Работа в формате PDF
Введение 3
Глава 1 Теоретико-правовой анализ налогового контроля 9
1.1 Становление и развитие правовых основ осуществления налогового контроля в Российской Федерации 9
1.2 Понятие и сущность налогового контроля 18
1.3 Организационно-правовые формы и методы налогового контроля 18
Глава 2 Практика осуществления налогового контроля в Российской Федерации 34
H Y P E R L I N K l " _ T o c 1 4 6 7 4 3 3 2.2 Налоговый мониторинг как самостоятельная форма налогового контроля 46
Глава 3 Совершенствование налогового контроля 52
3.1 Зарубежный опыт и практика осуществления налогового контроля 52
3.2 Основные направления совершенствования организации и проведения налогового контроля 59
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 72
Актуальность темы магистерской диссертации. Обязанность каждого гражданина Российской федерации платить законно установленные налоги установлена в ст. 57 Конституции Российской Федерации [33]. Одним из элементов обеспечения исполнения данной обязанности, является налоговый контроль, от состояния и организации которого зависит эффективность функционирования в целом всего государственного механизма. Система налогового контроля представляет собой достаточно сложный и объемный механизм правовых, финансовых, организационных и экономических методов воздействия, имеющий своей целью осуществление государством ее фискальной функции. В связи с чем, формирование финансовой основы существования государства и общества, своевременное и полное пополнение бюджетов всех уровней, поддержание стабильного функционирования экономики страны требуют наличия эффективной системы налогового контроля. Однако, если обратиться к официальным статистическим данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации, за 2022 год, то можно увидеть, что в рамках проведенного налогового контроля было выявлено 2 692 890 нарушений, в результате которых дополнительно начислено платежей, включая налоговые санкции и пени на сумму 94 447 388 рублей [54]. За семь месяцев 2023 года выявлено 44 671 941 нарушений и дополнительно начислено платежей на сумму - 26 152 069 рублей [55]. Данные показатели свидетельствуют об эффективности налогового контроля, что в свою очередь не решает вопроса о необходимости его совершенствования, что обусловлено рядом обстоятельств не только теоретико-практического характера, но и сложившийся геополитической ситуации. 4 Как известно, в настоящее время Российская Федерация переживает сложную экономическую ситуацию, вызванную не только пандемией коронавируса (COVID-19), но и множеством санкций со стороны мирового сообщества в связи с ситуацией на Украине. Все эти обстоятельства напрямую сказываются на налогообложении, что свидетельствует о необходимости некоторых изменений в системе налогового контроля, имеющего все предпосылки для его усиления и главной задачей которого становится обеспечение экономической безопасности государства, что невозможно без эффективного механизма взаимодействия уполномоченных контрольных и надзорных органов. В теоретико-правовом аспекте налоговый контроль представляет собой самостоятельный институт налогового права, находящийся в постоянном развитии, что выявляет множество пробелов и недостатков в правовом регулировании. Кроме того, по сей день в науке налогового права допускается смешение форм и методов налогового контроля, что обусловлено открытым перечнем в действующем Налоговом кодексе Российской Федерации форм налогового контроля, а также отсутствием легального определения данных категорий. Много критических замечаний высказывается относительно законодательно закрепленного понятия «налоговый контроль». Таким образом, изложенное обуславливает актуальность и важность исследования темы настоящей магистерской диссертации, так как эффективный контроль является неотъемлемым институтом любого демократического правового государства. В современных, очень не простых политических и экономических условиях в мире, стало очевидно, что странам надо осознать важность процессов глобализации, поскольку это «столбовой путь» развития цивилизации. Каждой стране необходимо найти свою нишу в этом процессе, каждое государство должно участвовать в как можно более широком круге соглашений, союзов, в том числе по вопросам 5 налогового контроля....
