Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты конституционно-правового статуса политических партий 8
1.1 Конституционно-правовая природа и роль политических партий 8
1.2 Понятие конституционно-правового статуса политических партий .... 24
Глава 2 Правовой статус политической партии 29
2.1 Основные принципы правового регулирования деятельности
политических партий в России, их права и обязанности 29
2.2 Нормативные акты, регулирующие деятельность политических
партий в Российской Федерации 36
2.3 Процедура создания и регистрации политической партии 44
Глава 3 Проблемы и перспективы развития конституционно-правового статуса политических партий 54
3.1 Проблема финансирования деятельности политической партии 54
3.2 Ограничения прав политической партии на участие в выборах и их
защита 65
Заключение 70
Список используемой литературы и используемых источников 74
Согласно Конституции Российской Федерации, в России признаётся многопартийность и идеологическое многообразие, а также признаётся право граждан избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия и участвовать в референдуме. Таким образом, в Российской Федерации закреплены основные принципы демократии.
Политические партии играют важную роль в общественной и политической жизни государства. В Российской Федерации политические партии являются одним из важнейших институтов демократического общества, их деятельность направлена на реализацию прав граждан на свободу выражения своей позиции, участие в принятии решений, формирование государственной власти.
Однако в Конституцию РФ и в Закон «О политических партиях» были внесены значительные изменения, которые видоизменили порядок, условия организации и деятельности политических партий в Российской Федерации.
В связи с этим, конституционно правовой статус политических партий является актуальной и важной темой для изучения. В Российской Федерации, политические партии имеют особый статус, определяемый Конституцией, Федеральным законодательством и другими нормативными актами. Этот статус закрепляет права и обязанности политических партий, а также ограничения, которые им устанавливаются.
В последние годы, конституционно правовой статус политических партий стал объектом дискуссии и критики со стороны общественных и политических организаций и деятелей. Это связано с опасениями относительно ужесточения законодательства, которое может ограничить права и свободы политических партий, а также с возможной неэффективностью механизмов контроля со стороны государственных органов.
Таким образом, изучение конституционно правового статуса политических партий является актуальной и важной темой, которая требует дополнительного анализа и изучения, чтобы обеспечить эффективный контроль за правами и деятельностью политических партий. Это поспособствует укреплению гражданского общества, увеличению общественного доверия к государству, а также станет возможностью для граждан РФ представлять и поддерживать собственные интересы и мнения.
Однако конституционно-правовой статус политических партий является достаточно сложной и многогранной проблемой. Действующее законодательство устанавливает ряд ограничений на деятельность политических партий, также существуют и положения, которые в равной мере не закреплены в законодательстве, что в определенной мере может ограничивать их права и свободы.
Именно поэтому важной задачей является изучение конституционно - правового статуса политических партий, их прав и обязанностей, а также ограничений, которые им устанавливаются правовой системой. Анализ практики осуществления политического процесса и рассмотрение судебной практики также позволят более полно оценить реальную ситуацию и выработать практические рекомендации для улучшения законодательства и практики взаимодействия государства с политическими партиями.
Объектом исследования дипломной работы на тему «Конституционно- правовой статус политических партий» являются общественные отношения, складывающиеся по поводу правового регулирования деятельности политических партий в российском государстве и обществе.
Предметом исследования являются конституционные и правовые основы, определяющих статус политических партий, их права и обязанности, а также взаимодействие с государственными органами и другими политическими силами в рамках демократической системы управления.
В ходе данной дипломной работы был проведен анализ конституционно - правового статуса политических партий в Российской Федерации. Были изучены теоретические основы и практические данные, связанные с их деятельностью, их статусом, а также нормативными актами, регулирующими их деятельность в Российской Федерации.
В результате проведенного исследования можно сделать несколько выводов.
