Аннотация
Введение 4
Глава 1 Двойное гражданство как политико-правовой феномен 7
1.1 Основы института гражданства в международном праве и в праве
Российской Федерации 7
1.2 Историческое развитие института двойного гражданства в
международной правовой системе и в Российской Федерации 17
Глава 2 Правовое регулирование института двойного гражданства в
Российской Федерации 27
2.1 Нормативно-правовые основы регулирующие институт двойного
гражданства в Российской Федерации 27
2.2 Проблемы и перспективы развития института двойного
гражданства в Российской Федерации 38
Глава 3 Сравнительно-правовое исследование института двойного (множественного) гражданства в Российской Федерации, странах Ближнего
Востока и Европейского Союза 46
3.1 Сравнительно-правовой анализ института двойного гражданства в
Российской Федерации и в странах Ближнего Востока 46
3.2 Сравнительно-правовой анализ института двойного гражданства в
Российской Федерации и в странах Европейского Союза 52
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 65
Актуальность проблемы проводимого нами исследования обусловлена последними изменениями в международном и внутригосударственном праве, прежде всего внесением изменений в Конституцию Российской Федерации, принятием законов в связи с проведением Специальной военной операции в области гражданства. На современном этапе развития права вопросы приобретения двойного (множественного) гражданства являются одними из самых сложных, которые в свою очередь вызывают дискуссии в среде юристов теоретиков и юристов практиков.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с регулированием института двойного (множественного) гражданства на современном этапе в Российской Федерации и в международном праве.
Предмет исследования - двойное (множественное) гражданство в правовой системе Российской Федерации и стран Ближнего Востока и Европейского Союза.
Нормативной основой исследования стали правовые акты международного и внутреннего законодательства. В группу международноправовых документов входят Всеобщая декларация прав и свобод человека от 10.12.1948 года, Конвенция о гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств от 12.12.2000 года, Конвенция о гражданстве замужней женщины от 29.01.1957 года. Двусторонними соглашениями, вошедшими в основу исследования стали Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 15.12.1996 года, Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О создании Союзного государства» от 08.12.1999 года и другие.
Внутригосударственными актами, рассматриваемыми в работе послужили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон от 24.05.1999 №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» и другие.
В сравнительно-правовом анализе использовались законы стран Ближнего Востока и Европейского Союза такие как «О гражданстве Арабской Республики Египет» от 1975 года, «О гражданстве Марокко» от 06.09.1958 года, Европейская конвенция о гражданстве ETS № 166 от 06.11.1997 года, Конвенция Совета Европы о гражданстве и другие.
Степень разработанности проблемы. Научную основу исследования составили труды таких ученых, как С.А. Авакьян, А.А. Галушкин, Э.Э. Клокова, В.В. Красинский, В.Н. Калинин, Е.А. Павлова, В.Д. Самойлов, М.Л. Соловьева, А.М. Тесленко, С.Г. Трифанова, А.В. Старицына, С.И. Некрасова и других.
Вышеуказанные ученые внесли значимый вклад в обоснование причин возникновения и путей развития феномена рассматриваемой темы, ввели в научный оборот ряд понятий, которые стали определяющими в правовой системе регулирования института двойного гражданства в законодательстве Российской Федерации.
Цель данной работы состоит в комплексном анализе конституционноправового регулирования института двойного гражданства в Российской Федерации.
Исследовательские задачи:
• рассмотреть основы института гражданства в международном праве и в праве Российской Федерации;
• проанализировать историческое развитие института двойного гражданства международной правовой системе и в Российской Федерации;
• исследовать нормативно-правовые основы регулирующие институт двойного гражданства в Российской Федерации;
• изучить проблемы и перспективы развития института двойного гражданства в Российской Федерации;
• провести сравнительно-правовое исследование института двойного (множественного) гражданства в Российской Федерации и в странах Ближнего Востока;
• провести сравнительно-правовое исследование института двойного (множественного) гражданства в Российской Федерации и в странах Европейского Союза.
Научная новизна заключается в анализе исторических предпосылок и последних изменений в законодательстве Российской Федерации, стран Ближнего Востока и Европейского Союза в области регулирования института двойного гражданства.
В ходе проведения научно-исследовательской работы по проблеме «Конституционно-правовое регулирование института двойного гражданства в Российской Федерации», нами было установлено, что развитие законодательной базы строилось на правовой основе предыдущих десятилетий. Двойное гражданство всегда было и остается сложной правовой категорией, которая постоянно претерпевает изменения в исторической ретроспективе. Развитие института двойного гражданства представляет практическую значимость в эпоху глобализационных тенденций.
Отметим, что закрепление института двойного гражданства в законодательстве Российской Федерации является определенным этапом эволюционных процессов в гражданском обществе страны. Однозначного отношения к институту двойного гражданства сегодня в науке, и на практике не существует. Двойное гражданство, сформированное на постсоветском пространстве стало объективной правовой реальностью для отечественного законодательства, так как рассматриваемый институт нашел свое отражение в основном законе Российской Федерации.
