Институт гражданства Российской Федерации: особенности становления, правовое регулирование
|
Введение 3
Глава 1 Особенности института гражданства Российской Федерации 10
1.1 Понятие института гражданства и его становление в Российской Федерации 10
1.2 Принципы института гражданства Российской Федерации 11
1.3 Порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации 24
Глава 2 Правовое регулирование института гражданства Российской Федерации 43
2.1 Порядок решения вопросов в сфере гражданства 43
2.2 Правовой статус иностранцев 50
2.3 Правовой статус беженцев 44
Глава 3 Проблемы и перспективы развития института гражданства в Российской Федерации 62
3.1 Сравнительно-правовой анализ развития института гражданства в
Российской Федерации и государствах Европы 62
3.2 Актуальные проблемы и перспективы развития института гражданства в Российской Федерации 71
Заключение 82
Список используемой литературы и используемых источников 92
Глава 1 Особенности института гражданства Российской Федерации 10
1.1 Понятие института гражданства и его становление в Российской Федерации 10
1.2 Принципы института гражданства Российской Федерации 11
1.3 Порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации 24
Глава 2 Правовое регулирование института гражданства Российской Федерации 43
2.1 Порядок решения вопросов в сфере гражданства 43
2.2 Правовой статус иностранцев 50
2.3 Правовой статус беженцев 44
Глава 3 Проблемы и перспективы развития института гражданства в Российской Федерации 62
3.1 Сравнительно-правовой анализ развития института гражданства в
Российской Федерации и государствах Европы 62
3.2 Актуальные проблемы и перспективы развития института гражданства в Российской Федерации 71
Заключение 82
Список используемой литературы и используемых источников 92
Актуальность темы исследования. Вопросы исследования института гражданства привлекают большое внимание отечественных и зарубежных учёных. В Российской Федерации за последние десятилетия институт гражданства претерпел существенные изменения, в связи с чем тема становления и правового регулирования института гражданства Российской Федерации становится все более актуальной и интересной для исследования, причем как в нашей стране, так и в мире в целом. Масштабные изменения в организации государственной и общественной жизни требуют проведения анализа происходящих в этой сфере событий.
Сегодня сложно представить себе полноценную жизнь в государстве человека, не имеющего гражданства, не имеющего возможности пользоваться всеми правами гражданина, и что немаловажно, не несущего никакой ответственности. Но, несмотря на это, проблемы с получением гражданства и легальностью нахождения лица на территории того или иного государства только увеличиваются.
Эти проблемы связаны с происходящими в мире событиями, такими как все возрастающая угроза мирового терроризма, нестабильная политическая ситуация на Ближнем Востоке и Украине, масштабный миграционный кризис, демографический кризис в отдельных регионах, национальные и религиозные разногласия и другие.
Все вышеперечисленные события прямо или косвенно затрагивают интересы нашей страны, а некоторые являются проблемой исключительно Российской Федерации. Процессы, происходящие сегодня в мире настолько стремительны, что требуют их регулярного мониторинга, а в некоторых случаях незамедлительного внесения изменений в действующее законодательство. В любом случае, к процессу законотворчества в сфере гражданства необходимо подходить осторожно, опираясь на исторически сложившиеся особенности становления института гражданства в России.
В настоящей диссертационной работе мы подробно рассмотрим проблемы, соотнесем их с системой общественных отношений, а также постараемся научно проработать вопросы конституционно-правовой регламентации института гражданства в Российской Федерации.
Объект исследования - общественные отношения в сфере института гражданства Российской Федерации.
Предмет исследования - правовое регулирование института гражданства Российской Федерации по вопросам получения и прекращения гражданства.
Цель - исследование особенностей становления и правового регулирования института гражданства Российской Федерации.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
- дать определение понятию «институт гражданства» и проследить путь его становления в Российской Федерации;
- определить принципы гражданства в Российской Федерации;
- рассмотреть процесс получения и прекращения гражданства в Российской Федерации;
- проанализировать порядок дел, касающихся гражданства в Российской Федерации;
- определить правовой статус иностранцев и беженцев в Российской Федерации;
- провести сравнительно-правовой анализ развития института гражданства в Российской Федерации и в государствах Европы;
- выявить актуальные проблемы и обозначить перспективы развития института гражданства в Российской Федерации.
Особенности становления института гражданства в Российской Федерации рассматривали следующие отечественные учёные: Л.В. Андриченко, Н.В. Витрук, А.Н. Кокотов, И.П. Трайнин, Б.С. Эбзеев и другие.
