Введение 3
Глава 1 Особенности института гражданства Российской Федерации 10
1.1 Понятие института гражданства и его становление в Российской Федерации 10
1.2 Принципы института гражданства Российской Федерации 11
1.3 Порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации 24
Глава 2 Правовое регулирование института гражданства Российской Федерации 43
2.1 Порядок решения вопросов в сфере гражданства 43
2.2 Правовой статус иностранцев 50
2.3 Правовой статус беженцев 44
Глава 3 Проблемы и перспективы развития института гражданства в Российской Федерации 62
3.1 Сравнительно-правовой анализ развития института гражданства в
Российской Федерации и государствах Европы 62
3.2 Актуальные проблемы и перспективы развития института гражданства в Российской Федерации 71
Заключение 82
Список используемой литературы и используемых источников 92
Актуальность темы исследования. Вопросы исследования института гражданства привлекают большое внимание отечественных и зарубежных учёных. В Российской Федерации за последние десятилетия институт гражданства претерпел существенные изменения, в связи с чем тема становления и правового регулирования института гражданства Российской Федерации становится все более актуальной и интересной для исследования, причем как в нашей стране, так и в мире в целом. Масштабные изменения в организации государственной и общественной жизни требуют проведения анализа происходящих в этой сфере событий.
Сегодня сложно представить себе полноценную жизнь в государстве человека, не имеющего гражданства, не имеющего возможности пользоваться всеми правами гражданина, и что немаловажно, не несущего никакой ответственности. Но, несмотря на это, проблемы с получением гражданства и легальностью нахождения лица на территории того или иного государства только увеличиваются.
Эти проблемы связаны с происходящими в мире событиями, такими как все возрастающая угроза мирового терроризма, нестабильная политическая ситуация на Ближнем Востоке и Украине, масштабный миграционный кризис, демографический кризис в отдельных регионах, национальные и религиозные разногласия и другие.
Все вышеперечисленные события прямо или косвенно затрагивают интересы нашей страны, а некоторые являются проблемой исключительно Российской Федерации. Процессы, происходящие сегодня в мире настолько стремительны, что требуют их регулярного мониторинга, а в некоторых случаях незамедлительного внесения изменений в действующее законодательство. В любом случае, к процессу законотворчества в сфере гражданства необходимо подходить осторожно, опираясь на исторически сложившиеся особенности становления института гражданства в России.
В настоящей диссертационной работе мы подробно рассмотрим проблемы, соотнесем их с системой общественных отношений, а также постараемся научно проработать вопросы конституционно-правовой регламентации института гражданства в Российской Федерации.
Объект исследования - общественные отношения в сфере института гражданства Российской Федерации.
Предмет исследования - правовое регулирование института гражданства Российской Федерации по вопросам получения и прекращения гражданства.
Цель - исследование особенностей становления и правового регулирования института гражданства Российской Федерации.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
- дать определение понятию «институт гражданства» и проследить путь его становления в Российской Федерации;
- определить принципы гражданства в Российской Федерации;
- рассмотреть процесс получения и прекращения гражданства в Российской Федерации;
- проанализировать порядок дел, касающихся гражданства в Российской Федерации;
- определить правовой статус иностранцев и беженцев в Российской Федерации;
- провести сравнительно-правовой анализ развития института гражданства в Российской Федерации и в государствах Европы;
- выявить актуальные проблемы и обозначить перспективы развития института гражданства в Российской Федерации.
Особенности становления института гражданства в Российской Федерации рассматривали следующие отечественные учёные: Л.В. Андриченко, Н.В. Витрук, А.Н. Кокотов, И.П. Трайнин, Б.С. Эбзеев и другие.
Вопросы правового регулирования института гражданства волновали отечественных учёных: С.Н. Бабурина, А.А. Головко, Ф.Ф. Кокошкина, Н.О. Куплеванского, И.Е. Фарбера, В.С. Шевцова и других...
Проведённое исследование позволило прийти к следующим основным выводам.
Институт гражданства строится на совокупности норм права, которые подчиняются Конституции РФ. Эти нормы права регулируют деятельность по получению и прекращению гражданства и формируют взаимоотношения между индивидом и государством.
Становление института гражданства в РФ проходило в несколько этапов: дореволюционный этап, где гражданство определялось, как подданство; советский этап, где впервые произошло становление и формирование российского гражданства и российский (современный этап), который определил вопросы правового регулирования российского гражданства.
На сегодняшний день гражданство представляет собой правовую связь человека и государства, основанную на взаимных правах и обязанностях, подразумевающую со стороны государства соблюдение прав и свобод человека, а со стороны человека признание власти государства и ответственность за свои действия.
Определение принципов гражданства играет важную роль в становлении института гражданства. К определению принципов гражданства обращались отечественные учёные на протяжении всего пути становления института гражданства в стране.
До принятия Конституции и Закона о гражданстве в СССР в стране не было уделено должного внимания определению принципов гражданства. Только в 1960-х годах принципы гражданства стали выделяться и систематизироваться отечественными учёными. Советский учёный Ильинский И.П. первым обратился к исследованию принципов гражданства.
