Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников 9
1.1 Понятие, сущность и особенности формирования
познавательных универсальных учебных действий младших школьников 9
1.2 Проектная деятельность как средство формирования
познавательных универсальных учебных действий младших школьников 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира в ходе проектной деятельности 21
2.1 Выявление уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий младших школьников 21
2.2 Реализация содержания проектной деятельности как
средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира 31
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 35
Заключение 41
Список используемой литературы 44
Приложение А Список учеников МБОУ «Школа №5» 47
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования 48
Приложение В Результаты контрольного этапа исследования 51
Актуальность темы исследования заключается в том, что современный этап развития общества требует от людей нестандартного мышления, умения самостоятельно искать решение поставленных задач, а также использовать современные технологии. Задача Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения заключается в подготовке личности к самостоятельному саморазвитию.
Важным компонентом в подготовке нового поколения учащихся является универсальная учебная деятельность, которая раскрывает пути становления и развития умения обучаться. В новом учебном пособии помимо предметных выделены личностные результаты (способность к самосовершенствованию, желание и способность развивать свои познавательные способности, социальное и гражданское отношение к учебе), а также метапредметные (познание универсальных понятий и их взаимосвязь).
Современное образование направлено на обучение школьников самостоятельному поиску и освоению знаний и применению полученных знаний в реальной жизни. Для достижения этой цели необходимо формировать познавательные универсальные действия. Составляющие блока универсальных учебных действий способствуют развитию познавательной активности, логического мышления, умению находить решения проблемных ситуаций и решать их.
В эпоху стремительного роста и обновления знаний универсальные учебные действия становятся важным компонентом нового поколения образовательных стандартов для учащихся младших классов. На сегодняшний день всё более актуальными становятся методы и приемы, которые обучают самостоятельному поиску новых знаний, выдвижению гипотез и анализу данных.
На начальных этапах обучения педагогическая деятельность направлена на формирование общих умений, навыков и способов учебной деятельности, обеспечивающих успешное обучение в дальнейшем. Ученые, такие как Е.А. Соколков, М.М. Кашапов, С.В. Пазухина, М.М. Шевцова считают, что успех зависит не только от личности педагога, но и от самого обучающегося.
Самостоятельность в работе, логическое мышление, стремление постоянно расширять свой кругозор позволяет ученикам решать нестандартные задачи. Учителю, работающему над развитием познавательной деятельности учащихся, необходимо использовать различные средства обучения.
Проектная деятельность, на сегодняшний день, является одним из способов достижения поставленной цели. Она направлена на стимулирование познавательной активности учащихся в процессе обучения. Важным компонентом развития активной личности в процессе проектной деятельности является развитие творческих способностей, креативности, умения анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
Вопросы, связанные с формированием познавательных универсальных учебных действий младших школьников, рассматриваются в работах зарубежных и отечественных ученных, к числу которых относятся: Е.В. Волкова, А.В. Микляева, А.М. Столяренко и другие ученые. По мнению ученых, формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников наиболее эффективно реализуется на уроках «Окружающий мир», который направлен на самостоятельное познание окружающей природы школьником в ходе проектной деятельности.
Однако методическая литература не содержит достаточного количества знаний, позволяющих использовать проектную деятельность в начальных классах. Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира и недостаточностью разработанных знаний осуществления проектной деятельности....
Изучая литературу по теме формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников, сделан следующий вывод. Новая система образования позволяет формировать ключевые компетенции младших школьников на основе предметных и личностных результатов в учебе.
Основной компонент подготовки школьников к решению повседневных задач - это универсальная учебная деятельность. Современное общество и образование требуют от человека умения ориентироваться в огромном потоке знаний и опыта, а также применять свои навыки и знания на практике. Для этого используются общеобразовательные умения, навыки, методы деятельности, обеспечивающие успешное обучение на всех уровнях общего образования в полном объеме.
Решение задачи заключается в формировании у детей и подростков познавательной деятельности. Универсальные учебные действия являются обще учебными и логическими действиями, направленными на достижение целей второго поколения образовательных стандартов.
