Работа в формате PDF
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты детско-родительских отношений в полных и неполных семьях 7
1.1 Характеристика детско-родительских отношений в системе психолого-педагогических категорий 7
1.2 Особенности детско-родительских отношений в полных и неполных семьях 11
Глава 2 Практическое исследование детско-родительских отношений в полных и неполных семьях 16
2.1 Методика исследования детско-родительских отношений в полных и неполных семьях 16
2.2 Результаты исследования детско-родительских отношений в полных и неполных семьях 18
2.3 Пилотажный эксперимент по отработке содержания
работы по психологической коррекции детско-родительских отношений в полных и неполных семьях 25
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Характеристика выборки исследования 51
Приложение Б Результаты диагностики детско-родительских отношений в полных и неполных семьях 52
Приложение В Результаты пилотажного эксперимента на контрольном этапе 54
Актуальность. В настоящее время нравственному воспитанию
личности государством уделяется отдельное внимание. Авторы «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [23], устанавливают, что «воспитание и духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Сама семья создает личность или же разрушает ее» [23].
Проблема детско-родительских отношений для психологии является
одной из важных направлений исследований. Детско-родительские
отношения являются предметом изучения таких смежных отраслей, как
семейная, возрастная, педагогическая психология. Кроме того, такие
исследователи, как Я.Д. Коломинский, М.И. Лисина, А.В. Петровский,
Г.Т. Хоментаускас подчёркивают, что на становление личности огромное
влияние оказывают именно детско-родительские отношения. В настоящее
время институт семьи в целом и детско-родительские отношения в частности претерпевают изменения. Социальная ситуация в Российской Федерации складывается таким образом, что число неполных семей остается достаточно высоко. Отсутствие одного из родителей так же влияет на становление личности ребёнка и зачастую приводит к вероятности развития психологических проблем.
Однако психологическим особенностям детско-родительских
отношений в полных и неполных семьях в настоящей момент посвящено
недостаточно исследований. В связи с этим проблема исследования: каков определяющие факторы построения детско-родительских отношений в полных и неполных семьях?
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в
полных и неполных семьях.
Цель исследования: изучить особенности детско-родительских
отношений в полных и неполных семьях.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что для
детско-родительских отношений в неполных семьях характерны:
зависимость ребёнка от матери, авторитарный стиль взаимодействия,
отсутствие последовательности, необходимость помощи со стороны в
воспитании детей. Для полных семей характерны более гармоничные
отношения, которые характеризуются как принятие, сотрудничество, однако и более выражены стремление к обереганию, жертвенность родителей, симбиоз.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы исследования детско-родительских
отношений в полных и неполных семьях;
- Провести диагностику детско-родительских отношений в полных и
неполных семьях;
- Провести пилотажное исследование содержания работы по
психологической коррекции детско-родительских отношений;
- Проанализировать, обобщить и представить в виде выводов
результаты исследования.
Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение),
эмпирические (тестирование, опрос, наблюдение), пилотажный эксперимент.
В частности, использовались методики: «Тест-опросник родительского
отношения» (ОРО) А.Я. Варга и переводной опросник «Измерение
родительских установок и реакций» (PARI) Е. Шефера и Р. Белла, Опросник
«Взаимодействие родитель - ребёнок» Р.В. Овчаровой.
Теоретическую основу исследования составили методология
системного подхода (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин и др.),
сущностные характеристики детско-родительских отношений (Н.В. Иванова, Н.В. Самоукина, Э.А. Арутюнянц, А.Я. Варга, В.В. Столин и другие); социально-психологические закономерности межличностных отношений (Н.И. Буянов, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, И.М. Марковская и другие); специфика детско-родительских отношений в рамках психоаналитического (З. Фрейд, Э. Эриксон, Д. Винникот, Э. Берн и другие), бихевиористского (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура и другие) и гуманистического (Т. Гордон, К. Роджерс, Дж. Байярд, В. Сатир и другие)
направлений....
Детско-родительские отношения одна из центральных проблем
исследований семейной, возрастной, педагогической психологии. Именно отношения с родителями во многом определяют становление личности.
Многие психологи-практики связывают личностные проблемы взрослых со стилем детско-родительских отношений в семье, в которой происходило взросление. В качестве критериев детско-родительских отношений, посредством анализа психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования были выделены: тип взаимоотношений, стиль взаимодействия в семье, родительские установки и реакции.
Показателями стиля детско-родительских отношений выступили
следующие: авторитарная социализация, кооперация, симбиоз, принятие, отвержение, игнорирование. Показателями родительских установок и реакций выступили такие как: игнорирование, необходимость помощи со
стороны, зависимость от матери, жертвенность, стремление оберегать, страх нанести вред ребёнку и другие. В качестве типа взаимодействия: строгостьмягкость, последовательность-непоследовательность, сотрудничествоотсутствие сотрудничества, авторитетность родителя, принятие отвержение
и другие.
