ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 5
1.1 Понятие и значение правового воспитания 5
1.2 Система правового воспитания. Субъекты и формы правового воспитани 7
1.3 Методы правового воспитания 10
2 ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ 12
2.1 Понятие и содержание правового обучения 12
2.2 Правовые, организационные и методические основы правового обучения в Российской Федерации 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в нынешнем обществе возникают особые требования к личности, включая способность принимать осознанные решения в условиях неопределённости, ответственно относиться к своим поступкам, приспосабливаться к изменениям в социуме и искать компромиссы. Однако в стране сложилась такая ситуация, что интеграция с правовыми нормами не укрепляется долгоживущими правовыми обычаями, и знание законов остаётся на низком уровне, что делает их не ключевым приоритетом в глазах общества.
Все это делает актуальной проблему правового воспитания индивидов, в решении которой главную роль играет деятельность специалистов. Несмотря на важность обозначенных вопросов, необходимо отметить, что в школах не всегда уделяют должное внимание работе по правовому воспитанию обучающихся. Многие из них имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта правопослушного поведения, правовой компетентности. В связи с этим традиционная схема правового воспитания, когда школьникам передаются готовые знания, оказывается малоэффективной. Не всегда закрепление теоретических знаний и их использование в практической деятельности осуществляются одновременно с их получением.
Можно сказать, что правовое воспитание – это часть общегражданского образования, важный социальный канал, позволяющий государству дать гражданам права. В условиях развития правового общества люди чувствуют высокую необходимость в правовых знаниях.
Объектом исследования является правовое воспитание.
Предметом исследования выступает правовое воспитание граждан в России.
Настоящая курсовая работа ставит основной целью определение особенностей правового воспитания как средства правовой социализации личности, а также правового обучения как формы правового воспитания.
Достижение поставленной цели возможно при условии успешного решения следующих задач:
– раскрытие понятия и значения правового воспитания;
– изучение системы правового воспитания, субъектов и формы правового воспитания;
– описание методов правового воспитания;
– рассмотрение понятия и содержания правового обучения;
– изучение правовых, организационных и методических основ правового обучения в Российской Федерации.
В основу исследования положен метод логико-правового и системного анализа положений закона, новейших научных достижений, с использованием сравнительно-правового метода научного познания.
При подготовке курсовой работы были использованы работы О.В. Адаевой, О.В. Балашова, С.В. Валова, А.А. Жидкова, Д.С. Жолдасова, И.В. Идеровой, И.А. Ильина, Д.С. Казаровой и др. Глубокий анализ правового воспитания и правового обучения граждан в России помог сложить определенное представление о данных аспектах в обществе.
Научная новизна работы. В курсовой работе уточняется теоретический аппарат исследования правового воспитания как средства правовой социализации личности, а также правового обучения как формы правового воспитания.
Данная работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения и библиографического списка.
В результате проведенного в курсовой работе исследования можно сформулировать следующие основные выводы.
1. В процессе развития понимания права значительную роль играет правовое воспитание, включающее различные элементы: методы, формы, содержание, а также субъекты и объекты. Построение эффективного личностного осознания предполагает создание таких обстоятельств, при которых люди формируют уважение к законодательству. Текущее состояние правовой культуры в стране, к сожалению, демонстрирует недостаточный уровень как на профессиональной, так и на общественной плоскости. Несмотря на то, что научные достижения в этой сфере заметно выше, основная трудность заключается в слабой доступности этих знаний для широкой публики, обусловленной разными факторами.
Развитие государства, особенно в контексте демократических преобразований, привело к увеличению значимости этой темы. В условиях углубления политической системы и изменений в структуре общества, изучение перешло от изначально простых идей к более сложным концепциям.
2. Правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Влияние государства, школы и семьи в Российской Федерации совокупно формирует систему правового воспитания, которая направлена на формирование законопослушных и правосознательных граждан, способных эффективно функционировать в правовом пространстве общества.
3. Цель юридического образования заключается в непрестанном и целенаправленном обучении, которое направлено на развитие правовых знаний, понимания права и его явлений, а также освоение ключевых аспектов юридических наук и различных отраслей права. Основная задача такого образования — не просто передача знаний, но и формирование правовой культуры и стимулирование активного правового поведения, включая восприятие правовых ценностей и образцов поведения в правовом поле.
4. Правовое обучение отличается от других форм социального образования рядом уникальных характеристик. Оно включает изучение и применение правовых норм, таких как обязанности, запреты и разрешения, формирующих основу образованных, структурированных общественных отношений. Эта особенность указывает на использование юридического образования для внедрения в сознание порядка и разумности в обрабатываемые социокультурные процессы. Помимо структурирования социальных отношений, правовая подготовка также включает использование государственной принудительной мощи для обеспечения соблюдения законов и наложения ответственности на нарушителей. Освещение правового обучения также распространяется на лиц, подвергнутых правовым регуляциям, включая тех, кто склонен к преступлениям или уже нарушил закон.
Для осуществления правового воспитания преподаватели, обычно обладающие юридическим или специализированным юридическим образованием, применяют разнообразные методы и инструменты.
5. Специфика обучения в области права включает в себя не только изучение правовых дисциплин и особенностей данной предметной зоны, но и акцентируется на важности развития у студентов правосознания. Это подразумевает формирование умения осознанно действовать в обществе и следовать законам страны. Также важно, чтобы специалисты были осведомлены о методах и приёмах юридической работы.