Позднее в законодательных актах страны были обозначены принципы гражданства, которые подразделяются на две большие группы: принципы непосредственно касающиеся гражданства (приобретение и утрата, права на получение); принципы, связанные с сущностью гражданства (единство и равенство, невозможность смены гражданства, защита граждан, преемственность гражданства между родственниками и т.д.).
На сегодняшний день действуют следующие основные принципы гражданства: любой человек, который родился на территории этой страны - её гражданин; владелец множественного или двойного гражданства становится не только гражданином РФ, но и гражданином другой страны, при этом он не теряет российское гражданство; принцип равного и единого гражданства; принцип равенства граждан; невозможности лишения гражданства, а также права его смены; принцип невозможности высылки гражданина РФ за пределы страны и его выдачи иностранному государству; принцип экстерриториальности гражданства; граждане РФ не теряют своего гражданства расторгая брак; принцип преемственности.
Также следует сделать основной вывод относительно действий властей СССР по неправомерному лишению гражданства и впоследствии пересмотру этого принципа. Без законодательного закрепления принципов гражданства невозможно правовое их осуществление, то есть действия в отношении граждан без нарушения их прав. Принципы гражданства сложны по своей природе, это обуславливает то, что в СССР до 1960 года не было предпринято существенных попыток их описания и систематизирования. На сегодняшний день принципы законодательно закреплены и помогают осуществлять правомерную деятельность в отношении получения и прекращения гражданства в РФ;
Получение первого или второго гражданства, а также отказ от гражданства регламентирует Конституция, Закон о гражданстве и другие нормативно-правовые акты...
1. Административный регламент Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах, утвержден приказом Федеральной миграционной службы от 5 декабря 2007 г. № 452 // СПС «Гарант». - URL:
https://base.garant.ru/193088/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 29.03.2023).
2. Бабурин, С.Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство/ С.Н. Бабурин // Государство и право. - Москва : Наука, 1996. - № 11. - С. 3-9
3. Блищенко, В. И. Кризисы и конфликты на постсоветском пространстве : монография/ В. И. Блищенко, М. М. Солнцева. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 304 с.
4. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Официальный сайт ООН. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 24.03.2023).
5. Вторая сессия Верховного Совета СССР первого созыва: стенографический отчет. - Москва, 1938. - С. 799 -800 // Государственная публичная историческая библиотека России. - URL:
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/31964-vtoraya-sessiya-verhovnogo-soveta-sssr-1-go-sozyva-10-21-avgusta-1938-g-stenograficheskiy-otchet-1938 (дата обращения: 10.04.2023).
6. Гессен В. М. Подданство, его установление и прекращение. Т. 1. - СПБ., 1909. - 448 с. // Государственная публичная историческая библиотека России. - URL: http://elib.shpl.ru/nodes/22556#mode/inspect/page/462/zoom/4(дата обращения: 10.04.2023).
7. Дзыбова С. Г. К вопросу о понимании прав человека в современной теории государства и права / С. Г. Дзыбова, Е.А. Парасюк // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. №1 (156). С. 175-179 // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». — URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/k-voprosu-o-ponimanii-prav-cheloveka-v-sovremennoy-teorii-gosudarstva-i-prava/viewer (дата обращения: 29.03.2023).
8. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС «КонсультантПлюс». - URL: https:ZZbase.garant.ru/10164333Z (Дата обращения: 29.03.2023)
9. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" // СПС «Гарант». - URL:
https:ZZbase.garant.ru/10102400Z (дата обращения: 27.03.2023).
10. Закон СССР от 19.08.1938 «О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик» // СПС «КонсультантПлюс». - URL: https:ZZwww.consultant.ruZconsZcgiZonline.cgi?req=doc&base=ESU&n=17090#0ef0hZTDGpz3k1wC (дата обращения: 27.03.2023).
11. Законопроект № 21931-8 О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О средствах массовой информации» (в части недопустимости злоупотребления свободой массовой информации) // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. - URL: https:ZZsozd.duma.gov.ruZbillZ21931-8# (дата обращения: 04.04.2023).
12. Зраева, И.М. Правовое регулирование миграционного учета в Российской Федерации : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / И.М. Зраева, Т.А. Прудникова, С.А. Акимова. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 183 c.
13. Иванец, Г. И. Конституционное право России : энциклопедический словарь - М. : Юрид. лит., 2002. - 432 с.
14. Ивахнюк, И. В. Международная трудовая миграция: учебное пособие / И. В. Ивахнюк. - Москва: ТЕИС, 2005. - 286 с.
15. Известия Всероссийского Центрального Исполнительного
Комитета Советов. 1918. № 66 (2) // Электронная библиотека исторических документов. - URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/348311-dekret-
vserossiyskogo-tsentralnogo-ispolni-locale-nil-telnogo-komiteta-sovetov-rabochih-soldatskih-krestyanskih-i-kazachih-deputatov-o-priobretenii-prav-rossiyskogo-grazhdanstva#mode/inspect/page/1/zoom/4 (дата обращения: 10.04.2023)...(68)