Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционный институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе государственного контроля Российской Федерации

Работа №137756

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы70
Год сдачи2023
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Общая характеристика института Уполномоченного по правам человека 11
1.1 История зарождения и развития института Уполномоченного по правам
человека в России 11
1.2 Институт омбудсмена в зарубежных странах 20
2.1 Нормативные правовые акты, регулирующие институт
Уполномоченного по правам человека Российской Федерации 29
2.2 Полномочия Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации 36
3 Современное состояние института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 43
3.1 Проблема реализации института Уполномоченного по правам человека
в Российской Федерации 43
3.2 Влияние политического режима Российской Федерации на
правозащитную деятельность, включая деятельность Уполномоченного по
правам человека в Российской Федерации 50
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 64


Актуальность исследования и научная значимость. Несмотря на то, что должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации существует уже около 30 лет, в научных кругах не утихает дискуссия о роли данного института в рамках государственной и общественной жизни страны.
Впервые должность Уполномоченного по правам человека была учреждена в Конституции РФ 1993 г., которая по своей правовой природе является достаточно демократическим документом. Последующие политические преобразования, привели к тому, что в России сформировалась практика избранного правоприменения, а формализм высшего нормативного акта страны вернулся к состоянию конституций советского периода, когда при формальном декларировании одних основ государственного строя, фактически существовал иной государственный строй.
На сегодняшний день, все это привело к тому, что пренебрежение правами человека в России, реализуется на всех уровнях государственной власти, особенно в ситуациях, где превалирует государственный интерес. Стоит констатировать, что идея верховенства прав и свобод личности, является далекой от существующего состояния российского общества.
Вместе с тем, институт Уполномоченного по правам человека в России также не может существовать в абстракции без учета всех этих факторов. С одной стороны, Уполномоченный по правам человека - это правозащитная должность, которая предусматривает полномочия в сфере защиты прав и интересов граждан, с другой стороны Уполномоченный по правам человека в России, при формальной своей независимости, зависим от органов государственной власти и государственных должностных лиц в рамках реализации своих полномочий.
Чтобы поддерживать баланс между частными и общественными интересами, правопорядком в мире и мирным урегулированием споров, обществу и государству нужны беспристрастные и независимые посредники, которые всегда способны разрешить конфликт, прийти на помощь тем, чьи права ущемлены. Лицом, которое выполняет такие обязанности и несет соответствующую ответственность, является омбудсмен.
Аналогичные институты уполномоченных в зарубежных странах, выполняют более широкие функции, которые призваны развивать практику соблюдения прав и интересов личности во всех сферах государственной и общественной жизни. В России Уполномоченный по правам человека в какой-то степени зависит от политической конъюнктуры, что не позволяет осуществлять его цели в полном соответствии.
Помимо этого, в процессе реализации российским омбудсменом своих полномочий важную роль играет советское прошлое страны, и отсутствие практики доминирования прав и свобод человека над государственными интересами. В странах имеющих общую историю авторитарного правления, и их переход к демократии и принятие концепции омбудсмена начались примерно в одно и то же время.
Исходя из этого, целесообразно проанализировать конституционно - правовой статус Уполномоченного по правам человека в России, с учетом эволюции данного правозащитного института в контексте изменившейся политической обстановки в России.
Объект исследования: общественные отношения, связанные с
конституционно-правовым статусом Уполномоченного по правам человека в России.
Предмет исследования: правовые нормы, регулирующие
конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в России, а также научные исследования в сфере реализации полномочий Уполномоченного по правам человека в России.
Цель исследования: изучение правовой природы института
Уполномоченного по правам человека в России, а также изучение роли данного института в правозащитной деятельности в Российской Федерации.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:
- В России создан институт Уполномоченного по правам человека как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Этот институт функционирует наряду с общей системой государственных, правоохранительных и правозащитных организаций, таких как суд, полиция, прокуратура и т.д.
- Существуют также общественные советы (палаты), комитеты, комиссии и другие подобные структуры, созданные как при Президенте Российской Федерации, так и в органах публичной власти субъектов Федерации. И государственные, и общественные правозащитные организации преследуют единую цель - защиту прав личности.
- Институт омбудсмена в России развивался под воздействием, таких факторов, как политизации, личного и профессионального опыта уполномоченных, их низкой приверженности разделению властей, нежелание сосредоточиться на структурных проблемах политической и административной системы, слабое гражданское общество и лишь ограниченное участие в процессе европейской интеграции.
Несмотря на это, в период создания и последующего существования института Уполномоченного по правам человека в России принимались новые нормативные правовые акты, расширялись права и компетенции Уполномоченных по правам человека и осуществлялись иные действия направленные на усиление правозащитных функций омбудсменов.
Международные факторы и процессы европейского сотрудничества также существенно повлияли на развитие российского омбудсменства. Одной из причин создания этого института было желание России вступить в Совет Европы, для чего наличие омбудсмена было одним из условий такого вступления.
- Институт омбудсмена является достаточно распространенным в странах мира. Большинство стран, в которых законодательством предусмотрен институт омбудсмена являются демократическими. Наиболее важным вкладом омбудсмена в рамках общественной и государственной деятельности является укрепление верховенства закона, защиты прав человека.
На сегодняшний день, существует общее понимание того, что в условиях демократии права человека гарантируются конституцией государства и защищаются судебной системой. Однако в новых демократиях жизненно важно иметь не судебный или квазисудебные системы надзора за соблюдением прав человека из-за недобросовестной защиты прав человека в предшествующих развивающимся демократиям авторитарных государств.
В большинстве зарубежных стран, омбудсмен является защитником гражданского общества. Он тесно взаимодействует с гражданским обществом и поддерживает принципы плюрализма. Омбудсмен в зарубежных странах способствует единообразному применению закона, и выявляет неясности в законодательстве.
- Действующее законодательство, регулирующее правовой статус Уполномоченного по правам человека в России, является достаточно актуальным, несмотря на некоторые проблемные аспекты, с позиции формулировки полномочий Уполномоченного. Помимо этого, закон четко не определяет публичные компетенции Уполномоченного в отношении построения в России гражданского общества и правового государства. Фактически, существующие компетенции российского омбудсмена имеют не предупредительный характер, а восстановительный характер.
Полагаю, что в силу не развитости гражданских институтов в Российской Федерации, было бы целесообразным изменить формулировку статьи 1 ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», и уйти от реактивных функций российского омбудсмена.
...


