Работа в формате PDF
Введение 3
Глава 1 Центральный банк Российской Федерации как главный эмиссионный и денежно-кредитный регулятор страны 7
1.1 Исторический аспект создания и развития Центрального банка 7
1.2 Современный конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации 18
1.3 Зарубежный опыт конституционно-правового регулирования статуса центральных банков 29
Глава 2 Структура конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации 35
2.1 Конституционно-правовые принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации 35
2.2 Конституционные полномочия Центрального банка Российской Федерации 42
2.3 Взаимодействие Центрального банка Российской Федерации с органами государственной власти 49
Глава 3 Основные направления совершенствования законодательства в области регулирования деятельности Центрального банка Российской Федерации 56
3.1 Актуальные проблемы правоприменения 56
3.2 Предложения по совершенствованию законодательства 63
Заключение 67
Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы «Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации» обусловлена, в том числе, спецификой правового статуса Банка России, которая состоит в том, что он функционирует как в качестве юридического лица, так и в качестве органа государственной власти. Рассмотрение этих вопросов представляется весьма актуальным для российской юридической науки и практики. Центральные или так называемые национальные банки существуют в абсолютном большинстве зарубежных стран, а не только в России, каждому банку при этом присуща какая-либо «местная» специфика. Рассмотрение зарубежных правовых основ функционирования центральных банков в разных странах полезно с точки зрения возможного применения опыта правового регулирования и в отечественной практике правовой регламентации правового статуса и деятельности Центрального банка Российской Федерации. Центральный банк России выполняет ряд важнейших функций, делегированных ему государством, в частности, в сфере кредитно-денежной политики нашей страны, важность полномочий, возложенных на Центробанк подчеркивает необходимость качественного законодательства в сфере регламентации его деятельности. Современный конституционно правовой статус Центрального банка Российской Федерации обладает определенными особенностями, специфика прав, обязанностей и ответственности в целом предусмотрена законодателем при составлении нормативных документов, однако в исследуемой сфере правовой регламентации существует и ряд определенных пробелов, что отрицательно сказывается на правоприменении. Степень научной разработанности темы. Тему исследования в целом можно назвать достаточно разработанной в как в современной научной литературе, так и в публикациях, монографиях и диссертациях авторов 4 прошлых лет, как советского, так и постсоветского периодов. Отдельные аспекты конституционно-правового положения Центрального банка Российской Федерации, в том числе вопросы, касающиеся рассматриваемой темы, исследовались такими учеными, как: В.В. Амосова, Т.Н. Казанкова, Е.В. Козырева, Н.В. Новикова, И.И. Хван и др. Однако, несмотря на большую значимость работ этих авторов, многие стороны названной темы до настоящего времени малоисследованы, особенно это касается исследования Центрального банка России в аспекте его конституционно-правового регулирования, поскольку вниманию ученых в основном подлежал финансово-правовой аспект сущности деятельности Центрального банка России. Объект исследования выпускной квалификационной работы – общественные отношения, возникающие в связи с правовой регламентацией и правоприменением в сфере деятельности Центрального банка России. Предмет исследования выпускной квалификационной работы – научная и специальная литература по теме исследования; правовые нормы действующего федерального законодательства, в том числе нормы конституционного права, имеющие непосредственное отношение к закреплению конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации. Целью исследования выпускной квалификационной работы является комплексное изучение некоторых аспектов конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации и выявление проблем. Задачи исследования:
– рассмотреть исторический аспект создания и развития Центрального банка;
- охарактеризовать современный конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации
- дать характеристику зарубежного опыта конституционно-правового регулирования статуса центральных банков;
- изучить конституционно-правовые принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации;
- проанализировать конституционные полномочия Центрального банка Российской Федерации;
-рассмотреть взаимодействие Центрального банка Российской Федерации с органами государственной власти;
- провести анализ актуальных проблем правоприменения (отсутствует конституционно-правовая ответственность);
- предложить возможные пути решения проблем и разработать предложения по совершенствованию законодательства....