1. Конституция Российской Федерации // СЗ. РФ. 2020. Ст. 1.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СЗ. РФ. 2024. Ст. 2.
3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ.
4. Всеобщая декларация прав человека // СЗ. Ст. 26.
5. Инструкция по организации правового обучения в Вооруженных Силах Российской Федерации // СЗ.
6. Основы государственной культурной политики, утв. Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 // СЗ РФ. 2014. № 52. Ч. I, ст. 7753.
РАЗДЕЛ 2 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
7. Адаева О.В. Задачи и функции правового воспитания // [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26395855 (дата обращения 22.04.2024).
8. Адаева О.В. Методы правовоспитательного процесса // [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/182/10719/ (дата обращения 22.04.2024).
9. Адаева О.В. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27189957 (дата обращения 22.04.2024).
10. Балашов О.В. Правовое воспитание в контексте современного образовательного процесса / О.В. Балашов // Актуальные проблемы государства и права. 2022. № 23. С. 269-277.
11. Валов С.В. Правовое воспитание и просвещение в системе профилактической деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации / С.В. Валов // Александр Яковлевич Сухарев: служение Отечеству в праве и науке 2024. № 10. С. 22-27.
12. Жидков А.А. Понятие и сущность правового обучения / А.А. Жидков // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12. С. 1-2.
13. Жолдасов Д.С. Правовое воспитание / Д.С. Жолдасов // Юриспруденция и политология: теория и практика. 2020. № 3. С. 30-33.
14. Идерова И.В. Значимость правового образования в процессе формирования правовой культуры школьников // [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=jkesdz (дата обращения 22.04.2024).
15. Ильин И.А. О сущности правосознания // [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20080720030403/http://www.philosophy.ru/library/il/02/01.html (дата обращения 22.04.2024).
16. Казарова Д.С. Правовое воспитание: цели, задачи, опыт образовательных организаций Липецкой области / Д.С. Казарова // Правовой статус несовершеннолетнего: история, современность, перспективы реформирования. 2023. № 11. С. 32-36.
17. Казначеева О.А. Сущность и содержание правового образования // [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-pravovogo-obrazovaniya (дата обращения 22.04.2024).
18. Костина К.А. Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры // [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18288080 (дата обращения 22.04.2024).
19. Красичков Д.С. Роль семьи в правовом воспитании детей и молодежи // [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30040474 (дата обращения 22.04.2024).
20. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения // [Электронный ресурс]. URL: https://studylib.ru/doc/2367116/metodika-professional._nogo-obucheniya-g.-i.-kruglikov (дата обращения 22.04.2024).
21. Курмаева Н.А. Роль семьи и школы в правовом воспитании несовершеннолетних / Н.А. Курмаева // Наука и образование. 2018. № 6 (13). С. 39-40.
22. Мамонько М.М. Профилактическая функция в системе функций правового воспитания / М.М. Мамонько // Теория и практика современной юридической науки. 2022. № 4. С. 135-138.
23. Михеев Д.Н. Субъект и объект правового воспитания, его цель, задачи и функции / Д.Н. Михеев // Новый взгляд на систему образования. 2019. № 4. С. 1-3.
24. Мусакаева З.З. Воспитательная система образовательной организации: теория и практика // [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23893543 (дата обращения 22.04.2024).
25. Насурдинов Э.С. Роль государства в реализации правовой политики в сфере правового воспитания и образования // [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26395855 (дата обращения 22.04.2024).
26. Осипов В.Ф. Внеклассные формы обучения праву как часть системы правового воспитания / В.Ф. Осипов // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 11-6 (79). С. 252-256.
27. Панченко В.Ю. О правовом обучении как форме юридической помощи // [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18288080 (дата обращения 22.04.2024).
28. Потанина И.В. Влияние государства, школы и семьи на формирование системы правового воспитания в Российской Федерации / И.В. Потанина // Аспирантские тетради. 2024. № 12. С. 157. С. 155-158.
29. Рябова Е.В. Правовое воспитание, его формы и методы / Е.В. Рябова // Перспективы науки. 2023. № 4 (163). С. 208-210.
30. Степанов П.В. Воспитательная деятельность в школе. / П.В. Степанов М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. 204 с.
31. Столяренко A.M. Психология и педагогика // [Электронный ресурс]. URL: https://pedlib.ru/Books/3/0338/3_0338-70.shtml (дата обращения 22.04.2024).
32. Сунцова Е.А. Предвосхищающие идеи А.Я. Сухарева, определяющие правовое воспитание и просвещение будущего / Е.А. Сунцова // Александр Яковлевич Сухарев: служение Отечеству в праве и науке. 2024. № 11. С. 134-140
33. Узденова В.Л. Правовое образование и механизм правового воспитания // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.pgu.ru/iblock/97e/52.pdf (дата обращения 22.04.2024).
34. Чекушкина Е.Н. Правовое воспитание как социальный феномен современного общества / Е.Н. Чекушкина // Актуальные вопросы современной. 2023. № 6. С. 128-131.
35. Щекин Д.В. Правовое обучение курсантов высших военных учебных заведений как часть правового воспитания / Д.В. Щекин // Гуманитарное подготовка в медицинском вузе: проблемы и перспективы. 2023. № 5. С. 152-156.