Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие лексического словаря у детей 6-7 лет посредством универсальных дидактических средств

Работа №138476

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития лексического словаря у детей 6-7 лет посредством универсальных дидактических средств 8
1.1 Сущность понятия «лексический словарь» и его методика
развития у детей 6-7 лет 8
1.2 Универсальные дидактические средства в развитии
лексического словаря у детей 6-7 лет 16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию лексического словаря у детей 6-7 лет посредством универсальных дидактических средств 22
2.1 Выявление уровня развития лексического словаря у детей 6-7
лет посредством универсальных дидактических средств 22
2.2 Содержание и организация работы по развитию лексического
словаря у детей 6-7 лет посредством универсальных
дидактических средств 33
2.3 Динамика развития лексического словаря у детей 6-7 лет
посредством универсальных дидактических средств 42
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 53
Приложение Б Протоколы по диагностическим методикам на констатирующем эксперименте 54
Приложение В Пример компьютерной игры «Времена года» 56
Приложение Г Пример мультимедийной презентации с фото-слайдами 57
Приложение Д Пример компьютерной игры «Умная ворона» 58

Уровень речевой культуры зависит не только от знаний литературного языка, строгого следования правилам законов логики, но и владения его богатствами. Богатство речи отдельного человека закладывается еще в раннем детстве и может продолжаться всю жизнь. Однако основы человек приобретает именно в процессе познания окружающего мира и в процессе первоначальной образовательной деятельности.
Развитие ребенка в целом предполагает преодоление различных этапов обучения. Первым этапом обучения является дошкольное, охватывающее период жизни в возрасте от 3 до 7 лет. В настоящей работе мы будем рассматривать возраст ребенка 6-7 лет, поскольку именно в этом возрасте закладывается окончательный фундамент личности для дальнейшего успешного обучения в школах.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая и сформированная речь в целом, а также развитие всестороннего словарного запаса.
Подтверждением этому являются многочисленные труды исследователей, таких как Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.П. Иваненко, Е.М. Струнина, которые определили, что в отсутствие у детей лексического формирования словарного запаса встречаются трудности в учении, овладении техниками письма, в общении.
Важным условием формирования лексического словаря дошкольника является подбор дидактических средств, методов и приемов, осуществляемый педагогами. Дидактические средства создают условия для наиболее эффективной отработки действий, приемов, формирования умений и навыков. Они подразделяются на визуальные, аудиальные, тренажеры и универсальные.
Универсальные дидактические средства (информационно­
коммуникационные технологии) представляют собой компьютер и сетевые информационные системы, компьютерные игры, различное оборудование позволяющие совмещать аудиальные и визуальные средства для обучения ребенка [18].
К.Д. Ушинский отмечал, что «детская природа требует наглядности» [16]. Теоретические основы реализации информационно­коммуникационных технологий являлись предметом исследования в трудах Т.В. Зиновьева, О.И. Семенкова, О. Филатова. Проблемы их использования исследуются в работах А.И. Ракитова, Э. Тоффлера [11].
Возможности универсальных дидактических средств безграничны, поскольку позволяют привлечь внимание дошкольника и погрузить его в яркую, интересную игровую ситуацию, сделать образовательную деятельность непосредственной, более привлекательной.
Однако компьютерные технологии в детском саду еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. До настоящего времени они остаются недооцененным инструментом развития лексического словаря у детей дошкольного возраста. Использование универсальных дидактических средств в дошкольном учреждении позволит пополнить лексический словарь детей старших групп путем ознакомления их с множеством слов, а также языковыми явлениями такими как синонимы, антонимы, многозначность слова. Кроме того, использование универсального средства позволит привить детям способность разностороннего мышления, активизации памяти, развитию речи путем объяснения того или иного выбора в играх.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью развития лексического словаря у детей 6-7 лет и недостаточным использованием универсальных дидактических средств в данном процессе.
На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности универсальных дидактических средств в развитии лексического словаря у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие лексического словаря у детей 6-7 лет посредством универсальных дидактических средств».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития лексического словаря у детей 6-7 лет посредством универсальных дидактических средств.
Объект исследования: процесс развития лексического словаря у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие лексического словаря у детей 6-7 лет посредством универсальных дидактических средств....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


