Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у детей 5-6 лет дивергентного мышления посредством пластилинографии

Работа №137677

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа в формате PDF
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет
дивергентного мышления посредством пластилинографии 8
1.1 Специфика дивергентного мышления у детей 5-6 лет 8
1.2 Пластилинография как средство развития у детей 5-6 лет дивергентного мышления 21
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет дивергентного мышления посредством пластилинографии 27
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет дивергентного мышления 27
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 5-6 лет дивергентного мышления посредством пластилинографии 43
2.3 Оценка динамики уровня развития у детей 5-6 лет дивергентного мышления 67
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложение А Виды пластилинографии 81
Приложение Б Характеристика выборки исследования 83
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на
констатирующем этапе 85
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на
контрольном этапе 90

Актуальность исследования. На сегодняшний день на ребенка оказывают влияние те явления, которые происходят в мире – они
затрагивают и изменяют процессы воспитания, обучения, образ жизни семьи,
в которой он растет. Современный дошкольник уже живет в режиме
многозадачности и нестабильности, что в наши дни характерно для всего
мира в целом. Одновременно мы являемся свидетелями процесса перехода от «просто
объяснения» к «развитию», перехода от педагогики развития памяти к педагогике развития мышления. Дошкольники открывают для себя новые направления развития посредством реализации творческих идей. Поэтому возникает задача развития дивергентного мышления, которая очень
актуальна как для построения воспитательного процесса, так и для развития личности. «Проявление и развитие процессов дивергентного мышления дает
ребенку возможность понимать окружающий мир и видеть его в творческом преобразовании. При этом сфера дивергентного мышления выступает
феноменом, которому в настоящее время посвящено значительное внимание
в педагогической и психологической науке. Все больше становится
очевидно, что для становления гармоничной, духовно богатой и
самодостаточной личности ребенка важно не только развитие его интеллекта,
но и развитие в целом» [19, с. 13] творческого потенциала. Анализ практики деятельности дошкольных организаций показал, что их педагогический потенциал по использованию средств искусства,
основанных на создании художественных образов посредством пластилинографии, на идеях арт-терапии как средств развития дивергентного мышления у детей возраста 5-6 лет «не используется в полной мере. Слабо организовано взаимодействие педагогов, родителей и детей по вопросу
развития дивергентного мышления у детей возраста 5-6 лет. Этот процесс, хотя и совершается в организованных условиях дошкольных организаций, тем не менее, носит часто стихийный, нерегулируемый и не целевой характер их усвоения. Такое состояние в педагогической практике и обусловливает актуальность задачи по решению проблемы настоящего
исследования» [18, с. 890].Таким образом, было установлено противоречие: между
необходимостью развития у детей 5-6 лет дивергентного мышления и недостаточным использованием возможностей пластилинографии для осуществления данного процесса. Отсюда вытекает проблема исследования, основанная на решении
вопроса: каковы возможности пластилинографии в развитии у детей 5-6 лет дивергентного мышления?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема
исследования: «Развитие у детей 5-6 лет дивергентного мышления посредством пластилинографии».Вопрос о взаимосвязи дивергентного мышления дошкольников и
компонентов искусства в форме практики пластилинографии является актуальным в психологической науке на протяжении длительного времени. Ввиду сложности развития познавательных процессов это вызывает много споров и разногласий в научном сообществе. На теме дивергентного
мышления детей возраста 5-6 лет сосредоточено внимание многих
отечественных и зарубежных исследователей: И.Н. Андреева, Р. Бар-Он,
М. Зайднер, К. Изард, Д. Гоулман, Д.В. Люсин, М. Манойлова, Д. Мэйер,
Дж. Мэттьюс, Нгуен Минь Ань, Р.Д. Робертс, П. Сэловей.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет дивергентного
мышления. Предмет исследования: пластилинография как средство развития
у детей 5-6 лет дивергентного мышления.
Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке возможности развития у детей 5-6 лет дивергентного мышления посредством пластилинографии...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе опираемся на следующее определение дивергентного
мышления: форма мышления, основанная на стратегии генерирования
множества решений одной единственной задачи, это мышление, способное
схватывать и осмысливать все многообразие явлений действительности, их
свойств и связей между ними. Проявляется в использовании разнообразных
форм организации информации, в том числе и разных – противоположных,
взаимоисключающих, в умении переводить информацию из одного
состояния в другое.
Пластилинография как способ развития дивергентного мышления
«делает творческий процесс более привлекательным и интересным, вносит
необычность, оригинальность в творчество детей, что положительно влияет
на развитие дивергентного мышления. Данная техника понятна и доступна
детям дошкольного возраста. Занятия пластилинографией не только
развивают дивергентное мышление, но и комплексно воздействуют на
развитие детей: происходят изменения в сенсорной чувствительности, то есть
развивается тонкое восприятие формы, цвета; развивается воображение,
пространственное мышление, мелкая моторика» [5]. Необходим
обязательный учет принципа постепенности при развитии дивергентного
мышления средствами пластилинографии, что предполагает постепенный
переход от простых способов работы к более сложным. Тогда дошкольник
сможет длительное время готовить композицию, не утомляясь. А усвоенная
ребенком система приемов работы с пластичными материалами поможет
появиться новым замыслам и творческим находкам.
Экспериментальное исследование проходило в Муниципальном
дошкольном образовательном учреждении «Целинновский детский сад
«Ромашка» Джанкойского района Республики Крым. В исследовании
приняли участие 40 детей в возрасте 5-6 лет. Исследование включает три
этапа: констатирующий; формирующий; контрольный. Проведены замеры по
75
показателям: «беглость», «оригинальность», «сопротивление замыканию»,
«разработанность».
Согласно результатам констатирующего этапа исследования
(преобладание низкого уровня развития дивергентного мышления)
установлена необходимость целенаправленной организации работы по
развитию дивергентного мышления у детей 5-6 лет посредством
использования пластилинографии.
Представляется возможным сформулировать отдельные авторские
рекомендации по развитию дивергентного мышления у детей возраста
5-6 лет посредством пластилинографии. Создание ситуаций, в которых
обязательным элементом является реализация заданий вариативного
характера. В частности:
– результаты такого метода как «мозговой штурм» помогают
придумать новый сюжет аппликации для пластилинографии;
– «Составление загадок про сказочных героев» помогает развивать
оригинальность и разработанность дивергентного мышления, за счет
тог, что дети сравнивают параметры героев и сказочных персонажей,
создают образные черты предметов и героев;
– визуализация образов, которые впоследствии включают в процесс
пластилинографии;
– введение еще одного героя сказки в аппликации.
Применение указанных стимулирующих творческих заданий
целесообразно для развития дивергентного мышления, приобщения детей к
разным видам искусства и художественной деятельности.
Использование широты художественных форм, например, одной из
наиболее часто используемых в пластилинографии форм является
аппликация. В работе сделан акцент на использование именно этой формы,
как наиболее доступной детям 5-6 лет и характерной для самой техники пластилинографии


