Введение 3
Глава 1 Административно-правовые средства защиты прав и интересов несовершеннолетних лиц в системе правовых средств 9
1.1 Понятие административно-правовых средств защиты прав и интересов
несовершеннолетних лиц 9
1.2 Содержание административно-правовых средств защиты прав и
интересов несовершеннолетних лиц 16
1.3 Соотношение административно-правовых средств защиты прав и
интересов несовершеннолетних лиц с другими средствами правовой защиты лиц, не достигших возраста 18 лет 20
Глава 2 Практический механизм примененения административно-правовых средств защиты прав и интересов несовершеннолетних лиц 27
2.1 Основные виды и особенности применения административно-правовых
средств защиты прав и интересов несовершеннолетних лиц 27
2.2 Органы, применяющие административно-правовые средства защитыправ и интересов несовершеннолетних лиц и практика их деятельности . .. 42
2.3 Применение административно-правовых средств защиты прав и
интересов несовершеннолетних лиц по материалам судебной и правоприменительной практики 53
Глава 3 Проблемы применения административно-правовых средств защиты прав и интересов несовершеннолетних лиц и пути их решения 59
3.1 Проблемы применения административно-правовых средств защиты прав
и интересов несовершеннолетних лиц в практической деятельности 59
3.2 Пути совершенствования применения административно-правовыхсредств защиты прав и интересов несовершеннолетних лиц и перспективы
развития 63
Заключение 74
Список используемой литературы и используемых источников 82
Несмотря на широкий спектр экономических, а также социальных преобразований, которые сегодня наблюдаются на территории Российской Федерации, несовершеннолетние граждане нашей страны по праву являются наименее защищенной группой населения, что, кроме прочего, обусловлено тем, что в России до сих пор не разработан эффективный и применяемый на практике механизм, который направлен на защиты прав, а также интересов лиц, которые не достигли совершеннолетия. Ситуация усугубляется тем, что необходимость в таком механизме есть и правоприменителем она никоим образом не оспаривается.
Как показывают статистические данные и иные данные, публикуемые в открытых источниках, количество преступлений, равно административных правонарушений против несовершеннолетних на территории страны остается высоким. В 2018 г. количество преступлений против несовершеннолетних составило 96,1 тыс., то в 2019 году уже 99,4 тыс. Несмотря на то, что в 2020 году количество преступлений против несовершеннолетних сократилось до 90 тыс., данные показатели все равно вызывают определенные опасения, так как суммарно пострадало более 107 тысяч детей, почти половина из них дети младше 14 лет [73]. Сложная ситуация складывается в отношении различных нарушений закона, повлекших нарушения прав и интересов лиц, которые не достигли возраста 18 лет. За прошедшие годы, на территории нашей страны было выявлено более 209 тысяч различных нарушений законодательства РФ, а к дисциплинарной ответственности было привлечено порядка 64 тыс. чел., из них 2 тыс. человек были привлечены именно к мерам административной ответственности [72]. Указанная ситуация во многом предопределена весьма широкой совокупностью факторов, к числу которых можно отнести и такие факторы, как уклонение законных представителей несовершеннолетних от выполнения своих обязанностей, жестокое обращение с детьми, равно как случаи насилия в семье и многие иные, нередко права несовершеннолетних детей нарушаются должностными лицами и органами власти. Особое влияние на сложившуюся ситуацию оказывает неконтролируемая негативная передача информации в рамках сети «Интернет», так как с ее помощью несовершеннолетние становятся жертвами преступлений, в том числе, в результате понуждения к суицидам. Так, более 720 подростков совершили суицид из-за так называемых «групп смерти» в социальных сетях, множество попыток суицида находятся вне рамок официальной статистики. В прошедшем 2021 г. участилось количество суицидов по мотивам японских мультфильмов «аниме», которые по-прежнему, надлежащим образом не контролируются. Очевидно, что несмотря на то, что правоохранительные органы проводят достаточно тщательную работу в различных сферах, планомерно растет количество несовершеннолетних лиц, которые становятся жертвами преступных посягательств. Более того, преступления и правонарушения, которые совершаются против лиц, не достигших возраста 18 лет, характеризуются высокой степенью латентности в связи с чем, редко доходят до правоохранительных органов, что особо актуально для случаев жесткого обращения и насилия в семье. Все это явно свидетельствует о том, что система профилактики безнадзорности, а также правонарушений несовершеннолетних, созданная в 1999 г., не адаптирована к современным условиям жизни несовершеннолетних лиц и, как следствие, в полной мере не способна решать проблемы, которые тесно взаимосвязаны с обеспечением защиты прав и интересов несовершеннолетних лиц. Низкая эффективность этой системы постепенно приобретает характер актуальной и значимой социально-правовой проблемы, решение которой является объективной необходимостью, в то время как единого механизма, нужного для преодоления существующих противоречий сегодня не существует.
Одновременно с этим, свое развитие сегодня получила государственная социальная политика, направленная на улучшение положения детей в России. Примером являются различные социальные программы, в частности, государственная программа РФ «Социальная поддержка граждан» и иные [23]. В то же время, правовой механизм защиты прав несовершеннолетних не имеет целостности и единства, нормативно-правовые акты принимаются, как правило, бессистемно.
