Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы формирования бережного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 10
1.1 Психолого-педагогические основы формирования бережного отношения к природе у младших школьников 10
1.2 Методические аспекты формирования бережного отношения к природе младших школьников во внеурочной деятельности 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию бережного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 22
2.1 Выявление исходного уровня сформированности бережного отношения к природе 22
2.2 Разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на формирование бережного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.. 33
2.3 Анализ эффективности процесса формирования бережного отношения к природе у младших школьников 38
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение А Методика 1 - Диагностика экологических знаний (методика О. А. Соломенниковой) 52
Приложение Б Методика 2 - «Интенсивность субъективного отношения к природе»(методика Л.И. Макаровой) 55
Приложение В Методика 3 - «Экологический светофор» (методика И.В. Цветковой) 59
Приложение Г Методика 4 - «Экологическая деятельность» (методика Е.Н. Жидаревой) 61
Приложение Д План мероприятий экологической направленности 63
Приложение Е Положение о проведении классной научно-практической конференции «Мы должны их спасти» 64
Бережное отношение к природе, ее богатствам не заложены в ребенке с рождения. Этот навык необходимо формировать с раннего возраста. К.Д. Ушинский заметил, что самая неоспоримая и наглядная логика для детей - это логика природы. Процесс общения с природой положительно влияет на неокрепшую детскую психику, на их всестороннее развитие. Проблема экологического воспитания приобрела наибольшую актуальность в век нанотехнологий и атомного научного прогресса. Педагогу необходимо сформировать у обучающихся навыки бережного отношения, к природе вовлекая детей не только в образовательный процесс, но и во внеурочную деятельность.
Человек одно из творений природы, отсюда наблюдается его неразрывная связь с ней. Но на современном этапе эта вековая связь переросла в глобальный экологический кризис. Своей деятельностью люди загрязняют биосферу, происходит изменение всех качеств нашей планеты, разрушаются экосистемы и как следствие страдает здоровье человека, поэтому необходимо как можно быстрее начать воспитание бережного отношения к природе.
Л.С. Выготский и О.В. Запорожец самым благоприятным психологическим возрастом для наиболее продуктивного обучения считают возраст младших школьников в это период формируются определенные психологические свойства и образцы поведения. Именно в этом возрасте важно научить ребенка видеть красоту природы, ее уникальные объекты красоту родного края. У обучающихся на данном этапе необходимы формировать навыки природоохранной деятельности.
Бережное отношение к природе как взаимодействие объектов и субъектов природопользования исследовали такие ученые как: И.Ф. Ведин, М.С. Каган, М.Е. Каневская, О.Н. Пахомова, И.Т. Суравегина.
Сосуществование человека и природы как единой экосистемы нашло отражение в трудах ученых Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, И.В. Киреевского, В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского.
Проблемы экологического образования и воспитания исследовались И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, Л.П. Симоновой.
Характеристика содержания, средств, форм и методов экологического воспитания учащихся отражена в работах А.Н. Захлебного, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова, Л.П. Симоновой.
Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф. Виноградовой, A.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Симоновой.
Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического образования отражено в работах Л.И. Божович, А.И. Леонтьева, B. Н. Мясницова.
Вопросам экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе посвящены исследования В.М. Минаевой, А.Н. Захлебного, Т.И. Тарасовой и других, в которых показаны традиционные формы и методы экологического воспитания.
Экологическое воспитание - это важный педагогический процесс, растянутый во времени и чем раньше он начнется, тем успешнее будет. Успех данного процесса во многом зависит от заинтересованности педагога в организации экологической деятельности обучающихся, через вовлечение их во внеурочную деятельность. На внеклассных занятиях у обучающихся формируются расширенные представления о природе родного края, его экологических проблемах, налаживается тесная связь между человеком и природой. В системе занятий кружков дополнительного образования экологической направленности дети учатся природоохранной деятельности, изучают различные экосистемы их особенности и проблемы. Проведение внеклассных мероприятий решает ряд педагогических задач: формирование микроклимата классного коллектива; воспитание требовательности и заботы друг о друге и объектах природы; формирование мотивации к самостоятельному поиску дополнительных знаний через постановку проблемы; формирование мотивации к научно-исследовательской деятельности...
