Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения возможности развития нравственных качеств у младших школьников 8
1.1 Развитие нравственных качеств в начальной школе как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Условия развития нравственных качеств в начальной школе
на уроках литературного чтения 16
Глава 2 Эмпирическое исследование по развитию нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения 26
2.1 Определение уровня сформированности нравственных
качеств у младших школьников 26
2.2 Разработка комплексной системы уроков по литературному
чтению для эффективного развития нравственных качеств у младших школьников 40
2.3 Определение динамики развития нравственных качеств у
младших школьников на уроках литературного чтения 54
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложение А Список учащихся 65
Приложение Б Анкетирование «Что такое хорошо и что такое плохо».... 66
Приложение В «Закончи предложение» Н.Е. Богуславской» 67
Приложение Г Тест-опросник на тему «Добрый ли я?» 68
В настоящее время в РФ происходят существенные изменения как негативные, так и положительные, которые оказывают существенное влияние на нравственную сферу жизни общества. Важное значение имеет массовое развитие информационных технологий и большой поток информации, которая не всегда имеет положительный характер.
Общество нуждается в людях с высокими нравственными установками, активными, доброжелательными и открытыми для познания. На развитие и воспитание всех этих качеств нацелена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО), главной целью которых является воспитание личности человека в соответствии с требованиями демократического общества.
Говоря о личностном развитии следует понимать укрепление нравственности, которая базируется на морали человека, его внутренней совести, которая и определяет поведение человека по отношению к окружающим. Личностное развитие предполагает развитие трудолюбия, самостоятельности, инициативы и других важных качеств человека.
Поэтому в современном образовании большое внимание уделяется вопросу нравственного развития, т.к. чем выше развито нравственное воспитание у ребенка, тем меньше девиантного поведения и выше оценка нравственности.
Нравственная культура рассматривалась в трудах многих ученых. Проблеме нравственного развития уделяется большое внимание в трудах таких ученых, как, например, К.Д. Ушинского, А.М. Жиркого и многих других.
В ходе учебной деятельности у ребенка развиваются различные нравственные качества. Важно понимать, что педагогические условия должны соответствовать гармоничному развитию честности, вежливости, трудолюбию, ответственности. Следует отметить, что все вышеописанные качества возможно развивать на уроках литературного чтения, что и определяет актуальность выбранной темы исследования.
Проблемами развития нравственных качеств занимались многие психологи, педагоги, философы, например, Аристотель, Т.В. Анохина, Ю.К. Бабанский, Н.К. Крупская, К.Д. Ушинский. В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко проводили ряд исследований, где раскрывали понятие нравственного воспитания, методы и формы.
Научная литература и многочисленные взгляды ученых, психологов и педагогов в области проблем развития нравственности говорят о необходимости ее развития в младшем школьном возрасте.
Противоречие заключается в необходимости развития нравственных качеств у младших школьников и недостатком использования уроков литературного чтения в данной работе.
Проблема исследования: какие возможности уроков литературного чтения в развитии нравственных качеств младших школьников?
Тема бакалаврской работы: «Развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс развития нравственных качеств у младших школьников при помощи уроков литературного чтения.
Предмет исследования: развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза: мы предполагаем, что на уроках литературного чтения развитие нравственных качеств у младших школьников возможно при соблюдении педагогических условий:
- в образовательном процессе будут использоваться различные методы и приемы развития и стимулирования, например, эвристические беседы, инсценировки, игры и т.д.;
- содержание уроков будет построено таким образом, что будет включать в себя темы нравственного развития...
Изучив теоретический аспект исследования, было рассмотрено понятие «нравственные качества», а также смежных понятий - «нравственность и «мораль».
Под нравственными качествами рассматривают постоянные качества личности, которые проявляются в сформированности нравственного поведения, ориентации на нравственные идеалы, манеры поведения, отношении к окружающим. Внешне нравственные качества могут проявляться в манере поведения, внутренние проявления отражаются в мыслях, во внутреннем мире человека. Нравственные качества могут формироваться под воздействием окружающей среды и людей.
В качестве исследуемых нравственных качеств в работе рассмотрены: справедливость, доброжелательность, доброта.
Было выявлено, что дети в младшем школьном возрасте отличаются повышенной восприимчивостью, высокой степенью отвлеченности, подвижностью, искренне верят в подлинность слов взрослых. Таким образом, оказывая влияние на сознание и нравственное воспитание, мы можем корректировать поведение учеников младших классов и положительно развивать нравственные качества.
