования....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наше исследование, проведенное в рамках выпускной квалификационной работы бакалавра, был посвящено изучению тревожности в подростковом возрасте и возможностей ее профилактики при помощи психологической программы социально-психологического тренинга.
В соответствии с требованиями к научным психологическим исследований, нами была сформулирована цель и выдвинута гипотеза исследования, разработан его план и определены задачи. В ходе исследования был проведен теоретический анализ как проблемы тревожности и ее особенностей в подростковом возрасте, так и изучены проблемы психологической помощи и возможностей социально­психологического тренинга, как одной из форм ее оказания. В ходе экспериментального исследования был выявлен уровень и тип тревожности у подростков, выступивших в качестве испытуемых в нашем исследовании, разработана и апробирована программа социально-психологического тренинга. По завершению работы программы были повторно получены данные о тревожности, которые показали нам свидетельства эффективности программы психологической профилактики.
Представим результаты нашего исследования.
Исследованиями тревоги и тревожности занимались ученые всех теоретических направлений зарубежной и отечественной психологии.
Тревожность как состояние, существующее в виде склонности человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги и в низком пороге его возникновения, приводит к эмоциональному и личностному неблагополучию, оказывает негативное влияние на личность и ее продуктивность. Тревожность образуется в следствии заблокированного возбуждения, вызванного чем-либо происходящим или предполагаемым. Сама тревога, не смотря на возможные негативные последствия, имеет и положительную функцию, работая как регулятор активности личности, побуждая к выбору стратегий поведения, способных минимизировать или компенсировать тревогу конструктивным способом.
Источниками формирования тревожности считаются условия, в которых не происходит удовлетворения значимых потребностей в каждом возрастном периоде развития. Здесь существуют ее возрастные особенности, выраженные количеством и направленностью тревоги. Выделяют возрастные пики тревожности, где тревога соотносится с доминирующей ситуацией развития, ведущей деятельностью и социо-психологической и личностной потребностью в контексте конкретного возрастного периода.
Если в периоды дошкольного и младшего школьного возраста тревожность увязывается с неблагополучными детско-родительскими отношениями или семейной ситуацией в целом, то в подростковом возрасте тревожность расширяется и приобретает устойчивость.
Качественные изменения личности у подростка естественным образом обуславливают неустойчивость эмоциональных состояний, преобладание негативных эмоций и настроения, что отражается на поведении, деятельности и общении детей в этот период. Вхождение в общество в новом качестве индивидуального Я вызывает множество конфликтов, влияющих на состояние подростка, на его самооценку и самосознание. Подростковый кризис порождает высокую обидчивость, конфликтность, агрессивность и тревогу. Тревожность в этот период ведет за собой углубление отрицательного эмоционального опыта, что сказывается на содержании программы жизни, формируемой в этом возрасте.
Тревожность дифференцируют в зависимости от направленности, ситуаций и константности. Выделяют ситуативную и личностную тревожность, а для подросткового возраста еще и самооценочная, межличностная и учебная. Также различаются и способы выражения тревожности: вербальное и невербальное выражение, закрытая,
замаскированная другими формами поведения (лживость, агрессивность, лень и прочее), и открытая формы, и остро протекающая и регулируемая, и длительно присутствующая и трудно регулируемая.
Учитывая значимость негативного влияния тревожности на личность и деятельность необходимо обеспечивать подростку психологическую помощь и заниматься направленной психологической профилактикой. Важность этого обусловлена возрастными задачами развития - становлением Я концепции и самосознания подростка, определением своей идентичности как социальной личности, что под влиянием некомпенсированной тревожности будет искажено и деформировано....


1. Абрамова Г. В. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов и ссузов. М.: Прометей, 2022. 708 с.
2. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2023. 395 с.
3. Адлер А. Понять природу человека. М.: АСТ, 2022. 352 с.
4. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий. М.: Русский язык, 2021. 496 с.
5. Астапов В. М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2008. 160 с.
6. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги [Электронный документ] // Тревога и тревожность. Хрестоматия. М.: Когито-Центр, 2017. 240 с. С.-150-160. URL: https://psy.wikireading.ru/ hGWTQsyRtn
7. Барлоу Д., Краске М. Г. Совладание с тревогой и паникой. Руководство психотерапевта. М.: Диалектика-Вильямс, 2021. 240 с.
8. Березин Ф. Б. Психическая адаптация и тревога [Электронный документ] // Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с. С. 13-21. URL: http://www.flogiston.ru/library/ berezin
9. Березин Ф. Б. Тревога и адаптационные механизмы // Тревога и тревожность. Хрестоматия. М.: Когито-Центр, 2015. 256 с. С. 129-137.
10. Бим-Бад Б. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Дрофа, 2009. 528 с.
11. Большой психологический словарь. Издание четвертое расширенное / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: АСТ, 2009. 672 с.
12. Василенко М. А. Основы социально-психологического тренинга. СПб.: Феникс, 2014. 125 с.
13. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. М.: Ось-89, 2008. 255 с.
14. Вачков И. В. Психологический тренинг. Методология и методика проведения. М.: Эксмо, 2010. 560 с.
15. Витакер К., Малоун Т. Истоки психотерапии. СПб.: Питер, 2019...63


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