Сформулируем основные выводы по проведенному исследованию. Нормативная регламентация деятельности Центрального банка Российской Федерации, ее отдельных аспектов и направлений осуществляется на уровне Конституции РФ, а также на подзаконном уровне, также существует локальная нормативная документация, разрабатываемая для регуляции организационных и иных правоотношений внутри самого банка. Фактически являясь по своей правовой природе органом государственной власти, Центробанк в то же время не отнесен отечественным законодателем ни к одной из ветвей власти, которые существуют в России согласно принципу разделения властей. Центральный банк Российской Федерации можно отнести отчасти к публично-правовым образованиям, поскольку в его деятельности присутствуют признаки открытости, прозрачности информации, Центробанк периодические публикуют свою отчетность. Конституционно-правовой статус Центробанка отличается спецификой, в том числе связанной и с его некоммерческой природой. Центробанк не может быть ликвидирован никаким из известных российскому гражданскому праву способов ликвидации юридических лиц, его особый статус позволяет прекратить существование данного юридического лица только в результате принятия соответствующих поправок к Конституции РФ или принятия нового закона. Режим имущества, принадлежащего Центральному банку России, имеет свою специфику, в качестве типа пользования имущества не указывается оперативное управление, как в случае, например, с бюджетными учреждениями, тем не менее имущество для осуществления целей его деятельности, Центробанку передается безвозмездно именно государством. Представляется что в настоящее время должна быть расширена законотворческая функция Центрального банка Российской Федерации с приданием ему права законодательной инициативы в банковской и денежно- 68 кредитной сфере, а также ему необходимо предоставить право давать официальные заключения по законопроектам в указанных сферах правовой регламентации общественных отношений. Зарубежный опыт в основном свидетельствует о наличии независимости как принципа работы центрального банка в большинстве стран, тенденция независимости центральных банков прослеживается в ее закреплении в ряде Конституций зарубежных стран. В настоящее время существует европейская система центральных банков, в которую входят центральные банки государств – членов Европейского союза, на высшей ступени иерархии данной системы находится Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), который в качестве юридического института закреплен законодательно в нормах, имеющих по своей правовой природе характер, аналогичный конституционно-правовому закреплению. Alesina A., GrilliV писали, в частности, о том, что создание ЕЦБ кардинально изменило всю политэкономическую ситуацию в Европе. Принципы отличаются своей обобщенностью, конституционной закрепленностью, фундаментальностью, значимостью, возможностью практической реализации их сущности в правоприменении, они не должны являться декларативными, в этом отношении можно сказать, что вышеуказанные принципы по большей мере реально задействованы в деятельности рассматриваемого юридического лица. Наличие системы принципов организации и деятельности Центрального банка России создает условия для стабильного функционирования рассматриваемого института власти. Свойство конституционных принципов – обеспечивать стабильность различного рода общественных отношений, опосредованных правом предполагает необходимость их неукоснительного соблюдения всеми участниками правоотношений, то есть обязательность конституционно-правовых принципов к их исполнению; объективность как свойство принципов рассматриваемой сферы регламентации общественных отношений также является их внутренне присущим свойством. Не все принципы права являются официально закрепленными в источниках 69 конституционно-правовых норм, некоторые из них нашли свое отражение только в доктрине права, тем не менее они вполне применимы в их практическом назначении....
1. Александрова В.В. Финансово-правовой статус Центрального банка России // International & Domestic Law. Материалы XV Ежегодной всероссийской конференции по национальному и международному праву. Екатеринбург, 2020. С. 691-698.
2. Амосова В.В., Казанкова Т.Н. Правовой статус Центрального банка России как публично-правового института Российской Федерации //Российская наука: актуальные исследования и разработки. Сборник научных статей VII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Редколлегия: Г.Р. Хасаев, С.И. Ашмарина [и др.]. 2019. С. 343-346.
3. Арзуманова Л.Л. Правовой статус центральных банков зарубежных стран и России в регулировании денежной системы: сравнительно-правовое исследование // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 1 (22). С. 50-66.
4. Архиереева А.С., Приходько Е.Г. Правовой статус Центрального Банка Российской Федерации //Эпомен. 2019. № 25. С. 22-29.
5. Ахиджак Д.Б. Правовой статус Центрального банка России // Научный электронный журнал Меридиан.2019. № 10 (28). С. 63-65.
6. Бельчик А.М. Полномочия Центрального банка Российской Федерации: некоторые проблемы осуществления контрольной деятельности // Научный журнал «Эпомен», № 34, 2019.С. 73-81.
7. Белякова А.В. Правовое положение Центрального Банка России и его функции //Молодой ученый. 2023. № 16. (463). С. 153-158.
8. Берхмиллер А.Н., Кузьменко Д.А. Правовое положение Центрального Банка России и его функции // Конкурс лучших студенческих работ: сборник статей II Всероссийского научно-исследовательского конкурса: в 2 ч. Пенза, 2020. С. 10-14. 74
9. Братко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики). М., 2007. С. 51.
10. Волгин А.Р. О некоторых проблемах правового регулирования деятельности Центрального банка Российской Федерации //Правовой альманах. 2023. № 1 (23). С. 14-19.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ //Российская газета. – № 238-239. – 08.12.1994. – Ст. 3301.
12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 22.12.1995 № 14-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 35. Ст. 410.
13. Громова К.Е., Медведева Е.В. Полномочия Центрального Банка Российской Федерации // Сборник материалов ХIII Всероссийской научнопрактической конференции. Красноярск, 2020. С. 21-24.
14. Гузнов А.Г. Исторический аспект создания и развития Центральных банков // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 3 (64). С. 71-80.
15. Гузнов, А.Г. Публично-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации: монография / А.Г. Гузнов, Т.Э Рождественская. — 2- е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019....50