Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экспрессивное словообразование как эмоциональное воздействие на формирование подростков (Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина)

Работа №137583

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

филология

Объем работы24
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ЭКСПРЕССИВНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. 6
1.1. Основные характеристики явления экспрессивного словообразования, определение и типология. 6
1.2. Экспрессивное словообразование в языке современных СМИ. 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭКСПРЕССИВНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ. 15
2.1. Механизмы формирования личности подростка. Роль СМИ. 15
2.2. Оценка влияния экспрессивного словообразования на формирование личности подростка. Организация и результаты экспериментального анкетирования. 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 24

На одной из своих лекций известный отечественный лингвист В. И. Карасик выдвинул суждение о том, что мы мыслим категориями родного языка. Действительно, невозможно умалить масштаб влияния языка на формирование картины мира: каждая отдельная словообразовательная единица влияет на становление языковой личности, определяя человека, преобразуя его.
Наиболее высокий уровень восприимчивости, лабильности и открытости к принципиально новому наблюдается у человека во время пубертатного периода, одной из ключевых стадий формирования личности, поскольку именно в ней совершается столь важный переход от детской модели поведения к взрослой.
Неудивительно, что психика в таком возрасте крайне подвижна, ведь находится она в условиях формирования, а сам подросток на стадии нахождения свойственного только ему способа мировосприятия, нравственных принципов и моральных ценностей. В поисках духовных ориентиров подростки легко поддаются внешнему влиянию, зачастую не последнюю роль в их формировании играют средства массовой информации, транслирующие те или иные поведенческие модели и паттерны и использующие различные языковые средства как инструмент воздействия на человека.
Среди многообразия средств языкового воздействия примечателен феномен экспрессивного словообразования, активно используемого СМИ и оказывающего значительное, на наш взгляд, влияние на подрастающее поколение современных тинейджеров.
Актуальность нашего исследования обуславливается следующими факторами:
1) лишь приумножающимся с годами интересом к способам выражения личностных особенностей в языке, к числу которых относится и экспрессивное словообразование;
2) необходимостью понимания механизмов функционирования СМИ и оказываемого ими влияния на формирование подростков;
3) вечностью темы совершенствования воспитательного процесса, целью которого является трансформация ребенка в психологически устойчивую, зрелую личность.
Объект исследования – экспрессивное словообразование в контексте его влияния на формирование эмоционально-личностных особенностей подростка.
Предмет исследования – экспрессивное словообразование в СМИ как средство воздействия на находящиеся на стадии формирования психо-эмоциональные особенности подростка.
Целью работы является изучение типов экспрессивного словообразования и их употребления СМИ как одного из широко используемых средств воздействия на современного подростка, его личностные качества и формирование общей картины мира.
Для достижения цели исследования в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
· дать определение понятию экспрессивности, выделить основные черты экспрессивного словообразования, охарактеризовать его типы;
· изучить контекст и особенности использования экспрессивного словообразования как средства воздействия в языке СМИ;
· обозначить роль СМИ в механизмах формирования личности подростка, параллельно выделив особенности психического восприятия информации ребенком исследуемой возрастной группы;
· провести эксперимент, подтверждающий верность гипотезы, которая гласит, что экспрессивное словообразование, используемое в языке текстов средств массовой информации, оказывает значительное влияние на формирование личности современного подростка, попытаться дать характеристику этому влиянию.
Новизна исследования заключается в подробном изучении влияния экспрессивного словообразования как средства воздействия СМИ на развитие личностных качеств подростка, его психо-эмоциональное формирование.
Теоретическая значимость состоит в структуризации сведений об экспрессивном словообразовании, выявлении особенностей его воздействия на формирование личности подростка в процессе взаимодействия с текстами современных СМИ.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности ее использования в различных областях лингвистического знания: при изучении феномена экспрессивного словообразования, расширении своего представления о данном явлении, выявлении особенностей употребления изучаемого феномена в языке СМИ. Более того, исследование дополняет собой ряд работ по педагогике, посвященных воспитанию подростка, также предметом изучения которых становится изучение роли СМИ в формировании личности ребенка, переходящего от детской модели поведения к взрослой.
Источником исследования являются тексты различных средств массовой информации, а также данные, полученные экспериментальным путем в ходе тестирования.
Методологическую основу данной работы составляют изучение и анализ литературы, текстов СМИ, проведение эксперимента.
Структура исследования обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашей работы стало изучение типов экспрессивного словообразования и их использования СМИ в качестве одного из широко используемых средств воздействия на современного подростка, его личностные качества и формирование общей картины мира. Для того, чтобы достигнуть поставленную цель, нами был сформулирован список задач, которые были успешно выполнены в процессе работы над двумя главами.
В первой главе нами были изучены основные аспекты понятия «экспрессивного словообразования», даны вариации определения экспрессии, а также исчерпывающая классификация типов экспрессивных дериватов. Более того, во втором параграфе главы нам удалось исследовать феномен широкого использования экспрессивного словообразования как эффективного средства речевого воздействия средствами массовой информации.
Во второй главе нам удалось определить роль СМИ в его влиянии на механизмы формирования личности подростка, предварительно выделив характерные особенности психического восприятия информации ребенком, относящимся к исследуемой возрастной группе: подросток - личность, находящаяся на стадии активного формирования, в попытке самоопределения и реализации в обществе ищущая близкие ей примеры и образцы для дальнейшего подражания и осмысления, а потому легко поддающаяся воздействию извне.
Ранее нами была выдвинута гипотеза о том, что экспрессивное словообразование, используемое в языке текстов средств массовой информации, оказывает значительное влияние на формирование личности современного подростка. Для подтверждения данной гипотезы нами был проведен эксперимент, в основу которого легло анкетирование учащихся 8-11-х классов общеобразовательных школ г. Москва. Результаты проведенного анкетирования доказали, что подростки в значительной степени подвержены влиянию СМИ, поскольку практически ежедневно школьники используют современные коммуникационные технологии и информационные ресурсы. Также подростки наиболее охотно потребляют контент тех средств массовой информации, которые в своем языке активно используют экспрессивное словообразование как одно из основных средств эффективного языкового воздействия.
Суммировав вышеизложенное, можно сделать вывод, что нами были решены все поставленные задачи, а также доказано их соответствие поставленной в работе цели.



