Введение 4
1 Теоретические аспекты использования антикризисного управления как инструмента обеспечения экономической безопасности организаций 8
1.1 Понятие экономической безопасности организации 8
1.2 Антикризисное управление: сущность и особенности использования в качестве инструмента обеспечения экономической безопасности организаций 13
2 Исследование антикризисного управления как инструмента экономической
безопасности экономических субъектов 21
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности организаций 21
2.2 Анализ антикризисного управления экономических субъектов 37
3 Совершенствование антикризисного управления как инструмента обеспечения экономической безопасности организации на примере Администрации г.о. Жигулевск 53
3.1 Совершенствование интеллектуальной кадровой составляющей антикризисного управления как инструмента обеспечения экономической безопасности организации на примере Администрации г.о. Жигулевск 54
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий 59
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 67
Приложение А Структура администрации г.о. Жигулевск 71
Приложение Б Исполнение бюджета по подразделам бюджетной классификации доходов за 2020 год, тыс.руб 72
Приложение В Исполнение бюджета по подразделам бюджетной классификации расходов за 2020 год, тыс.руб 73
Приложение Г Исполнение бюджета по подразделам бюджетной классификации доходов за 2021 год, тыс.руб 74
Приложение Д Исполнение бюджета по подразделам бюджетной классификации
расходов за 2021 год, тыс.руб 75
Приложение Е Структура Администрации г.о. Тольятти 76
Приложение Ж Структура Администрации г.о. Сызрань 77
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Актуальность исследования антикризисного управления в системе обеспечения экономической безопасности организации обуславливается «необходимостью в данном процессе обеспечения его устойчивости и возможности дальнейшего функционирования. При этом, и антикризисное управление и обеспечение экономической безопасности нацелены на то, чтобы создать устойчивую внутреннюю среду на предприятии, что обеспечивало бы возможность устойчивой коммуникации со внешней средой. Соответственно, возможно говорить об определённом единстве целей в антикризисном управлении и экономической безопасности».
В российских условиях «антикризисное управление существенно востребовано, в том числе, и по причине относительно меньшей устойчивости российской экономики по сравнению с экономиками развитых стран. Чередующиеся в нашей стране кризисы приводят к снижению объёмов ВВП страны на 5-10 %, тогда как в развитых странах данное снижение в разы меньше. В той же пропорции наблюдается и колеблемость уровней производства на предприятиях, что приводит к более высокой частоте возникновения кризисных явлений на предприятиях РФ, а следовательно, требует большей частоты антикризисных мероприятий».
Антикризисное управление, являясь масштабной системой управления, направлена на предотвращение и устранение кризиса, действующего разрушающе на компанию. В программе противокризисных мер применяют инструменты стратегического менеджмента с привлечением всех ресурсов организации.
В 2022 году на социально-экономическое развитие Российской Федерации решающее влияние оказывало беспрецедентное внешнесанкционное давление и сложная геополитическая ситуация. Хотя экономика регионов оказалась устойчивой к мировым вызовам, разрыв производственно-логистических цепочек, высокая волатильность макроэкономических параметров внешнего и внутреннего рынков, ускорение инфляции, сказались на замедлении социально-экономического развития региона после восстановительного роста в 2021 году.
Важнейшим условием, обусловливающим устойчивое развитие экономики России в целом является экономическая безопасность ее хозяйствующих субъектом, в том числе органов муниципальной власти.
Кризис муниципальной власти - это «особое переломное состояние в развитии и функционировании социально-экономической и политической системы местного общества, характеризующееся снижением уровня управляемости социально-экономическими процессами, обострением политических конфликтов, ухудшением экономического положения муниципалитетов вплоть до состояния банкротства».
Система антикризисного управления в органах муниципальной власти включает в себя два взаимодополняющих компонента - экономический и социально-политический. Так, органы муниципальной власти, подчиняющиеся только интересам населения, могут решать все проблемы на местном уровне только за счет дополнительных заимствований, в результате чего может возникнуть банкротство экономической системы муниципалитета. А органы муниципальной власти, которые бюджетные деньги будут тратить только на муниципалитет, могут оказаться политическим банкротом. Сочетания данных аспектов способно оказать влияние на развитие общесистемного кризиса власти в органах местного самоуправления.
Объекты исследования: Администрация г.о. Жигулевск, Администрация г.о. Тольятти, Администрация г.о. Сызрань.
Предмет исследования: Антикризисное управление как инструмент обеспечения экономической безопасности организации.
Цель исследования: исследовать систему антикризисного управления как инструмента экономической безопасности в Администрации г.о. Жигулевск и разработать мероприятия по ее совершенствованию...
Изучив ряд подходов к определению понятия «экономическая безопасность», в данной радоте под данным термином будет пониматься такое состояние предприятия, при котором можно отметить оптимальную его спососбность максимально рационально и эффективно использовать имеющие ресурсы для обеспечения стабильности производственно-хозяйственной деятельности и устранения возможных угроз, как внутренних, так и внешних.
Комплексную программу, которая позволит предотвратить кризис, нужно разработать заранее. Она должна не просто присутствовать в компании, ее нужно постоянно анализировать, улучшать.
