Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения

Работа №138375

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения 8
1.1 Особенности формирования представлений об окружающем
мире у детей 4-5 лет с патологией зрения 8
1.2 Педагогические условия формирования представлений об
окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения 13
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения 19
2.1 Выявление уровня сформированности представлений об
окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения 19
2.2 Содержание и организация работы по формированию представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с
патологией зрения 31
2.3 Оценка динамики уровня сформированности представлений
об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения 35
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение А Характеристика выборки исследования 49
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента 50
Приложение В Картотека направлений работы для формирования
представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения 51
Приложение Г Результаты контрольного этапа эксперимента 52

Проблема формирования представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения является темой многих психолого-­педагогических исследований. Под представлениями об окружающем мире понимают совокупность общих знаний детей о различных аспектах окружающей действительности (предметной, природной и социальной действительности).
Патология зрения обуславливает специфику развития реальных представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет. Представления об обрекающем мире играют ведущую роль в познании детьми с патологией зрения у детей искажены реальные представления об окружающем пространстве и находящихся в нем предметах.
Сенситивная чувствительность к познанию окружающего мира у детей с патологией зрения снижена. У детей с патологией зрения обедненные зрительные впечатления, образы окружающей действительности фрагментарны и неустойчивы.
Решение проблемы представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения возможно при условии целенаправленной коррекционной работы, в которой важное место занимает решение задач развития компенсаторных процессов. Развитие представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения - это прежде всего поиск наиболее эффективных средств, методов, методик и технологий развития детей. Неполноценное зрение является главной причиной проблемы развития представлений об окружающем мире.
Перед педагогами стоит задача создать условия для оптимального развития детей, имеющих зрительные нарушения. Педагог должен учитывать не только возрастные особенности детей, но также знать и понимать методику работы с детьми с патологией зрения. Дети с патологиями зрения - это особая группа детей, которая нуждается в более пристальном контроле и внимании со стороны педагога.
Анализ исследований (Л.А. Дружинина, Е.Б. Карпушина,
О.В. Коростелева, О.Н. Кутрань, Л.И. Плаксина, Е.А. Стребелева, Н.И. Струкова, И.Н. Хватько) показал, что проблема формирования представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения актуальна и требует дальнейшего исследования.
Анализ психолого-педагогических исследований и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения и недостаточной методической изученностью данного процесса.
Актуальность данного исследования усиливает необходимость разрешения, указанного выше противоречия, а также определяет проблему исследования: каковы педагогические условия, способствующие
формированию представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения?
Тема исследования: «Педагогические условия формирования
представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения».
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать
педагогические условия, способствующие формированию представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения.
Объектом исследования является процесс формирования представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения будет наиболее эффективным при реализации следующих педагогических условий:
• организована поэтапная совместная деятельность педагога и детей с учетом индивидуальных особенностей детей 4-5 лет с патологией зрения;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда специальным оборудованием;
• вовлечены родители детей 4-5 лет с патологией зрения в коррекционно-развивающий процесс....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа рассматривает решение актуальной проблемы формирования представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения.
Содержанием констатирующего этапа явилось определение уровня развития представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения.
Для реализации поставленной цели исследования была проведена экспериментальная работа, на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 173 «Василек» городского округа Тольятти. В данном исследовании приняли участие 10 детей 4-5 лет с патологией зрения.
С опорой на исследования Е.Ф. Купецковой, О.Л. Кононко, В.В. Русевич были выбраны показатели для определения уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения и ряд диагностических заданий, наиболее подходящих для данного исследования.
Цель формирующего этапа: разработать и апробировать содержание работы по формированию представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения.
Согласно гипотезе исследования, работа проводилась по следующим этапам:
• организована поэтапная совместная деятельность педагога и детей с учетом индивидуальных особенностей детей 4-5 лет с патологией зрения;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда специальным оборудованием;
• вовлечены родители детей 4-5 лет с патологией зрения в коррекционно-развивающий процесс.
С целью формирования представлений об окружающем мире у детей 4­5 лет с патологией зрения в соответствии с показателями формирования представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения были составлены направления совместной работы.
Цель контрольного этапа: оценить динамику уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет с патологией зрения.
Таким образом, количество детей с высоким уровнем не изменилось и составило 0%, количество детей со средним уровнем повысилось на 20% и составило 60%, количество детей на низком уровне снизилось на 20% и составило 40%.
Большинство детей (60%) могут пояснить свои представления о земле и ее обитателях. Однако детям требуются подсказки для того, чтобы рассказать о народах, проживающих на земле. Только с подсказкой педагога дети смогли вспомнить место на земле, где они хотели бы оказаться. Дети могут пояснить свои представления о Космосе. Детям требуются подсказки для того, чтобы рассказать о своем месте в Космосе. Только с подсказкой педагога смогли сказать, что они хотят побывать в Космосе. Дети могут пояснить свои представления о технике и роботах. Детям требуются подсказки для того, чтобы рассказать правила сборки модели робота. Только с подсказкой педагога смог придумать, чтобы делал их вымышленный робот. Дети могут пояснить свои представления о человеке и природе.
Полученные результаты позволяют говорить об эффективности проведенной работы на формирующем этапе.