Особо стоит отметить, что законодательство Российской Федерации в отношении гражданства в целом имеет направленность на возобновление и поддержание исторически сложившихся связей между странами, которые входили в СССР. Также обратим внимание на законы принятые в ходе проведения Специальной военной операции, которые упрощают вхождение в гражданство Российской Федерации иностранных лиц.
Общей чертой для всех рассматриваемых стран, включивших в свое законодательство понятие «двойное гражданство» является желание урегулирования миграционных вопросов. На современном этапе развития международного права и внутригосударственного права во многих странах мира признается институт двойного (множественного) гражданства, в законодательной базе Российской Федерации, стран Европейского союза, а также в некоторых странах Ближнего Востока присутствуют правовые нормы разрешающие, запрещающие и регулирующие вопросы двойного гражданства на национальном уровне. Современные реалии развития межгосударственных отношений позволяют развивать двусторонние связи, направленные на урегулирование вопросов гражданства лиц, которые принимают два и более гражданства.
Такое правовое явление как двойное гражданство сложный и не в полной мере урегулированный институт гражданства как на мировом уровне, так и на внутригосударственном. Неразрывность понятия «гражданство» и «двойное гражданство» - эти институты права не просты для понимания, и имеют ряд неопределенностей в урегулировании в реалиях правоприменительной практики.
Проведя научно - исследовательскую работу по теме конституционноправовое регулирование института двойного гражданства в Российской Федерации в сравнении с регулированием аналогичного института на территории стран Ближнего Востока и Европейского Союза, мы можем сделать следующие выводы:
Во-первых, на современном этапе правовое регулирование двойного гражданства в Российской Федерации касается непосредственно лиц, которые являясь гражданами Российской Федерации приобрели гражданство Республики Таджикистан. С Республикой Таджикистан у Российской Федерации есть соглашения в сфере регулирования двойного гражданства.
Во-вторых, проведя анализ действующего законодательства ряда стран мира, с уверенностью можем сказать, что законодательство Российской Федерации построено на принципах гуманности и в большей степени относится лояльно к российским гражданам, приобретающим второе гражданство и иностранцам приобретающим гражданство Российской Федерации. Уведомительный характер носит и сама процедура введения в курс о двойном гражданстве органов исполнительного производства Российской Федерации....
1. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция Russia: citizenship, foreigners,immigration. Санкт-Петербург : Юрид. центр Пресс. 2003. 641 с.
2. Васильева Т.А. Регламентация двойного гражданства в европейских
странах: современные тенденции // Сравнительное конституционное
обозрение. 2011. №4 (83). С. 54-66.
3. Всеобщая декларация прав человека: [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.] // Российская газета. 10 декабря 1998. № 245.
4. Галушкин А. А. Институт гражданства и государственный
суверенитет: организационно-правовой аспект // Вестник Московского
университета МВД России. 2012. №10. С. 158-162.
5. Декрет № 15 от 15 января 1925 г. регулирующий гражданство Ливанской Республики // Управление верховного комиссариата ООН по делам беженцев. URL: www.unhcr.org/refworld/pdfid/44a24c6c4.pdf (дата обращения: 10.02.2023).
6. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от
08.12.1999 «О создании Союзного государства» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL : https://www.consultant.ru/document
/cons_doc_LAW_25282/ (дата обращения :19.10.2022).
7. Европейская конвенция о гражданстве ETS N 166 от 06.11.1997 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/901799763 (дата обращения: 11.11.2022).
8. Закон №26 «О гражданстве Арабской Республики Египет» от 1975 г. // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://hurghada.mid.ru/ru/poleznaya_informatsiya/o_grazhdanstve_egipta/ (дата обращения: 10.02.2023).
9. Закон, касающийся гражданства Королевства Саудовской Аравии //
Посольство Королевства Саудовская Аравия. URL:
http://gulfmigration.org/saudi-arabia-saudi-arabian-nationality-law/ (дата
обращения: 25.03.2023).
10. Закон о гражданстве Королевства Марокко №1с-58-250 от 6 сентября 1958 г. (с дополнениями № 1-07-80 от 23 марта 2007 г.) // Посольство Марокко в Российской Федерации. URL: http://www.ambmaroc.ru/ (дата обращения: 30.03.2023).
11. Закон о гражданстве Катара // Управление правительственной связью. URL: https://www.gco.gov.qa/ (дата обращения: 10.10.2022).
12. Закон о подданстве Княжества Андорра // Управление правительственной связью. URL: http://www.mjusticia.gob.es/cs/Satellite/ Portal/es/areastematicas/nacionalidad/nacionalidad/tener-doble-nacionalidad/ (дата обращения: 10.10.2022).
13. Закон о гражданстве Султаната Оман // Правительство Султанат
Оман. URL: http://www.loc.gov/law/help/guide/nations/oman.php/ (дата
обращения: 15.12.2022).
14. Закон о гражданстве Сирийской Арабской Республики //
Правительство Сирийской Арабской Республики. URL:
https/www.syrianationality.org/index.php?id=18/ (дата обращения: 15.12. 2022).
15. Закон о гражданстве Иорданского Хашимитского Королевства //
Правительство Иорданского Хашимитского Королевства. URL: https://portal.jordan.gov.jo/wps/portal?lan=en&isFromLangChange=yes#/ (дата
обращения: 15.12.2022)....46