Введение………………………………………………………………………………….3
1. Роль и развитие экологического права……………………………………………..5
1.1 Формирование экологического права Российской Федерации……………..7
1.2 Роль международной природоохранной деятельности Российской
Федерации в национальном экологическом законодательстве……………..10
1.3 Функция экологической политики в устойчивом развитии территории.…12
2. Состояние окружающей среды ХМАО – Югры…………………………………..13
2.1 Экологические проблемы округа………………………………………………18
2.2Система стратегического планирования в области охраны окружающей среды
РФ и ХМАО – Югры
3. Анализ и рекомендации по оптимизации нормативно-правовой базы
стратегического планирования в области охраны окружающей среды ХМАО – Югры
3.1 Методика комплексной оценки стратегии стратегической документации в
области охраны окружающей среды
3.2 Результаты оценки
3.3 Предложения по оптимизации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
На сегодняшний день человечество имеет множество глобальных проблем,
одной из которых является деградация окружающей среды. Известно, что одной из
ключевых причин данного процесса является антропогенный фактор. Поэтому
масштабность и скорость роста данной экологической проблемы определяется, прежде
всего, государственной политикой на внутреннем и внешнем уровнях.
Ввиду территориально деления и сложившейся истории, все государства и
регионы имеют свои природные особенности и проблемы окружающей среды.
Экологическую ситуацию в России сегодня нельзя назвать в целом благоприятной.
Наша страна имеет множество проблем в области охраны окружающей среды. Именно
поэтому в последние годы уделяется особое внимание данной теме в России.
Для того чтобы улучшить ситуацию, необходимо создать эффективную систему
экологической безопасности в стране и в регионах в частности. Этим правительство
занимается, в особенности, последние 10 лет. И современная экологическая политика
России выполняет функцию осуществления государственной природоохранной деятельности.
В основе экологической политики лежит перечень документов. Нормативно-правовая база Федерального масштаба – первоочередная в определении экологической
политики государства. Региональная документация определяет природоохранную
деятельность региона. Реализация экологической политики основывается, в первую
очередь, на механизмах стратегического планирования. Поэтому нормативно-правовая
база в этой сфере должна быть своевременно оптимизирована и адаптирована к
изменяющимся условиям развития территории.
Тем не менее, положения нормативно-правовой базы в области охраны
окружающей среды Российской Федерации и регионов, в том числе и ХМАО-Югры, не
лишены недостатков и нуждаются в улучшении. Поэтому тема данной работы является
актуальной на сегодняшний день.
Целью выпускной квалификационной работы является оптимизация
нормативно-правовой базы стратегического планирования в области охраны окружающей среды ХМАО – Югры.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Изучить роль и развитие экологического права
Рассмотреть состояние окружающей среды и стратегическую документацию ХМАО – Югры
Произвести оценку стратегической документации в области охраны
окружающей среды и дать необходимые рекомендации по ее оптимизации
Предметом исследования в данной работе является оптимизация нормативно-правовой базы. Объектом – нормативно-правовая база в области охраны окружающей среды ХМАО – Югры.
Стратегическое планирование в области охраны окружающей среды определяет
экологическую политику региона. Ее конечный результат – это состояние окружающей
среды территории. В рамках данной исследовательской работы были решены следующие задачи:
1. Изучена роль и развитие экологического права. Регулирование
экологический отношений – сложный процесс, учитывая то, что данная
отрасль права является достаточно молодой и имеет ряд несовершенств.
2. Рассмотрено: состояние окружающей среды ХМАО – Югры и
стратегическая документация в данной сфере. Округ имеет несколько
крупных экологических проблем: Загрязненный атмосферный воздух,
нерекультивированные земли и шламовые амбары, несовершенство
системы обращения с отходами.
3. Произведена оценка стратегической документации в области охраны
окружающей среды и даны необходимые рекомендации по ее оптимизации.
Таким образом, все поставленные задачи данной работы выполнены. Цель достигнута.
Практическое значение данной выпускной квалификационной работы
заключается в использовании рекомендаций в деятельности субъектов законодательной
инициативы регионального и федерального уровней власти, в процессе дальнейшего
формирования и развития экологической политики ХМАО – Югры, в учебном процессе
1. Агафонов В.А., Украинчук Е.В. Роль целевых программ в повышении
эффективности социально-экономического развития региона// Инновации,
2014.№4 (186). С.87-93.
2. Бринчук М.М. Экологическое право. М.:Гарант,2010,383 с.
3. Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г. Государственная экологическая политика и
документы стратегического планирования // Экологическое право. 2016. № 3. С.24 - 29.
4. Гиззатуллин Р. Х. Правовое обеспечение реализации Основ государственной
политики в области экологического развития Российской Федерации на период
до 2030 года // Экологическое право, 2016. № 5. С. 3—6.
