Аннотация
Введение 4
Глава 1 Спортивно-оздоровительный туризм в системе физической культуры (анализ и обобщение специальной литературы по теме исследования) 8
1.1 Анатомо - физиологические особенности детей младшего
школьного возраста 8
1.2 Теоретические основы спортивно-оздоровительного туризма 13
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 20
2.1 Задачи исследования 20
2.2 Методы исследования 20
2.3 Организация исследования 22
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 24
3.1 Экспериментальная методика физического воспитания
школьников младших классов средствами спортивнооздоровительного туризма 24
3.2 Анализ результатов исследования 32
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Актуальность исследования. Физическое воспитание детей школьного возраста представляет собой задачу государственной важности, от успеха решения которой зависит стабильное и полноценное развитие общества.
Однако, существующая система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, к сожалению, не решает проблему гиподинамии и недостаточной физической подготовленности обучающихся.
По мнению Виленской Т. Е. [15]: «Уроки физкультуры в рамках школьной программы обеспечивают лишь минимальную двигательную активность для детского организма. Чтобы полностью удовлетворить возросшие потребности организма в двигательной активности, рекомендуется использовать внеклассные виды спорта. Одной из таких форм внеклассной деятельности могут стать занятия спортивно-оздоровительным туризмом».
Как пишет Горшков И. Д. [41]: «В теории физической культуры туризм относят к ее фоновым видам, в частности, к рекреативной физической культуре, представленной в режиме расширенного отдыха. В этой связи, следует отметить многообразие активного туризма, к которому относятся рекреационный и спортивный туризм. Однако, это разные типы туризма по целевой функции, мотивам и результатам занятий. Долгое время туризм вообще, и в том числе спортивно-оздоровительный, отождествлялся с упражнениями рекреационного характера, практически отсутствовали работы, посвященные исследованию спортивного туризма, как вида спорта».
Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что изучению влияния средств спортивно-оздоровительного туризма на изменение показателей физической подготовленности у детей младшего школьного возраста посвящено мало научных работ. Проведенный анализ также показал, что, несмотря на явные достоинства спортивного туризма, в 4
физическом воспитании учащихся начальной школы средства спортивного туризма, в основном, отсутствуют.
Однако, на наш взгляд, спортивно-оздоровительный туризм не только интересный вид физического воспитания, но также разнообразный жизненный опыт, который так необходим современным младшим школьникам. Спортивно-оздоровительный туризм - это эффективное средство, которое позволяет восполнить недостаток физической активности у детей младшего школьного возраста.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Исследование влияния занятий спортивно-оздоровительным туризмом на показатели физической подготовленности у учащихся младших классов».
Цель исследования: изучение влияния средств спортивно
оздоровительного туризма на изменение показателей физической подготовленности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в группе
начальной подготовки по спортивно-оздоровительному туризму.
Предмет исследования: методика занятий спортивно-оздоровительным туризмом, разработанная с целью улучшения показателей физической подготовленности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что занятия спортивно-оздоровительным туризмом окажут положительное
влияние на показатели физической подготовленности у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
- разработать и внедрить методику занятий спортивно-оздоровительным туризмом для детей младшего школьного возраста;
• исследовать влияние разработанной методики занятий спортивно-оздоровительным туризмом на показатели физической подготовленности у детей младшего школьного возраста....
По итогам проведенного исследования сделаны следующие выводы:
После проведенного исследования показатели физических качеств, под влиянием занятий спортивно-оздоровительным туризмом младших школьников в возрасте 10-11 лет значительно выросли. В обеих группах наблюдается прирост показателей, однако более высокий результат отмечается у экспериментальной группы.
