Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСЛАМСКОЙ ФИНАНСОВОЙ СИТЕМЫ

Работа №138082

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. СВЯЗЬ РЕЛИГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
(СОГЛАСНО КОНЦЕПЦИЯМ М. ВЕБЕРА И В. ЗОМБАРТА)
2. ОСНОВНЫЕ РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИСЛАМСКОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
3. ЗАПРЕТНЫЕ КАТЕГОРИИ ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИКИ
3.1 Гарар
3.2 Майсир
3.3. Риба
4. ИСЛАМСКИЕ ДОГОВОРЫ
4.1 Мушарака
4.2 Мудараба
4.3 Иджара
4.4 Мурабаха
4.5 Уловки при использовании исламских договоров с целью финансирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:..

В исламе существует единственно верный путь для человека, по
которому он должен идти в своей земной жизни, чтобы после, в жизни
небесной, попасть в Рай. Такой путь называется Шариат, он представляет
собой комплекс норм и правил, которые контролируют все сферы жизни
людей. Экономика, как непременная составляющая человеческого
существования, также контролируется законами Шариата. Не вызывает
сомнения тот факт, что исламская экономическая система, в том числе в
сфере финансов, обладает рядом особенностей и ограничений по сравнению
с капиталистической моделью. Данный факт объясняется тем, что основу
исламской экономики необходимо искать в принципах самой религии,
которые сформулированы в главных источниках исламского права — Коране
и Сунне. Таким образом, изучив принципы ислама, мы сможем объяснить
экономическое поведение мусульман, выяснить, что является особенно
важным для них при заключении торговых сделок, а также понять, на что
стоит обратить внимание при внедрении исламских финансовых институтов на территории России.
Актуальность работы заключается в том, что она даст целостное
понимание этики исламской экономики и финансовой системы, работы
исламских финансовых учреждений, а также продемонстрирует, какие
аспекты являются для мусульман основными для принятия экономических решений.
Практическая значимость. Понимание принципов исламской
экономической системы является ключевым для возможности внедрения
исламских финансовых институтов в экономическую жизнь России. В
настоящее время именно отсутствие полного представления о том, что
является важным для мусульманина, живущего по нормам Шариата, а что
нет, представляет собой одну из проблем на пути к созданию на территории
России первых осуществляющих полный спектр финансовых услуг и при
этом отвечающих принципам Шариата организаций.4
Степень изученности проблемы. Проблема исламской финансовой
системы в настоящее время изучается такими российскими учеными, как
Беккин Р. И., Магомедова Ю. Д., Журавлев Ю. А., однако цель их работ
направлена на рассмотрение конкретных экономических проблем,
возможность применить тот или иной исламский договор в России. Что
касается религиозно-этических оснований, то им не отводится должного
внимания, чаще всего их описание достаточно поверхностно. В зарубежной
научной литературе данная проблема освещается шире, например, некоторые
принципы исламской экономики выделяют Дж. Йусуф, А. Маудилизен,
Н. Исмаил, в то же время приводя примеры выражения того или иного
принципа в современном мире. Кроме того, ценной для исследования
является переведенная в 2013 г. книга исламского ученого-богослова шейха
М. Т. Усмани «Введение в исламские финансы», в которой подробно
рассматриваются исламские финансовые договоры и принципы их
функционирования. Стоит отметить, что все вышеназванные ученые
демонстрируют связь ислама и исламской экономики, но никто не
акцентирует внимание на том, чтобы показать, какие именно принципы
ислама являются основаниями для исламской финансовой системы.
Объектом исследования выступает исламская финансовая система, в
частности, виды финансовых договоров и основные ограничения,
отличающие исламскую экономику от капиталистической.
Предметом исследования являются этические основания исламской финансовой системы.
Цель исследования заключается в выявлении этических основ
исламской финансовой системы и их связь с основными принципами ислама.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
 описать концепции ученых-культурологов, констатирующих
связь религии и экономического мышления;5
 проанализировать основные источники Шариата — Коран и
Сунну — на предмет содержания в них этических оснований исламской финансовой системы;
 выявить основные исламские этические максимы, согласно
которым должны функционировать исламские экономические институты;
 изучить принципы финансового сотрудничества в исламской экономике;
 продемонстрировать связь выявленных максим с ограничениями,
отличающими исламскую экономику от капиталистической, а также с
принципами заключения исламских договоров.
