Развитие у детей 5-6 лет дивергентного мышления посредством пластилинографии
|
Работа в формате PDF
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет
дивергентного мышления посредством пластилинографии 8
1.1 Специфика дивергентного мышления у детей 5-6 лет 8
1.2 Пластилинография как средство развития у детей 5-6 лет дивергентного мышления 21
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет дивергентного мышления посредством пластилинографии 27
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет дивергентного мышления 27
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 5-6 лет дивергентного мышления посредством пластилинографии 43
2.3 Оценка динамики уровня развития у детей 5-6 лет дивергентного мышления 67
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложение А Виды пластилинографии 81
Приложение Б Характеристика выборки исследования 83
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на
констатирующем этапе 85
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на
контрольном этапе 90
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет
дивергентного мышления посредством пластилинографии 8
1.1 Специфика дивергентного мышления у детей 5-6 лет 8
1.2 Пластилинография как средство развития у детей 5-6 лет дивергентного мышления 21
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет дивергентного мышления посредством пластилинографии 27
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет дивергентного мышления 27
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 5-6 лет дивергентного мышления посредством пластилинографии 43
2.3 Оценка динамики уровня развития у детей 5-6 лет дивергентного мышления 67
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложение А Виды пластилинографии 81
Приложение Б Характеристика выборки исследования 83
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на
констатирующем этапе 85
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на
контрольном этапе 90
Актуальность исследования. На сегодняшний день на ребенка оказывают влияние те явления, которые происходят в мире – они
затрагивают и изменяют процессы воспитания, обучения, образ жизни семьи,
в которой он растет. Современный дошкольник уже живет в режиме
многозадачности и нестабильности, что в наши дни характерно для всего
мира в целом. Одновременно мы являемся свидетелями процесса перехода от «просто
объяснения» к «развитию», перехода от педагогики развития памяти к педагогике развития мышления. Дошкольники открывают для себя новые направления развития посредством реализации творческих идей. Поэтому возникает задача развития дивергентного мышления, которая очень
актуальна как для построения воспитательного процесса, так и для развития личности. «Проявление и развитие процессов дивергентного мышления дает
ребенку возможность понимать окружающий мир и видеть его в творческом преобразовании. При этом сфера дивергентного мышления выступает
феноменом, которому в настоящее время посвящено значительное внимание
в педагогической и психологической науке. Все больше становится
очевидно, что для становления гармоничной, духовно богатой и
самодостаточной личности ребенка важно не только развитие его интеллекта,
но и развитие в целом» [19, с. 13] творческого потенциала. Анализ практики деятельности дошкольных организаций показал, что их педагогический потенциал по использованию средств искусства,
основанных на создании художественных образов посредством пластилинографии, на идеях арт-терапии как средств развития дивергентного мышления у детей возраста 5-6 лет «не используется в полной мере. Слабо организовано взаимодействие педагогов, родителей и детей по вопросу
развития дивергентного мышления у детей возраста 5-6 лет. Этот процесс, хотя и совершается в организованных условиях дошкольных организаций, тем не менее, носит часто стихийный, нерегулируемый и не целевой характер их усвоения. Такое состояние в педагогической практике и обусловливает актуальность задачи по решению проблемы настоящего
исследования» [18, с. 890].Таким образом, было установлено противоречие: между
необходимостью развития у детей 5-6 лет дивергентного мышления и недостаточным использованием возможностей пластилинографии для осуществления данного процесса. Отсюда вытекает проблема исследования, основанная на решении
вопроса: каковы возможности пластилинографии в развитии у детей 5-6 лет дивергентного мышления?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема
исследования: «Развитие у детей 5-6 лет дивергентного мышления посредством пластилинографии».Вопрос о взаимосвязи дивергентного мышления дошкольников и
компонентов искусства в форме практики пластилинографии является актуальным в психологической науке на протяжении длительного времени. Ввиду сложности развития познавательных процессов это вызывает много споров и разногласий в научном сообществе. На теме дивергентного
мышления детей возраста 5-6 лет сосредоточено внимание многих
отечественных и зарубежных исследователей: И.Н. Андреева, Р. Бар-Он,
М. Зайднер, К. Изард, Д. Гоулман, Д.В. Люсин, М. Манойлова, Д. Мэйер,
Дж. Мэттьюс, Нгуен Минь Ань, Р.Д. Робертс, П. Сэловей.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет дивергентного
мышления. Предмет исследования: пластилинография как средство развития
у детей 5-6 лет дивергентного мышления.
Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке возможности развития у детей 5-6 лет дивергентного мышления посредством пластилинографии...
