Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы формирования у старших дошкольников учебной мотивации посредством дидактических игр 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у
старших дошкольников учебной мотивации 9
1.2 Возможности дидактических игр в формировании у
старших дошкольников учебной мотивации 20
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет учебной мотивации посредством дидактических игр 30
2.1 Определение уровня сформированной учебной мотивации у
детей 6-7 лет 30
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 6-7 лет учебной мотивации посредством дидактических
игр 40
2.3 Оценка динамики уровня сформированной учебной
мотивации у детей 6-7 лет 50
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Результаты констатирующего этапа исследования 62
Приложение Б Результаты контрольного этапа исследования 65
Приложение В Картотека дидактических игр 68
За последние несколько десятилетий произошли кардинальные изменения во всех сферах нашей жизни, общество развивается на основе гуманистических ценностей и демократии. Это обязательно влияет на образование. Теперь в образовании осуществляется применение философии личностно-ориентированной модели обучения, которая придаёт его потребностей, ценностей, мотиваций и обеспечивает возможности для самореализации.
Задача повышении эффективности обучения остается важным для современных дошкольных учреждении. Это связано с тем, что объём информации, который необходимо усвоить ребёнку на различных этапах обучения, увеличивается каждый год. Поэтому задача состоит в том, чтобы найти инструменты и методы, которые побуждают детей приобретать знания и осмысленно. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к обучению является одной из важнейших задач современных дошкольных учреждений. Её важность заключается в обновлении образовательного контента, установлении целей для развития независимых способов освоения знаний и познавательных интересов у воспитанников, а также в формировании позитивного отношения к жизни.
В возрасте старших дошкольников особенно важно формирование мотивации к обучению. Для ребёнка успех в обучении во многом зависит от его мотивации и личностного восприятия смысла обучения. Эффективное обучение невозможно без заинтересованности ребёнка и понимания им необходимости учиться. Если воспитанник не мотивирован к выполнению задания, задание не приведёт к желаемым результатам.
При подготовке к школе ребёнок формирует устойчивую учебную мотивацию, так как осознает, что он вступает в новое социальное окружение, которое играет важную роль не только в его собственной жизни, но и в жизни окружающих. Психолог Л.И. Божович определяет новое личностное образование как «внутреннюю позицию дошкольника», которая заключается в желании и потребности осуществлять учебную деятельность [3].
В старшем дошкольном возрасте учебная мотивация находится на начальной стадии развития. В то же время, она обладает ка позитивными, так и негативными особенностями. Процесс развития учебной мотивации является длительным, постоянным и постепенным. Его изменение происходит от возникновения интереса к определенным компонентам учебной деятельности к ее закономерностям и принципам. Таким образом, мотивация постепенно углубляется и становится частью осознания.
Анализ мотивации детей к обучению показывает разнообразие факторов, которые влияют на эффективность учебного процесса. Эти факторы включают в себя сложность учебной деятельности, уровень организации, возрастные особенности ребёнка и его отношения с внешним миром.
Проблема мотивации в учебной деятельности детей в дошкольных учреждениях была исследована в работах многих учёных-педагогов включая таких как: Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн и многих других. Авторы исследований выдвигали и доказывали эффективность различных средств мотивации детей к учебной деятельности. Одно из таких методов - это дидактическая игра.
Дидактическая игра - это условно рекреационная деятельность, направленная на решение определенной дидактической (учебной) задачи, скрытой в игровой ситуации, позволяющей формировать знания, умения и навыки. Включение игр в образовательный процесс делает обучение живым и интересным, помогает детям находиться в приятном рабочем настроении и преодолевать трудности в освоении учебного материала. Разнообразные игровые занятия, с помощью которых решается умственная задача, повышают интерес детей к предмету и их осведомленность об окружающем мире.
Многие зарубежные и отечественные педагоги и психологи провели анализ проблемы использования игр в обучении, и они выявили психологические аспекты, лежащие в основе дидактических игр (А.А. Вербицкий, З.В. Манулейко, Д.Б. Эльконин и другие) и место дидактических игр в общей системе игр (З.М. Богуславская, С.А. Козлова, В.М. Комаров, М. Монтессори, Е.О. Смирнова, Е.И. Тихеева и другие).
Исследования различных методов организации учебного процесса с использованием дидактических игр проводились А.С. Белкин, В.Г. Коваленко, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, Л.В. Моисеева,
Л.М. Фридман, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и другие исследователи.
