Работа в формате PDF
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ценностного отношения к природе у детей 5-6 лет в процессе слушания музыкальных
произведений 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования ценностного отношения к природе у детей 5-6 лет. Понятие ценностного отношения 8
1.2 Роль слушания музыкальных произведений в формировании ценностного отношения к природе у детей 5-6 лет 21
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию ценностного
отношения к природе у детей 5-6 лет в процессе слушания музыкальных
произведений 30
2.1 Выявление уровня сформированности ценностного отношения к природе у детей 5-6 лет 30
2.2 Содержание и организация работы по формированию
ценностного отношения к природе у детей 5-6 лет в процессе слушания музыкальных произведений 43
2.3 Выявление результативности формирования ценностного
отношения к природе у детей 5-6 лет 50
Заключение 58
Список используемой литературы 62
Приложение А Протоколы обследования детей
(констатирующий этап) 67
Приложение Б Вопросы для беседы с детьми 70
Приложение В Анкета для родителей «Ценностные отношения к природе в семье» 71
Приложение Г Протоколы обследования детей (контрольный этап) 72
Актуальность темы исследования. Целью дошкольного образования в
нашей стране является всестороннее развитие личности ребенка.
Нравственное воспитание детей – это одно из важных направлений
дошкольного воспитания. Одна из задач нравственного воспитания детей в
дошкольном возрасте является формирование у них ценностного отношения.
При этом ценностное отношение может проявляться в отношении природы,
животных, людей, общества, предметов и вещей. Сущность ценностного
отношения проявляется в формировании устойчивого личного качества у
ребенка, которое базируется на эмоционально-чувственном отношении к
чему-либо.
Природа является одним из наиболее доступных для ребенка средств
воспитания. Живая природа, как ее часть, увлекает детей, так как
представляет собой многогранный мир, который не только представлен
разнообразием животных, но и позволяет получать эмоциональных отклик от
«общения» с ними. Дети во все времена имели «тесные» отношения с
животными, так как часто именно «меньший» друг становится «лучшим»
другом ребенка в домашней обстановке. Дети играют с животными,
ухаживают за ними, уделяют им внимание и ласку, получая в ответ
преданность и отзывчивость.
Вместе с тем ценностное отношение к природе формируются у детей
начиная с раннего возраста путем постепенного накопления чувственного
опыта, развития таких эмоций как эмпатия, сопереживание, чуткость. В
дошкольных образовательных организациях ознакомление детей с природой,
в частности с животными, обладает воспитательным потенциалом для
развития детей, приобщения их к природе, формирования ответственного
отношения к ней, экологического воспитания. Однако, главный компонент во взаимоотношениях ребенка и природы
– это эмоционально-положительное ценностное отношение, которое ребенок
испытывает к природным объектам и «братьям нашим меньшим». Для формирования ценностного отношения у дошкольников используются различные педагогические средства и методы: наблюдение за природой,
рассматривание картинок, работа в «Уголке природы», игровые методы, чтение художественной литературы, а также слушание музыкальных произведений.
Однако, одними силами детского сада невозможно добиться полноценного формирования у детей ценностного отношения, важно использовать поддержку семьи и оказывать комплексное воспитательное воздействие на ребенка как в условиях детского сада, так и дома. Совместные усилия педагогов и семьи способны более эффективно воздействовать на многие сферы развития ребенка-дошкольников, в том числе на нравственную
и эмоциональную сферы и на воспитание у них ценностного отношения к
природе.
Теоретические и методологические аспекты формирования ценностного отношения у детей дошкольного возраста содержатся в работах
таких исследователей и педагогов- практиков, как Т.П. Авдуловой,
И.В. Бабуровой, Л.В. Блинова, Божович Л.И., Е.В. Бондаревской, Н.Ф. Головановой, Т.А. Далининой и других. Вместе с тем, вопросы формирования ценностного отношения к природу у детей 5-6 лет в процессе
слушания музыкальных произведений в психолого-педагогических
исследованиях изучены недостаточно. Поэтому наблюдается противоречие
между необходимостью формирования ценностного отношения к природе у
детей старшего дошкольного возраста посредством слушания музыкальных
произведений и отсутствием достаточной разработанности данного вопроса в
современных педагогических исследованиях.
Выделенное противоречие позволило нам определить проблему исследования: какова роль слушания музыкальных произведений в
формировании ценностного отношения к природе у детей старшего
дошкольного возраста?...
Анализ психолого-педагогической литературы, проведенный в первой
главе выпускной квалификационной работы, позволил нам сделать следующие выводы.
Для целей настоящего исследования под ценностным отношением будем понимать нравственно-смысловой и эмоционально чувственное личностное образование, которое может быть охарактеризовано как
сформированные у индивида ценности, идеалы и жизненные смыслы, которые оказывают влияние на его поведение, мироощущение и
выстраивание отношений с окружающим миром и людьми. Формирование у дошкольников ценностного отношения к природе означает усвоение ими ценностных установок и ориентаций, которые становятся жизненными
ориентирами личности ребенка и определяют его отношение с окружающим миром.
Особенности формирования ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации, с одной стороны, определяются условиями, которые созданы в данной организации для возможности знакомства ребенка с живой и неживой природой, а с другой стороны, психолого-педагогическими характеристиками детей данного возраста, уровнем развития их познавательной, мотивационной и нравственной сфер.