Первый вывод заключается в том, что конституционно-правовой статус политических партий является важным для демократических процессов в стране. Он предусматривает участие политических партий в формировании и выражении воли народа, а также в принятии решений на государственном и местном уровнях. В то же время, этот статус подразумевает и определенные обязанности со стороны политических партий, такие как соблюдение закона и обеспечение прозрачности в своей деятельности. Многопартийная система в современной России находится на промежуточном этапе в динамичном процессе, который еще не завершен. Тем не менее, в настоящее время многопартийность может иметь шансы на успех, поскольку она является не только общественной потребностью, но и признанной необходимостью элитами государства. Кроме того, Российская Федерация не имеет серьезных политических сил, которые были бы способны бросить многопартийности вызов. Политические партии не только представляют различные политические взгляды и интересы граждан, но и служат посредниками между ними. Они являются основой для формирования правительства и законодательной власти, а также предоставляют возможность для участия граждан в политической жизни страны.
Второй вывод заключается в том, что в Российской Федерации процедура регистрации и создания политической партии регулируется законодательством. Для регистрации партии необходимо соблюдение ряда формальностей, таких как сбор документов, избрание руководящих органов и т.д. Кроме того, партия должна соответствовать определенным требованиям, например, иметь определенное количество членов и представлять политическую программу, не противоречащую Конституции РФ и др. В случае удовлетворения всех условий партия получает свой статус и право участвовать в выборах и других политических процессах. Важно обеспечить открытость и доступность для всех желающих создать политическую партию, не нарушая требований закона и общественных интересов.
Третий вывод заключается в том, что финансирование политических партий является одним из сложных аспектов конституционно-правового статуса политических партий. Важно обеспечить прозрачность в финансовых операциях политических партий и предотвратить возможность коррупции, неравенства и манипуляций с выборами. Вопрос о обеспечении законности финансирования избирательных кампаний по-прежнему является актуальным и многогранным. Для его разрешения необходимо внедрить меры юридической ответственности в избирательное законодательство, которые бы обеспечивали полную прозрачность финансирования политических партий и активно применялись на практике.
Четвертый вывод заключается в том, что участие политических партий в выборах является необходимым элементом демократических процессов. Важно обеспечить права и свободы политических партий во время избирательной кампании, не допуская при этом нарушений закона и ограничений прав и свобод других граждан. Защита прав политических партий на участие в выборах в Российской Федерации является важной частью демократического процесса и способствует созданию равных и справедливых условий для всех участников политической системы. Политические партии имеют также возможность обратиться в суд или к соответствующим избирательным комиссиям для защиты своих прав....
1. Александрова Л. П. Политические партии: история и документы // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. 2012. № 1. С. 228-229
2. Алешкова И. А. Власова Т. В. Природа принципов конституционного права // Образование и право, 2018. № 3. - С. 9-14..
3. Безруков А.В. Конституционное право России. М.: Юстицинформ, 2015. - 169 с.
4. Гельман В.Я. Расцвет и упадок электорального авторитаризма в России // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз», 2020. №3. С. 66-69.
5. Ежова Е.Р. Нормы конституционного права в системе правового регулирования // Форум молодёжной науки, 2015. № 4. С. 64-66
6. Зевелева А.И., Свириденко Ю.П., Шелохаева В.В. Политические партии России: история и современность. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2000. 702 с.
7. Киричёк Е.В. Конституционное право России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lib.sale (дата обращения 12.05.2023)
8. Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Липчанская М.А. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2017. - 175 с.
9. Кондрашев А.А. Современный политический режим России: ограничения базовых гражданских прав и свобод посредством законодательных новаций и правоприменительной практики // Конституционное и муниципальное право, 2013. № 2. С. 15-19.
10. Коновальчиков Я.А. Взаимодействие политических партий и государства как конституционно-правовая категория // Актуальные проблемы российского права 2018. С. 75-79
11. Конституция Российской Федерации, принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // Собрание
законодательства РФ, 2014. № 31.
12. Концепция развития политических партий в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.09.2012 N 1007-р) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).
13. Конюхова И. А. Конституционное право РФ - М.: Юрайт, 2018. - 147 с.
14. Курочкин А.В. Функции политической партии: политико-правовая природа // Научный аспект, 2020. № 4. С. 104-105
15. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права - М. : Юристь, 2001...34