Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сказкотерапия как средство коррекции страхов в младшем школьном возрасте

Работа №137784

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа в формате PDF
Аннотация
Введение 4
1 Теоретические аспекты коррекции страхов у детей младшего школьного возраста средствами сказкотерапии 9
1.1 Проблема страха в психологической литературе 9
1.2 Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 15
1.3 Возможности сказкотерапии в коррекции страхов у детей младшего школьного возраста 20
2 Опытно-экспериментальная работа по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста средствами сказкотерапии 26
2.1 Диагностика исходного уровня страха у детей младшего школьного возраста 26
2.2 Разработка и апробация психологической работы по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста средствами сказкотерапии 37
2.3 Анализ эффективности психологической работы по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста 42
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение А Список младших школьников 54
Приложение Б Результаты констатирующего этапа 55
Приложение В Тематический план психологической работы
по коррекции страхов у младших школьников 57
Приложение Г Результаты контрольного этапа 59

Актуальность темы исследования. В современном образовательном
пространстве все больше внимания уделяется не только когнитивному
развитию детей, но и их эмоциональному благополучию. В силу различных
социальных, семейных и школьных факторов, у детей в младшем школьном
возрасте могут возникать различные страхи, которые могут негативно
сказываться на их обучении и адаптации в обществе.
«Страх - это эмоция, которая может проявиться в любом возрасте.
Когда дети поступают в школу, они уже имеют достаточно высокий уровень
тревожности и страха перед поступлением в учебное заведение. Детские
страхи - это эмоциональные реакции детей на угрожающую ситуацию
(реальную или воображаемую) или на объект, воспринимаемый детьми как
опасный, которые они переживают как дискомфорт, желание убежать или
спрятаться.
Страхи детей школьного возраста вполне естественны и даже
необходимы. Благодаря им, даже со временем, они успешно развивают свое
воображение и творческие способности. С другой стороны, если страхи носят устойчивый характер, то через некоторое время они могут привести к негативным эмоциям. В долгосрочной перспективе это замедляет развитие
личности и вызывает тревогу. Устойчивые детские страхи тщательно
изучаются специалистами, психологами и педагогами» [7, c. 36].
Значительное увеличение количества страхов приводит к повышению
возбудимости и увеличению показателей тревожности у детей. В результате
в этих условиях происходит развитие имеющихся у личности потенциальных
возможностей.
«Страхи встречаются у младших школьников достаточно часто и они
разнообразные, так как эмоциональная сфера на данном возрастном этапе
еще не достаточно устойчива и стабильна. Поэтому любые не значительные
изменения в социальном окружении часто способствуют возникновению
страхов у младших школьников. Возникновению страхов способствует и
достаточно развитие воображение, особенно еще в начале младшего
школьного возраста, так как в начале возрастного этапа сохраняется много психологических особенностей характерных для старшего дошкольника» [16, c. 89].
Одним из средств коррекции страхов детей младшего школьного
возраста является сказкотерапия.
Одним из важных преимуществ сказкотерапии является ее
соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту
начального общего образования (ФГОС НОО). В нем отмечается, что
образовательное пространство должно быть направлено не только на
усвоение учебных знаний, но и на развитие личности и социальных
компетенций. Сказкотерапия вписывается в эту концепцию, так как помогает детям развивать эмоциональную грамотность, улучшать самооценку и уверенность в себе, а также развивать эмпатию и способность к
сопереживанию.
Таким образом, тема «Сказкотерапия как средство коррекции страхов в
младшем школьном возрасте» имеет высокую актуальность и значимость для
психологии развития и практической работы с детьми. Она способна помочь
детям преодолеть страхи и развить навыки эмоциональной регуляции и
адаптации к современным условиям жизни.
В последнее десятилетие отечественные психологи А.Я. Варга,
А.И. Захаров, И.Е. Кулинцова, Г.П. Лаврентьева, М.А. Панфилова,
А.С. Спиваковская отмечают рост числа детей, страдающих от разных
страхов. Это явление делает изучение природы страхов актуальным и
практически значимым в психолого-педагогическом контексте.
Страх является одной из базовых эмоций человека. Все различные
психологические школы и направления, такие как У. Джеймс, К. Изард,
Н. Ланге, Ст. Холл, З. Фрейд, изучали страх как проблему. В различных
возрастных группах, страхи обладают специфическими характеристиками,
связанными с особенностями развития ребенка. Они отражают не только
возрастные особенности познания, но и индивидуальный опыт
взаимодействия ребенка с окружающим миром....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сказкотерапия как сред་ство коррекции стра་хов в младшем школ་ьном
во་зрасте является одним из эффект་ивных мет་одов раб་оты с де་тьми, кот་орые
ис་пытывают труд་ности с пре་одолением сво་их стра་ховых пер་еживаний.
Сказкотерапия – это психотерапевтическое на་правление, основ་анное
на ис་пользовании сказок, рас་сказов и метафорических историй для
разрешения психических проблем. С помощью сказок можно создать
виртуальную среду, в которой ребенок может безопасно и контролируемо
исследовать и преодолевать свои страхи.
В младшем школьном возрасте дети активно осваивают новые ролевые
модели и начинают более осознанно переживать свои эмоции. Они могут
испытывать страхи, связанные с разными аспектами их жизни: страх перед
учителями, новыми ситуациями, экзаменами, социальными отношениями и
др. С помощью сказкотерапии педагоги и психологи могут помочь детям
научиться справляться со своими страхами. В процессе сказкотерапии дети
могут идентифицироваться с героями сказок, которые проходят через
похожие ситуации или испытывают аналогичные эмоции.
Они могут переживать эти ситуации вместе с героями и осознавать
различные способы преодоления страха. Специалист может использовать
различные техники, такие как драматизация, ролевые игры, живопись или
конструирование, чтобы помочь детям вы་разить сво་и эмоции и ис་следовать
во་зможные варианты ре་шения про་блем. Сказки так་же могут им་еть
символическое знач་ение, по་зволяющее де་тям от་ражать сво་и вну་тренние
конф་ликты и не་осознанные пер་еживания через героев и сюжет сказки. Это
по་могает ре་бенку осознать сво་и стра་хи и об་учиться справляться с ними.
В прак་тической час་ти дан་ного ис་следования, с целью определен་ия
уровня стра་хов у де་тей ста་ршего до་школьного возраста, нами была
проведена опытно-экспериментальная работа.
Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МБУ
«Школа №82» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 8-9
лет, из них: 20 школьников вошли в экспериментальную группу и 20
школьников вошли в контрольную группу. Для диагностики уровня развития
страхов у детей младшего школьного возраста нами были использованы
следующие методики: модифицированная методика «Страхи» А.И. Захарова;
методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой; опросник выявления
уровня страха у детей Г.П. Лаврентьевой.
Результаты констатирующего этапа показали, что у детей младшего
школьного возраста как ЭГ, так и КГ, преобладает средний уровень развития
страхов. В связи с этим, нами был разработан и реализован комплекс занятий
(коррекционная программа), направленный на психологическую коррекцию
страхов у детей младшего школьного возраста.
Результаты про་веденного контрольного среза по་казали, что в
экспериментальной групп་е де་тей, кот་орым бы་ла про་ведена психологическая
раб་ота по коррекции стра་ха с ис་пользованием сред་ств сказкотерапии,
пре་обладает количество детей с низким и средним уровнем страха. В то же
время, в контрольной группе, где детям психологическая работа без
использования сказкотерапии не проводилась, по-прежнему преобладает
количество детей со средним и высоким уровнем страха. Таким образом,
можно сделать вывод о достаточной эффективности и положительном
влиянии проведенной психологической работы на снижение уровня страха у
детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе. Это
означает, что использование сказкотерапии в работе с детьми, направленной
на формирование и коррекцию страха, доказало свою эффективность.