1. Батюк В.И., Галузо В.Н. О роли Уполномоченного по правам человека в обеспечении единообразного исполнения законодательства в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2014. № 5.
2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 2017.
3. Бирюков А.А. Как подать жалобу в Европейский суд по правам человека. М., 2018.
4. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", 10.12.1998
5. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. М., 2005. С. 403.
6. Герулайтис Н. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа //100(0) ключевых документов по российской и советской истории в 20 веке / Под ред. Л. Антипова.
7. Герцева A.M. Правозащитная деятельность института уполномоченных по правам как института гражданского общества // Приоритетные направления развития науки и образования: сб. ст. XV междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2020. С. 99-102.
8. Денисов С.А. Две модели уполномоченного по правам человека для России // Омбудсмен. 2013. № 2.
9. Дёмина Е.П. Сравнительный анализ деятельности
Уполномоченного по правам человека и омбудсмена в зарубежных странах // Образование и право. 2019. №12. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sravnitelnyy-analiz-deyatelnosti- upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-i-ombudsmena-v-zarubezhnyh-stranah(дата обращения: 16.06.2022).
10. Дёмина Е.П., Созаев А.С. Организация деятельности и правовой
статус омбудсменов в зарубежных странах: на примере Швеции, Германии и Англии // Евразийская адвокатура. 2021. №6 (55). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/organizatsiya-deyatelnosti-i-pravovoy-status- ombudsmenov-v-zarubezhnyh-stranah-na-primere-shvetsii-germanii-i-anglii(дата обращения: 16.06.2022).
11. Джамбулатов С.И. Место института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе органов государственной власти // Социально-политические науки. 2018. № 3.
12. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год // Российская газета, N 138, 29.06.2006.
13. Додонова А. Д. Становление института Уполномоченного по
правам ребенка в зарубежных государствах // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. №4. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/stanovlenie-instituta-upolnomochennogo-po- pravam-rebenka-v-zarubezhnyh-gosudarstvah(дата обращения: 17.06.2022).
14. Журко А.В. Использование в Российской Федерации зарубежного опыта формирования и функционирования института Уполномоченного по правам ребенка // Пробелы в российском законодательстве. 2013. №6. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ispolzovanie-v-rossiyskoy-federatsii- zarubezhnogo-opyta-formirovaniya-i-funktsionirovaniya-instituta- upolnomochennogo-po-pravam(дата обращения: 17.06.2022).
15. Зернов И. В. Полномочия органов публично-правовых образований по защите прав человека // Пролог: Журнал о праве. — 2020. — № 3. — С. 39.
...
62 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