Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития навыков сотрудничества у младших школьников 9
1.1 Особенности развития навыков сотрудничества у младших
школьников 9
1.2 Характеристика групповой проектной деятельности как
формы развития навыков сотрудничества у младших школьников 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков сотрудничества у младших школьников посредством групповой проектной деятельности 23
2.1 Диагностика уровня развития навыков сотрудничества у
младших школьников 23
2.2 Содержание работы по развитию навыков сотрудничества
у младших школьников посредством групповой проектной деятельности 33
2.3 Результаты исследования 46
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Характеристика выборки исследования 56
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 57
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 59
Актуальность исследования. Младший школьный возраст отличается сменой социальной ситуации развития, что проявляется, прежде всего, в изменении ведущей деятельности с игровой на учебную, изменении круга общения, приобретении нового социального положения, новых обязанностей и требований как к ученику. В данных условиях развития происходит активное формирование личности младших школьников, развитие личностных особенностей и качеств. В частности, ребенок приобретает как учебные умения, так и социальные. Прежде всего, младший школьник отрабатывает навыки взаимодействия, общения и сотрудничества, как в урочное, так и во внеурочное время.
Крайне важно в данном возрасте сформировать у младшего школьника коммуникативные умения, что является одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО). Именно коммуникативные учебные действия формируют социальную компетентность ученика начальной школы. Одним из важных компонентов данных умений является умение сотрудничать. В частности, в ФГОС НОО отмечена необходимость развития навыков сотрудничества с взрослыми и со сверстниками в различных социальных ситуациях и видах деятельности, в том числе, умения учитывать позиции других людей и идти на компромиссы в спорных ситуациях.
В общем виде под сотрудничеством понимается процесс активного взаимодействия человека в ходе совместной деятельности, имеющей общую цель и конкретный результат. В ходе этого процесса происходит обмен знаниями, опытом, умениями, что обогащает всех участников сотрудничества. Соответственно навыки сотрудничества предполагают развитую способность человека организовывать такую совместную деятельность.
В условиях начальной школы важно научить младших школьников выстраивать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, работать в парной и групповой деятельности, осознавая ценность сотрудничества, и следуя в нем установленным правилам и нормам общения.
Проблема развития навыков сотрудничества у детей младшего школьного возраста изучалась такими исследователями, как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и другие. Авторы, прежде всего, рассматривают сущность навыков сотрудничества и педагогические условия их формирования...
Сотрудничество - это процесс активного позитивного взаимодействия человека в ходе совместной деятельности, имеющей общую цель и конкретный результат. В ходе сотрудничества происходит обмен знаниями, опытом, умениями, что обогащает всех участников сотрудничества.
Навыки сотрудничества предполагают развитую способность человека организовывать совместную деятельность, они относятся к коммуникативным универсальным учебным действиям. В структуре навыков сотрудничества можно выделить когнитивный, личностный, эмоционально¬мотивационный и коммуникативно-деятельностный компонент.
Групповая проектная деятельность выступает одной из эффективных форм развития навыков сотрудничества в младшем школьном возрасте, подразумевающая целенаправленную совместную продуктивную деятельность обучающихся учебно-познавательного характера, которая ориентирована на получение конкретного продукта (результата), выраженного в виде проекта. При организации групповой проектной деятельности важно соблюдать соответствующие условия, чтобы сделать процесс развития навыков сотрудничества у младших школьников более эффективным.
С целью изучения особенностей развития навыков сотрудничества у младших школьников посредством групповой проектной деятельности было проведено экспериментальное исследование.
По итогу на констатирующем этапе у 9 младших школьников (45 % детей от общего числа) экспериментальной и контрольной группы выявлен средний уровень развития навыков сотрудничества, еще у 9 детей (45 %) экспериментальной и у 8 детей (40 %) контрольной группы выявлен низкий уровень развития данного показателя.
Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке и апробации содержания групповой проектной деятельности, включающего комплекс условий ее реализации для развития навыков сотрудничества у младших школьников. Эксперимент проводился с обучающимися экспериментальной группы. Всего было подготовлено содержание 8 групповых проектов, которые проводились в течение восьми недель - по одному проекту в неделю...
1. Абишева И. В. Проектные умения младших школьников: актуальное состояние // Педагогика. Вопросы теории и практики, 2021. С. 513-520.
2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. Формирование универсальных действий: от действия к мысли. М. : Просвещение. 2010. 159 с.
3. Бодалев А. А. Психология общения. М. : Когито-Центр, 2015. 671 с.
4. Борисова М. О. Особенности учебного сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности // Сборник трудов конференции «Инновационные технологии в науке и образовании». 2017. С. 126-130.
5. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М. : МГУ, 1990. 134 с.
6. Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М. : Просвещение 2000. 112 с.
7. Вукс Я. Н. Развитие коммуникативных компетенций в начальной школе // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2020. С. 1026-1032.
8. Ганиева Г. Р. Подготовка младших школьников к проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2021. С. 84-86.
9. Джонсон Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. СПб. : Экономическая школа. 2001. 256 с.
10. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М. : Просвещение. 2003. 192 с.
11. Журавлев А. Л. Социальная психология. М. : ПЕР СЭ, 2002. 351 с.
12. Зайцева М. Ю. Формирование у подростков умения сотрудничать в
условиях спортивно-оздоровительных занятий. Ижевск : Изд-во
«Удмуртский университет», 2013. 203 с.
13. Илаева Р. А. Педагогические условия формирования гибких компетенций младших школьников на основе метода обучения в сотрудничестве // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. С. 28-36.
14. Ильин Е. П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 138-148.
15. Климанова Г. Н. Технология сотрудничества. Тамбов, 2010. 340 с...34