Одним из средств формирования ценностного отношения к природе у детей 5-6 лет в условиях дошкольной образовательной организации является слушание музыкальных произведений, которые обладают большим
потенциалом для всестороннего развития личности ребенка. Музыка оказывает воздействие на эстетическое, познавательное, нравственное и
эмоциональное развитие детей и обладает богатыми возможностями для формирования положительного эмоционального отклика ребенка, как на само музыкальное произведение, так и на другие объекты, его окружающие. При воспитании ценностного отношения к природе через музыку
необходимо осуществить отбор музыкальных произведений, которые будут соответствовать данной цели и будут связаны с переживанием ребенком
таких положительных эмоций, как сопереживание, сочувствие, любовь,
ответственность, желание заботиться.
Во второй главе было проведено экспериментальное исследование
формирования ценностного отношения к природу у детей 5-6 лет в процессе
слушания музыкальных произведений.
На констатирующем этапе была проведена диагностика исходного уровня сформированности ценностного отношения к миру природы у детей 5-6 лет (в контрольной и экспериментальной группе – по 10 человек в каждой). В ходе диагностики были получены следующие результаты:
уровень представлений детей контрольной и экспериментальной групп о
животных недостаточный; ценностное отношение к животным у многих
детей контрольной и экспериментальной групп не сформировано. Результаты
беседы с детьми обеих групп показали, что они с удовольствием взаимодействуют с животными, но не в полной мере интересуются их жизнью и потребностями. Навыки бережного отношения и заботы о
животных у детей обеих групп сформированы недостаточно. В целом две группы детей примерно равны по рассматриваемым показателям, что дает возможность проводить дальнейшее сравнение на основе этих двух групп. По результатам анкетирования родителей дошкольников (20 человек) получен вывод о том, что возможности для воспитания ценностного отношения к природе у старших дошкольников есть как в условиях ДОО, так как многие
из них все лето посещают детский сад, так и в семье, так как родители бывают вместе с детьми на природе, имеют дома комнатные растения и домашних животных. При этом родители недостаточно внимания уделяют
вопросам формирования ценностного отношения к природе в семье. Поэтому
доказана необходимость проведения специальной работы с детьми 5-6 лет по
формированию у них ценностного отношения....
Бабурова И. В. Изучение и воспитание ценностных отношений
школьников: монография / под ред. А.С. Роботовой. СмолГУ, 2018. 320 с.
2. Блинов Л. В. Аксиология постдипломного образования
педагогов : Монография. 2-е изд., перераб. и доп. / Л.В. Блинов.
Биробиджан : БГПИ, 2013. 142 с.
3. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе //
Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 14-19.
4. Большой психологический словарь / Авдеева Н. Н. и др. ; под
ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 4-е изд., расш. М. : АСТ ; СПб :
Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.
5. Бондаревская Е. В. Феноменологический анализ современных
концепций воспитания // Теоретикометодологические проблемы
современного воспитания : Сб. науч. трудов. Волгоград, 2014. С. 18–27.
6. Вербовская В. С. От эмоциональной отзывчивости на музыку к
эмоциональной отзывчивости на человека // Вестник ТГПУ. 2017. №12 (189).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-emotsionalnoy-otzyvchivosti-na-muzykuk-emotsionalnoy-otzyvchivosti-na-cheloveka (дата обращения: 16.02.2023).
7. Голованова Н. Ф. Воспитание – основа позитивной социализации
// Детский сад : теория и практика. 2016. № 3. С. 7-14.
8. Громыко Ю. В., Рубцов В. В., Марголис А. А. Школа как
экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ : деятельностный
подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая
психология. 2020. Т. 16. № 1. С. 57-67.
9. Далинина Т. А. Современные проблемы взаимодействия
дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2020. № 1.
С. 41-44.
10. Дедюкина М. И. Развитие эмоционального интеллекта детей
старшего дошкольного возраста через художественно-эстетическую
63
деятельность // Проблемы современного педагогического образования. 2021.
№71-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellektadetey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-cherez-hudozhestvenno-esteticheskuyudeyatelnost (дата обращения: 16.02.2023).
11. Дьячкова М. А. Понятия ценность и духовно-нравственные
ценности в педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 12.
С. 141-146.
12. Зебзеева В. А., Булатова Т. Н. Проектирование процесса
формирования эмоционально - ценностного отношения к природе у детей
дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического
образования. 2019. №62-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanieprotsessa-formirovaniya-emotsionalno-tsennostnogo-otnosheniya-k-prirode-udetey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 16.02.2023).
13. Кирьякова А. В. Аксиологический аспект воспитания личности //
Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч.
трудов. Волгоград, 2014. С. 89-96.
14. Колесова О. В., Гуцу Е. Г., Деменева Н. Н., Зайцева С. А.,
Маясова Т. В., Кочетова Е. В. Исследование ценностного отношения к
родине у детей младшего школьного возраста // Перспективы науки и
образования. 2021. № 4. С. 280-296.
15. Коломиец Г. Г. Музыкально-эстетическое воспитание.
Аксиологический подход : Монография. / Г. Г. Коломиец. Оренбург : Изд-во
ООИПКРО, 2021...36