Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Право на благоприятную окружающую среду в системе национальной безопасности 7
1.1 Право на благоприятную окружающую среду как фактор
национальной безопасности 7
1.2 Содержание права на благоприятную окружающую среду в
законодательстве России 12
Глава 2 Экологическая политика в системе национальной безопасности России 20
2.1 Выработка государственной политики в сфере охраны
окружающей среды как фундаментальная функция по обеспечению национальной безопасности России 20
2.2 Система органов государственной власти по обеспечению права
граждан на благоприятную окружающую среду 29
Глава 3 Совершенствование системы обеспечения права на благоприятную
окружающую среду 36
3.1 Охрана окружающей среды как проблема обеспечения
национальной безопасности страны 36
3.2 Современные тенденции совершенствования государственного
регулирования реализации права на благоприятную окружающую среду 45
Заключение 54
Список используемой литературы и используемых источников 60
Окружающая среда и ее экологическое состояние оказывает влияние на реализации права человека на жизнь, продолжительность его жизни, здоровье, но в настоящее время граждане, органы государственной власти и местного самоуправления больше обеспокоены социальной, экономической и политической ситуацией в стране, и социально-экономические проблемы преобладают над экологическими.
Действующая Стратегия национальной безопасности РФ рассматривает проблемы обеспечения экологической безопасности страны комплексно и определяет экологическую безопасность как составляющую национальной безопасности. Право на благоприятную окружающую среду является одним из составляющих обеспечения экологической безопасности.
Г оворя о современных изменениях и преобразованиях в сфере экологии, следует отметить, что текущие процессы зачастую наносят ущерб экологическим правам граждан.
Российская Федерация закрепила экологические права граждан в основном законе страны, центральное место среди которых занимает именно право на благоприятную окружающую среду.
Охрана окружающей среды и обеспечение благоприятной экологической ситуации на сегодняшний день становится одним из основных национальных интересов и занимает особое место в системе национальной безопасности, что и предопределяет актуальность дипломного исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, определяющие содержание охраны окружающей среды как национального интереса Российской Федерации.
Предметом исследования выступают законодательные и подзаконные акты, раскрывающие содержание охраны окружающей среды как национального интереса Российской Федерации.
Цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании теоретических и практических вопросов содержания охраны окружающей среды как национального интереса Российской Федерации.
Задачи дипломной работы:
• осуществить нормативный анализ права на благоприятную окружающую среду как фактора национальной безопасности;
• исследовать содержание права на благоприятную окружающую среду в законодательстве России;
• определить выработку государственной политики в сфере охраны окружающей среды как фундаментальной функции по обеспечению национальной безопасности России;
• рассмотреть систему органов государственной власти по обеспечению права граждан на благоприятную окружающую среду;
• определить актуальные проблемы развития обеспечения национальной безопасности в сфере охраны окружающей среды;
• охарактеризовать современные тенденции совершенствования государственного регулирования реализации права на благоприятную окружающую среду.
Основу методологии дипломного исследования составили такие методы как, анализ, описание, сравнение, обобщение, конкретизация, социологический, логический, системно-структурный и другие.
...
Право на благоприятную окружающую среду является одним из ключевых элементов обеспечения экологической безопасности.
В теории, экологическая безопасность определяется как воздействие на окружающую среду, так и с позиции взаимодействия человека с окружающей средой, как предотвращение экологической опасности, которая несет угрозу гибели окружающей среде, так и как состояние защищенности. Приведённый подход к определению экологической безопасности позволяет соотнести рассматриваемое понятие с термином «экологическая опасность», то есть можно говорить, что экологическая безопасность - это необходимая составная часть национальной безопасности.
Отметим, что право на благоприятную окружающую среду, закреплено в Конституции РФ и представляет собой триединый состав, это право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного здоровью, имуществу экологическим правонарушением.
Отметим, в российском законодательстве нет единого нормативного акта, определяющего экологическое право в целом, система законодательства о праве на благоприятную окружающую среду представлено многочисленными законами в сферах окружающей среды.
Отметим также, что определение благоприятной окружающей среды, предложенное в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», по мнению научного сообщества, является узким и не определяет критерии благоприятности окружающей среды, так закон содержит следующее понятие «благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природноантропогенных объектов».
