Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты исследования психологических особенностей готовности личности к браку 7
1.1 Проблема психологической готовности к браку
в отечественной и зарубежной психологической литературе 7
1.2 Психологические особенности личности как основа
готовности к браку 10
Глава 2 Эмпирическое исследование психологических особенностей готовности личности к браку 19
2.1 Организация и методы исследования психологических
особенностей готовности личности к браку 19
2.2 Диагностика психологических особенностей готовности
личности к браку 22
2.3. Практические рекомендации по формированию психологической готовности личности к браку 38
Заключение 42
Список используемой литературы 45
Приложение А Результаты исследования 48
Актуальность исследования. «В наше время происходит интенсивное развитие общества, это в свою очередь приводит к изменению семейных ценностей: представление о браке изменяется, происходит рост
альтернативных форм брачно-семейных отношений. Все больше молодых людей, которые не хотят вступать в брак или вообще не стремятся к семейным отношениям. Тем не менее, общество заинтересовано в подготовке молодых людей к созданию семьи, подготовка молодого поколения к браку приобретает особое значение.
В современном мире возрастает количество людей, вступающих в семейные отношения необдуманно и преждевременно. А между тем, брак требует не только принятия на себя ответственности, но и умения общаться с партнером» [3]. Следовательно, для создания семьи необходима
совместимость психологических особенностей личности, а именно темперамента и характера. Таким образом, проблема психологической готовности вступления в брак является актуальной.
Проблема психологических особенностей личности рассматривалась в трудах В.В. Белоуса, Б.А. Вяткина, Э.И. Гоникман, Ю.Б. Гипперрейтер, Р.М. Грановской, С.И. Дудина, В.М. Мерлина, В.Д. Небылицына, И.П. Павлова, В.М. Русалова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. Готовность к браку рассматривалась в работах А. Адлера, И.А. Арабова, А.А. Бодалева, И.В. Гребенникова, И.В. Дубровиной, Я.Л. Коломинского, С.В. Ковалёва, Б.С. Круглова, В.С. Мухиной, Н.Н. Обозова, Т.И. Юферевой.
Таким образом, существует противоречие между недостаточной сформированностью психологической готовности к браку у современной молодежи и недостаточной изученностью психологических особенностей личности, способствующих этой готовности.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования - определение психологических особенностей готовности личности к браку.
Актуальность, противоречие и проблема исследования определили тему исследования - «Психологические особенности готовности личности к браку».
Объект исследования - готовность личности к браку.
Предмет исследования - психологические особенности готовности личности к браку.
Цель исследования - изучить психологические особенности готовности личности к браку.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что психологические особенности готовности личности к браку имеют значимые различия у мужчин и женщин: в ролевых ожиданиях и притязаниях в браке, в ценностях, в нравственной готовности к браку и стратегиях поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи исследования:
• проанализировать понятие «психологическая готовность к браку» в отечественной и зарубежной литературе;
• изучить психологические особенности личности как основу готовности к браку;
• провести диагностику психологических особенностей готовности личности к браку;
• разработать практические рекомендации по формированию психологической готовности личности к браку.
Методы исследования:
• теоретические методы, направленные на изучение психологических особенностей готовности личности к браку;
• эмпирические методы: (личностный опросник Г. Айзенка «Тест на темперамент EPI»; опросник «Тактика поведения в конфликте» (К. Томас); опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова); опросник «Ценностные ориентации» (М. Рокич); «Опросник, раскрывающий готовность вступления в брак», (А.Ю. Чернов, Т.С. Триполева); опросник «Нравственная готовность к браку» (Е.К. Погодина);
• методы математической статистики обработки данных: U-критерий Манна-Уитни....
Анализ психологической литературы показал, что психологическая готовность к браку - это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку включает в себя целый комплекс аспектов, таких как формирование определенного нравственного комплекса - готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру; подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству; способность к самоотверженности по отношению к партнеру; наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, эмпатийный комплекс; высокая эстетическая культура чувств и поведения личности; умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения» [3].
«Среди базовых индивидуальных свойств, являющихся результирующей сочетания врожденных и приобретенных черт, выделяют темперамент и способности, самооценку и тип личности, совместно влияющие на формирование стиля поведения и деятельности» [9].
«По результатам личностного опросника Г. Айзенка «Тест на темперамент EPI» мы выявили, что в группе мужчин преобладающим типом темперамента является холерик. Следовательно, в данной выборке мужчины наиболее импульсивны. В группе женщин преобладающим типом темперамента у них является - меланхолик, что свидетельствует о высоком показателе интроверсии и нейротизма.
