Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития навыков сотрудничества у младших школьников 9
1.1 Особенности развития навыков сотрудничества у младших
школьников 9
1.2 Характеристика групповой проектной деятельности как
формы развития навыков сотрудничества у младших школьников 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков сотрудничества у младших школьников посредством групповой проектной деятельности 23
2.1 Диагностика уровня развития навыков сотрудничества у
младших школьников 23
2.2 Содержание работы по развитию навыков сотрудничества
у младших школьников посредством групповой проектной деятельности 33
2.3 Результаты исследования 46
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Характеристика выборки исследования 56
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 57
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 59
Актуальность исследования. Младший школьный возраст отличается сменой социальной ситуации развития, что проявляется, прежде всего, в изменении ведущей деятельности с игровой на учебную, изменении круга общения, приобретении нового социального положения, новых обязанностей и требований как к ученику. В данных условиях развития происходит активное формирование личности младших школьников, развитие личностных особенностей и качеств. В частности, ребенок приобретает как учебные умения, так и социальные. Прежде всего, младший школьник отрабатывает навыки взаимодействия, общения и сотрудничества, как в урочное, так и во внеурочное время.
Крайне важно в данном возрасте сформировать у младшего школьника коммуникативные умения, что является одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО). Именно коммуникативные учебные действия формируют социальную компетентность ученика начальной школы. Одним из важных компонентов данных умений является умение сотрудничать. В частности, в ФГОС НОО отмечена необходимость развития навыков сотрудничества с взрослыми и со сверстниками в различных социальных ситуациях и видах деятельности, в том числе, умения учитывать позиции других людей и идти на компромиссы в спорных ситуациях.
В общем виде под сотрудничеством понимается процесс активного взаимодействия человека в ходе совместной деятельности, имеющей общую цель и конкретный результат. В ходе этого процесса происходит обмен знаниями, опытом, умениями, что обогащает всех участников сотрудничества. Соответственно навыки сотрудничества предполагают развитую способность человека организовывать такую совместную деятельность.
В условиях начальной школы важно научить младших школьников выстраивать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, работать в парной и групповой деятельности, осознавая ценность сотрудничества, и следуя в нем установленным правилам и нормам общения.
Проблема развития навыков сотрудничества у детей младшего школьного возраста изучалась такими исследователями, как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и другие. Авторы, прежде всего, рассматривают сущность навыков сотрудничества и педагогические условия их формирования...
Сотрудничество - это процесс активного позитивного взаимодействия человека в ходе совместной деятельности, имеющей общую цель и конкретный результат. В ходе сотрудничества происходит обмен знаниями, опытом, умениями, что обогащает всех участников сотрудничества.
Навыки сотрудничества предполагают развитую способность человека организовывать совместную деятельность, они относятся к коммуникативным универсальным учебным действиям. В структуре навыков сотрудничества можно выделить когнитивный, личностный, эмоционально¬мотивационный и коммуникативно-деятельностный компонент.
Групповая проектная деятельность выступает одной из эффективных форм развития навыков сотрудничества в младшем школьном возрасте, подразумевающая целенаправленную совместную продуктивную деятельность обучающихся учебно-познавательного характера, которая ориентирована на получение конкретного продукта (результата), выраженного в виде проекта. При организации групповой проектной деятельности важно соблюдать соответствующие условия, чтобы сделать процесс развития навыков сотрудничества у младших школьников более эффективным.
С целью изучения особенностей развития навыков сотрудничества у младших школьников посредством групповой проектной деятельности было проведено экспериментальное исследование.
По итогу на констатирующем этапе у 9 младших школьников (45 % детей от общего числа) экспериментальной и контрольной группы выявлен средний уровень развития навыков сотрудничества, еще у 9 детей (45 %) экспериментальной и у 8 детей (40 %) контрольной группы выявлен низкий уровень развития данного показателя.
Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке и апробации содержания групповой проектной деятельности, включающего комплекс условий ее реализации для развития навыков сотрудничества у младших школьников. Эксперимент проводился с обучающимися экспериментальной группы. Всего было подготовлено содержание 8 групповых проектов, которые проводились в течение восьми недель - по одному проекту в неделю...