Учитывая критику в отношении законодательного понятия благоприятной окружающей среды, теория рассматривает его по-разному, полагаем, что самым удачным, является понятие, которое предложил, профессор М.М. Бринчук благоприятная окружающая среда - «это среда, состояние которой соответствует требованиям и нормам чистоты, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства».
С точки зрения классификации прав человека и гражданина, право на благоприятную окружающую среду относится к экологическим правам. Хотя и в этом вопросе ученые не пришли к единому мнению и относят данное право к личным или социальным правам. Так трактовка, предложенная В.И. Евтушенко: «Конституционное право на благоприятную окружающую среду - это детерминированная естественной природой человека мера его возможного поведения в среде обитания, конституционно признаваемая, законодательно охраняемая и защищаемая позитивными действиями публичных структур в целях обеспечения и восстановления баланса интересов личности, общества и государства, право на благоприятную окружающую, являясь личным, содержит признаки политических и социальноэкономических прав человека».
...
1. Абанина Е.Н., Сухова Е.А. Правовое обеспечение экологической безопасности Российской Федерации: состояние и перспективы развития: монография. - М.: Юстицинформ, 2022. - 222 с.
2. Актуальные проблемы административного права / Э.Э. Аблякимова, И.В. Бондарчук, С.Б. Буц [и др.]. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. - 267 с.
3. Алексеенко Р.В. Понятие и общая характеристика конституционного права человека на благоприятную окружающую среду / Р.В. Алексеенко // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 96-5. С. 12-15
4. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2020 № 11-АПА20-1 URL:https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=ARB&n=637401 &cacheid=8E39A784ACFBEF96FE6052D0F80F A03E&mode=splus&rnd=eTxsSw#M9kcWsTYr76coK151 (дата обращения: 15.09.2023).
5. Багикян Л. Право на благоприятную окружающую среду как основное конституционное право граждан / Л. Багикян // Инновации в науке и практике: Сборник научных статей по материалам X Международной научнопрактической конференции, Уфа, 10 января 2023 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью Научно-издательский центр Вестник науки, 2023. - С. 167-176
6. Бринчук М. М. Благоприятная окружающая среда - важнейшая
категория права / М. М. Бринчук // Журнал российского права. 2008. №9 (141). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7blagopriyatnaya-okruzhayuschaya-sreda-
vazhneyshaya-kategoriya-prava (дата обращения: 15.09.2023).
7. Бринчук М.М. Конституционное право на благоприятную окружающую среду в свете национальной безопасности / М. М. Бринчук // Государство и право. 2014. №1. C. 74-83.
8. Брусницына С.В. Органы государственной власти, обеспечивающие охрану права на благоприятную окружающую среду / С.В. Брусницына, О. В. Кузнецова // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2020. № 3(52). С. 28-44
9. Бурматова О.П. Зеленые тренды устойчивого развития территории / О.П. Бурматова // Развитие территорий. 2021. № 2 (24). С. 19 - 25.
10. Бутусова Н.В., Сусликова К.С. К определению права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды в Российской Федерации / Н.В. Бутусова, К.С. Сусликова // Конституционализм и государствоведение. 2020. № 4. С. 7-8.
11. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации.
Экологические ГИС. 2020. № 12. URL: https://ach.gov.ru/
upload/iblock/fdf/fdfa306ca7498d6522d5100d4a76c670.pdf (дата обращения: 15.09.2023).
12. Вакарёв А.А. Обеспечение экологической безопасности путем развития мусоропереработки в современной России: развития, сложности, решение на региональном уровне / А.А. Вакарёв, В.В. Виноградов // Национальная безопасность. 2022. № 2. С. 16
13. Венгерский А. Д. Технология сжигания твердых бытовых отходов / А. Д. Венгерский, В. В. Бугаёв // Технические науки: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конференции (г. Казань, март 2018 г.). Казань: Молодой ученый, 2018. С. 106.
14. Г аджиалиева Н.Ш. Понятие и содержание права на благоприятную окружающую среду в законодательстве России / Н.Ш. Г аджиалиева // Закон и право. 2020. № 11. С. 96.
15. Глущенко А.В. Развитие экологического аудита в рамках реализации природоохранной политики России / А.В. Глущенко, Е.П.
Кучерова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2023. № 13(565). С. 2-11
... всего 91 источник