Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие художественно-образного мышления младших школьников в процессе творческой деятельности

Работа №138392

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2023
Стоимость4620 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития художественно-образного мышления младших школьников в процессе творческой деятельности 8
1.1 Понятие, сущность и особенность художественно-образного мышления младших школьников 8
1.2 Педагогические условия развития художественно-образного мышления младших школьников в процессе творческой деятельности 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-образного мышления младших школьников в процессе творческой деятельности 24
2.1 Выявление уровня развития художественно-образного мышления младших школьников 24
2.2 Реализация педагогических условий развития художественно-образного мышления младших школьников в творческой деятельности 37
2.3 Анализ результатов опытно экспериментальной работы 45
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложение А Список учеников 59
Приложение Б Результаты констатирующего исследования 60
Приложение В Результаты контрольного исследования 64

Экономические преобразования в современной России требуют формирования творческой личности, способной быстро и творчески решать новые задачи. В этой связи перед школами и другими учреждениям дополнительного образования стоит задача формирования творческого мышления у детей.
Художественно-образное мышление - это форма творческого отражения действительности человеком. Поведение младших школьников можно определить как творческий процесс преобразования имеющихся в его памяти образов и представлений. Художественное мышление детей отличается широким диапазоном и разнообразием.
Развитие художественно-образного мышления младших школьников может быть представлено разными уровнями развития, которые основываются на двух основах: развитии наблюдательности (умения всматриваться в жизнь и создавать художественный образ) и развитие фантазийности (способности видеть то, что происходит в жизни).
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» задачами современного образования являются использование учебно-методического материала для развития художественно-образного мышления младших школьников, что и обуславливает актуальность темы исследования.
Вопросы, связанные с развитием художественно-образного мышления младших школьников рассматриваются в работах зарубежных и отечественных ученных, к числу которых относятся: Л.П. Скрыльникова, О.В Пастюк, А.И. Кравченко и другие ученые.
Психологи, к числу которых относятся О.Н. Богомягкова, О.Ю. Елькина, Н.Г. Казарина считают, что в младшем школьном возрасте наиболее благоприятно развиваются творческие способности у детей, так как они в этом возрасте дети открыты и хотят познавать все новое.
Несмотря на существующий интерес исследователей к проблеме изучения художественно-образного мышления младших школьников и накопленный опыт, проблема развития художественно-образного мышления младших школьников в процессе творческой деятельности остается слабо развитой.
Актуальность проблемы исследования повлекла за собой явление противоречия между потребностью в методическом обеспечении процесса развития художественно-образного мышления младших школьников и недостаточной методической разработанностью способов формирования художественно-образного мышления младших школьников на уроках, адаптированных к использованию в современных условиях образовательного процесса начальной школы...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Художественно-образное мышление - это форма творческого отражения действительности человеком. Поведение младших школьников можно определить как творческий процесс преобразования имеющихся в его памяти образов и представлений. Художественное мышление детей отличается широким диапазоном и разнообразием.
Цель исследования заключалась в экспериментальной проверке развития художественно-образного мышления младших школьников в процессе творческой деятельности.
Результаты констатирующего этапа исследования (тест Э.П. Торренса) определили, что в экспериментальной группе у 11 человек, а в контрольной группе у 12 человек учащихся наблюдался средний уровень развития художественно-образного мышления. В ходе тестирования младшие школьники выполнили полностью задание, смогли придумать название к каждой картинке. Низкий уровень развития художественно-образного мышления в экспериментальной группе наблюдалось у 9 человек, в контрольной группе у 8 человек. Большинство младших школьников, которые в совокупности набрали менее 55 баллов, не все картинки дорисовали, не смогли придумать название к нарисованным картинкам, большинство дорисованных картин были не оригинальны и повторяющиеся.
На основании проведенного исследования (методика Е.М. Торшиловой и Т.В. Морозовой, методика В.С. Мухиной) выявлено, что в
экспериментальной группе у 8 человек, а в контрольной группе у 6 человек учащихся наблюдался низкий уровень развития художественно-образного мышления. В ходе исследования младшие школьники не смогли самостоятельно выполнить задания, обращались за помощью к взрослому, рисунки были несложные, использовались один-два цвета. Средний уровень развития художественно-образного мышления младших школьников у 60% экспериментальной группы и у 70% контрольной группы. В ходе исследования ученики выполнили задания, однако возникли трудности в передаче эстетического изображения, дети не смогли в достаточной степени объяснить, почему именно этот рисунок был изображен, частично предоставили ответы на заданные вопросы.
В целом диагностическое исследование выявило, что у учащихся МБУ «Школа №91» прободает средний уровень развития художественно-образного мышления. Полученные результаты исследования учтены при дальнейшей реализации программы, направленной на развитие художественно-образного мышления младших школьников в процессе осуществления творческой деятельности...


1. Алмазова И. Г. Педагогические условия формирования эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности: монография / И. Г. Алмазова. 2-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2019. 243 с.
2. Богомягкова О. Н. Лабораторный практикум по детской психологии [Электронный ресурс] /сост. Л. П. Скрыльникова, О. Н. Богомягкова. 4-е изд., стер. Москва: Флинта, 2019. 67 с.
3. Бохан Т. Г. Психология стресса: системный подход: учебное пособие / Т. Г. Бохан. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. 140 с.
4. Борисов В. Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. № 125. С. 164-183.
5. Вергелес Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников: учебное пособие / Г. И. Вергелес. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: ИНФРА-М, 2023. 174 с.
6. Гербарт И. Ф. Психология / И.Ф. Гербарт. Москва: ИД Территория будущего, 2007. 288 с.
7. Гуревич П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. 2-е изд. Москва: ИНФРА-М, 2023.332 с.
8. Гуревич П. С. Психология: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 320 с.
9. Ежова О. Н. Психология: практикум / О. Н. Ежова. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2021. 95 с.
10. Елькина О. Ю. Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования : учеб. пособие / О. Ю. Елькина, Н. Л. Сабурова. 2-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2017. 162 с.
11. Захарова Н. Л. Планирование теоретического и эмпирического исследования / Н. Л. Захарова. Москва : Директ-Медиа, 2019. 89 с.
12. Истратова О. Н. Психология эффективного общения и группового взаимодействия : учеб. пособие / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. 192 с.
13. Казарина Н. Г. Поведение в конфликте младшего школьника как исследовательская задача / Н. Г. Казарина. Текст: электронный // Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2019. №1. С. 29-32.
14. Караванова Л. Ж. Психология: учебное пособие для бакалавров / Л. Ж. Караванова. 3-е изд., стер. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. 264 с.
15. Кашапов М. М. Психология творческого мышления: учебное пособие / М. М. Кашапов. Москва: ИНФРА-М, 2024. 436 с...(36)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