затрагивают и изменяют процессы воспитания, обучения, образ жизни семьи,
в которой он растет. Современный дошкольник уже живет в режиме
многозадачности и нестабильности, что в наши дни характерно для всего
мира в целом. Одновременно мы являемся свидетелями процесса перехода от «просто
объяснения» к «развитию», перехода от педагогики развития памяти к педагогике развития мышления. Дошкольники открывают для себя новые направления развития посредством реализации творческих идей. Поэтому возникает задача развития дивергентного мышления, которая очень
актуальна как для построения воспитательного процесса, так и для развития личности. «Проявление и развитие процессов дивергентного мышления дает
ребенку возможность понимать окружающий мир и видеть его в творческом преобразовании. При этом сфера дивергентного мышления выступает
феноменом, которому в настоящее время посвящено значительное внимание
в педагогической и психологической науке. Все больше становится
очевидно, что для становления гармоничной, духовно богатой и
самодостаточной личности ребенка важно не только развитие его интеллекта,
но и развитие в целом» [19, с. 13] творческого потенциала. Анализ практики деятельности дошкольных организаций показал, что их педагогический потенциал по использованию средств искусства,
основанных на создании художественных образов посредством пластилинографии, на идеях арт-терапии как средств развития дивергентного мышления у детей возраста 5-6 лет «не используется в полной мере. Слабо организовано взаимодействие педагогов, родителей и детей по вопросу
развития дивергентного мышления у детей возраста 5-6 лет. Этот процесс, хотя и совершается в организованных условиях дошкольных организаций, тем не менее, носит часто стихийный, нерегулируемый и не целевой характер их усвоения. Такое состояние в педагогической практике и обусловливает актуальность задачи по решению проблемы настоящего
исследования» [18, с. 890].Таким образом, было установлено противоречие: между
необходимостью развития у детей 5-6 лет дивергентного мышления и недостаточным использованием возможностей пластилинографии для осуществления данного процесса. Отсюда вытекает проблема исследования, основанная на решении
вопроса: каковы возможности пластилинографии в развитии у детей 5-6 лет дивергентного мышления?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема
исследования: «Развитие у детей 5-6 лет дивергентного мышления посредством пластилинографии».Вопрос о взаимосвязи дивергентного мышления дошкольников и
компонентов искусства в форме практики пластилинографии является актуальным в психологической науке на протяжении длительного времени. Ввиду сложности развития познавательных процессов это вызывает много споров и разногласий в научном сообществе. На теме дивергентного
мышления детей возраста 5-6 лет сосредоточено внимание многих
отечественных и зарубежных исследователей: И.Н. Андреева, Р. Бар-Он,
М. Зайднер, К. Изард, Д. Гоулман, Д.В. Люсин, М. Манойлова, Д. Мэйер,
Дж. Мэттьюс, Нгуен Минь Ань, Р.Д. Робертс, П. Сэловей.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет дивергентного
мышления. Предмет исследования: пластилинография как средство развития
у детей 5-6 лет дивергентного мышления.
Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке возможности развития у детей 5-6 лет дивергентного мышления посредством пластилинографии...
В данной работе опираемся на следующее определение дивергентного
мышления: форма мышления, основанная на стратегии генерирования
множества решений одной единственной задачи, это мышление, способное
схватывать и осмысливать все многообразие явлений действительности, их
свойств и связей между ними. Проявляется в использовании разнообразных
форм организации информации, в том числе и разных – противоположных,
взаимоисключающих, в умении переводить информацию из одного
состояния в другое.
Пластилинография как способ развития дивергентного мышления
«делает творческий процесс более привлекательным и интересным, вносит
необычность, оригинальность в творчество детей, что положительно влияет
на развитие дивергентного мышления. Данная техника понятна и доступна
детям дошкольного возраста. Занятия пластилинографией не только
развивают дивергентное мышление, но и комплексно воздействуют на
развитие детей: происходят изменения в сенсорной чувствительности, то есть
развивается тонкое восприятие формы, цвета; развивается воображение,
пространственное мышление, мелкая моторика» [5]. Необходим
обязательный учет принципа постепенности при развитии дивергентного
мышления средствами пластилинографии, что предполагает постепенный
переход от простых способов работы к более сложным. Тогда дошкольник
сможет длительное время готовить композицию, не утомляясь. А усвоенная
ребенком система приемов работы с пластичными материалами поможет
появиться новым замыслам и творческим находкам.