Вопросы правового регулирования института гражданства волновали отечественных учёных: С.Н. Бабурина, А.А. Головко, Ф.Ф. Кокошкина, Н.О. Куплеванского, И.Е. Фарбера, В.С. Шевцова и других...
Сегодня сложно представить себе полноценную жизнь в государстве человека, не имеющего гражданства, не имеющего возможности пользоваться всеми правами гражданина, и что немаловажно, не несущего никакой ответственности. Но, несмотря на это, проблемы с получением гражданства и легальностью нахождения лица на территории того или иного государства только увеличиваются.
Эти проблемы связаны с происходящими в мире событиями, такими как все возрастающая угроза мирового терроризма, нестабильная политическая ситуация на Ближнем Востоке и Украине, масштабный миграционный кризис, демографический кризис в отдельных регионах, национальные и религиозные разногласия и другие.
Все вышеперечисленные события прямо или косвенно затрагивают интересы нашей страны, а некоторые являются проблемой исключительно Российской Федерации. Процессы, происходящие сегодня в мире настолько стремительны, что требуют их регулярного мониторинга, а в некоторых случаях незамедлительного внесения изменений в действующее законодательство. В любом случае, к процессу законотворчества в сфере гражданства необходимо подходить осторожно, опираясь на исторически сложившиеся особенности становления института гражданства в России.
В настоящей диссертационной работе мы подробно рассмотрим проблемы, соотнесем их с системой общественных отношений, а также постараемся научно проработать вопросы конституционно-правовой регламентации института гражданства в Российской Федерации.
Объект исследования - общественные отношения в сфере института гражданства Российской Федерации.
Предмет исследования - правовое регулирование института гражданства Российской Федерации по вопросам получения и прекращения гражданства.
Цель - исследование особенностей становления и правового регулирования института гражданства Российской Федерации.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
- дать определение понятию «институт гражданства» и проследить путь его становления в Российской Федерации;
- определить принципы гражданства в Российской Федерации;
- рассмотреть процесс получения и прекращения гражданства в Российской Федерации;
- проанализировать порядок дел, касающихся гражданства в Российской Федерации;
- определить правовой статус иностранцев и беженцев в Российской Федерации;
- провести сравнительно-правовой анализ развития института гражданства в Российской Федерации и в государствах Европы;
- выявить актуальные проблемы и обозначить перспективы развития института гражданства в Российской Федерации.
Особенности становления института гражданства в Российской Федерации рассматривали следующие отечественные учёные: Л.В. Андриченко, Н.В. Витрук, А.Н. Кокотов, И.П. Трайнин, Б.С. Эбзеев и другие.
Вопросы правового регулирования института гражданства волновали отечественных учёных: С.Н. Бабурина, А.А. Головко, Ф.Ф. Кокошкина, Н.О. Куплеванского, И.Е. Фарбера, В.С. Шевцова и других...
Проведённое исследование позволило прийти к следующим основным выводам.
Институт гражданства строится на совокупности норм права, которые подчиняются Конституции РФ. Эти нормы права регулируют деятельность по получению и прекращению гражданства и формируют взаимоотношения между индивидом и государством.
Становление института гражданства в РФ проходило в несколько этапов: дореволюционный этап, где гражданство определялось, как подданство; советский этап, где впервые произошло становление и формирование российского гражданства и российский (современный этап), который определил вопросы правового регулирования российского гражданства.
На сегодняшний день гражданство представляет собой правовую связь человека и государства, основанную на взаимных правах и обязанностях, подразумевающую со стороны государства соблюдение прав и свобод человека, а со стороны человека признание власти государства и ответственность за свои действия.
Определение принципов гражданства играет важную роль в становлении института гражданства. К определению принципов гражданства обращались отечественные учёные на протяжении всего пути становления института гражданства в стране.
До принятия Конституции и Закона о гражданстве в СССР в стране не было уделено должного внимания определению принципов гражданства. Только в 1960-х годах принципы гражданства стали выделяться и систематизироваться отечественными учёными. Советский учёный Ильинский И.П. первым обратился к исследованию принципов гражданства.
Позднее в законодательных актах страны были обозначены принципы гражданства, которые подразделяются на две большие группы: принципы непосредственно касающиеся гражданства (приобретение и утрата, права на получение); принципы, связанные с сущностью гражданства (единство и равенство, невозможность смены гражданства, защита граждан, преемственность гражданства между родственниками и т.д.).