Проведенное в рамках данной магистерской диссертации исследование налогового контроля в Российской Федерации, позволяет сделать ряд выводов и предложений. Во-первых, история развития России и других стран, начиная от Древнего мира доказала, что институт налогов и налогообложения не может функционировать без организации налогового контроля, поскольку при взимании налогов затрагиваются интересы различных слоев общества, происходит отъем части имущества, что в любые времена приводит к сопротивлению и к различной степени конфронтации между основными участниками налогового процесса – податным населением и сборщиками налогов. Указанные институты развивались на протяжении многих веков, что обеспечило им жизнестойкость и выживаемость в сложных условиях развития человеческой цивилизации. Наряду с развитием государства и процесса налогообложения происходило и совершенствование методики налогового контроля. Древняя Русь, а затем Россия прошли все этапы совершенствования института налогового контроля. Во все времена степень налогообложения и жесткость налогового контроля зависели от внутренних и внешних факторов. В эпоху первых государств наибольшее значение имело ведение или отсутствие войн с соседними государствами. Для ведения войны необходимы были дополнительные средства, поэтому вводились чрезвычайные военные налоги, имевшие, как правило, целевой характер. На протяжении нескольких веков Русь вела борьбу за освобождение от татаромонгольского ига, победить в которой помогла система откупов при сборе дани и хитрость русских князей, которые увидели в ней возможности для получения средств для развития московского княжества и всей Руси. Во-вторых, рассматривая понятие и сущность налогового контроля, была исследована его правовая природа как государственного финансового контроля. Проведенный обобщающий анализ доктринальных определений 66 налогового, позволил сформулировать его определение: налоговый контроль представляет собой вид государственного финансового контроля, реализуемый в налоговой сфере посредством деятельности уполномоченных органов государственной власти в пределах их компетенции с целью обеспечения соблюдения налогоплательщиками законодательства в области налогов и сборов и осуществляемая в формах, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации. Эффективность налогового контроля во многом определяется правильным выбором конкретного вида налогового контроля. В связи с чем, особую значимость имеет вопрос о классификации налогового контроля на отдельные виды, которые следует отличать от форм налогового контроля. В-третьих, содержательными элементами организационной составляющей налогового контроля являются его формы и методы проведения. В работе было отмечено, что методы исследования - это выработанные наукой и подтвержденные практикой, не нуждающиеся в обязательном правовом закреплении, приемы получения объективных сведений о предмете исследования. Методы налогового контроля не нуждаются в правовом закреплении, за исключением отдельных случаев, поскольку выработаны наукой, оттачиваются практикой, и постоянно совершенствуются. Все формы налогового контроля, перечисленные в абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ, и другие, предусмотренные в разделах V, V.1, V.2 НК РФ являются мероприятиями налогового контроля, составляющие содержание контрольной деятельности уполномоченных органов налогового контроля. В работе было поставлено под сомнение, что проверка данных учета и отчетности (абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ) является формой налогового контроля, так как нормы ст.ст. 83, 84 НК РФ устанавливают порядок учета, а не порядок его контроля. Если признать учет организаций и физических лиц формой контроля, то объектом контроля может стать учетная деятельность налоговых органов. Выведение оснований и порядка постановки на учет, 67 предусмотренных ст.ст. 83,84 НК РФ, в отдельную главу, позволило бы снять неопределенность учетной деятельности налоговых органов.....
1. Административная юрисдикция налоговых органов: Учебник / Под ред. М.А. Лапиной. М.: ВГНА Минфина России, 2012. 360 с.
2. Александров А.В. Пути повышения эффективности налогового контроля в Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук. М., 2013. 199 с.
3. Алексеева П.В., Черноусова К.С. Анализ эффективности выездных и камеральных проверок налоговых органов в России // Известия Института систем управления СГЭУ. 2019. Т. 19. № 1. С. 107-109.
4. Алиев Ш.И., Алиева З.М., Таилова А.Г. Налоговый контроль в России и зарубежных странах: формы и методы его осуществления: Монография. Тамбов, 2020. 80 с.
5. Альпидовская М.Л., Катульская Я.Н. Налоговый мониторинг: прогресс в организации налогового контроля или новые проблемы в организации налогового контроля // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 6-9. С. 41-43.
6. Арбитражный суд Западно-Сибирского округа от 24.08.2015 г. по делу № А27-23598/2014. [Электронный ресурс]. // СПС КонсультантПлюс.
7. Артамонова Л.Г. Принципы налогового контроля и контрольной работы налоговых органов: современные тенденции // Налоги и налогообложение. 2011. № 8. С. 5 – 11.
8. Безруков Г.Г., Казак А.Ю., Привалова С.Г. Налоговый контроль в условиях реформирования экономики. Екатеринбург, 2003. 320 с.
9. Богданова О.Ю., Богославцева Л.В., Карепина О.И. Развитие налогового контроля в Российской Федерации // Научное окружение современного человека: экономика, менеджмент, образование, психология, юриспруденция, политология. Серия монографий. Сер. «Научное окружение современного человека». Одесса, 2019. С. 9-33.
10. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Налоговый контроль и производство по делам о налоговых правонарушениях. Теория и практика 73 применения гл.14 Налогового кодекса РФ (с учетом Федерального закона от 27.07.2006 г. №137- ФЗ.) // Налоги и финансовое право. 2007. № 2. 11. Бутынец Ф.Ф. Организация и проведение ревизий в условиях механизации учета в потребкооперации. М., 1976. 155 с.
12. Быкова Н.Н. Классификация форм и методов налогового контроля в Российской Федерации // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 141-144.
13. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145- ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
14. Валиева А.Р. Налоговый контроль как основная форма государственного контроля // Научный диалог: экономика и менеджмент: сб. науч. тр. по материалам XXII Междунар. науч. конф. 2019. С. 4-5.
15. Владимиров В.В. Об особенностях деятельности органов государственного финансового контроля в Российской Федерации // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2009. Июль. № 14....110