Экспериментальное исследование проходило в Муниципальном
дошкольном образовательном учреждении «Целинновский детский сад
«Ромашка» Джанкойского района Республики Крым. В исследовании
приняли участие 40 детей в возрасте 5-6 лет. Исследование включает три
этапа: констатирующий; формирующий; контрольный. Проведены замеры по
75
показателям: «беглость», «оригинальность», «сопротивление замыканию»,
«разработанность».
Согласно результатам констатирующего этапа исследования
(преобладание низкого уровня развития дивергентного мышления)
установлена необходимость целенаправленной организации работы по
развитию дивергентного мышления у детей 5-6 лет посредством
использования пластилинографии.
Представляется возможным сформулировать отдельные авторские
рекомендации по развитию дивергентного мышления у детей возраста
5-6 лет посредством пластилинографии. Создание ситуаций, в которых
обязательным элементом является реализация заданий вариативного
характера. В частности:
– результаты такого метода как «мозговой штурм» помогают
придумать новый сюжет аппликации для пластилинографии;
– «Составление загадок про сказочных героев» помогает развивать
оригинальность и разработанность дивергентного мышления, за счет
тог, что дети сравнивают параметры героев и сказочных персонажей,
создают образные черты предметов и героев;
– визуализация образов, которые впоследствии включают в процесс
пластилинографии;
– введение еще одного героя сказки в аппликации.
Применение указанных стимулирующих творческих заданий
целесообразно для развития дивергентного мышления, приобщения детей к
разным видам искусства и художественной деятельности.
Использование широты художественных форм, например, одной из
наиболее часто используемых в пластилинографии форм является
аппликация. В работе сделан акцент на использование именно этой формы,
как наиболее доступной детям 5-6 лет и характерной для самой техники пластилинографии
мышления: форма мышления, основанная на стратегии генерирования
множества решений одной единственной задачи, это мышление, способное
схватывать и осмысливать все многообразие явлений действительности, их
свойств и связей между ними. Проявляется в использовании разнообразных
форм организации информации, в том числе и разных – противоположных,
взаимоисключающих, в умении переводить информацию из одного
состояния в другое.
Пластилинография как способ развития дивергентного мышления
«делает творческий процесс более привлекательным и интересным, вносит
необычность, оригинальность в творчество детей, что положительно влияет
на развитие дивергентного мышления. Данная техника понятна и доступна
детям дошкольного возраста. Занятия пластилинографией не только
развивают дивергентное мышление, но и комплексно воздействуют на
развитие детей: происходят изменения в сенсорной чувствительности, то есть
развивается тонкое восприятие формы, цвета; развивается воображение,
пространственное мышление, мелкая моторика» [5]. Необходим
обязательный учет принципа постепенности при развитии дивергентного
мышления средствами пластилинографии, что предполагает постепенный
переход от простых способов работы к более сложным. Тогда дошкольник
сможет длительное время готовить композицию, не утомляясь. А усвоенная
ребенком система приемов работы с пластичными материалами поможет
появиться новым замыслам и творческим находкам.
Экспериментальное исследование проходило в Муниципальном
дошкольном образовательном учреждении «Целинновский детский сад
«Ромашка» Джанкойского района Республики Крым. В исследовании
приняли участие 40 детей в возрасте 5-6 лет. Исследование включает три
этапа: констатирующий; формирующий; контрольный. Проведены замеры по
75
показателям: «беглость», «оригинальность», «сопротивление замыканию»,
«разработанность».
Согласно результатам констатирующего этапа исследования
(преобладание низкого уровня развития дивергентного мышления)
установлена необходимость целенаправленной организации работы по
развитию дивергентного мышления у детей 5-6 лет посредством
использования пластилинографии.
Представляется возможным сформулировать отдельные авторские
рекомендации по развитию дивергентного мышления у детей возраста
5-6 лет посредством пластилинографии. Создание ситуаций, в которых
обязательным элементом является реализация заданий вариативного
характера. В частности:
– результаты такого метода как «мозговой штурм» помогают
придумать новый сюжет аппликации для пластилинографии;
– «Составление загадок про сказочных героев» помогает развивать
оригинальность и разработанность дивергентного мышления, за счет
тог, что дети сравнивают параметры героев и сказочных персонажей,
создают образные черты предметов и героев;
– визуализация образов, которые впоследствии включают в процесс
пластилинографии;
– введение еще одного героя сказки в аппликации.
Применение указанных стимулирующих творческих заданий
целесообразно для развития дивергентного мышления, приобщения детей к
разным видам искусства и художественной деятельности.
Использование широты художественных форм, например, одной из
наиболее часто используемых в пластилинографии форм является
аппликация. В работе сделан акцент на использование именно этой формы,
как наиболее доступной детям 5-6 лет и характерной для самой техники пластилинографии