Значительно проще предотвратить кризис, чем в последующем справляться с его проявлениями. Именно поэтому в настоящее время множество работ посвящено исследованию возможностей антикризисного управления.
Основными видами кризисов, при которых используют антикризисное управление предприятием, считают:
- стратегический кризис;
- тактический кризис;
- кризис платежеспособности.
Их причиной служит несоответствие организации основным параметрам внешнего социума и окружения. Это приводит к обострению противоречий в области социально-экономических показателей. Такое положение вещей ведет к упадку финансовой сферы компании, нарушению работоспособности, что грозит полным крахом и приводит к банкротству.
Антикризисное управление - это «система методов, форм и процедур, направленных на осуществление финансового и хозяйственного оздоровления деятельности предприятия или отрасли в целом».
Антикризисное управление, являясь масштабной системой управления, направлена на предотвращение и устранение кризиса, действующего разрушающе на компанию. В программе противокризисных мер применяют инструменты стратегического менеджмента с привлечением всех ресурсов организации.
Основная цель антикризисного управления направлена на:
- сохранение и приумножение позиций компании на рынке;
- предотвращение банкротства.
Важнейшим условием, обусловливающим устойчивое развитие экономики Росии в целом является экономическая безопасность ее хозяйствующих субъектом, в том числе органов муниципальной власти.
Кризис муниципальной власти - это «особое переломное состояние в развитии и функционировании социально-экономической и политической системы местного общества, характеризующееся снижением уровня управляемости социально-экономическими процессами, обострением политических конфликтов, ухудшением экономического положения муниципалитетов вплоть до состояния банкротства».
Система антикризисного управления в органах муниципальной власти включает в себя два взаимодополняющих компонента - экономический и социально-политический. Так, органы муниципальной власти, подчиняющиеся только интересам населения, могут решать все проблемы на местном уровне только за счет дополнительных заимствований, в результате чего может возникнуть банкротство экономической системы муниципалитета. А органы муниципальной власти, которые бюджетные деньги будут тратить только на муниципалитет, могут оказаться политическим банкротом. Сочетания данных аспектов способно оказать влияние на развитие общесистемного кризиса власти в органах местного самоуправления.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в 2022 году на социально-экономическое развитие экономики объектов исследования, как и Российской Федерации в целом, решающее влияние оказывает беспрецедентное внешнесанкционное давление и сложная геополитическая ситуация. Хотя экономика региона оказалась устойчивой к мировым вызовам, разрыв производственно-логистических цепочек, высокая волатильность макроэкономических параметров внешнего и внутреннего рынков, ускорение инфляции, сказались на замедлении социально-экономического развития региона после восстановительного роста в 2021 году...
1. Авдошина З. А. Антикризисное управление: сущность, диагностика, методики // «Планово-экономический отдел» №7 2012. С. 3-10.
2. Антонов И.В. Антикризисное управление как способ повышения эффективности управления предприятием // Теоретические исследования и экспериментальные разработки студентов и аспирантов. Сборник научных трудов. Тверь, 2018. С. 3-8.
3. Базаров Р.Т. Влияние антикризисного управления предприятия на экономику РФ в современных условиях // Фундаментальные исследования. 2017. №10. С. 13-17.
4. Байгулова А.А. Основные подходы к антикризисному управлению предприятием // Успехи современной науки. 2017. Т. 1. №3. С. 10-15.
5. Бейдин С.В. Антикризисное управление в социально-экономической сфере с учётом антироссийских санкций // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 22. №10. С. 56- 61.
6. Бексултанова А. И. Формирование механизма устойчивого развития бизнеса в процессе антикризисного управления / А.И. Бексултанова // Молодой ученый. 2016. №4. - С. 341-343.
7. Буханова Е.А. Современные механизмы антикризисного управления и профилактики банкротства как части управления финансовыми ресурсами организации: российский и зарубежный опыт / Е.А. Буханова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. №10.- С. 105-109.
8. Галимов И.А. Актуальность антикризисного управления для России // Молодой ученый. 2014. №9. С. 261-263.
9. Горлова В.Д. Суть планирования антикризисного управления в современной организации // Молодой ученый. 2016. №29. С. 398
10. Грунин О. А., Грунин С. О. Экономическая безопасность организации. СПб.: Питер, 2002. С. 37-38. 59 2.1.
11. Грязнова А.Г. Антикризисный менеджмент. М.: Тандем, 2019. 512 с.
12. Демчук О.Н. Антикризисное управление. М.: Флинта, 2019. 268 с.
13. Евстратова Е.А. Антикризисное управление в системе управления предприятием / Е.А. Евстратова, Л.А. Загеева // В сборнике: Экономико-правовые аспекты антикризисного управления предприятием в условиях новой России. Материалы очной всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией В.В. Московцева. 2018. С. 39-41.
14. Жилина Н.Н. Антикризисное управление и риск-менеджмент предприятия: теоретические аспекты // Экономика и управление: проблемы, решения, 2016. Т.1. №4. С. 132-134.
15. Журиха А. М. Научные подходы к антикризисному управлению предприятием // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). СПб.: Свое издательство, 2016. С. 110-112...(36)