Работа в формате PDF
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты в изучении развития креативности у детей дошкольного возраста 9
1.1 Теоретические подходы к изучению проблемы развития креативности 9
1.2 Особенности развития креативности 12
1.3 Возрастные особенности развития креативности у детей дошкольного возраста 21
1.4 Деятельность работы психолога по развитию креативности 24
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности детей дошкольного возраста 29
2.1 Диагностика уровня развития креативности детей дошкольного возраста 29
2.2 Разработка программы по эффективному развитию креативности детей дошкольного возраста 39
2.3 Динамика уровня развития креативности детей дошкольного возраста 48
Заключение 55
Список используемой литературы 56
Приложение А Стимульный материал к методике 1 «Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления» 59
Приложение Б Протокол по методике 1 «Тест креативности Торренса.
Диагностика творческого мышления» 60
Приложение В Работы детей по методике 1 «Тест креативности Торренса.
Диагностика творческого мышления» 61
Приложение Г Протокол результатов по методике 2 «Солнце в комнате» 62
В. Синельников, В. Кудрявцев Приложение Д Протокол результатов по методике 3 «Как спасти зайку» 64
В. Кудрявцев Приложение Е Протокол результатов по методике 4 «Неоконченный 63
рисунок» А.Э. Симановский 64
Приложение Ж Стимульный материал к методике 5 65
Приложение З Протокол результатов по методике 5 «Тест креативности Ф. Вильямса» 66
Приложение И Сводная таблица результатов констатирующего этапа исследования 67
Приложение К Наглядные материалы для реализации программы 68
Приложение Л Сводная таблица результатов контрольного этапа исследования 69
Развитие креативности у дошкольников остается актуальной и важной
задачей по нескольким причинам. В современном мире, который быстро
меняется и требует новых подходов к решению проблем, креативное
мышление становится ценным навыком. Развитие у детей способности
генерировать новые идеи и находить нетрадиционные пути решения проблем
помогает им адаптироваться к переменам.
Развитие креативности способствует развитию самооценки,
самовыражения и уверенности у детей. Когда ребенок видит, что его идеи
уважают и ценят, это способствует формированию позитивной самоконцепции.
Креативность помогает детям лучше усваивать учебный материал.
Творческий подход к обучению способствует глубокому пониманию
предмета и формированию ассоциативной связи между различными
знаниями.
Вопросы развития креативности на различных возрастных этапах
детства изучались Н.Е. Веракса, С.Е. Гавриной, Н.И. Гердт, О.С. Исаенко, С.Г. Королевой и др. Несмотря на изученность проблемы развития
креативности она по-прежнему остается актуальной.
В процессе воспитания у детей формируются навыки, умения и знания,
все чаще подстраиваясь под мир прогресса и инноваций, появляются
обязательные требования к данным качествам. Отсюда возникает проблема
обучения дошкольного возраста.
Большинства образовательных учреждений, «сегодня» используют
традиционные методы обучения, которые не отвечают тем требованиям,
которые нужны в реальной жизни. Зачастую такой метод не интересен
нынешнему поколению, а с тем появляется лень и не желание учиться.
Традиционный стиль преподавания – это работа по схемам, которая
прописана по строго идущей последовательности. Направления такой
работы, приводит к частичному отсутствию желания детей к саморазвитию.
Задача педагогов и психологов – это развития креативности у детей и у
самих себя. Внедрения в образовательную программу как можно больше не
стандартных задач для детей, а также применять творчество во всех сферах
жизни. Так развиваются имеющиеся в детях способности.
В дошкольном возрасте дети–исследователи, внимательно
концентрируется на том, что интересно. Чтобы завладеть вниманием детей
необходимо использовать самые интересные и современные, новые, методы
в образовании, а также позволить детям самостоятельно находить решения
для не стандартных задач.
В качестве основных средств развития креативности детей
дошкольного возраста целесообразно применять различные ритуалы, игры,
упражнения, методы арт-терапии, музыкальные игры.