«Современное развитие лексического словаря - это одно из существенных условий для успешной подготовки ребенка к успешному обучению в школе. Дети, не обладающие достаточным словарным запасом, испытывают трудности в коммуникации со сверстниками, в формировании выступлений.
Обогащение и активизацию словаря нужно совершенствовать с самого раннего возраста, а в последующем дополнять его путем применения современных методов и средств» [8].
«Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи говорил, что «если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» [6]. Данное утверждение позволяет утверждать, что использование разнообразных технологий в обучении и развитии лексического словаря дошкольников позволит добиться значимых итогов, по сравнению с традиционными методами обучения.
В процессе исследования нами были предложены три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).
Констатирующий этап эксперимента показал, что уровень развития словаря у большинства детей старшего дошкольного возраста (40%) наблюдается низкий уровень лексического словаря. У этих детей отсутствует активность общения, инициативы. Речь в основном обогащена односложными словами. Исходя из полученных результатов констатирующего эксперимента мы сделали вывод о необходимости внедрения универсальных дидактических средств для повышения эффективности развития лексического словаря у детей старшего дошкольного возраста» [10].
На формирующем этапе эксперимента нами была организована работа по развитию лексического словаря детей 6-7 лет посредством универсальных дидактических средств, позволяющих создавать для ребенка игровые задания и упражнения.
Реализация данной работы осуществлялась на специальных занятиях, в совместной деятельности детей и педагога, самостоятельной деятельности детей. Работа по развитию лексического словаря предполагала как совместную деятельность с педагогом, так и самостоятельную работу ребенка при прохождении компьютерных игр.
После проведения работы мы перешли к контрольному этапу эксперимента, результаты которого должны были подтвердить нашу гипотезу или наоборот опровергнуть. «Контрольный этап эксперимента показал, что уровень развития словаря у детей старшего дошкольного возраста значительно повысился по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Это позволило сделать вывод о том, что проведенная работа дала ощутимые положительные результаты, поставленные задачи были решены, цель достигнута.
Таким образом, была доказана гипотеза о том, что развитие лексического словаря у детей 6-7 лет имеет ряд особенностей, обусловленных как возрастом, так и спецификой общего речевого развития. Универсальные дидактические средства, направленные на всестороннее формирование, расширение и активизацию словаря, будет способствовать повышению эффективности педагогического воздействия в целях увеличения лексического словаря у детей 6-7 лет» [8].


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Академия, 2014. 811 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие. М. : Издательский центр «Академия», 2012. 400 с.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. М. : Мозаика-Синтез, 2015. 272 с.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. : Просвещение. 2012. 117 с.
5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. М. : Мозаика-синтез. 2016. 112 с.
6. Грязнова В. С. Использование информационно-коммуникационных
технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся в урочное и внеурочное время. [Электронный ресурс]. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/01/30(дата
обращения 10.09.2023).
7. Даскалова Ф. Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду. // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста: сборник статей. М. : Прометей, 1989. С. 66-87.
8. Даютова И. Г. Развитие речи дошкольников с применением ИКТ
[Электронный ресурс]. https://www.prodlenka.org/profile/189897 (дата
обращения 10.09.2023).
9. Дорохова И. А. Система работы по использованию информационно­коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста. // Инновационные педагогические технологии : материалы международной научной конференции. Казань : Бук, 2014. С. 79-82.
10. Елсакова А. Н. Использование инновационных технологий в работе
учителя-логопеда // Педагогика: традиции и инновации: материалы V международной научной конференции (г. Челябинск, июнь 2014 г.).
Челябинск : Два комсомольца, 2014. С. 33-34.
11. Зайцева К. П. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности с использованием информационно­коммуникационных технологий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №1 (57).
12. Куманова Н. А. Речевое воспитание детей дошкольного возраста в педагогических взглядах Е.И. Тихеевой // Проблемы педагогики. 2017. №6 (29).
13. Легачева Е. Н., Кочелакова О. Д. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий // Молодой ученый. 2016. №7. С. 666-669.
14. Нигина Я. Сущность лексического словаря и его необходимость.
Science and Education. 2023. №2. [Электронный ресурс]. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/suschnost-leksicheskogo-slovarya-i-ego- neobhodimost (дата обращения: 29.09.2023).
15. Павлова Н. А. Информационно-коммуникационные технологии в работе с дошкольниками // Педагогический поиск : творчество, мастерство, качество: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Томск : ТОИПКРО, 2015....22


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