Конституционный институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе государственного контроля Российской Федерации
|
Введение 3
1 Общая характеристика института Уполномоченного по правам человека 11
1.1 История зарождения и развития института Уполномоченного по правам
человека в России 11
1.2 Институт омбудсмена в зарубежных странах 20
2.1 Нормативные правовые акты, регулирующие институт
Уполномоченного по правам человека Российской Федерации 29
2.2 Полномочия Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации 36
3 Современное состояние института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 43
3.1 Проблема реализации института Уполномоченного по правам человека
в Российской Федерации 43
3.2 Влияние политического режима Российской Федерации на
правозащитную деятельность, включая деятельность Уполномоченного по
правам человека в Российской Федерации 50
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 64
1 Общая характеристика института Уполномоченного по правам человека 11
1.1 История зарождения и развития института Уполномоченного по правам
человека в России 11
1.2 Институт омбудсмена в зарубежных странах 20
2.1 Нормативные правовые акты, регулирующие институт
Уполномоченного по правам человека Российской Федерации 29
2.2 Полномочия Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации 36
3 Современное состояние института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 43
3.1 Проблема реализации института Уполномоченного по правам человека
в Российской Федерации 43
3.2 Влияние политического режима Российской Федерации на
правозащитную деятельность, включая деятельность Уполномоченного по
правам человека в Российской Федерации 50
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 64
Актуальность исследования и научная значимость. Несмотря на то, что должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации существует уже около 30 лет, в научных кругах не утихает дискуссия о роли данного института в рамках государственной и общественной жизни страны.
Впервые должность Уполномоченного по правам человека была учреждена в Конституции РФ 1993 г., которая по своей правовой природе является достаточно демократическим документом. Последующие политические преобразования, привели к тому, что в России сформировалась практика избранного правоприменения, а формализм высшего нормативного акта страны вернулся к состоянию конституций советского периода, когда при формальном декларировании одних основ государственного строя, фактически существовал иной государственный строй.
На сегодняшний день, все это привело к тому, что пренебрежение правами человека в России, реализуется на всех уровнях государственной власти, особенно в ситуациях, где превалирует государственный интерес. Стоит констатировать, что идея верховенства прав и свобод личности, является далекой от существующего состояния российского общества.
Вместе с тем, институт Уполномоченного по правам человека в России также не может существовать в абстракции без учета всех этих факторов. С одной стороны, Уполномоченный по правам человека - это правозащитная должность, которая предусматривает полномочия в сфере защиты прав и интересов граждан, с другой стороны Уполномоченный по правам человека в России, при формальной своей независимости, зависим от органов государственной власти и государственных должностных лиц в рамках реализации своих полномочий.
Чтобы поддерживать баланс между частными и общественными интересами, правопорядком в мире и мирным урегулированием споров, обществу и государству нужны беспристрастные и независимые посредники, которые всегда способны разрешить конфликт, прийти на помощь тем, чьи права ущемлены. Лицом, которое выполняет такие обязанности и несет соответствующую ответственность, является омбудсмен.
Аналогичные институты уполномоченных в зарубежных странах, выполняют более широкие функции, которые призваны развивать практику соблюдения прав и интересов личности во всех сферах государственной и общественной жизни. В России Уполномоченный по правам человека в какой-то степени зависит от политической конъюнктуры, что не позволяет осуществлять его цели в полном соответствии.
Помимо этого, в процессе реализации российским омбудсменом своих полномочий важную роль играет советское прошлое страны, и отсутствие практики доминирования прав и свобод человека над государственными интересами. В странах имеющих общую историю авторитарного правления, и их переход к демократии и принятие концепции омбудсмена начались примерно в одно и то же время.
Исходя из этого, целесообразно проанализировать конституционно - правовой статус Уполномоченного по правам человека в России, с учетом эволюции данного правозащитного института в контексте изменившейся политической обстановки в России.
Объект исследования: общественные отношения, связанные с
конституционно-правовым статусом Уполномоченного по правам человека в России.
Предмет исследования: правовые нормы, регулирующие
конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в России, а также научные исследования в сфере реализации полномочий Уполномоченного по правам человека в России.
Цель исследования: изучение правовой природы института
Уполномоченного по правам человека в России, а также изучение роли данного института в правозащитной деятельности в Российской Федерации.
