Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретический аспект развития творческих способностей: понятие и содержание 8
1.1 Развитие творческих способностей как компонент развития личности 8
1.2 Арт-терапия как средство развития творческих способностей у подростков 13
1.3 Условия развития творческих способностей у подростков средствами арт-терапии 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у подростков средствами арт-терапии 24
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей у подростков 24
2.2 Содержание работы по развитию творческих способностей у подростков средствами арт-терапии 33
2.3 Динамика уровня развития творческих способностей у подростков 47
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Характеристика выборки исследования 57
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 58
Приложение В Результаты исследования на контрольном этапе 60
Современное общество и система образования предъявляют требования к развитию и воспитанию творческих всесторонне развитых личностей, обладающих умением творчески подходить к решению задач, стремлением и инициативностью к созданию новых оригинальных идей, умением мыслить творчески, нестандартно и креативно. Обозначенные аспекты в полной мере составляют основу творческих способностей. Важность творческого направления развития личности обучающихся отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Изучению сущности творческих способностей как объекта психолого-педагогических исследований, посвящены исследования Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.П. Калошиной, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина, Б.М. Теплова и других. Авторы подробно описывают компоненты творческих способностей, факторы их развития, а также общее значение в творческом развитии личности.
Следует отметить, что развитие творческих способностей важно начинать с раннего детства, когда дети наиболее активны и любознательны. При этом сам процесс развития творческих способностей является достаточно длительным, и осуществляется на протяжении всей жизни человека. В частности, подростковый возраст, по мнению многих исследователей, является одним из продуктивных в развитии творческого потенциала личности. Однако в силу происходящих психофизиологических изменений активность и эффективность процесса развития творческих способностей у подростков зависит от многих внешних и внутренних факторов - в особенности от эмоционально-волевой сферы подростков, которая отличается неустойчивостью.
В соответствие с данными особенностями следует использовать такие средства и способы развития творческих способностей у подростков, которые будут учитывать нестабильность их психических и поведенческих проявлений. В таком случае оптимальным средством развития выступает арт- терапия, то есть направление психотерапии, связанное с процессом изобразительного творчества. С помощью данного средства осуществляется развитие психики личности, а также ее способностей, в том числе, творческих.
Являясь комплексным средством, арт-терапия воздействует как на психический, так и деятельностный аспект развития личности. Особенности ее использования как развивающего метода отмечают А.И. Копытин, О.И. Постальчук, Н.Е. Пурнис, С.В. Радькова, Е.Е. Свистовская и другие. При этом остаются нераскрытыми условия развития творческих способностей у подростков средствами арт-терапии, что определяет актуальность темы исследования.
Изучение и анализ актуальной и фундаментальной психолого-педагогической литературы, и педагогической практики способствовали выявлению противоречия между необходимостью развития творческих способностей у подростков и недостаточным использованием потенциала арт-терапии в данном процессе...
Творческие способности являются сложным многокомпонентным понятием, представляющим собой индивидуально-психологические особенности личности, задатки умений и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение человеком деятельности, требующей проявления оригинальности и творческого подхода. Такие способности проявляются в развитом творческом мышлении, воображении, умении креативно мыслить и нестандартно решать простые задачи, стремлении создавать новые оригинальные идеи, соответственно в структуре творческих способностей выделяется мотивационный, когнитивный и деятельностный компонент.
Оптимальным и эффективным средством развития творческих способностей у подростков выступает арт-терапия, представляющая собой направление психотерапии, связанное с процессом художественного творчества, которое способствует развитию психики личности, а также ее способностей.
Важным является определение и создание оптимальных условий развития творческих способностей у подростков средствами арт-терапии. Необходимо использовать разнообразные виды и формы арт-терапии, нетрадиционные методы работы, необычные и разнообразные материалы, предлагать игровые и релаксационные упражнения.
С целью определения и апробации возможности развития творческих способностей у подростков средствами арт-терапии была реализована опытно-экспериментальная работа.
В результате на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень развития творческих способностей был диагностирован у 35 % подростков экспериментальной и у 30 % контрольной группы, средний уровень - у 45 % подростков экспериментальной и у 40 % контрольной группы, а высокий уровень - у 20 % подростков экспериментальной и у 30 % контрольной группы.
В ходе формирующего этапа эксперимента были определены и апробированы возможности развития творческих способностей у подростков средствами арт-терапии. Было разработано 10 развивающих занятий, проведенных с подростками экспериментальной группы, в которых были использованы различные виды арт-терапии (изотерапия, пластилинотерапия, цветотерапия, глинотерапия) и нетрадиционные методы и техники работы (кляксографии, рисование нитями и прочее). Также была обогащена развивающая среда образовательного учреждения разнообразными художественными и изобразительными материалами для проведения арт- терапии...