Оптимальное развитие нравственных качеств может быть достигнуто на уроках литературного чтения. Художественная литература эффективно влияет на развитие нравственных качеств младших школьников, так как в ходе обучения соблюдались оптимальные педагогические условия, включающие цели, содержание, методы, приемы и средства с учетом возрастных и психолого-физиологических особенностей школьников. Например, этические и эвристические беседы, использование иллюстраций, учебного материала, использование музыкального сопровождения, игровая форма проведения уроков.
На базе критериев оценки развития нравственных качеств (поведенческие, эмоционально-мотивационные, когнитивные критерии) были выделены уровни сформированности нравственных качеств: высокий, средний, низкий. Для конкретного критерия использовалась определенная методика исследования.
Так, поведенческому критерию свойственна готовность следовать принятым нравственным нормам, поэтому в качестве методики выбрана методика Ж. Пиаже «Подели игрушки». Проведенная диагностика показала, что высокий уровень развития такого нравственного качества, как справедливость, у младших школьников экспериментальной группы ниже, чем в контрольной, что говорит о низком уровне нравственных качеств у учащихся.
Следующий критерий эмоционально-мотивационный. Данному критерию соответствует методика «Пословица» С.М. Петровой, где ключевыми показателями является сформированность нравственных качеств, отношение к себе и окружающим. При помощи данной методики диагностируется развитие таких нравственных качеств, доброта, порядочность. Эксперимент показал, что низкий уровень наблюдается у большого числа школьников экспериментальной группы исследования. Данные показывают, что у учеников ценностное отношение к себе и окружающим сформировано некорректно. Следует отметить, что для того, чтобы наиболее полно оценить эмоционально-мотивационный уровень была проведена диагностика при помощи методики «Закончи предложение» Н.Е. Богуславской.
В работе были разработаны сравнительные данные констатирующего этапа исследования, которые показали, что нравственные качества сформированы в недостаточной степени. Для того, чтобы повысить уровень сформированности нравственных качеств была разработана система уроков по литературному чтению для учеников 2 класса.
Весь материал соответствовал индивидуальным особенностям учащихся (возрастные, психолого-физиологическим особенности). Планирование комплекса уроков строилось на базе стихотворений, рассказов, т.к. они наиболее близки ученикам 2 класса.
Следует отметить, что планирование системы уроков по литературному чтению было составлено с учетом результатов констатирующего исследования, поэтому сложность уроков соответствует уровню сформированности нравственных качеств учеников начальной школы. Методами, средствами, приемами на уроках использовались эвристическая беседа, игра, личный пример, использование иллюстраций, этические беседы, использование музыкальных произведений. На уроках были использованы иллюстрации для наглядности и этические беседы для эффективности усвоения информации. В ходе урока детям необходимо было прочитать сказку и провести ее анализ. После чего была проведена этическая беседа о необходимости и важности труда.
Разработанная и реализованная система уроков по литературному чтению предоставила учащимся наиболее полное и точное описание нравственных качеств.
Мы прослеживаем динамику увеличения количества учеников высокого уровня развития нравственных качеств, средний уровень остается практически неизменный, а в низком уровне сформированности мы видим положительные изменения, наблюдается уменьшение количества учеников с низкими показателями сформированности нравственных качеств. Таким образом, разработанная и реализованная система уроков по литературному чтению эффективна и позволяет развивать нравственные качества учеников на уроках литературного чтения.
1. Акинина Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей школьного возраста. Москва: Издательство Перспектива, 2019. 248 с.
2. Ахметжанова Г. В. Современные проблемы теории и практики начального образования: монография // Г.В. Ахметжанова. Тольятти: ТГУ, 2013. 179 с.
3. Болотина Л. Р. Школьная педагогика. М.: Академия, 2018. 317 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: ЧеРо, 2019. 244 с.
5. Большой толковый словарь русского языка // под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Издательство Астрель, 1999. 1268 с.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2020. 365 с.
7. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. М.: Просвещение, 2019. 117 с.
8. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. // В.И. Даль. М.: Рус. Яз. Медиа, 2003. 688 с.
9. Жесткова Е. А. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки. М.: Международный журнал, 2021. 129 с.
10. Зябкина В. В. Роль художественной литературы в формировании нравственно-эстетических качеств личности. М.: Дрофа, 2019. 62 с.
11. Калюжный А. А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. М.: Просвещение, 2018. 187 с.
12. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учебник для студ. М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019. 380 с.
13. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебн. пособие для студ. М.: Юрайт, 2020. 324 с.
14. Макаренко А. С. Правильно воспитывать детей. Как? М.: АСТ,
2019. 320 с.
15. Матвеева Л. И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. Л.: ЛГПИ, 2019...20