1. Вашкеева Ю. В. Ноль игровой деятельности в формировании самооценки старших дошкольников // Вестник науки. 2023. №6 (63). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rol-igrovoy-deyatelnosti-v-formirovanii- samootsenki-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 07.07.2023).
2. Восприятие цвета, формы и величины у детей с нарушением зрения / О. Н. Кутрань, Е. Н. Персикова, Н. И. Струкова. // Молодой ученый. 2018. № 26 (212). С. 162-164. URL: https://moluch.ru/archive/212/51871/ (дата обращения: 06.07.2023)
3. Гронец И. Ю., Юркова Р. М., Бурба И. В., Храмцов П. И.
Диагностика и профилактика нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-i-
profilaktika-narusheniy-zreniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 06.07.2023).
4. Гришакова И. Д. Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2023. № 5 (452). С. 253-254. URL: https:ZZmoluch.ru/archiveZ452Z99643Z (дата обращения: 07.07.2023).
5. Гузова О. В. Взаимодействие ДОУ с родителями // Молодой
ученый. 2017. № 43 (177). С. 103-105. URL:
https:ZZmoluch.ru/archive/177/46178/ (дата обращения: 07.07.2023).
6. Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира /
И. Н. Хватько, Л. В. Солдатова, О. В. Коростелёва // Молодой ученый. 2017. № 46 (180). С. 321-324. URL: https://moluch.ru/archive/180/46402/ (дата
обращения: 06.07.2023).
7. Дружинина Л. А., Осипова Л. Б. Организация предметно­пространственной среды в группе для детей с разной структурой зрительного
дефекта // Вестник ЮУрГГПУ. 2017. №9. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-predmetno-prostranstvennoy-sredy- v-gruppe-dlya-detey-s-raznoy-strukturoy-zritelnogo-defekta (дата обращения: 07.07.2023).
8. Карпушина Е. Б. Формирование представлений об окружающем
мире у детей дошкольного возраста с недостатками зрения // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2008. №4 (Педагогика). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predstavleniy-ob-okruzhayuschem- mire-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-nedostatkami-zreniya (дата обращения: 07.07.2023).
9. Левошко Е. В. Гармонизация отношений в семье ребенка с нарушениями зрения // Молодой ученый. 2020. № 4 (294). С. 258-261. URL: https://moluch.ru/archive/294/66644/ (дата обращения: 07.07.2023).
10. Лукьяненко Н. В., Мхце Б. А., Дорохина Т. И., Рамхен Л. В. Влияние игрового метода на формирование пространственных ориентировок у дошкольников // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. №1 (215). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-igrovogo-metoda-na-formirovanie- prostranstvennyh-orientirovok-u-doshkolnikov (дата обращения: 07.07.2023).
11. Мукомолова М. В. Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды для детей с нарушениями зрения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2018. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-
organizatsii-razvivayuschey-predmetno-prostranstvennoy-sredy-dlya-detey-s- narusheniyami-zreniya (дата обращения: 07.07.2023).
12. Николаева Л. Ю., Николаева Е. А. Игровая деятельность дошкольников // Образование и воспитание. 2016. № 2 (7). С. 25-29. URL: https://moluch.ru/thZ4/archive/29/859/ (дата обращения: 07.07.2023).
13. Осипова Л. Б. Развитие предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе творческого конструирования в условиях инклюзивного образования: учеб.-метод. пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. 158 с.
14. Овчинникова Г. В., Корытченкова Н. И., Кувшинова Т. И.
Особенности развитии восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения // СибСкрипт. 2008. №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-razvitii-vospriyatiya-u-detey- doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-zreniya (дата обращения: 07.07.2023).
15. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М. : ГороД, 1998....21


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