В конце эксперимента произошли изменения показателей физических качеств детей младшего школьного возраста. В обеих группах произошли изменения во всех показателях, но в экспериментальной группе наблюдается больший прирост:
• в беге на 1000 метров: у испытуемых ЭГ достоверный прирост, в
среднем, произошел с 4,38±0,28 мин. до 3,56±0,37 мин., что составило 10,6% (р>0,05); тогда, как у участников КГ
недостоверный прирост составил с 4,41±0,42 мин. до 4,36±0,33 мин., что равно 3,5% (р>0,05);
• в показателях поднимания туловища из положения, лежа на спине, достоверный прирост составил: у испытуемых ЭГ, в среднем, с 40,6±3,53 раз до 52±2,93 раз - 28% (р<0,05); тогда, как у участников КГ - с 40,3±3,32 раз до 45±3,34 раз - 11,6% (р<0,05);
• в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре, лежа» обе группы показали следующие результаты: у испытуемых ЭГ достоверный прирост составил, в среднем, с 19±2,12 раз до 30±2,30 раз - 34,6 % (<0,05); тогда, как у школьников КГ - с 18±1,96 раз до 24±2,07 раз - 18 % (<0,05);
• в прыжках на скакалке за 120 сек: у ЭГ достоверный прирост, в среднем, составил со 100±10,8 раз до 145±10,4 раз - 17,1 % (<0,05); тогда, как у школьников КГ наблюдался недостоверный прирост - со 103±10,1 раз до 109±9,8 раз - 3,1 % (<0,05).
Исходя, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что занятия спортивно-оздоровительным туризмом эффективно повлияли на развитие основных физических качеств у младших школьников экспериментальной группы.
Спортивно-оздоровительный туризм - уникальное средство для физического воспитания школьников. Как показало проведенное педагогическое исследование, спортивно-оздоровительный туризм демонстрирует высокую эффективность в развитии физических качеств у детей младшего школьного возраста....
1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста для занятий футболом в группах начальной подготовки / И.А. Кошбахтиев, Н.А. Кайпов, И.Ю. Разуваева // Молодой ученый. 2015. № 2 (82). — С. 101-104. URL: https://moluch.ru/archive/82/14711/ (дата обращения: 31.05.2023).
2. Бабаян А.К., Попова М.В. Спортивно-оздоровительный туризм на
территории России // Символ науки. 2021. №6. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/sportivno-ozdorovitelnyy-turizm-na-territorii-rossii (дата обращения: 15.06.2022).
3. Баёва Н. А., Погадаева О.В. Анатомия и физиология детей школьного возраста: Учебное пособие. Омск: СибГУФК, 2003. 56 с.
4. Бежанян М. П., Нагайцева И. Ф. Особенности игрового метода в физическом воспитании младших школьников // Наука-2020. 2022. №4 (58). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-igrovogo-metoda-v- fizicheskom-vospitanii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 31.05.2023).
5. Башта Л. Ю. Теоретико-методические основы спортивнооздоровительных занятий с детьми: учебное пособие. Омск: СибГУФК, 2019. 108 с.
6. Белова Ю.В. Теория и технология физического воспитания детей [Электронный ресурс]: учеб. - метод. пособие. Саратов: Вузовское образование, 2018. 111 с.
7. Безруких М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер // М.: Академия, 2012. 416 с.
8. Боголюбова С. А. Виды и тенденции развития туризма: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 231 с.
9. Борисова В. В. Теория и методика физической культуры: курс лекций: учебно-методическое пособие / В. В. Борисова, Л. В. Руднева. Тула: Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, 2021. 244 c.
10. Бунина Е. В. Спортивный туризм // Проблемы и перспективы
развития образования в России. 2014. №28. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/sportivnyy-turizm (дата обращения: 12.11.2022).
11. Белоусова Н.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / Н.А. Белоусова, Е.В. Григорьева. Челябинск: Изд-во Юж. Урал. гос. гуман. пед. ун-та. 2016. 155 с.
12. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с.
13. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: [Электронный ресурс]: Учебное пособие для вузов / Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики; [Авторы: Е.П. Якимович, В.В. Немцова, Д.А. Ключников]. Электрон, дан. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. 356с.
14. Вайнабаум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников К.: Виша школа, 2010. 300 с.
15. Виленская Т. Е. Теория и методика физического воспитания: оздоровительные технологии физического воспитания младших школьников: учебное пособие для среднего профессионального образования. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020....59