Для улучшения сформированности универсальных учебных действий младших школьников используются различные методы и приёмы, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся. Проекты для младших школьников способствуют развитию познавательного и творческого интереса, а также дают возможность школьникам проявить себя в творческой деятельности, показать свой результат и получить новые социальные навыки.
Проектная деятельность - это, прежде всего интеллектуальная работа учащихся и их самостоятельный поиск, что соответствует современным требованиям общества к человеку.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г.о. Тольятти «Школа №5 имени генерала - майора М.Ф. Федорова», сокращенное наименование МБОУ «Школа №5».
Выборка исследования: экспериментальную группу исследования составили ученики ЗА класса (20 человек), контрольную группу - ученики 3Б класса (20 человек), Приложение А.
Выявление уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников проведено на констатирующем этапе исследования, в ходе которого определено, что исходный уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников МБОУ «Школа №5» является в основном средним.
С целью формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников экспериментальной группы МБОУ «Школа №5» разработан проект, который может быть применен учителем начальных классов на уроке «Окружающий мир».
Младшие школьники контрольной группы (3 класс Б) не были задействованы в опытно-экспериментальном исследовании формирующего этапа, их данные использовались для сравнения результатов и оценки эффективности разработанного проекта.
Проектная деятельность учеников экспериментальной группы была осуществлена на уроках «Окружающий мир», всего было проведено 8 уроков в течение двух месяцев. В ходе выполнения заданий на уроках у младших школьников трудностей не возникло, ход выполнения и суть были ясны. После каждого урока работы школьников были тщательно разобраны мною, классным руководителем совместно с учениками, выявленные ошибки оговорены, даны рекомендации по дальнейшему освоению полученных знаний.
В ходе реализация содержания проектной деятельности как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира у детей повысилась способность к обобщению, вербальное и логическое мышление, умственное развитие. Ученики научились исключать лишнее, сравнивать предметы, выделять существенные признаки. В качестве поощрения за достигнутые результаты были выставлены положительные оценки в электронный журнал, а также высказана классным руководителем публичная похвала в адрес учащихся....
1. Белова С. С., Журавлев А. Л., Ушаков Д. В. Психология
способностей: современное состояние и перспективы исследований:
материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина, ИП РАН, 25-26 сентября 2015 г. Москва: Институт психологии РАН, 2019. 243 с.
2. Волкова Е. В. Окружающий мир. 3 класс. Мониторинг и формирование естественнонаучной грамотности: учебное пособие. 2-е изд. Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. 66 с.
3. Воронцова А. В., Сутягина Т. В., Павлова О. А. Дидактика начального образования: учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2022. 343 с.
4. Кашапов М. М. Психология творческого мышления: учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2021. 436 с.
5. Котова С. А. Педагогика начального образования: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2018. 336 с.
6. Кудрина С. В. Окружающий мир: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций (VIII вида). Москва: Издательство ВЛАДОС, 2019. 111 с.
7. Кудряшева Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие. Москва: Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2022. 160 с.
8. Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс: методическое пособие для учителя. 7-е изд. Москва: ВАКО,
2021. 385 с.
9. Микляева А. В. Психология детской субкультуры: учебно- методическое пособие. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. 228 с.
10. Мурзина Ж. В. Педагогика, психология, общество: от теории к практике: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием (Чебоксары, 22 декабря 2022 г.). Чувашский
республиканский институт образования. Чебоксары: Среда, 2022. 368 с.
11. Островский Э. В. Психология и педагогика: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2023. 368 с.
12. Официальный сайт МБОУ «Школа №5». URL: https://school5.tgl.net.ru/
13. Пазухина С. В. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования (задания и упражнения для практических занятий и самостоятельной работы студентов): учебно-методическое пособие. Москва: ИНФРА-М, 2023. 231 с.
14. Роготнева А. В., Тарасова Л. Н. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС : методическое пособие. Москва: Издательство ВЛАДОС, 2018. 119 с.
15. Сальдаева О. В. Педагогика инклюзивного образования: учебник. Москва: ИНФРА-М, 2023....25