По результатам методики «Тактика поведения в конфликте», преобладающей стратегией поведения в конфликте у мужчин является - «соперничество». Большинству мужчин из нашей выборки свойственно предположение, что именно они должны выйти из конфликта победителями. У женщин преобладает стратегия поведения - «приспособление». Это свидетельствует о том, что женщины готовы уступать своим супругам, жертвуя своими интересами, чтобы избежать конфликта.
По результатам методики «РОП» мы выявили, что ожидания в браке у женщин менее прагматичны, чем у мужчин, и более связаны с удовлетворением потребностей в общении, в принятии, во взаимопонимании с супругом, в наличии общих интересов, во взаимной эмоциональной поддержке. Женщины больше значения придают проблеме воспитания детей, они, в большей степени, склонны принимать и оказывать помощь и поддержку членам семьи и озабочены тем, чтобы выглядеть привлекательной в глазах супруга. Иными словами, женщины больше заинтересованы в семейной жизни, чем мужчины, у них больше ожиданий относительно семейной жизни и, соответственно, они удовлетворяют больше разных потребностей в семье, чем мужчины» [33].
По результатам методики «Ценностные ориентации» мы выявили, что мужчины на первое место в терминальных ценностях, выделяют уверенность в себе. Женщины на первое место в терминальных ценностях выделяют счастливую семейную жизнь. У мужчин преобладающей инструментальной ценностью является эффективность в делах. У женщин из инструментальных ценностей на первых местах стоят такие ценности как: чуткость и честность. Ценности межличностного общения преобладают над ценностями профессиональной самореализации.
По результатам опросника, раскрывающего готовность к браку, мы выявили, что женщины готовы к принятию ответственности за благосостояние семьи, сохранение эмоционального климата, его поддержание. Женщины стремятся к пониманию партнера, уважению его мнения, а также уважения партнера, найти подход к партнеру, решить конфликтную ситуацию посредством нахождения компромиссного решения. готовы принимать привычки и потребности партнера, стремятся уважать его мысли и чувства, готовы обсуждать трудности и ошибки, которые возникают в семье и вне семьи. Мужчины не акцентируют внимание на привычки и потребности партнера, не готовы к принятию мыслей и чувств, мужчинам менее свойственно осознания значимости понимания во взаимоотношениях в семье, не готовы обсуждать трудности и ошибки, которые возникают в семье и вне семьи, принятие ответственности за благополучие в семейных взаимоотношениях, осознания своей значимости в отношениях.....
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. : Наука, 2015. 291 с.
2. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР М. : Прогресс, 2016. 83 с.
3. Волкова А. Н., Трапезникова Т. М. Психология семьи: хрестоматия Самара: Бахрах-М, 2017. 745 с.
4. Галимова Н. М. Подготовка умственно отсталых
старшеклассников к будущей семейной жизни: дис. ... канд. пед. наук:
13.00.03. Моск. пед. гос.ун. Москва, 2017. 190 с.
5. Гутарева Н. Ю. Психологические характеристики человека: способности, талант и гениальность // Молодой ученый. 2018. № 9 (89). С. 1291-1293.
6. Дружинин В. Н. Психология. СПб. : Питер, 2019. 656 с.
7. Жолудева С. В. Психологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. Пед. ин. Южный Федеральный университет Ростов-на-Дону, 2019. 258 с.
8. Зритнева Е. И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Север. Кавказ. гос. тех. ун. Ставрополь, 2017. 212 с.
9. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. М. : СПб, 2018. 215 с.
10. Ковалева О. Ф. К вопросу о готовности студенческой молодежи к семейной жизни и родительству // Материалы третьей Международной конференции «Психологические проблемы современной семьи». 2017. С. 457-465.
11. Круглов Б. С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейной жизни // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 63-68.
12. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие. Санкт- Петербург: Питер Пресс, 2016. 559 с.
13. Маликов Л. В. Психологическая готовность к браку в молодежной среде // Теория и практика современной науки. 2016. №4 (10). С. 439-442.
14. Малярова Н. В. Мотивация брака и прогноз психологического вмешательства // Семья и личность. 2018. С. 124-135.
15. Мерлин В. В. Творец учения об интегральной индивидуальности. М.: Психологический журнал. 2018. Т.29. №1...33