ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КНР В ОТНОШЕНИИ
РУССКОЯЗЫЧНОЙ АУДИТОРИИ
1.1. Россия как предмет освещения в СМИ КНР
1.2. Информационная политика КНР
ГЛАВА 2. РУССКОЯЗЫЧНЫЕ СМИ КНР: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ............33
2.1. Русскоязычные СМИ в медиасистеме КНР
2.2. Определение миссии русскоязычных СМИ КНР
ГЛАВА 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ В КНР ..61
3.1. Тематическая структура журналов «Китай» и «Партнеры»
3. 2. Редакционная политика журнала «Китай»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КОДИРОВОЧНЫЕ ЛИСТЫ..
В современном мире все большую роль играют международные
коммуникации, и сегодняшние средства массовой информации Китайской
Народной Республики стремятся соответствовать новому месту и роли Китая
в мире. В средствах массовой информации, адресованных зарубежной
аудитории, Китай позиционирует себя как страну, близкую к тому, чтобы
стать №1 в мировой экономике, страну, успешно вышедшую в космос и
продвигающую свои грандиозные экономические проекты по всему миру.
В истории современной жизни китайского общества иностранные СМИ,
в том числе выходившие на русском языке, сыграли важную роль в процессе
развития китайской журналистики на стадии ее становления. Межкультурная
коммуникация способствовала развитию социальных процессов, а также
обладала огромным значением в истории китайской журналистики.
К российским читателям информация о Китае стала доступна уже в
XVIII веке, появившись на страницах первой газеты Российской империи
«Ведомости». Сегодня для русскоязычной аудитории в России и Китае
выходят специально созданные журналы, призванные информационно
поддерживать и сопровождать международное сотрудничество двух держав.
Несмотря на это, редакционная политика и тематическое своеобразие
печатных СМИ на русском языке в Китае до сих пор изучены слабо.
Целесообразно объединить усилия китайских и российских исследователей с
целью совместного изучения истории и современной деятельности русскоязычных СМИ в Китае.
Актуальность темы, таким образом, заключается в том, что в последние
годы в отношениях между Россией и Китаем наблюдается положительная
тенденция, и политические, экономические и культурные связи между двумя
странами становятся значительно теснее. В данных условиях русскоязычные
СМИ КНР переживают интенсивное развитие. Появились русскоязычные
газеты, журналы, радио, телевидение и разные виды Интернет-СМИ, которые4
позволяют русскоязычной аудитории глубже и подробнее знакомиться с
современным китайским обществом. Изучение миссии, аудитории и тематики
журналов русскоязычных СМИ КНР представляется необходимым и целесообразным.
Цель данной работы – выявить особенности информационной политики
КНР в отношении современных русскоязычных СМИ КНР.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
- определить особенности глобальной коммуникации в XXI веке,
- описать характер иновещания в КНР в рамках геополитического подхода;
- провести обзор русскоязычных средств массовой информации КНР;
- проанализировать характер аудитории русскоязычных СМИ КНР;
- определить специфику журналов «Китай» и «Партнеры», их место в
системе современных СМИ КНР;
- проанализировать тематическое наполнение журналов «Партнеры» и «Китай».
Для решения данных задач нами использованы следующие методы
исследования: описательный метод, контент-анализ, сравнительный метод.
Печатные СМИ КНР являются объектом исследования в данной работе.
Предметом исследования выступает освещение Китая в изданиях,
адресованных русскоязычной аудитории.
Эмпирическая база исследования – материалы журналов «Китай» и
«Партнеры» в период с октября 2017 года до февраля 2018 года (номера 10-
2017, 12-2017 и 02-2018).
Теоретической базой для написания работы выступили труды и
монографии российских и китайских ученых и специалистов, занимающихся
исследованием проблем международной журналистики, вопросами развития
средств массовой информации Китая в XXI веке и своеобразием
русскоязычных СМИ в Китайской Народной Республике: О.В. Монастыревой,5
Н.И. Шишкина, Е.С. Бабкиной, Т.Н. Лобановой, Е.Г. Иващенко, Д.П. Гавры,
С.Б. Никонова и других.
Новизна работы заключается в том, что тематическое наполнение
русскоязычных СМИ Китая изучается с точки зрения информационной политики КНР.
Структура диссертационной работы соответствует поставленным целям
и задачам и включает в себя введение с обоснованием актуальности
выбранной темы, основную часть, состоящую из трёх глав, заключение,
список литературы и приложение с материалами контента-анализа.
В последние годы, как в Китае, так и в России, появились огромные
изменения во всех областях общества. Система внешней пропаганды Китая в
последние годы активно осваивает новые возможности массовой
коммуникации для расширения своего присутствия в мировом
информационном пространстве. Это проявляется и в развитии китайских СМИ на иностранных языках.