В качестве методологической базы были использованы работы
немецкого философа культуры, экономиста и социолога Вернера Зомбарта,
немецкого социолога, философа культуры и политического экономиста
Макса Вебера, а также российского востоковеда, одного из ведущих
специалистов по исламским финансам Р. И. Беккина.
Методы исследования. В работы были использованы описательный,
системный, структурно-функциональный и компаративный методы изучения культуры.
Представленная работа состоит из четырех глав, введения, заключения
и списка литературы. Первая глава содержит описание концепций М. Вебера
и В. Зомбарта, которые демонстрируют связь религии и экономических
воззрений. Во второй главе рассматриваются основные религиозно-этические
принципы исламской экономической системы, которые содержатся в
источниках Шариата. Третья глава представляет собой описание запретных
категорий в исламской экономике, также в ней содержится три раздела:
гарар, майсир и риба. Четвертая глава делится на пять разделов (мушарака,
мудараба, иджара, мурабаха, уловки), описывая основные принципы
функционирования исламских договоров и их связь с этическими
основаниями исламской финансовой системы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в ходе исследования были описаны концепции М. Вебера и
В. Зомбарта, основной идеей которых выступает доказательство взаимосвязи
религии и экономического мышления. Они продемонстрировали, как
Божественные заповеди повлияли на способ ведения торговли,
предпринимательскую этику и обычаи. Благодаря исследованиям Вебера и
Зомбарта мы можем понять, что для капиталистической модели вопрос
этичности ссудного процента не является актуальным5. Также можно
заметить, что в настоящее время принятие экономических решений в
капиталистической системе не связывается с этикой иудаизма или
протестантизма, однако, несомненно, каждая из двух религий повлияли на
сегодняшний облик капитализма.
5 В случае с иудаизмом этот вопрос поднимается, но лишь в отношении к единоверцу, что касается
кредитования под процент неиудея, то он, в целом, остается на усмотрение кредитора.59
Что касается исламской экономики, то ее связь с исламом не требует
доказательства: основания исламской финансовой системы отчасти
содержатся в Коране и Сунне, а отчасти выводятся с помощью других
источников Шариата (иджма‘ и кийас), которые в то же время не
противоречат принципам ислама. Кроме того, с помощью иджма‘ и кийас
исламскими учеными были выделены такие категории запретного в
исламской экономике, как гарар (неопределенность) и майсир (случайная
прибыль), а также сделаны уточнения относительно упоминаемого в Коране
термина «риба» (ростовщичество). Стоит отметить, что запрет указанных
категорий связан с их противоречием основаниям исламской экономики.
В дополнение к вышесказанному, необходимо упомянуть о
зависимости исламских экономических договоров мушарака, мудараба,
иджара и мурабаха от принципов исламской финансовой системы.
Особенность исламских договоров состоит в том, что в отличие от
традиционной для западного общества капиталистической системы, в них
присутствует ряд ограничений, связанных с идей справедливости. Запрет
гарар (неопределенности), майсир (случайной прибыли) и риба (ссудного
процента), обоснованный, как уже было сказано, этикой ислама, делает
внедрение таких договоров в экономику неисламской страны
затруднительным. В связи с этим, во многих странах в качестве
инструментов финансирования используются непредназначенные для этой
цели иджара (договор аренды) и мурабаха (договор на продажу), что, с точки
зрения Шариата, считается допустимым, но нежелательным. Исламские
ученые относят договоры мурабаха и иджара, используемые в качестве
метода финансирования, к временным мерам, пока законодательство и
экономика страны не будут подготовлены к использованию исламских
финансовых договоров мушарака и мудараба. Нежелательность применения
мурабаха и иджара связана с тем, что для их использования в
финансировании приходится прибегать к уловкам, чтобы не нарушить
Шариат и принципы исламской экономики.60
Россия относится к числу тех стран, где в целях исламского
финансирования используются только договоры мурабаха. В последние годы
договоры мушарака и мудараба также привлекли внимание российских
банков, которые выразили желание открыть «исламские окна» в некоторых
регионах России [Лента.ру]. Однако проблема непонимания принципов
функционирования исламской финансовой системы все еще существует,
именно поэтому в ближайшее время ученым-культурологам, арабистам,
исламоведам и экономистам необходимо сосредоточиться не только на
изучении механизмов работы договоров мушарака и мудараба для
применения их на практике, но и обратиться к этике ислама, ведь именно он
является главным основанием исламской финансовой системы


1. 1-е Кор — 1-е послание к коринфянам // Азбука веры. 2009. URL:
https://azbyka.ru/biblia/?1Cor.13 (дата обращения: 13.04.2018)
2. 2Берега — Правила оказания услуг // 2B.ru. 2018. URL: https://new.2-
berega.ru/o-nas/rules (дата обращения: 09.05.2018)
3. Амаль — Финансовый дом Амаль. 2014. URL: http://finamal.ru/tovar/ (дата
обращения: 15.04.2018)
4. Ар-ру — Хадис 1. Дела оцениваются только по намерениям // AR-RU.ru.