В качестве диагностического инструментария исследования были подобранны методики: «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО)
А.Я. Варга и переводной опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) Е. Шефера и Р. Белла, Опросник «Взаимодействие родитель
- ребёнок» Р.В. Овчаровой. Выборку составили 10 семей, 5 полных, 5 неполных, в которых 1-2 ребенка, 10 матерей и 5 отцов, возраст родителей в которых от 33 до 50, возраст детей от 3 до 7ми лет. обобщая полученные в
результате трёх диагностических методик данные, можно сделать выводы о том, что для детско-родительских отношений в неполных семьях характерны:
зависимость ребёнка от матери, авторитарный стиль взаимодействия,
отсутствие последовательности, необходимость помощи со стороны в воспитании детей. Для полных семей характерны более гармоничные отношения, которые характеризуются как принятие, сотрудничество, однако
и более выражены стремление к обереганию, жертвенность родителей, некий симбиоз. В целом можно констатировать, что детско-родительские отношения в полных и неполных семьях неодинаковы, в каждом типе есть как плюсы так и минусы, тем не менее, более гармоничными являются отношения в полных семьях.
Основываясь на результатах диагностики в рамках пилотажного
эксперимента было спроектировано и апробировано содержание работы по психологической коррекции детско-родительских отношений в полных и неполных семьях. В частности, был разработан цикл занятий, которые делились на занятия с детьми, занятия с родителями и совместные занятия с
детьми и родителями, а также индивидуальные консультации по запросу. В качестве основных методов работы выступали «Киноклуб», игры и тренинговые упражнения, индивидуальные консультации, групповые дискуссии, арт-терапевтические методы, домашние задания.
В результате пилотажного эксперимента удалось оптимизировать
детско-родительские отношения. По результатам контрольного этапа пилотажного эксперимента, у ряда родителей тип отношения к ребенку
изменился на принятие и сотрудничество, удалось преодолеть жертвенность родителя по отношению к ребенку и зависимость ребенка от матери.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности
предложенной в рамках данного исследования методики психологической коррекции детско-родительских отношений в полных и неполных семьях.
Таким образом, цель исследования достигнута. Гипотеза, выдвинутая в исследовании ранее, нашла своё подтверждение.
Аликин И.А. Связь жизнестойкости студентов с отношением к
ним родителей / И.А. Аликин, М.И. Аликин, Н.В. Лукьянченко. – Текст:
непосредственный // 4 Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25,
№ 3. – С. 75-89.
2. Аргентова Л.В. Психологические проблемы неполных семей
разного типа и их психологопедагогическое сопровождение / Л.В. Аргентова,
Т.Е. Аргентова. – Кемерово: Кемеровский гос. университет, 2017. – 144 с.
3. Бабынина Т.Ф. Диалог с родителями. Методический аспект
взаимодействия детского сада и семьи / Т.Ф. Бабынина, Л.В. Гильманова,
В.Э. Головенко. - Москва: Огни, 2020. - 128 c.
4. Бахтигулова Л.Б. Отношения родителей и детей как
педагогическая проблема / Л.Б. Бахтигулова, П.Ф. Калашников,
И.В. Петухова. – Текст: непосредственный // Вопросы педагогики. – 2021. –
№ 2-2. – С. 30-33.
5. Бахтигулова Л.Б. Повышение действенности семейного
воспитания на текущем этапе развития общества / Л.Б. Бахтигулова,
П.Ф. Калашников, И.В. Петухова. – Текст: непосредственный // Вопросы
педагогики. – 2021. – № 3-1. – С. 25-28.
6. Бондырева С.К. Семья как пространство жизни и среда
взросления растущего человека / С.К. Бондырева. – Текст: непосредственный
// Мир психологии. – 2019. – № 4. – С. 233-237.
7. Борисова Т.С. Агрессивность детей и подростков как социальное
явление и следствие семейных отношений в современной России /
Т.С. Борисова, М.М. Плоткин. – Текст: непосредственный // Педагогика. –
2020. – № 7. – С. 67-73.
8. Бурмистрова Е. Дети в семье. Психология взаимодействия /
Е. Бурмистрова. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2021. – 810 c.
49
9. Ворожейкин Е.М. Брак и семья в СССР / Е.М. Ворожейкин. - М.:
Знание, 2019. – 865 c.
10. Васягина Н.Н. К вопросу о психологических особенностях
родителей, ориентированных на раннее развитие детей / Н.Н. Васягина,
Ю.В. Малина С.А. Васягина. – DOI 10.26170/po19-05-12. – Текст:
непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 5. –
С. 83-89.
11. Воскресенская А. Азбука. Для обучения детей в семье /
А. Воскресенская, С. Редозубов, А. Янковская. - М.: Просвещение; Издание
7-е, 2021. - 104 c.
12. Галасюк И.Н. Семейная психология: методика «оценка детскородительского взаимодействия». EvaluaJon of Child-parent InteracJon (ecpi-2.
0) : практическое пособие / И.Н. Галасюк, Т.В. Шинина. — 2-е изд. — М.:
Юрайт, 2020. — 223 с.
13. Гошин М.Е. Типы родительской вовлеченности в образование и
успеваемость школьников / М.Е. Гошин, Д.С. Григорьев, Т.А. Мерцалова. –
Текст: непосредственный // Вопросы психологии. – 2019. – № 2. – С. 29-44.
14. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений:
учебное пособие / под редакцией О.В. Токарь, О.А. Усанова. – 3-е издание,
стереотипное. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – 48 с.
15. Ермолаева М.В. Особенности родительского общения как фактор
психологического благополучия подростков / М.В. Ермолаева,
О.В. Смирнова. – Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 25, № 1....27