В Китае уже образована широкая структура СМИ на иностранных языках,
в частности китайские СМИ на русском языке. Важность русскоязычных СМИ
в Китае обусловлена тем, что, с одной стороны, численность русскоязычного
населения всего мира уже достигла 260 млн. человек, а с другой стороны, в
связи между Китайской Народной Республикой становятся теснее. В связи с
этим китайские СМИ на русском зыке переживают интенсивное развитие.
Появились русскоязычные газеты, журналы, радио, телевидение и разные
виды интернет-СМИ, которые позволяют русскоязычной аудитории больше и
подробнее узнать о Китае. Китайские СМИ на русском языке также стали
неотъемлемой частью стратегии «Выход за рубеж китайской культуры»,
выдвинутой центральным правительством.
Информационная политика Китая в России имеет те же цели, что и
деятельность КНР в других странах: продвигать позитивный имидж Китая и
контролировать поступление информации из российских СМИ и интернетресурсов. По результатам статистики, в настоящее время в Китае
функционирует больше 10 СМИ на русском языке. На русском языке
публикуются газеты и журналы, которые адресованы людям, участвующим
развитии российско-китайских отношений, работающим или учащимся в
Китае. Международное радио Китая ведет вещание и на русском языке.
Агентство «Синьхуа» и Центральное телевидение Китая имеют русскоязычные каналы.
В ходе исследования мы проанализировали и сравнили два журнала
«Китай» и «Партнеры». По проведенному контент-анализу можно судить об77
их сходствах и различиях. Во-первых, в содержании публикаций лидируют
два общих блока географического контента: «Китай», «Китай и Россия».
Несмотря на по-разному сформулированные миссии, оба журнала «Китай» и
«Партнеры» сходны с точки зрения коммуникативных целей и задач
редакционной политики. Они стремятся информировать аудиторию,
поднимать и анализировать важные проблемы, привлечь внимание
общественности к негативным явлениям, объяснить действия власти, создать
положительный экономический и политический образ страны. Наконец, в
обоих журналах мы находим богатый визуальный ряд: большое количество
графических элементов, иллюстраций и фотографий.
Мы смогли выделить и отличия, во-первых, заключающиеся в главной
идее журнала. Журнал «Китай» направлен на «знакомство со страной Китай»,
журнал «Партнеры» пишет «об обмене между Китаем и Россией», в связи с
этим у них разная читательская аудитория. Во-вторых, журнал «Китай»
оказался в значительной степени более аналитическим: в нем есть публикации
о политике, выделенные в отдельную рубрику, у каждого выпуска есть специальная тема номера.
На примере одного из выпусков мы изучили редакционную политику
журнала «Китай». Центром внимания журнала оказываются мероприятия
социально-экономической политики Китая и международного сотрудничества
с Россией. Выбор материала позволяет сделать предположение о задачах
издания – освещение деятельности Китая как во внешней, так и во внутренней
политике, в том числе об международных отношениях с Россией.
Подавляющее большинство материалов подается в положительном ключе с
элементами критики, что является позитивным фактором в деятельности
журнала, свидетельствующем об объективности и беспристрастности
работающих в ней журналистов. Позитивные материалы преобладают среды
статей, посвященных отдыху и времяпрепровождением. Среди негативных
материалов преобладают материалы, посвященные конкретным проблемам и
применяемым правительством КНР решениям
1. Бабкина Е.С. Журналистика русского Китая для детей и
молодежи (1898-1945 гг. ) //Вестник Томского Государственного университета,
Филология. – 2017. –Выпуск №47. – С.184-193
2. Ван Сюй. Роль китайских СМИ в формировании политической
культуры общества. Диссер. на соискание ученой степени кандидата социол.
наук. – СПГУ. – 2016. – С.158
3. Галенович Ю.М. Девиз Ху Цзиньтао: социальная гармония в Китае.
М.: Памятники исторической мысли. – 2006. – С.16-19
4. Евдокимов, Е. В. Политика Китая в глобальном информационном
пространстве // Международные процессы, 2011. Том 9, № 1. С. 74 – 83.
5. Ибрагимова Г. Стратегия КНР в области управления интернетом и
обеспечения информационной безопасности // Индекс безопасности. 2013. №
1 (104). Т. 19. С. 169-184.
6. Иващенко Е.Г. Некоторые аспекты функционирования
русскоязычных СМИ в Китае // Россия и Китай: история и перспективы
сотрудничества: материалы VI Международной научно-практической
конференции (Благовещенск-Хайхэ-Харбин, 16-18 мая 2016 г.). Вып. 6. Отв.
ред. Д.В. Буяров, Д.В. Кузнецов. – Благовещенск: изд-во БГПУ, 2016. С. 418-
421.