Однако, несмотря на существующее количество исследований по данной проблеме, проблема и на сей день остаётся актуальной.
Анализ проведенных работ по данной проблеме позволил нам выявить противоречие между важностью формирования у старших дошкольников учебной мотивации и недостаточной разработанностью педагогических методов и технологий для их формирования....
Анализ литературных источников позволил констатировать, что «проблема мотивации и мотивов поведения - одна из фундаментальных проблем в психологии и педагогики» [1].
«Учебные мотивы формируются и развиваются по пути от общего недифференцированного понимания социальной значимости обучения, с которым ребенок поступает в школу, к более глубокому осознанию необходимости обучения, к пониманию смысла данной деятельности для собственной личности, что делает социальные мотивы более действенными» [6]. Исследователи придерживаются мнения о том, что «для успешного осуществления учебной деятельности оба комплекса мотивов (познавательные и социальные) должны быть сформированы и достаточно развиты» [15].
Исследования ученых доказывают, что для развития общей положительной мотивации к обучению необходима целенаправленная работа, и важное место в ней занимают дидактические игры, которые ориентированы на углубление и расширение знаний об окружающем.
В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста общим количеством 20 человек. Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
По результатам констатирующего этапа эксперимента был сделан вывод, что детей с высоким уровнем учебной мотивации не зафиксировано. Средний уровень мотивации к обучению показали 65 % детей старшего дошкольного возраста, а низкий уровень - 35 % детей.
«Мы предположили, что формирование у старших дошкольников учебной мотивации посредством дидактических игр возможно, если:
- отобраны дидактические игры в соответствии с образовательными целями и возрастными особенностями дошкольников;
• дидактические игры, способствующие формированию у старших дошкольников учебной мотивации, включены в непрерывную образовательную деятельность педагога и детей;
• организовано игровое взаимодействие детей 6-7 лет.
С этой целью на формирующем этапе эксперимента были подобраны и проведены дидактические игры: «Кто работает в школе?», «Назови себя», «Кот и лодыри», «Давайте поздороваемся», «Путешествие в школу». «Встаньте те, кто...», «Чудесный портфель», «Что изменилось?», «Волшебная палочка» и другие в соответствии с мотивационными показателями.
На контрольном этапе выявлялись изменения, которые должны были произойти в уровне сформированной учебной мотивации у детей данной возрастной группы. Анализ полученных данных показал, что низкий уровень учебной мотивации у старших дошкольников на контрольном этапе опустился на 35 % и составил 0 %, а средний уровень на контрольном этапе составил 45 %, что на 20 % ниже, чем на констатирующем этапе. Дети этого уровня переместились на высокий уровень, который на контрольном этапе составил 55 %. Это на 55 % выше, чем на констатирующем этапе.
Полученные результаты доказывают целесообразность проведённой работы и доказывают, что формирование учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр возможно.
Гипотеза исследования нашла свое подтверждение, задачи исследования решены, а цель - достигнута.
1. Андреева Е. А. Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей. М. : РИПОЛ классик, 2006. 320 с.
2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. : Мысль, 1976. 158 с.
3. Бирюков С. М. Изучение мотивов учебной деятельности старших дошкольников // Начальная школа. 2019. № 10. С. 31-33.
4. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. М. : Издательская корпорация «Логос», 1998. 246 с.
5. Волкова С. И. Тетрадь с математическими заданиями. М. : Просвещение, 2013. 158 с.
6. Выготский Л. С. Поведение животных и человека. М. : АПН РСФСР, 1960. 454 с.
7. Гани С. В., Гани В. А. Учебная мотивация старших дошкольников с разным уровнем успеваемости // Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 8. С. 67-72.
8. Давыдов В. В. Старший дошкольный возраст как особый период в жизни ребенка // Психическое развитие старшего дошкольника. М., 1990. С.12-27.
9. Жикалкина Т. К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы. М. : Новая школа, 1995. 176 с.
10. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: Академия развития, 1997. 476 с.
11. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: книга для учителя. М. : Просвещение, 1990. 96 с.
12. Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы). М. : Эксмо, 2007. 512 с.
13. Кудыкина Н. В. дидактические игры и занимательные задачи. К. : «Ряданська школа», 1990. 142 с.
14. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. М. : ТЦ Сфера, 2004. 464 с.
15. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. : Педагогика, 2015....27