Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая поддержка семей воспитанников дошкольной образовательной организации в аспекте речевого развития ребенка 3-4 лет

Работа №138499

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников дошкольной образовательной организации в аспекте речевого развития ребенка 3-4 лет 10
1.1 Особенности психолого-педагогической поддержки семей
воспитанников дошкольной образовательной организации 10
1.2 Проблемы речевого развития детей 3-4 лет 16
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого­педагогической поддержки семей воспитанников дошкольной образовательной организации в аспекте речевого развития ребенка 3-4 лет 22
2.1 Выявление уровня речевого развития детей 3-4 лет 22
2.2 Содержание и организация психолого-педагогической
поддержки семей воспитанников дошкольной образовательной организации в аспекте речевого развития ребенка 3-4 лет 30
2.3 Динамика уровня речевого развития детей 3-4 лет 35
Заключение 40
Список используемой литературы 43
Приложение А Список детей и результаты анкетирования родителей 45
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования 50
Приложение В Презентация проекта «Ознакомление родителей с речевым развитием детей 3-4 лет» 54
Приложение Г Занятия по развитию речи детей 3-4 лет 59
Приложение Д Результаты контрольного этапа исследования 62

В связи с реформированием дошкольного образования большое значение имеет взаимодействие детского сада с родителями воспитанников, что является важной социальной задачей для дошкольной образовательной организации. Родители должны активно участвовать в образовательном процессе, а не просто наблюдать за процессом. Взаимодействие семьи и детского сада является обязательным условием для работы каждой дошкольной образовательной организации. Современные условия образовательного процесса ставят взаимодействие дошкольной организации и родителей на первое место. Семья и детский сад должны работать над созданием единого образовательного пространства для развития детей [1].
В настоящее время актуальность проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи становится все более острой. В первую очередь, это связано с тем фактом, что семья и дошкольная организация являются главными институтами воспитания и социализации ребенка, которые не в состоянии обеспечить эффективное и гармоничное развитие ребенка без взаимопонимания.
Кроме того изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и подход, ориентированный на психолого­педагогическую поддержку семьи. Психолого-педагогическая поддержка семьи - это целенаправленная система мер, способствующая повышению личных ресурсов семьи и тем самым, обеспечивающая оптимальные условия для улучшения развития и социализации ребенка.
Роль семьи в воспитании ребенка подчеркивалась и изучалась многими педагогами и психологами (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, К.Е. Игошев, М.И. Лисина, Г.М. Миньковский, С.В. Ковалев, В.Я. Титаренко и другими). Сегодня от семьи общество ожидает большей ответственности за развитие и воспитание ребенка. Семейная политика государства на современном этапе развития, опираясь на идеи гуманизации общественных отношений, ставит своей задачей создание необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, развивающего и другого потенциала и предполагает помощь в осуществлении основных ее функций.
Педагогическая помощь семье обращена к проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Принципы ее организации отражены в работах И.В. Гребенникова, М.С. Демидова, М.Д. Копанева, Л.Н. Лесохиной, М.Д. Махлина, Л.Г. Петряевской, В.А. Сухомлинского и других. Разрабатываются программы педагогического просвещения родителей (Н.Н. Букина, Л. Герни, Т. Гордон, X. Джайнотт, Т. Дрейкус,
И.М. Марковская, Е.И. Поташева и другие).
Влияние семьи на психическое развитие ребенка дошкольного возраста является темой, которая в настоящее время приобретает особую актуальность. Исследовательский интерес к обозначенной проблеме связан с усложнением социально-экономических условий, в которых функционируют современные семьи, ухудшением физического и психического состояния здоровья детей и родителей, увеличением числа разводов, нарушениями семейных взаимоотношений. Потребность в исследовании психолого­педагогической поддержки семьи в аспекте речевого развития ребенка 3-4 лет определяется недостатком работ, посвященных связи семейного функционирования и речевого развития применительно именно к данному возрасту. В научной литературе в большей степени представлено влияние некоторых социально-психологических особенностей семьи на развитие речи детей раннего (К.Н. Белогай, Л.Ф. Обухова, Н.А. Сонина, О.А. Шаграева) и младшего школьного возраста (Т.Н. Трефилова, Д.Н. Чернов).
Проблемы, касающиеся влияния социально-психологических особенностей семьи на речевое развитие ребенка, часто попадают в фокус внимания специалистов различного профиля, но, тем не менее, остаются мало изученными. В то же время необходимо отметить, что число детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики показал, что проблема психолого-педагогической поддержки семей воспитанников ДОО в аспекте речевого развития детей 3-4 лет является актуальной.
В первой части данного исследования мы раскрыли теоретические основы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников ДОО. В настоящее время актуальность проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи становится все более острой. В первую очередь, это связано с тем фактом, что семья и дошкольная организация являются главными институтами воспитания и социализации ребенка, которые не в состоянии обеспечить эффективное и гармоничное развитие ребенка без взаимопонимания. Кроме того изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и подход, ориентированный на психолого-педагогическую поддержку семьи. Психолого-педагогическая поддержка семьи - это целенаправленная система мер, способствующая повышению личных ресурсов семьи и тем самым, обеспечивающая оптимальные условия для улучшения развития и социализации ребенка.
В данном исследовании мы рассматриваем психолого-педагогическую поддержку семей воспитанников ДОО в аспекте речевого развития детей 3-4 лет. Мы экспериментально доказали, что речевое развитие детей 3-4 лет осуществляется результативнее при психолого-педагогической поддержке семей воспитанников дошкольной образовательной организации, если определены формы и содержание психолого-педагогической поддержки в соответствии с выявленными трудностями семей и результатами диагностики речевого развития детей 3-4 лет; формы психолого-педагогической поддержки включены в план взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников младшего дошкольного возраста в 40
ходе реализации проекта «Ознакомление родителей с речевым развитием детей 3-4 лет».
Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБУ детский сад № 54 «Аленка» г.о. Тольятти в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании принимали участие 20 детей 3-4 лет, их родители.
Выявление уровня речевого развития детей экспериментальной выборки осуществлялось на этапе констатирующего эксперимента поэтапно (согласно методике Ю.А. Резниковой): исследование динамической и статической организации речевого аппарата; исследование активной и пассивной речи ребенка; исследование мелкой моторики. Констатирующий этап исследования показал, что уровень речевого развития детей 3-4 лет соответствует границам нормы. Несмотря на это имеется необходимость проведения развивающей работы, направленной на совершенствование речевого развития детей 3-4 лет путем оказания психолого-педагогической поддержке семьям воспитанников.
В процессе формирующего эксперимента осуществлялась проверка положений гипотезы. Психолого-педагогическая поддержка семей воспитанников ДОО в аспекте речевого развития ребенка 3-4 лет была организована как целенаправленная система мер, способствующая повышению компетентности родителей, личных ресурсов семьи и тем самым, обеспечивающая оптимальные условия для улучшения развития речи детей. Результатом проектирования системы мер психолого-педагогической поддержки семей стал проект «Ознакомление родителей с речевым развитием детей 3-4 лет», включающий информационные, консультативные, просветительские формы работы. С детьми экспериментальной группы с целью развития речи были проведены открытые занятия для родителей, посвященные темам «Осень» и «Назови где...». Родители детей контрольной группы не были задействованы в формирующем эксперименте, полученные данные детей в ходе констатирующего исследования использовались для сравнения результатов и оценки эффективности разработанного проекта....