7. Ли Пинъ. Доклад о развитии индустрии периодической печати
Китая.- Пекин: 2005 С. 59
8. Лю Ханьянцзы. Внешнеполитический курс современного Китая в
отражении национальных СМИ// Век информации: СМИ и внешняя политика
Китая : сб. науч. статей № 4 (S1) / ред.-сост. Р. В. Бекуров, Ю. С. Данилова, С.
Б. Никонов. СПб. : Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас.
коммуникаций», 2014. – С.12-66
9. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности
журналиста. – СПБ.:Питер, 2009. – С.15779
10. Монастырева О.В. «Русскоязычные СМИ Китая: история и
перспективы развития» Журналистский ежегодник. 2012. № 1. С. 96-99.
11. Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М.: Издво РАГС–2005. 118с.
12. Тишков В.А. Русский язык и русскоязычное население в странах СНГ
и Балтин, доклад на конференции «Русский язык – национальное достояние
народов России», ГУ МДН, 2008.
13. У Сюцзюань. У Сюцзюань. Информационное обеспечение политики
китайского руководства на рубеже XX-XXI вв. Автореф. дис. … канд. полит.
н. СПбГУ, СПб, 2010. C. 21.
14. Цуй Баого Доклад о развитии индустрии средств массовой
информации Китая в 2006 году - Пекин: Изд-во Шехуэй 2006. С.12.
15. Чжан Лигуан Особенности развития журналистики Китая на рубеже
третьего тысячелетия : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 Москва, 2006 С.36
16. Чжан Сяокоу. Средства массовой информации и государственная
власть// Век информации: СМИ и внешняя политика Китая : сб. науч. Статей
№ 4 (S1) / ред.-сост. Р. В. Бекуров, Ю. С. Данилова, С. Б. Никонов. -СПб. : С.-
Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций»,2014.
17. 郭可: 《改革开放 30 年来中国对外传播媒体的发展现状及趋势》 ,
《对外传播》 , 2008 年 11 期
18. 中国广播电视年鉴 2011, 作者: 国家广播电影电视总局,出版社: 中
国广播电视年鉴出版社80
Список интернет-источников
1. Арефьев А.Л. Российские студенты в китайских вузах // Демоскоп, №
441 - 442 1 - 14 ноября 2010. [Электронный ресурс], режим доступа:URL:
http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0441/analit03.php#_FNR_5 (Дата
обращения: 09.04.2018).
2. Болгов Р. В. Информационные технологии в модернизации
вооруженных сил КНР : политические аспекты. [Электронный ресурс], режим
доступа:URL: // http://www.politex.info/content/view/774/30/ (дата обращения:
15.04. 2017).
3. Взгляд из Китая: новый этап сотрудничества СМИ Китая и России //
РИА Новости. Россия сегодня. Информационно-политический портал. –
[Электронный ресурс], режим доступа:
https://ria.ru/analytics/20150624/1084992693.html (Дата обращения: 05.03.2018)
4. Взгляд из Китая: новый этап сотрудничества СМИ Китая и России
[Электронный ресурс], режим доступа:
https://ria.ru/analytics/20150624/1084992693.html (дата обращения: 09.10.2017)
5. Воздействие глобализации на коммуникации [Электронный ресурс],
режим доступа: http://teoriapractica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/3/filоsоfiyа/ponarina.pdf (дата
обращения: 09.10.2017)
6. Грачиков Е. Китай в мировой политике // Geoполитика. –
[Электронный ресурс], режим доступа: https://www.geopolitica.ru/article/kitayv-mirovoy-politike (Дата обращения: 05.03.2018)
7. Дэнь Иньхуа 2012 年 全 国 报 纸 出 版 业 主 要 数 据 « 中 国 报 业 »
[Электронный ресурс], режим доступа:
http://www.cnki.com.cn/Article/CJFDTotal-ZGBT201315017.htm (Дата
обращения: 09.10.2017)
8. Журнал «Китай» // Синология. – [Электронный ресурс], режим
доступа: http://www.synologia.ru/catalog-org-59 (Дата обращения:
07.03.2018)81
9. Журнал «Партнеры» // Официальный сайт– [Электронный ресурс],
режим доступа: http://www.hbzzs.cn (Дата обращения: 10.04.2018)
10.Журнал «Контимост» Официальный сайт. – [Электронный ресурс],
режим доступа: http://russian.ts.cn/eco/node_20380.htm (Дата обращения:
10.04.2018)
11.Журнал «Дыхание Китая» // Официальный сайт. – [Электронный
ресурс], режим доступа: http://russian.china.com/enterprise/magzine/(Дата
обращения: 10.04.2018)
12.Жэньминь жибао // ИноСМИ. – [Электронный каталог], режим
доступа: https://inosmi.ru/people_com_cn/ (Дата обращения: 07.03.2018)