Перед пелагическим сообществом встает вопрос о воспитании экологически грамотной личности, умеющей вести природоохранительную деятельность. Современное поколение находится на низком уровне развития экологической культуры. Изменить эту ситуацию можно только через формирование бережного отношения к природе в младшем школьном возрасте. Формированием бережного отношения к природе должен заниматься высококвалифицированный, увлеченный своим делом педагог, владеющий современными методиками.
Известные ученые достаточно широко осветили проблему экологического воспитания обучающихся младших классов в своих научных трудах. Однако до сих пор остается проблемой отсутствие системы экологического воспитания на уровне образовательных организаций общего образования.
В теоретической части исследования была изучена научная литература по проблеме формирования бережного отношения к природе у младших школьников. Во второй главе мы провели диагностические исследования уровня сформированности бережного отношения к природе. Уровень проверялся по трем основным критериям: познавательная активность, эмоциональная и деятельностная составляющие.
В исследовании приняли участие 50 человек - обучающиеся 3 классов МБОУ «Саргатская основная школа» Саргатского муниципального района Омской области. Обучающиеся 3 «А» класса - контрольная группа,
обучающиеся 3 «Б» класса - экспериментальная группа. Анализ результатов показал, что у большинства школьников уровень сформированности находится на низком уровне.
На втором этапе нашего эксперимента мы разработали и апробировали план мероприятий экологической направленности, позволяющий сформировать более высокий уровень экологического воспитания. Школьники экспериментальной группы познакомились с руководителем районной экологической дружины, побывали на территории государственного заказника, научились разрабатывать мини-проекты, узнали о редких и исчезающих растениях и животных Саргатского района, изучили проблему исчезновения и обмеления некогда полноводной реки Саргатка.
На третьем этапе после повторной диагностики, проанализировав данные, мы сделали вывод о том, что формирующий этап эксперимента дал положительную динамику в воспитании бережного отношения к природе у младших школьников. Значительно возросло число ребят с высоким уровнем экологического воспитания.
На основе проведенного исследования нами разработаны следующие рекомендации педагогам для развития бережного отношения к природе у обучающихся младших классов.
Воспитания бережного отношения детей к природе осуществляется с учетом следующих педагогических условий:
- внеклассные мероприятия проводит высококвалифицированный, экологически ориентированный педагог, имеющий высокие организаторские способности и опыт экологической деятельности;
- для повышения мотивации к экологической деятельности необходима организация поисково-исследовательской деятельности детей непосредственно в природе;
- успешное освоение программы внеклассной работы предполагает наличие у школьника базовых знаний в сфере природоведения и природоохранной деятельности, постоянное их пополнение, обобщение и систематизация;
- необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, признавать их право на собственное мнение. И создание эмоционально комфортных условий для каждого ребенка.
1. Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М. : ВЛАДОС, 2010. 240 с.
2. Алексеев С. В. Симонова Л. В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников // Начальная школа. 2011. № 1. С. 19-22.
3. Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. 2011. №12. С.43-45.
4. Барашкина С. Б. Учёт уровня сформированности представлений и понятий младших школьников в процессе организации наблюдений // Начальная школа. 2016. №6. С. 9-13.
5. Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа. 2013. № 5. С. 64-75.
6. Большакова М. Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями // Начальная школа. 2006. № 3. С. 48¬49.
7. Бурова Л. И. Экологическая практика как инновационная модель внеурочной деятельности // Начальная школа. 2016. № 5. С. 45-47.
8. Вахрушев А. А. Обитатели Земли: методические рекомендации для учителя. М. : Баласс, 2012. 224 с.
9. Веселова Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала // Начальная школа. 2013. № 2. С. 110-113.
10. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.: Просвещение, 1982. 112 с.
11. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы // Начальная школа. 2012. № 4. С. 36¬40.
12. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы // Начальная школа. 1997. № 4. С. 20¬24.
13. Воспитание младшего школьника / сост. Л. В. Ковинько. М. : Академия, 2008. 288 с.
14. Гелетканич И. Н. Моделирование формирования ценностного отношения к познанию природы // Начальная школа.2015. №12. С.72-75.
15. Глазачев С. Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: автореф. д-ра пед. наук. М. : 1998. 68 с...(50)