На сегодняшний день действуют следующие основные принципы гражданства: любой человек, который родился на территории этой страны - её гражданин; владелец множественного или двойного гражданства становится не только гражданином РФ, но и гражданином другой страны, при этом он не теряет российское гражданство; принцип равного и единого гражданства; принцип равенства граждан; невозможности лишения гражданства, а также права его смены; принцип невозможности высылки гражданина РФ за пределы страны и его выдачи иностранному государству; принцип экстерриториальности гражданства; граждане РФ не теряют своего гражданства расторгая брак; принцип преемственности.
Также следует сделать основной вывод относительно действий властей СССР по неправомерному лишению гражданства и впоследствии пересмотру этого принципа. Без законодательного закрепления принципов гражданства невозможно правовое их осуществление, то есть действия в отношении граждан без нарушения их прав. Принципы гражданства сложны по своей природе, это обуславливает то, что в СССР до 1960 года не было предпринято существенных попыток их описания и систематизирования. На сегодняшний день принципы законодательно закреплены и помогают осуществлять правомерную деятельность в отношении получения и прекращения гражданства в РФ;
Получение первого или второго гражданства, а также отказ от гражданства регламентирует Конституция, Закон о гражданстве и другие нормативно-правовые акты...
Институт гражданства строится на совокупности норм права, которые подчиняются Конституции РФ. Эти нормы права регулируют деятельность по получению и прекращению гражданства и формируют взаимоотношения между индивидом и государством.
Становление института гражданства в РФ проходило в несколько этапов: дореволюционный этап, где гражданство определялось, как подданство; советский этап, где впервые произошло становление и формирование российского гражданства и российский (современный этап), который определил вопросы правового регулирования российского гражданства.
На сегодняшний день гражданство представляет собой правовую связь человека и государства, основанную на взаимных правах и обязанностях, подразумевающую со стороны государства соблюдение прав и свобод человека, а со стороны человека признание власти государства и ответственность за свои действия.
Определение принципов гражданства играет важную роль в становлении института гражданства. К определению принципов гражданства обращались отечественные учёные на протяжении всего пути становления института гражданства в стране.
До принятия Конституции и Закона о гражданстве в СССР в стране не было уделено должного внимания определению принципов гражданства. Только в 1960-х годах принципы гражданства стали выделяться и систематизироваться отечественными учёными. Советский учёный Ильинский И.П. первым обратился к исследованию принципов гражданства.
Позднее в законодательных актах страны были обозначены принципы гражданства, которые подразделяются на две большие группы: принципы непосредственно касающиеся гражданства (приобретение и утрата, права на получение); принципы, связанные с сущностью гражданства (единство и равенство, невозможность смены гражданства, защита граждан, преемственность гражданства между родственниками и т.д.).
На сегодняшний день действуют следующие основные принципы гражданства: любой человек, который родился на территории этой страны - её гражданин; владелец множественного или двойного гражданства становится не только гражданином РФ, но и гражданином другой страны, при этом он не теряет российское гражданство; принцип равного и единого гражданства; принцип равенства граждан; невозможности лишения гражданства, а также права его смены; принцип невозможности высылки гражданина РФ за пределы страны и его выдачи иностранному государству; принцип экстерриториальности гражданства; граждане РФ не теряют своего гражданства расторгая брак; принцип преемственности.
Также следует сделать основной вывод относительно действий властей СССР по неправомерному лишению гражданства и впоследствии пересмотру этого принципа. Без законодательного закрепления принципов гражданства невозможно правовое их осуществление, то есть действия в отношении граждан без нарушения их прав. Принципы гражданства сложны по своей природе, это обуславливает то, что в СССР до 1960 года не было предпринято существенных попыток их описания и систематизирования. На сегодняшний день принципы законодательно закреплены и помогают осуществлять правомерную деятельность в отношении получения и прекращения гражданства в РФ;
Получение первого или второго гражданства, а также отказ от гражданства регламентирует Конституция, Закон о гражданстве и другие нормативно-правовые акты...
Подобные работы
- Трансформация института гражданства
Курсовые работы, законодательство и право. Язык работы: Русский. Цена: 6700 р. Год сдачи: 2020 - ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Основание и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Гражданство Российской Федерации: конституционно-правовая теория и практика
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Конституционно-правовой институт гражданства Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Гражданство Российской Федерации: конституционно-правовая теория и практика
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2023 - Институт гражданства: вопросы административно-правового регулирования (Административная деятельность, Барнаульский Юридический Институт МВД)
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Основания приобретения гражданства Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.02)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005