13.Кошурникова Н.А. Особенности информационной политики
современного Китая [Электронный ресурс], режим доступа:
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/40188/1/kiis_2016_035.pdf С.279-284
14.Китай и Россия. Азиатское иллюстрированное издание. Официальный
сайт. – [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.ruchina.org/chinarussia.html (Дата обращения: 07.03.2018)
15.Лобанова Т. Медиакоммуникации в Китае и России: современные
реалии и вызовы // Мой университет. Журнал Тихоокеанского
государственного университета. – [Электронный ресурс], режим доступа:
http://muniver.khstu.ru/main_page/2014/12/17/mediakommunikacii-v-kitae-irossii-sovremennye-rea/ (Дата обращения: 05.03.2018)
16.Мерёкина О. Российские СМИ о Китае в 2017 году // Магазета. –
[Электронный ресурс], режим доступа: https://magazeta.com/2018/01/dygest-
2017/ (Дата обращения: 07.03.2018)
17.Международная коммуникация как механизм информационнокоммуникативного воздействия в условиях глобализации [Электронный
ресурс], режим доступа: http://www.my-luni.ru/journal/clauses/34/ (Дата
обращения: 09.10.2017)82
18.Межъязыковая коммуникация [Электронный ресурс], режим доступа:
https://utmagazine.ru/posts/11840-mezhyazykovaya-kommunikaciya (Дата
обращения: 09.10.2017)
19.Образ России в китайских СМИ (2014–2016). Доклад Совета по СМИ
Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития // РИА Новости.
Информационно-политический портал. – [Электронный ресурс], режим
доступа: https://ria.ru/world/20170911/1499895001.html#1499908932 (Дата
обращения: 05.03.2018)
20.Робертс Д. Журнальная лихорадка // Профиль. Деловой еженедельник.
– [Электронный ресурс], режим доступа:
http://www.profile.ru/lastnews/item/39608-items_1779 (Дата обращения:
06.03.2018)
21.Содружество. Российско-Китайский международный научный журнал.
Официальный сайт. – [Электронный ресурс], режим доступа: http://rf-chinascience.ru/ (Дата обращения: 07.03.2018)
22.Средства массовой коммуникации в условиях глобализации
[Электронный ресурс], режим доступа:
http://www.terrahumana.ru/arhiv/09_01/09_01_12.pdf (Дата обращения:
10.03.2018)
23.Троян И. «Мягкая сила» Китая: культурная экспансия «красного
дракона» // ИА Rex. – [Электронный ресурс], режим доступа:
http://www.iarex.ru/articles/52522.html (Дата обращения: 06.03.2018)
24.Федеральное агентство по туризму. Официальный сайт -
[Электронный ресурс], режим доступа: https://www.russiatourism.ru (Дата
обращения: 06.04.2018)
25.Фонд Общественное Мнение. Официальный сайт. – [Электронный
ресурс], режим доступа: http://bd.fom.ru/pdf/d37rko10.pdf (Дата обращения:
09.04.2018)83
26.Хуаньцю шибао // ИноСМИ. Электронный каталог. – [Электронный
ресурс], режим доступа: https://inosmi.ru/huanqiu_com/ (Дата обращения:
07.03.2018)
27.Чэнь Цзуньуй 2015 年全国新闻出版业期刊 [Электронный ресурс],
режим доступа:
http://www.ddcpc.cn/index.php?m=content&c=index&a=show&catid=572
&id=82359 (09.10.2017)
28.Шадрина Е. Стратегическое партнерство России и Китая: перспективы
развития // Центр стратегических оценок и прогнозов. – [Электронный ресурс]
http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/416/strategicheskoe-partnerstvo-rossii-ikitaya-perspektivy-razvitiya-5817 (Дата обращения: 06.03.2018)
29.China collection: китайские научные англоязычные журналы на
Elsevier-ScienceDirect // Информационно-сервисный центр. – [Электронный ресурс]
http://www.infocenter.nlr.ru/databases/science/eng/china_collection_sciencedirect.
html (Дата обращения: 06.03.2018)
30.China Inc. О Китае откровенно. Официальный сайт. – [Электронный
ресурс] http://chinainc.ru/news/literatura_i_zhurnalistika_russkoj_ehmigracii_v_kitae_nachalo_khkh_
veka/2014-12-02-105 (Дата обращения: 07.03.2018)
31.Doing business with China. Новые горизонты делового сотрудничества:
Россия – Китай // Ведомости. Практика. – [Электронный ресурс]
https://praktika.vedomosti.ru/events/China17 (Дата обращения: 06.03.2018)