1. Бекетова Н. Г. Экспрессивное словообразование в современных медиатекстах. - М., 2014.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под. ред. Д.И. Фельдшейна. М., 1995.
3. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. - М., 2003.
4. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977.
5. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка : учебник для академического бакалавриата / И. Б. Голуб. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 484 с.
6. Детство и общество / Эрик Эриксон. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2020. - 447 с.; 24 см. - (Серия "Мастера психологии»).
7. Жилавская И.В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование // Медиаобразование: от теории к практике: Сб. материалов Всеросс. научн.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 20–21 ноября 2007 / Сост. И.В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007.
8. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002.
9. Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. - М.: МедиаМир, 2008.
10. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стили¬стики. - М., 2005.
11. Крылова О.А. Лингвистическая стилистика. В 2 кн. Кн. 1. М., 2006.
12. Муратова А. Б. —М.: Высш. шк., 1990. —344 с. — (Клас¬сика литературной науки).
13. Петровский А.В. Категория личности // Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. — М., 1998.
14. Потебня А.А. Теоретическая поэтика / Сост., вступ. ст., коммент.
15. Психология интеллекта : [Пер.] / Жан Пиаже. - М. [и др.] : Питер, 2003.
16. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.
17. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. Изд. 2-е, испр. и доп. - М., 2008.
18. Харченко В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова. - РЯШ, 2008, № 3. с.67-68.
19. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. - М.: Наука, 2010

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