1. Авдулова Т. П. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО): учебное пособие. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. 316 с.
2. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников : учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2024. 300 с.
3. Засорина Л. Н., Беляковская Н. Н., Макарова Н. Ш. Речевое развитие детей 2-8 лет: методики: учебно-игровые материалы. СПб. : КАРО, 2013. 144 с.
4. Иссерс О. С. Речевое воздействие : учебное пособие. М. : Флинта, 2020. 240 с.
5. Копнина Г. А. Речевое манипулирование : учеб. пособие. М. :
ФЛИНТА, 2017. 170 с.
6. Кудряшева Л. А. Педагогика и психология : учебное пособие. М. : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2022. 160 с.
7. Кулакова Н. И. Развитие ребенка: третий год жизни: советы монтессори-педагога. СПб. : КАРО, 2015. 240 с.
8. Лях В. И. Развитие координационных способностей у
дошкольников. М. : Спорт, 2019. 128 с.
9. Мандель Б. Р. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2024. 152 с.
10. Официальный сайт Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54 «Алёнка» городского округа Тольятти: https://chgard54.tgl.net.ru/ (дата обращения 25.10.2023).
11. Педагогика, психология, общество: от теории к практике:
материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 22 декабря 2022 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина ; Чувашский республиканский институт образования. Чебоксары : Среда, 2022. 368 с.
12. Педагогика: теория и методика воспитательной работы : учебное пособие / под общ. ред. д-ра пед. наук В. Г. Рындак. М. : ИНФРА-М, 2023. 334 с.
13. Педагогика инклюзивного образования : учебник / Т. Г. Богданова, А. А. Гусейнова, Н. М. Назарова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. М. : ИНФРА-М, 2023. 335 с.
14. Педагогика инклюзивного образования : учебник / под ред. д-ра пед. наук О. В. Сальдаевой. М. : ИНФРА-М, 2023. 439 с.
15. Педагогика : учебник / В. Г. Рындак, А. М. Аллагулов, Т. В. Челпаченко [и др.] ; под общ. ред. В. Г. Рындак. М. : ИНФРА-М, 2023....20


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