URL: http://www.ar-ru.ru/40h/551-hadith-1-cases-estimated-only-by-intentions
(дата обращения: 01.05.2018)
5. Ас-Сабуни — Ас-Сабуни (Al-Sabuni) А. М. Фикх ал-муамалат: пер. с ар. Абу
Яхья А. // Российский совет по исламским финансам. 2017 URL:
https://rifc.su/posts/fikh-al-muamalyat-razdel-33-shestoi-vid-zapreschennyhsdelok-prodazha-ovoschei-i-fruktov-do-ih-poyavleniya (дата обращения: 16.04.2018
6. Беккин — Беккин Р. И. Исламская экономическая модель и современность. М., 201061
7. Бизнес по Шариату — Бизнес по Шариату // VK.com. 2006. URL:
https://vk.com/topic-51883499_28375686 (дата обращения: 24.04.2018)
8. Вайсс Б. Дж. Дух мусульманского права. М., 2008
9. Вебер — Вебер М. (Weber M.) Протестанская этика и дух капитализма: пер. с
нем. Давыдова Ю. Н., М. 1990
10.Достаевский — Договор публичной оферты // Dostaевский. 2018 URL:
https://dostaevsky.ru/the-public-offer-agreement (дата обращения: 09.05.2018)
11. Журавлев — Журавлев А. Ю. Исламский бэнкинг: проблемы становления.
URL: http://www.lib.csu.ru/ER/ER_SPSAS/fulltexts/ASZAiSA_1998-3_45-52.pdf
(дата обращения: 09.05.2018)
12.Закон о лотереях — о лотереях: федеральный закон РФ от 11.11.2003 N 138-
ФЗ // КонсультантПлюс. 1997. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44970/063f12db3e15b1dc9e
912731944cb255f62d5a39/ (дата обращения: 25.02.2018)
13. Зомбарт — Зомбарт В. (Sombart W.) Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь:
пер. с нем. Айрис-пресс. М., 2004
14.ИсламДаг: Разъяснение о ростовщичестве // ИсламДаг (исламский
образовательный портал). 2006. URL:http://islamdag.ru/verouchenie/23143
(дата обращения: 08.05.2018)
15. ИсламСегодня: Самигуллин К. Современные мусульмане стали считать
ростовщичество элементом экономической жизни // IslamToday. 2012. URL:
https://islam-today.ru/blogi/kamil_xazrat_samigullin/sovremennye-musulmanestali-scitat-rostovsicestvo-elementom-ekonomiceskoj-zizni/ (дата обращения:
08.05.2018)
16. Кардави — Кардави Ю. Дозволенное и запретное в исламе: пер. с ар.
Саляхетдинов М. 2005 // e-reading. URL: https://www.ereading.club/chapter.php/1013647/33/Kardavi_-
_Dozvolennoe_i_zapretnoe_v_Islame.html (дата обращения: 13.03.2018)
17.Коран — Коран: пер. с ар. Н. –О. Османова. СПб., 201662
18.Куран-онлайн — Аль-Фатиха // Коран Онлайн. URL: http://quran-online.ru/1:6/
(дата обращения: 01.05.2018)
19. Лента.ру — Сбербанк станет халяльным // Lenta.ru. 1999. URL:
https://lenta.ru/news/2018/02/22/allah_veliiik/ (дата обращения: 15.04.2018)
20.ЛяРиба — ЛяРиби исламские финансы. 2011. URL:
http://lariba.ru/rassrochka.html (дата обращения: 15.04.2018)
21.Мф — Евангелие от Матфея // Официальный сайт Московского Патриархата.
2005. URL: http://www.patriarchia.ru/bible/mf/6/ (дата обращения: 09.05.2018)
22. Насибуллов — Насибуллов А. Экономические основы ислама. Лекция № 39.
