Развитие художественно-образного мышления младших школьников в процессе творческой деятельности
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития художественно-образного мышления младших школьников в процессе творческой деятельности 8
1.1 Понятие, сущность и особенность художественно-образного мышления младших школьников 8
1.2 Педагогические условия развития художественно-образного мышления младших школьников в процессе творческой деятельности 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-образного мышления младших школьников в процессе творческой деятельности 24
2.1 Выявление уровня развития художественно-образного мышления младших школьников 24
2.2 Реализация педагогических условий развития художественно-образного мышления младших школьников в творческой деятельности 37
2.3 Анализ результатов опытно экспериментальной работы 45
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложение А Список учеников 59
Приложение Б Результаты констатирующего исследования 60
Приложение В Результаты контрольного исследования 64
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития художественно-образного мышления младших школьников в процессе творческой деятельности 8
1.1 Понятие, сущность и особенность художественно-образного мышления младших школьников 8
1.2 Педагогические условия развития художественно-образного мышления младших школьников в процессе творческой деятельности 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-образного мышления младших школьников в процессе творческой деятельности 24
2.1 Выявление уровня развития художественно-образного мышления младших школьников 24
2.2 Реализация педагогических условий развития художественно-образного мышления младших школьников в творческой деятельности 37
2.3 Анализ результатов опытно экспериментальной работы 45
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложение А Список учеников 59
Приложение Б Результаты констатирующего исследования 60
Приложение В Результаты контрольного исследования 64
Экономические преобразования в современной России требуют формирования творческой личности, способной быстро и творчески решать новые задачи. В этой связи перед школами и другими учреждениям дополнительного образования стоит задача формирования творческого мышления у детей.
Художественно-образное мышление - это форма творческого отражения действительности человеком. Поведение младших школьников можно определить как творческий процесс преобразования имеющихся в его памяти образов и представлений. Художественное мышление детей отличается широким диапазоном и разнообразием.
Развитие художественно-образного мышления младших школьников может быть представлено разными уровнями развития, которые основываются на двух основах: развитии наблюдательности (умения всматриваться в жизнь и создавать художественный образ) и развитие фантазийности (способности видеть то, что происходит в жизни).
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» задачами современного образования являются использование учебно-методического материала для развития художественно-образного мышления младших школьников, что и обуславливает актуальность темы исследования.
Вопросы, связанные с развитием художественно-образного мышления младших школьников рассматриваются в работах зарубежных и отечественных ученных, к числу которых относятся: Л.П. Скрыльникова, О.В Пастюк, А.И. Кравченко и другие ученые.
Психологи, к числу которых относятся О.Н. Богомягкова, О.Ю. Елькина, Н.Г. Казарина считают, что в младшем школьном возрасте наиболее благоприятно развиваются творческие способности у детей, так как они в этом возрасте дети открыты и хотят познавать все новое.
Несмотря на существующий интерес исследователей к проблеме изучения художественно-образного мышления младших школьников и накопленный опыт, проблема развития художественно-образного мышления младших школьников в процессе творческой деятельности остается слабо развитой.
Актуальность проблемы исследования повлекла за собой явление противоречия между потребностью в методическом обеспечении процесса развития художественно-образного мышления младших школьников и недостаточной методической разработанностью способов формирования художественно-образного мышления младших школьников на уроках, адаптированных к использованию в современных условиях образовательного процесса начальной школы...
Художественно-образное мышление - это форма творческого отражения действительности человеком. Поведение младших школьников можно определить как творческий процесс преобразования имеющихся в его памяти образов и представлений. Художественное мышление детей отличается широким диапазоном и разнообразием.
Развитие художественно-образного мышления младших школьников может быть представлено разными уровнями развития, которые основываются на двух основах: развитии наблюдательности (умения всматриваться в жизнь и создавать художественный образ) и развитие фантазийности (способности видеть то, что происходит в жизни).
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» задачами современного образования являются использование учебно-методического материала для развития художественно-образного мышления младших школьников, что и обуславливает актуальность темы исследования.
Вопросы, связанные с развитием художественно-образного мышления младших школьников рассматриваются в работах зарубежных и отечественных ученных, к числу которых относятся: Л.П. Скрыльникова, О.В Пастюк, А.И. Кравченко и другие ученые.
Психологи, к числу которых относятся О.Н. Богомягкова, О.Ю. Елькина, Н.Г. Казарина считают, что в младшем школьном возрасте наиболее благоприятно развиваются творческие способности у детей, так как они в этом возрасте дети открыты и хотят познавать все новое.
Несмотря на существующий интерес исследователей к проблеме изучения художественно-образного мышления младших школьников и накопленный опыт, проблема развития художественно-образного мышления младших школьников в процессе творческой деятельности остается слабо развитой.