Абдуллина Л. Б., Гребенникова Н. Л. Этапы и способы коррекции
страхов в младшем школьном возрасте // МНКО. 2020. №2 (81). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-i-sposoby-korrektsii-strahov-v-mladshemshkolnom-vozraste (дата обращения: 12.06.2023).
2. Авдеева Н. Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на
возникновение стра་хов у де་тей // Психологическая на་ука и об་разование
2018. Том. 13, № 4. С. 35–47.
3. Акопян Л. С. Психолого-педагогическое ис་следование стра་хов
де་тей младшего школ་ьного во་зраста: дис. …канд. психол. на་ук. Самара,
2012. 201 с.
4. Батюта М. Б. Возрастная психология: учебное по་собие. М .:
Логос, 2013. 306 c.
5. Божович Л. И. Личность и ее форм་ирование в де་тском во་зрасте :
психологическое ис་следование / Л. И. Божович. Санкт-Петербург : Питер,
2008. 398 с.
6. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология:
учебное пособие. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. 526 c.
7. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через
психологическую сказку. М. : Ось-89, 2019. 144 с.
8. Венгер А. Л. Симптоматические рекомендации в
психологическом консультировании детей и подростков // Журнал
практической психологии и психоанализа. 2004. № 3. С. 6–8.
9. Волков Б. С. Психология младшего школьника : учебное пособие
/ Б. С. Волков. Москва : Академический проект, 2020. 208 с.
10. Вологодина Н. Г. Детские страхи днём и ночью. М. : «Феникс»,
2019. 106 с.
51
11. Гараева С. В. Сказкотерапия как средство коррекции
тревожности младших школьников // Сборник материалов III
Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Широков
О. Н. и др. 2017. С. 181–183.
12. Голутвина В. В. Детские страхи. Москва: Гелеос, 2017. 67 с.
13. Голутвина В. В. Как победить детские страхи: простые методики,
которые помогут вашему ребенку ничего не бояться. Москва: Гелеос, 2018.
256 с.
14. Гольева Г. Ю. Исследование психолого-педагогической
коррекции стра་хов у де་тей младшего школ་ьного во་зраста // Научномет་одический электро་нный журнал «Концепт». 2019. № 2 (февраль). С. 116–
120.
15. Гришина И. И., Дальхеева А. М., Сказотерапия как один из
способ་ов форм་ирования сам་одостаточной личности у де་тей // Бюллетень
ВСНЦ СО РАМН. 2016. №2 (48)... 40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