Барышева Т. А. Психолого-педагогические основы развития
креативности. СПб. : Питер, 2018. 268 с.
2. Богоявленская Д. Б. Психология интеллектуальных способностей.
М. : Издательский центр «Академия», 2002. 565 с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
М., 1991. С.32.
4. Гайфутдинова А. Р. Теоретико-методологические основы
формирования творческой активности личности в процессе
профессионального обучения // Казанский педагогический журнал.
Педагогика и психология профессионального образования. 2019. С.21–29.
5. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография : конспекты
занятий. М. : Скрипторий, 2008. 80 с.
6. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись.
М., 2008. 52 с.
7. Дубровина Л. А., Климова А. Д. Развитие дивергентного
мышления детей 5-6 лет в процессе коллективной творческой деятельности //
В сборнике: Современные концепции развития науки. Сборник статей
Международной научно-практической конференции. Ответственный
редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. М. :Аэтерна, 2016. С. 170–173.
8. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности.
СПб. : Питер, 2016. 684 с.
9. Каганкевич Е. В. Характеристика творческого мышления детей в
процессе профессионального самоопределения: дис. ...канд. психол. наук:
(19.00.03). Ярославль, 2018. 170 с.
10. Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М., 2015. 835 с.
11. Крылова М. А. Специфика проявления креативности и
социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском
78
возрасте: дисс. ... кандидата психол. наук: (19.00.13). СПб. : Альтера, 2017.
239 с.
12. Лаврентьев В. В. Значение игры в работе с детьми. М. :
Педагогика, 2018. 483 с.
13. Лейтес В. П. Модель учебной проектной деятельности с целью
развития творческой активности // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2018. № 6/1.
С. 34–38.
14. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. М. :
Цветной мир, 2018. 144 с.
15. Макарова В. И. Коллективная творческая деятельность как
средство эмоционального развития дошкольников // В сборнике: В мире
научных открытий. Материалы XI Международной научно-практической
конференции. Центр научной мысли. 2014...35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