// Российский совет по исламским финансам. 2017 URL:
https://rifc.su/posts/ekonomicheskie-osnovy-islama-lektsiya-%E2%84%96-39-
garar-vysokaya-neopredelennost-ponyatie-i-vidy (дата обращения: 13.03.2018)
23.Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса. М., 2004
24.Смирнов А. В. Классическая арабо-мусульманская этическая мысль. М., 2003
25. Советская энциклопедия http://enc-dic.com/enc_sovet/Uzufrukt-91658.html
26.Спортс.ру — Благотворительная лотерея в пользу детского хосписа
Екатеринбурга // Sports.ru. 1998. URL:
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/uralochkanews/1468728.html (дата
обращения: 21.03.2018)
27.СтоЛото — Лотереи в поддержку общества // Гослотереи СтоЛото. 2018.
URL: https://www.stoloto.ru/magazine/interesno-olotereyakh/2015/03/12/blagotvoritelnye-proekty-gosudarstvennyh-loterei (дата
обращения 21.03.2018)
28.Усмани — Усмани М. Т. (Usmani M. T.) Введение в исламские финансы: пер.
с англ. Ля-Риба-Финанс. М., 2016
29.Феофилакт Болгарский —Толкование на 1-е послание к коринфянам //
Азбука веры. 2009. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-kkorinfjanam/13 (дата обращения: 13.04.2018)63
30. ФЗ «О займе» — О потребительском кредите (займе): федеральный закон
РФ от 21.12.2013 N 353-ФЗ // КонсультантПлюс. 1997. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155986/ (дата обращения
21.04.2018)
31. Шовхалов — Шовхалов Ш. Топ-5 ловушек, связанный с ростовщичеством //
Российский совет по исламским финансам. 2017 URL: https://rifc.su/posts/top-
5-lovushek-svyazannyh-s-rostovschichestvom-lovushka-%E2%84%96-4-setevoimarketing (дата обращения: 13.03.2018)
32.Ями Ями — Договор публичной оферты // Yami Yami. 2016. URL:
https://yamiyami.ru/about/offer (дата обращения: 09.05.2018)
33.Abdullah — Abdullah A. K. Riba vs ribh // ResearchGate. 2008. URL:
https://www.researchgate.net/publication/322958766 (дата обращения:
2.05.2018)
34. As-Saati — Al-Saati A. R. The Permissible Gharar (Risk) in Classical Islamic
Jurisprudence. 2003. URL: https://www.kau.edu.sa/Files/121/Files/68212_162-AlSaati-5.pdf (дата обращения: 13.03.2018)
35.Chapra M. U. Islam and the Economic Challenge, Jeddah. 1995
36. EI — Encyclopaedia of Islam, Second Edition // BrillOnline. 2017. URL:
http://referenceworks.brillonline.com/browse/encyclopaedia-of-islam-2 (дата
обращения: 16.04.2018)
37.Ismail — Ismail N. Scrutinizing The Epistemology of Islamic Economics: A
Historical Analysis // ResearchGate. 2008. URL:
https://www.researchgate.net/publication/303316715 (дата обращения:
01.05.2018)
38.Maudilizen — Maudilizen A. Methodology of Islamic Economics: an analysis
comparison // ResearchGate. 2008. URL:
https://www.researchgate.net/publication/321348178 (дата обращения:
01.05.2018)
39. Mohd R. Is religiosity an important determinant on Muslim consumer behavior in
Malaysia? // ResearchGate. 2008.URL:64
https://www.researchgate.net/publication/241675712 (дата обращения:
01.05.2018)
40.Yusuf — Yusuf J. Islamic Economics and the Relevance of Al-Qawā‗id AlFiqhiyyah // ResearchGate. 2008.URL:
https://www.researchgate.net/publication/309441678 (дата обращения:
01.05.2018)
41. Ибн Таймиййа, Ибн Салих — Ибн Салих Ал-Мунджид. Ал-Ислам су‘ал ва
джаваб: хикам ал-ла‗аб. URL: https://islamqa.info/ar/14095 (дата обращения:
29.03.2018)
42. Ибн Таймиййа, ирсал — Ибн Таймиййа. Ирсал ли-садык. // Ал-Фатва. URL:
http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php?page=showfatwa&Option=FatwaId&Id
=23724 (дата обращения: 13.03.2018)
43. Муслим — Муслим. Сахих Муслим // ал-мактаба ал-исламиййа. URL:
http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=53&ID=1&idfro
m=1&idto=8651&bookid=53&startno=4064 (дата обращения: 29.04.2018)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