Актуальность проблемы исследования повлекла за собой явление противоречия между потребностью в методическом обеспечении процесса развития художественно-образного мышления младших школьников и недостаточной методической разработанностью способов формирования художественно-образного мышления младших школьников на уроках, адаптированных к использованию в современных условиях образовательного процесса начальной школы...
Художественно-образное мышление - это форма творческого отражения действительности человеком. Поведение младших школьников можно определить как творческий процесс преобразования имеющихся в его памяти образов и представлений. Художественное мышление детей отличается широким диапазоном и разнообразием.
Цель исследования заключалась в экспериментальной проверке развития художественно-образного мышления младших школьников в процессе творческой деятельности.
Результаты констатирующего этапа исследования (тест Э.П. Торренса) определили, что в экспериментальной группе у 11 человек, а в контрольной группе у 12 человек учащихся наблюдался средний уровень развития художественно-образного мышления. В ходе тестирования младшие школьники выполнили полностью задание, смогли придумать название к каждой картинке. Низкий уровень развития художественно-образного мышления в экспериментальной группе наблюдалось у 9 человек, в контрольной группе у 8 человек. Большинство младших школьников, которые в совокупности набрали менее 55 баллов, не все картинки дорисовали, не смогли придумать название к нарисованным картинкам, большинство дорисованных картин были не оригинальны и повторяющиеся.
На основании проведенного исследования (методика Е.М. Торшиловой и Т.В. Морозовой, методика В.С. Мухиной) выявлено, что в
экспериментальной группе у 8 человек, а в контрольной группе у 6 человек учащихся наблюдался низкий уровень развития художественно-образного мышления. В ходе исследования младшие школьники не смогли самостоятельно выполнить задания, обращались за помощью к взрослому, рисунки были несложные, использовались один-два цвета. Средний уровень развития художественно-образного мышления младших школьников у 60% экспериментальной группы и у 70% контрольной группы. В ходе исследования ученики выполнили задания, однако возникли трудности в передаче эстетического изображения, дети не смогли в достаточной степени объяснить, почему именно этот рисунок был изображен, частично предоставили ответы на заданные вопросы.
В целом диагностическое исследование выявило, что у учащихся МБУ «Школа №91» прободает средний уровень развития художественно-образного мышления. Полученные результаты исследования учтены при дальнейшей реализации программы, направленной на развитие художественно-образного мышления младших школьников в процессе осуществления творческой деятельности...
Цель исследования заключалась в экспериментальной проверке развития художественно-образного мышления младших школьников в процессе творческой деятельности.
Результаты констатирующего этапа исследования (тест Э.П. Торренса) определили, что в экспериментальной группе у 11 человек, а в контрольной группе у 12 человек учащихся наблюдался средний уровень развития художественно-образного мышления. В ходе тестирования младшие школьники выполнили полностью задание, смогли придумать название к каждой картинке. Низкий уровень развития художественно-образного мышления в экспериментальной группе наблюдалось у 9 человек, в контрольной группе у 8 человек. Большинство младших школьников, которые в совокупности набрали менее 55 баллов, не все картинки дорисовали, не смогли придумать название к нарисованным картинкам, большинство дорисованных картин были не оригинальны и повторяющиеся.
На основании проведенного исследования (методика Е.М. Торшиловой и Т.В. Морозовой, методика В.С. Мухиной) выявлено, что в
экспериментальной группе у 8 человек, а в контрольной группе у 6 человек учащихся наблюдался низкий уровень развития художественно-образного мышления. В ходе исследования младшие школьники не смогли самостоятельно выполнить задания, обращались за помощью к взрослому, рисунки были несложные, использовались один-два цвета. Средний уровень развития художественно-образного мышления младших школьников у 60% экспериментальной группы и у 70% контрольной группы. В ходе исследования ученики выполнили задания, однако возникли трудности в передаче эстетического изображения, дети не смогли в достаточной степени объяснить, почему именно этот рисунок был изображен, частично предоставили ответы на заданные вопросы.
В целом диагностическое исследование выявило, что у учащихся МБУ «Школа №91» прободает средний уровень развития художественно-образного мышления. Полученные результаты исследования учтены при дальнейшей реализации программы, направленной на развитие художественно-образного мышления младших школьников в процессе осуществления творческой деятельности...
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОРИГАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОСВОЕНИЯ
ТЕХНИКИ «ФЛЮИД-АРТ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - РИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО
МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ
ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
ИНТЕРЬЕРА
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - «Развитие образного мышления учащихся среднего школьного возраста
на занятиях по художественному иллюстрированию»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2023