...
В результате проведенного исследования удалось сформулировать ряд выводов:
- под административно-правовыми средствами защиты прав, а также законных интересов лиц, которые не достигли возраста 18 лет, целесообразно понимать технологии и инструменты, которые отражают информационные и энергетические ресурсы права, предусмотрены нормами права и обеспечены принудительной силой государства и направлены на то, чтобы достигнуть определенных юридических целей, которые порождают определенные юридические последствия и направлены на осуществление административно-правовой защиты лиц, не достигших возраста 18 лет, органами публичной власти;
- к числу административно-правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан на современном этапе развития относят меры ответственности, а также административно-правовые механизмы, которые применяются в том случае, если имеют место нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, либо в случае, если сами несовершеннолетние совершили правонарушение, но привлечение их к ответственности требует отдельного подхода. Кроме того, к числу таких мер была отнесена деятельность соответствующих органов власти при совершении в отношении несовершеннолетних лиц различных семейных правонарушений, что требует определенного внимания ;
- административно-правовые средства защиты имеют особое значение для функционирования механизма защиты прав и интересов лиц, не достигших возраста 18 лет. Их стоит соотносить с такими средствами защиты, как конституционные и уголовно-правовые. Очевидно, что только в своей совокупности можно добиться максимально полной и емкой защиты прав несовершеннолетних;
- в качестве основной цели применения административно-правовых средств защиты несовершеннолетних лиц сегодня выступает обеспечение правопорядка, а также стабильности в области защиты прав и законных интересов лиц, которые не достигли возраста 18 лет. Все меры, которые применяются для достижения данной цели именуются в качестве административно-правовых средств защиты. Все средства административно-правовой защиты несовершеннолетних поделены на регулятивные и охранительные правовые средства, что зависит от функциональности субъектов. Особенности таких средств состоят в том, что они обладают публичностью, императивностью, применяются различными субъектами и имеют превентивное значение;
- к субъектам, которые применяют административно-правовые средства защиты прав и законных интересов несовершеннолетних лиц, отнесены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних, а также органы МВД в целом, органы опеки и попечительства, Уполномоченный по правам ребенка, органы прокуратуры Российской Федерации;
- практическое применение административно-правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних лиц порождает на практике различные спорные ситуации, во многом обусловленные несовершенством, а также пробелами механизма их применения. В связи с этим, объективной необходимостью является разработка мер, направленных на оптимизацию заявленной сферы.
В результате проведенного исследования были выявлены различные проблемные моменты и предложены пути их решения:
- так, было установлено, что в отношении несовершеннолетних лиц на территории нашей страны совершаются различные правонарушения. К таким правонарушениям были отнесены правонарушения в области неисполнения родителями и иными законными представителями своих обязанностей или, например, вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольной или спиртосодержащей продукции, а также одурманивающих веществ. Для предупреждения административных правонарушений, которые совершаются в отношении несовершеннолетних, предложено ужесточить ответственность за подобные административные правонарушения.
...
1. Апелляционное определение Рязанского областного суда от 26.03.2014 № 33-606 // СПС Консультант плюс.
2. Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 03.07.2014 по делу № 33-8958/14 // СПС Консультант плюс.
3. Апелляционное определение Саратовского областного суда от
03.02.2016 по делу № 33-613/2016 // СПС Консультант плюс.
4. Апелляционное определение Воронежского областного суда от
11.06.2019 по делу № 33-3857/2019 // СПС Консультант плюс.
5. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.03.2021 № 33а-2334/2021 по делу № 2а-6126/2020 // СПС Консультант плюс.
6. Апелляционное определение Московского городского суда от 06.07.2021 по делу № 33-26737/2021, 2-4122/2020 // СПС Консультант плюс.
7. Апелляционное определение Московского городского суда от 20.07. 2021 по делу № 33-25640/2021 // СПС Консультант плюс.
8. Апелляционное определение Московского городского суда от 02.08.2021 по делу № 33-27560/2021 // СПС Консультант плюс.
9. Алексеев С.С. Теория государства и прав: учебник. - М.: НОРМА, 2011. 496 с.
10. Бабенко Г.П. Особенности правового статуса уполномоченного по правам ребенка, проблемы и перспективы развития муниципальных уполномоченных по правам ребенка / Г.П. Бабенко // в сборнике: современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2021. - С.5-8.
11. Банщикова С.Л. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: перспективы деятельности в России / С.Л. Банщикова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2018. - № 3(27). - С.201-208.
12. Беженцев А.А. Особенности нормативно-правового регулирования
государственной системы профилактики правонарушений
несовершеннолетних / А.А. Беженцев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. - № 2(42). - С.36-41.
13. Бирюкова И.А. Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних / И.А. Бирюкова // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 48. - С.918-922.
14. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Основные направления деятельности полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних / А.В. Богданов, Е.Н. Хазов // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 1. - С.158-163.
15. Бойко С.С. Административно-правовые средства защиты прав и
законных интересов несовершеннолетних: диссертация ... кандидата
юридических наук : 12.00.14 / Бойко Сергей Сергеевич: Рост. юрид. ин-т МВД РФ.- Ростов-на-Дону, 2011. 250 с.
...
82 источника