Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 6-7 лет интереса к родному краю в процессе ознакомления с достопримечательностями 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 6-7 лет интереса к родному краю 8
1.2 Особенности ознакомления детей 6-7 лет с достопримечательностями родного края 12
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет интереса к родному краю в процессе ознакомления с достопримечательностями 18
2.1 Изучение уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о родном крае 18
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 6-7 лет интереса к родному краю в процессе ознакомления с достопримечательностями 35
2.3 Выявление динамики в сформированности у детей 6-7 лет
представлений о родном крае 40
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Список участников эксперимента 58
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 59
Приложение В Стимульный материал к диагностическим заданиям 60
Приложение Г Демонстрационный материал «Достопримечательности родного края» 61
Приложение Д Результаты контрольного эксперимента 63
Системе образования принадлежит ведущая роль в формировании у подрастающего поколения гражданственного становления, воспитании у молодежи любви и преданности к Родине. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине. Огромное значение имеет развитие интереса у дошкольников к историческим, культурным, географическим, природно-экологическим особенностям родного города. В каждом городе России есть свои особенности, специфические черты природы и культурного наследия, составляют определенную привязанность к родному краю.
«Старший дошкольный возраст имеет потенциальные возможности для развития у ребенка ценностного отношения к Родине и формирования у подрастающего поколения первооснов личности и гражданственности. Формирование гражданственности у детей дошкольного возраста происходит на эмоционально-чувственном уровне. Первоначально ребенок осваивает особенности близкого, затем более широкого социального окружения: семья, дом, детский сад; город, страна».
«В последние годы появился интерес исследований к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности. Доказана важность отбора доступных детям сведений об окружающем мире, их систематизации, необходимость формирования у дошкольников положительного отношения к получаемым знаниям. Различные аспекты патриотического воспитания рассматривались философами, педагогами, психологами (Н.Ф. Виноградова, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский)».
«В основе развития интереса лежит развивающаяся у детей потребность в познании окружающего мира и информационном обмене (Л.И. Божович, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Т.Г. Кобзева, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков)».
«Вопросы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста рассматривались в работах: по изучению его структуры, видов, стадий, условий и форм (Ю.К. Бабанский); по важности сензитивного периода в жизни ребенка дошкольного возраста для развития познавательного интереса (Л.И. Божович); по развитию гражданской позиции у детей дошкольного возраста (Т.Г. Кобзева, С.А. Козлова)».
«Результаты исследований российских ученых, практиков (Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Е.А. Казаева, С.А. Козлова) указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования».
Актуальность темы исследования определяется возросшими требованиями к уровню развития познавательного интереса современного ребенка к историческому прошлому и недостаточной разработанностью форм и методов его развития в рамках знаний о родном крае к географическим, историческим, культурно-досуговым промышленным объектам.
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между социальным заказом общества на развитие у детей интереса к родному краю и недостаточным формированием представлений о достопримечательностях родного края...
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития у детей 6-7 лет интереса к родному краю посредством ознакомления с достопримечательностями являются актуальными и требуют дальнейшего теоретического осмысления.
«Старший дошкольный возраст имеет потенциальные возможности для развития у ребенка ценностного отношения к Родине и формирования у подрастающего поколения первооснов личности и гражданственности Возраст детей 6-7 лет по своим психологическим особенностям более восприимчив, чувствителен, бесконечно доверителен, открыт для сотрудничества. Эмоции и ощущения, пережитые в детстве, имеют большое влияние на последующее развитие ребенка. В дошкольном возрасте возникают новообразования, к ним относятся, прежде всего, формирование нравственных чувств, подражание взрослому. Ученые доказали тесную взаимосвязь чувственных и познавательных процессов у детей в дошкольном возрасте».
«Интерес как универсальное образование является не просто совокупностью определенных процессов и характеристик, это особое качество, которое обеспечивает духовное богатство личности, помогает ей в отборе из окружающей действительности значимого и ценного».
«Г.И. Щукина выделяет три стадии развития интереса: первая стадия любопытство; следующая стадия, любознательность, как ценное состояние личности, активное видение мира; последняя стадия собственно познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивой активностью, ясной избирательной деятельностью на учебный предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы; познавательный интерес содействует проникновению личности.
Выявление уровня развития у детей 6-7 лет интереса к родному краю показало, что 40% детей имеют низкий уровень, 60% средний уровень, высокий уровень отсутствует. Это позволяет говорить о том, что у детей 6-7 лет интерес к родному краю на среднем и низком уровне.
Развитие у детей 6-7 лет интереса к родному краю в процессе ознакомления с достопримечательностями возможно, если:
Осуществлен отбор наиболее значимых достопримечательностей города.
Организован поэтапный процесс ознакомления, с достопримечательностями родного края учитывая структурные компоненты познавательного интереса (когнитивный, эмоциональный, действенный).
Обеспечена взаимосвязь между изучением графических объектов и достопримечательностей в естественных условиях.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить возможность организации работы по развитию у детей 6-7 лет интереса к родному краю в процессе ознакомления с достопримечательностями после ее реализации.
После проведения формирующего эксперимента у детей увеличился высокий уровень развития интереса к родному краю на 60%, уменьшилось число с низким уровнем на 40%.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о возможности организации предложенной нами работы по развитию у детей 6-7 лет интереса к родному краю в процессе ознакомления с достопримечательностями.
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М. : Учитель, 2007. с. 3
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников.: конспекты занятий. М. : УЦ «Перспектива», 2008. 144 с.
3. Алтабаева Е. Б. Организация историко-краеведческой работы в
дошкольном учебном заведении : Учебно-методическое пособие. Севастополь : Рибэст, 2011. 108 с.
4. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. Как научить детей любить Родину : Руководство для воспитателей и учителей / М. : АРКТИ, 2003. 168 с.
5. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства / под ред. Г.А. Логвинова. Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. 270 с.
6. Калишенко В. Д. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. под ред. С. А. Козловой. М. : Издательский центр «Академия», 2012. 310 с.
7. Ветлугина Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. М. : Питер, 2008. 112 с.
8. Герасина Е. В. Детская психология. М. : Владос-Пресс, 2012. 288 с.
9. Гердт Н. И. Социокультурная среда художественного развития детей в дошкольном учреждении: методическое пособие. М. : Челябинск Книга, 2008. 209с.
10. Дандарова Ж. К. Психология детства : учебник / под ред.
А. А. Реана. М. : Олма-Пресс, 2012. 368 с.
11. Дахно М. В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности. М. : Прима, 2006. 78 с.
12. Деркач Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников // Дошкольная педагогика. 2012. № 2 (51). С. 21¬26.
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. и др. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 280 с.
14. Забрамная С. Д., Боровик О. В. От диагностики к развитию : пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2009. 178 с.
15. Захарчук А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2015. №2. С. 25-27...(42)