...
Впервые должность Уполномоченного по правам человека была учреждена в Конституции РФ 1993 г., которая по своей правовой природе является достаточно демократическим документом. Последующие политические преобразования, привели к тому, что в России сформировалась практика избранного правоприменения, а формализм высшего нормативного акта страны вернулся к состоянию конституций советского периода, когда при формальном декларировании одних основ государственного строя, фактически существовал иной государственный строй.
На сегодняшний день, все это привело к тому, что пренебрежение правами человека в России, реализуется на всех уровнях государственной власти, особенно в ситуациях, где превалирует государственный интерес. Стоит констатировать, что идея верховенства прав и свобод личности, является далекой от существующего состояния российского общества.
Вместе с тем, институт Уполномоченного по правам человека в России также не может существовать в абстракции без учета всех этих факторов. С одной стороны, Уполномоченный по правам человека - это правозащитная должность, которая предусматривает полномочия в сфере защиты прав и интересов граждан, с другой стороны Уполномоченный по правам человека в России, при формальной своей независимости, зависим от органов государственной власти и государственных должностных лиц в рамках реализации своих полномочий.
Чтобы поддерживать баланс между частными и общественными интересами, правопорядком в мире и мирным урегулированием споров, обществу и государству нужны беспристрастные и независимые посредники, которые всегда способны разрешить конфликт, прийти на помощь тем, чьи права ущемлены. Лицом, которое выполняет такие обязанности и несет соответствующую ответственность, является омбудсмен.
Аналогичные институты уполномоченных в зарубежных странах, выполняют более широкие функции, которые призваны развивать практику соблюдения прав и интересов личности во всех сферах государственной и общественной жизни. В России Уполномоченный по правам человека в какой-то степени зависит от политической конъюнктуры, что не позволяет осуществлять его цели в полном соответствии.
Помимо этого, в процессе реализации российским омбудсменом своих полномочий важную роль играет советское прошлое страны, и отсутствие практики доминирования прав и свобод человека над государственными интересами. В странах имеющих общую историю авторитарного правления, и их переход к демократии и принятие концепции омбудсмена начались примерно в одно и то же время.
Исходя из этого, целесообразно проанализировать конституционно - правовой статус Уполномоченного по правам человека в России, с учетом эволюции данного правозащитного института в контексте изменившейся политической обстановки в России.
Объект исследования: общественные отношения, связанные с
конституционно-правовым статусом Уполномоченного по правам человека в России.
Предмет исследования: правовые нормы, регулирующие
конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в России, а также научные исследования в сфере реализации полномочий Уполномоченного по правам человека в России.
Цель исследования: изучение правовой природы института
Уполномоченного по правам человека в России, а также изучение роли данного института в правозащитной деятельности в Российской Федерации.
...
В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:
- В России создан институт Уполномоченного по правам человека как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Этот институт функционирует наряду с общей системой государственных, правоохранительных и правозащитных организаций, таких как суд, полиция, прокуратура и т.д.
- Существуют также общественные советы (палаты), комитеты, комиссии и другие подобные структуры, созданные как при Президенте Российской Федерации, так и в органах публичной власти субъектов Федерации. И государственные, и общественные правозащитные организации преследуют единую цель - защиту прав личности.
- Институт омбудсмена в России развивался под воздействием, таких факторов, как политизации, личного и профессионального опыта уполномоченных, их низкой приверженности разделению властей, нежелание сосредоточиться на структурных проблемах политической и административной системы, слабое гражданское общество и лишь ограниченное участие в процессе европейской интеграции.
Несмотря на это, в период создания и последующего существования института Уполномоченного по правам человека в России принимались новые нормативные правовые акты, расширялись права и компетенции Уполномоченных по правам человека и осуществлялись иные действия направленные на усиление правозащитных функций омбудсменов.
Международные факторы и процессы европейского сотрудничества также существенно повлияли на развитие российского омбудсменства. Одной из причин создания этого института было желание России вступить в Совет Европы, для чего наличие омбудсмена было одним из условий такого вступления.
- Институт омбудсмена является достаточно распространенным в странах мира. Большинство стран, в которых законодательством предусмотрен институт омбудсмена являются демократическими. Наиболее важным вкладом омбудсмена в рамках общественной и государственной деятельности является укрепление верховенства закона, защиты прав человека.