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и
дополнениями на 2018 год . М: Эксмо, 2018, 256с.
6. Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития
России: от идеи к реализации //Вопросы экономики, 2001. № 9. С. 15-27.
7. Дорошенко С.В. Теория эволюционной региономики. Екатеринбург: Институт
эономики УрО РАН, 2003, 178 с.
8. Дубовик О.Л., Чолтан Л.Н. Экологическое право в вопросах и ответах: учебное
пособие. – 4-е издание, перераб. и доп. М: Проспект, 2018, 368с.
9. Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. Правовое обеспечение экологической
безопасности в условиях экономической интеграции Российской Федерации :
Монография. – М.: Проспект 2017. - 160с.49
10. Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. Энергетическая безопасность в системе
национальной безопасности России // Право и безопасность,2012. № 1 (41).
С.70-75.
11. Ивакин В. И. История правового регулирования ответственности за нарушения
экологического законодательства в дореволюционной России // Аграрное и
земельное право, 2007. № 5, с.95-104.
12. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика
государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997,
305 с.
13. Молчанов Н.А., Егоров В.П., Матевосова Е.К. Новые аспекты правового
регулирования государственного стратегического планирования в Российской
Федерации // Актуальные проблемы российского права, 2015. № 2. С. 28-34
14. Моссбергер К. Стратегическое планирование территориального развития:
российский и зарубежный опыт / К.Моссбергер, И.Е.Рисин. Ю.И.Трещевский //
Компаративный анализ отечественного и зарубежного опыта стратегического
планирования развития регионов. — Материалы международной научнопрактической конференции. Воронеж: Воронежский государственный
университет, 2005. С. 13.
15. Николаев И.А., Точилкина О.С. Стратегии и программы развития регионов
(сравнительный анализ): Аналитический доклад. М.: Аудиторскоконсалтинговая компания ФБК, 2006. С. 23.
16. Николаев М.А., Махотаева М.Ю. Обобщение опыта планирования социальноэкономического развития в субъектах РФ// Вопросы экономики, 2002. № 5. С.
126-136.
17. Понкин И.В. Теория государственного управления: инструменты
государственного управления и государственной политики // Административное
право и процесс. 2014. № 1. С. 27 - 30.
18. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ . М:
Проспект, 2018 ,80с.50
19. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=92097 -
Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической
доктрине Российской Федерации»// Консультант. Дата 15.03.2018
20. http://raexpert.ru/ratings/regions/2008/part6 - «Белая магия» стратегий // Сайт
рейтингового агентства «Эксперт». Дата обращения: 04.05.2018
21. http://www.ach-fci.ru/AKSOR/art1/libart8 - Борисюк Н.К. Организационнометодические аспекты стратегического планирования и проектного
финансирования социально-экономического развития на региональном уровне//
Сайт Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации. Дата
обращения: 14.05.2018
22. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2481/ - Закон РФ от 21.07.1993
N 5485-1 (ред. от 26.07.2017) "О государственной тайне". Дата обращения:
28.04.2018
23. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ - Федеральный закон
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от
27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция) Дата обращения: 08.04.2018
24. http://www.politanaliz.ru/art_list_124.html - Бачлер Дж. Оценка региональной
политики в европейском сообществе// Политанализ.ру. Дата обращения:
15.05.2018
25. http://www.un.org/ru/ga/ - Генеральная ассамблея ООН. Дата обращения:
21.04.2018
26. https://prirodnadzor.admhmao.ru/ - Служба по контролю и надзору в сфере охраны
окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХантыМансийского автономного округа – Югры. Дата обращения: 23.03.2018
27. https://prirodnadzor.admhmao.ru/upload/iblock/a56/aktualka-na-sayt.pdf - Концепция
обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском
автономном округе – Югре на период до 2030 года. Дата обращения: 23.03.2018
28. https://prirodnadzor.admhmao.ru/upload/iblock/e69/aktualka-konechnaya-na-sayt.pdf
- Концепция экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры на период до 2030 года. Дата обращения: 18.03.201851
29. https://prirodnadzor.admhmao.ru/ekologicheskaya-politika/strategicheskiedokumenty-v-oblasti-okhrany-okruzhayushchey-sredy/regionalnye/strategiyasotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okrugayugry-do-2020-g/131948/o-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-khantymansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-do-2020- Стратегия социальноэкономического развития ХМАО – Югры на период до 2030 года. Дата
обращения:23.03.2018
30. https://prirodnadzor.admhmao.ru/doklady-i-otchyety/ - Доклады об экологической
ситуации в Ханты-Мансийской автономной округе – Югре. Дата обращения:
15.03.2018