Выше сказанное обозначило проблему исследования: какова
деятельность психолога по развитию креативности детей дошкольного
возраста.
Таким образом, возникает противоречие, между пониманием
значимости развития креативности детей дошкольного возраста и
недостаточно организованной деятельностью в работе психолога.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить
возможность развития креативности детей дошкольного возраста в процессе
реализации специальной программы.
Объект исследования: креативность детей старшего дошкольного
возраста.
Предмет исследования: деятельность психолога по развитию
креативности детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие креативности детей дошкольного
возраста в процессе деятельности психолога, будет возможно, если:
–разработана специальная программа по развитию креативности детей
дошкольного возраста;
– включены мероприятия, направленные на развитие творческих
способностей, воображения, мышления, фантазии;
– психологом реализуется личностно-ориентированный подход.
Изучением проблемы развития креативности у детей дошкольного возраста занимались такие авторы как Л.А. Венгер, А.М. Матюшин, Р.В. Овчарова, Л..А. Парамонова и другие исследователи. Авторы отмечают многоаспектность данного понятия.
Креативность – это способность генерировать новые и оригинальные идеи, создавать нестандартные решения и подходы, выражать себя через творческое мышление и действия.
Вся практическая работа проводилась в старшей дошкольной группе «Рыбки» с численностью 13 человек, возраст 5-6 лет, в МБУ детский сад №16 «Машенька» в городе Тольятти.
На констатирующем этапе исследования была проведена диагностика уровня развития креативности детей дошкольного возраста. В ходе диагностики использованы методики таких авторов как Торренс, В. Синельников, В. Кудрявцев, А.Э. Симановский, Ф. Вильямс. В результате
проведения методик получены следующие количественные данные: низкий уровень показали 4 ребенка (31%), средний уровень 6 детей (46%), высокий уровень показали 3 ребенка (23%).
Низкие результаты первичной диагностики определили необходимость разработки программы развития креативности детей дошкольного возраста.
Реализация программы проходила через проведение образовательной деятельности.
На контрольном этапе проведена повторная диагностика с
применением тех же методик, что и на констатирующем этапе. В результате выявлена положительная динамика уровня развития креативности.
Изменения произошли за счет перехода 2 детей Ангелины М. и Кирилла Х. с низкого на средний уровень и перехода 2 детей Леры П. и Андрея Г. со среднего уровня на высокий.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Белова Е. С. Исследование гендерных различий в развитии
способностей одаренных дошкольников к выдвижению и реализации новых
идей. Психолог в детском саду. 2005. №4.
2. Богоявленская М. Дар богов или все дети талантливы //
«Школьный психолог 2004. № 42. С.12-13.
3. Богоявленская М. Право на ошибку // «Школьный психолог».
2004. № 45. С. 38с.
4. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М. : Знание, 1973. 96с.
5. Венгер Н. Б. Путь к развитию детского творчества // Дошкольное
воспитание. 1983. № 11. 89 с.
6. Возможности ТРИЗ-педагогики в дошкольном образовании: сб.
статей / под ред. Е. В. Коточиговой. Ярославль : ИРО, 2006. 54 с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
3-е изд. М. : Просвещение. 1991. 93 с.
8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер,
1999. 368 с.
9. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих
способностей детей // Вопросы психологии. 1975. № 5. 198 с.
10. Кашапов М. М. О творческом мышлении психолога в условиях
профилизации // Психология и школа. 2007. №2. 165 c.
11. Кудрявцев В., Синельников В. Н. Ребенок – дошкольник: новый
подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное
воспитание.1995. №9. 286 c.
12. Леднева С. А. Детская одаренность глазами педагогов //
Начальная школа. 2003. №1. 233 c.
13. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд.
МПСИ; Воронеж, 2003. 720 с.
14. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей. 66
Ярославль: Академия развития, 2002. 127с.
15. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М. :
ТЦ Сфера, 2002....31