На сегодняшний день, существует общее понимание того, что в условиях демократии права человека гарантируются конституцией государства и защищаются судебной системой. Однако в новых демократиях жизненно важно иметь не судебный или квазисудебные системы надзора за соблюдением прав человека из-за недобросовестной защиты прав человека в предшествующих развивающимся демократиям авторитарных государств.
В большинстве зарубежных стран, омбудсмен является защитником гражданского общества. Он тесно взаимодействует с гражданским обществом и поддерживает принципы плюрализма. Омбудсмен в зарубежных странах способствует единообразному применению закона, и выявляет неясности в законодательстве.
- Действующее законодательство, регулирующее правовой статус Уполномоченного по правам человека в России, является достаточно актуальным, несмотря на некоторые проблемные аспекты, с позиции формулировки полномочий Уполномоченного. Помимо этого, закон четко не определяет публичные компетенции Уполномоченного в отношении построения в России гражданского общества и правового государства. Фактически, существующие компетенции российского омбудсмена имеют не предупредительный характер, а восстановительный характер.
Полагаю, что в силу не развитости гражданских институтов в Российской Федерации, было бы целесообразным изменить формулировку статьи 1 ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», и уйти от реактивных функций российского омбудсмена.
...
- В России создан институт Уполномоченного по правам человека как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Этот институт функционирует наряду с общей системой государственных, правоохранительных и правозащитных организаций, таких как суд, полиция, прокуратура и т.д.
- Существуют также общественные советы (палаты), комитеты, комиссии и другие подобные структуры, созданные как при Президенте Российской Федерации, так и в органах публичной власти субъектов Федерации. И государственные, и общественные правозащитные организации преследуют единую цель - защиту прав личности.
- Институт омбудсмена в России развивался под воздействием, таких факторов, как политизации, личного и профессионального опыта уполномоченных, их низкой приверженности разделению властей, нежелание сосредоточиться на структурных проблемах политической и административной системы, слабое гражданское общество и лишь ограниченное участие в процессе европейской интеграции.
Несмотря на это, в период создания и последующего существования института Уполномоченного по правам человека в России принимались новые нормативные правовые акты, расширялись права и компетенции Уполномоченных по правам человека и осуществлялись иные действия направленные на усиление правозащитных функций омбудсменов.
Международные факторы и процессы европейского сотрудничества также существенно повлияли на развитие российского омбудсменства. Одной из причин создания этого института было желание России вступить в Совет Европы, для чего наличие омбудсмена было одним из условий такого вступления.
- Институт омбудсмена является достаточно распространенным в странах мира. Большинство стран, в которых законодательством предусмотрен институт омбудсмена являются демократическими. Наиболее важным вкладом омбудсмена в рамках общественной и государственной деятельности является укрепление верховенства закона, защиты прав человека.
На сегодняшний день, существует общее понимание того, что в условиях демократии права человека гарантируются конституцией государства и защищаются судебной системой. Однако в новых демократиях жизненно важно иметь не судебный или квазисудебные системы надзора за соблюдением прав человека из-за недобросовестной защиты прав человека в предшествующих развивающимся демократиям авторитарных государств.
В большинстве зарубежных стран, омбудсмен является защитником гражданского общества. Он тесно взаимодействует с гражданским обществом и поддерживает принципы плюрализма. Омбудсмен в зарубежных странах способствует единообразному применению закона, и выявляет неясности в законодательстве.
- Действующее законодательство, регулирующее правовой статус Уполномоченного по правам человека в России, является достаточно актуальным, несмотря на некоторые проблемные аспекты, с позиции формулировки полномочий Уполномоченного. Помимо этого, закон четко не определяет публичные компетенции Уполномоченного в отношении построения в России гражданского общества и правового государства. Фактически, существующие компетенции российского омбудсмена имеют не предупредительный характер, а восстановительный характер.
Полагаю, что в силу не развитости гражданских институтов в Российской Федерации, было бы целесообразным изменить формулировку статьи 1 ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», и уйти от реактивных функций российского омбудсмена.
...
Подобные работы
- Становление, развитие, перспективы функционирования специализированных институтов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА
УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ
ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Конституционные гарантии основных прав и свобод
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021





